РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
рабочая программа

Аджиева Сайбат Салаватовна

Программа по дополнтельному образованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ranee_esteticheskoe_razvitie_2022.docx42.35 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной

образовательной программе

МБОУ «СОШ № 7»

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

__________ О.Н.Минина

Протокол от 25.03.2021

 

Управляющий совет

__________ С.А.Розуман

Протокол от 27.03.2021

СОГЛАСОВАНО

Замдиректора по УВР

МБОУ «СОШ №7»

_______Е.Б.Мурзакова

26.03.2021

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №7»

________ Т.И. Никитина

10.04.2021

приказ № 245

Педагогический совет от 27.03.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Возраст воспитанников – 3-4 года

Срок реализации - 1 год

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ: ФАЙЗУЛЛИНА Р.Р.

ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР

                                                                           

г. Нефтеюганск

2022 год

Оглавление

  1. Пояснительная записка                                                                                  3-5
  2. Содержание                                                                                                      5-9
  3. Учебно-тематическое планирование                                                           9-14          
  4. Методическое обеспечение                                                                                  15
  5. Список литературы                                                                                             16
  6. Приложение «Календарный учебный график»

   

Пояснительная записка

Эстетическое развитие детей дошкольного возраста как обязательный аспект развития каждого ребенка, а не только отдельных одаренных детей, является аксиомой современного взгляда научной мысли и педагогической практики дошкольного воспитания детей. Важным целеполагающим аспектом дошкольного воспитания детей сегодня является формирование мировосприятия ребенка, ориентированного его развития на общечеловеческие духовные ценности. Среди множества факторов, обуславливающих развитие воспитанников, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной

творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, основы его будущей профессии. Достижение ребенком необходимого уровня эстетического развития в значительной степени зависит от педагогических и общекультурных условий, в которых он родился и живет. Целесообразно как можно более раннее вмешательство в стихийный процесс эстетического развития ребенка. Данное условие обосновано и аргументировано свойствами быстро развивающейся личности ребенка, его психофизиологическими и возрастными особенностями к восприятию развивающей информации различного уровня, к способности её практического освоения.

При разработке и реализации общеобразовательных программ в области искусств учитывались возрастные и психофизические особенности детей дошкольного возраста. С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования срок реализации общеобразовательной программы составляет 1 год для детей в возрасте от 3 до 4 лет включительно.

Настоящая программа направлена на комплексное

художественно-эстетическое и духовно-нравственное воспитание детей, выявление и развитие способностей воспитанников в области различных видов искусств, а также на укрепление физического здоровья детей.

В основе данной программы лежит масштабный образовательный блок. Его актуальность и назначение заключается в обучении, воспитании, развитии

каждого участника образовательного процесса, в приобщении ко всем видам деятельности, в выявлении более одаренных детей и выявление творческой среды для их дальнейшей специализации.

Практическая деятельность в области искусств с раннего возраста определяет стойкую мотивацию воспитанников к дальнейшему обучению в школе искусств, успешное освоение детьми дополнительных общеобразовательных программ.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что формирование художественно-эстетических и, в частности, музыкальных навыков является частью общего развития ребенка. Элементарные музыкально-звуковые понятия невозможно вводить без ознакомления детей с явлениями окружающего мира, без развития образного, абстрактного, логического мышления, краткосрочной и долгосрочной памяти. Поэтому занятия с детьми носят комплексный характер.

Цель программы: формирование общей культуры личности детей, в том числе развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и творческих способностей через реализацию различных видов учебно-игровой деятельности в области искусств.

Задачи программы:

  1. формирование нравственных и эстетических представлений об общечеловеческих ценностях у детей;
  2. формирование и развитие представлений об окружающем мире, человеке, природе;
  3. формирование первичных представлений о мире искусства: музыке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, театре, хореографии;

4)       выявление и развитие творческих способностей детей;

5)       создание условий для творческой самореализации ребенка через включение в творческую игровую деятельность;

6)      развитие внимания, памяти, сообразительности, образного мышления;

7)      развитие социально-коммуникативных навыков детей.

Прием на обучение по Программе осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) в порядке, установленном локальным актом Школы. Проведение каких-либо форм отбора и оценки творческих способностей детей при приеме не предусмотрено.

Содержание программы

Минимум содержания общеобразовательной программы в области искусств обеспечивает развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и

художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.

Дополнительная общеобразовательная программа «Раннее эстетическое развитие» реализуется посредством:

1)личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;

2)познавательного действия (логические действия, а также действия постановки и решения проблем);

          3)вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;

4)обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального и изобразительного искусства «Раннее эстетическое развитие» на обучение по предпрофессиональной программе в области музыкального или изобразительного искусства.

При реализации данной общеобразовательной программы МБОУ «СОШ № 7» (дошкольное образование) устанавливает самостоятельно:

1)планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы;

        2)учебно-тематический план.

Приобщение подрастающего поколения к музыкальному и изобразительному искусству, постижение основ предусматривается при реализации данной программы посредством аудиторных занятий. При этом аудиторные занятия проводятся по группам (групповые занятия).

Занятия проводятся в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием.  Количество воспитанников при групповой форме занятий - от 15 человек. Продолжительность академического часа устанавливается в соответствии с Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07. 2014 N 41.

Учебные планы разработаны МБОУ «СОШ № 7» (дошкольное образование) самостоятельно с учетом пожеланий родителей (законных представителей) несовершеннолетних, графика образовательного процесса по реализуемой образовательной программе и сроков обучения в МБОУ «СОШ № 7» (дошкольное образование).

Учебные планы определяют перечень, последовательность изучения учебных предметов по учебным полугодиям, формы итоговых занятий, объем часов по каждому учебному предмету.

В МБОУ «СОШ № 7» (дошкольное образование) реализуется несколько вариантов учебного плана:

1)вариант учебного плана включает предметы художественно-эстетической направленности в области изобразительного искусства: «Рисование», «Декоративно-прикладное творчество».

 2)вариант учебного плана включает как предметы

художественно-эстетической направленности «Музыка», «Изобразительное искусство» так и общеразвивающие предметы «Развитие речи» и «Мир чисел».

Форма обучения - очная.

Занятия проводятся в следующих формах: занятие, открытое занятие, концерт, праздник.

Режим занятий устанавливается в соответствии с                                       санитарно - гигиеническими правилами и нормами.

Занятия проводятся один раза в неделю. Продолжительность одного занятия: для детей 3-4 года - 15 мин.

Планируемые (ожидаемые) результаты

Реализация общеразвивающей программы «Раннее эстетическое развитие» способствует:

1)формированию у воспитанников эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

2)воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

Содержание учебных предметов направлено на формирование у воспитанников общих знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в музыкальном и изобразительном искусстве, элементарных математических навыков, навыков, способствующих речевому развитию детей.

Требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения программы.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дополнительного образования (является необязательным, отсутствуют возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

К целевым ориентирам освоения настоящей Программы относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

1)ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

2)эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

3)стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

4)владеет активной речью, включенной в общение;

5)может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;

6)знает названия окружающих предметов и игрушек;

7)стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

8)проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

9)проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;

10)эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

11)у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения.

Качество реализации общеразвивающей программы обеспечивается за счет:

1)доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания общеразвивающей программы;

2)наличия комфортной развивающей образовательной среды;

3)наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

Формы контроля

В целях контроля качества результатов реализации Программы, в течение учебного года проводится не менее двух открытых занятий для родителей, не менее двух выставок художественных работ воспитанников, не менее двух праздников, концертов, на которых в творческой, игровой форме представляются формы и результаты работы с детьми.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Количество часов

 «Золотая осень».

Рисование способом тычка.

Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.

1

«Красивый букет»

Печатание растений

Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

1

1

«Разноцветные бабочки».

Монотипия, обведение ладони и кулака.

Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

1

«Осенние листочки».

Отпечаток листьев. Набрызг.

Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати.

1

«Ежик»

Метод тычка

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость

1

«Черепашка»

Аппликация из крупы.

Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость

1

 «Мышка».

Аппликация из резаных ниток.

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

1

«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»

Рисование смятой бумагой.

Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.

1

 «Снежная семья».

Рисование способом тычка.

Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.

1

«Елочка».

Пластилинография.

Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

1

«Елочка»

Пластилинография.

 Продолжить мозаику из пластилина.

1

«Ёлочка пушистая, нарядная».

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

1

«Узоры на окнах».

Раздувание капли

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

1

 «Мои рукавички».

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

1

«Снеговичок»

Комкание бумаги (скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

1

«Дед Мороз».

Аппликация из ваты.

Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка.

1

«Мое любимое дерево».

Рисование мазком, монотипия, набрызг.

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках.

1

«Зимний пейзаж».

Кляксография

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

1

«На что похоже?»

Техника монотипии

Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию

1

«Подарок папе».

Разные

Вызвать желание порадовать пап и дедушек.

1

1

«Букет для мамы».

Рисование ладошками.

Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику.

1

«Какого цвета весна».

Монотипия.

Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски

1

«Берег реки».

Рисование по сырому фону

Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию.

1

«Волшебная страна – подводное царство».

Рисование ладошками

Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов.

1

«Звездное небо».

Печать поролоном по трафарету; набрызг

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

1

«Пасхальное яйцо»

Аппликация из салфеток.

Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина.

1

«Расцвели одуванчики».

Метод тычка.

Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах.

1

«Хмурый день».

Пластилиновая живопись

Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе.

1

«Букет к 9 мая».

Пластилинография.

Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина.

1

«Попугаи».

Рисование ладошками.

Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов.

1

«Цветочная поляна».

Рисование ватными палочками

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

1

Материально-технические условия реализации программы

Для реализации Программы необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

1)кабинеты для групповых занятий оснащены учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами), которая соответствует возрасту воспитанников;

2)зал для проведения массовых праздников;

3)кабинет для занятий изобразительным творчеством, оборудованный раковиной для мытья рук с подведением холодной и горячей воды;

4)технические средства обучения (фотоаппараты, мультимедийное и проекционное оборудование);

5)дидактические материалы;

6)туалеты для мальчиков и девочек, оснащенные сантехническим оборудованием соответствующего возрасту воспитанников размера.

Кабинет для занятий изобразительным творчеством оснащается необходимыми материалами для творчества и канцелярскими товарами.

Кадровое обеспечение программы: - лицо, имеющее среднее профессиональное или высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей профилю работы.

Методическое обеспечение

Реализация общеобразовательной программы обеспечивается учебно-методической документацией (учебно-методическими изданиями, конспектами занятий, аудио и видео материалами).

Библиотечный фонд МБОУ «СОШ №7 (дошкольное образование) укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам. Как необходимое условие реализации программы в кабинете имеются кинетический песок, демонстрационный материал и наглядно дидактическое пособие: конструктор Интелекс; конструктор магнитный; конструктор «Волшебные палочки», конструктор металлический; набор пластмасс – липучки; набор Гербарий; коллекция строительных материалов, коллекция семян и плодов, коллекция шишек, плодов, семян; коллекция Торф; набор компьютерный «Маша и медведь»; набор «Кукольный театр»; набор театр теней; набор школ бокс; набор «Эврики»; магнитный конструктор «Составь портрет», кукла с пустышкой; комплект «Полидрон»; комплект динамических раздаточных пособий.

Список литературы

1.​Торшилова, Е. Шалун, или Мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.Торшилова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №6. - С.92-104.

2.Лыкова И.А. «Азбука народной культуры». Парциальная программа художественно эстетического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Цветной мир, 2016.

3.Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2016.

4.Немнясова М. В. Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений об изобразительных средствах иллюстрации // Проблемы педагогики. – 2018. - № 4 (36). – С. 27-29

5.Коньшина С. М. Книжная иллюстрация к детской сказке (на примере творчества пермской художницы Н. П. Кацпаржак) // Вестник НАСА. - 2018. - №1 (14). – С. 244-252


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Вязание крючком»

Программа расчитана на 3 года и направлена на формирование и развмтие художественно-эстетического вкуса...

Диагностика детей по программ дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Тесты для  детей по программе "Ритмика и танцы" 7-10 лет и "Танцевальное мастерство" 11-14 лет...

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на межаттестационный периодпедагога дополнительного образования художественно-эстетического направления на 2013-2017 год

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на межаттестационный периодпедагога дополнительного образования художественно-эстетического направления на 2013-2017 год...

Рабочая программа по дополнительному образованию (спортивно-оздоровительное направление) "Мини-футбол"

Старшие школьники ребята с огромным удовольствием посещали этот курс....

Программа самообразования педагога дополнительного образования художественно-эстетического направления

Саморазвитие является одной из фундаментальных потребностей личности, однако пути и формы саморазвития индивидуальны и своеобразны....

Авторская рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "Смастеримка"

Авторская рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "Смастеримка" с календарно-тематическим планированием.Работа в кружке «Смастеримка&raq...

Дополнительная общеобразовательная рабочая программа учебного предмета "Специальность (аккордеон)" художественной направленности: "Раннее эстетическое развитие"

Данная программа рассчитана на один год подготовки и обучения детей дошкольного возраста навыкам игры на аккордеоне в классе раннего эстетического развития....