Влияние информационных технологий на формирование информационной культуры школьников
статья (10 класс)

Петрова Александра Николаевна

Взрывной характер изменений приводит к тому, что знания в новой информационной среде устаревают с рекордной скоростью. В областях, которые относятся к высоким технологиям, «период полураспада знаний» составляет два – два с половиной года, в других областях он несколько больше, но вряд ли превышает семь – восемь лет. Например, не прошло и десяти лет с момента появления Интернета, как идеология создания новых ресурсов принципиально изменилась. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние информационных технологий на формирование информационной культуры школьников 

Взрывной характер изменений приводит к тому, что знания в новой информационной среде устаревают с рекордной скоростью. В областях, которые относятся к высоким технологиям, «период полураспада знаний» составляет два – два с половиной года, в других областях он несколько больше, но вряд ли превышает семь – восемь лет. Например, не прошло и десяти лет с момента появления Интернета, как идеология создания новых ресурсов принципиально изменилась. На смену технологии Web 1.0 пришла Web 2.0, которая позволяет объединять в соответствии с некоторыми общими принципами различные веб-службы и веб-сервисы в единую информационную среду, снабженную пользовательским интерфейсом для совместного создания и использования информационного контента. К числу наиболее популярных ресурсов Web 2.0, используемых для научных и образовательных целей, в настоящее время можно отнести: блоги (web-log или blog), ориентированные на организацию персонального информационного пространства пользователя в виде дневника (журнала), позволяющего публиковать, хранить, обрабатывать, передавать различную по виду и содержанию информацию и осуществлять ее поиск во всем массиве данных; социальные сети, позволяющие образовывать открытые и закрытые сообщества по интересам для коллективного обсуждения различных вопросов и осуществления совместной деятельности; вики-проекты – ресурсы коллективного создания гипертекста, предназначенные для формирования электронных и медиа-библиотек, в состав которых включены каталогизированные тематические базы энциклопедических, справочных, словарных, иллюстративных и других документов и данных для обеспечения адресного поиска и свободного сетевого доступа; социальные мультимедиа, предназначенные для хранения и совместного использования, обмена, комментария и редактирования графической, аудио- и видеоинформации, фотографий, анимации и др.; социальные поисковые системы и сервисы закладок, ориентированные на совместный поиск информации и коллективное создание, обмен и систематизацию ссылок на тематические интернет-ресурсы; социальные геоинформационные системы, обеспечивающие совместное описание, редактирование, актуализацию, сопоставление и использование для решения прикладных задач знания, привязанные к тому участку местности, информацию о котором несут. Помимо этого, создаются и развиваются новостные, образовательные, научные, экономические, маркетинговые, развлекательные, познавательные, игровые интернет-ресурсы, в функционировании которых используются механизмы социального взаимодействия пользователей для создания и управления коллективным знанием, которыми во всем мире сегодня пользуются свыше одного миллиарда человек. Как отмечает один из разработчиков концепции Web 2.0 Т.О'Рейли, отличия новой технологии состоят в следующем: •публикацию сменяет соавторство; фиксированные ресурсы уступают место живым журналам; • таксономия изменяется на фолксономию (фолксофономия - способ связи элементов, но не иерархически, как в таксономии, а равноправным отношением). Теперь для того чтобы стать автором сайта, достаточно иметь доступ к Интернету, не нужно владеть программированием или обладать какими-либо специальными навыками. К тому же размещение ресурсов становится бесплатным. Естественно, это изменяет характер отношения к символам и культурноисторическому опыту, иным становится само отношение к знаниям и способам использования инструментов. На первый план выходит личный опыт, то, что знают другие, часто представляется устаревшим, утратившим свою актуальность. Современный пользователь сети не потребитель, а создатель новых ресурсов. В качестве примера можно привести создание «новояза» в Интернете. В результате использования информационных технологий происходит изменение культуры как способа взаимодействия с окружающим миром и с самим собой.

Таким образом, информационные технологии привносят в нашу жизнь не только новые возможности, но и новые проблемы. С учетом того, что одним из приоритетных направлений совершенствования образования в развитых странах мира является применение новых информационных и коммуникационных технологий, очень важным становится вопрос образовательной культуры, непосредственно связанный с основным вызовом эпохи - обучением в течение всей жизни. Стихийное становление новой информационно-образовательной культуры привело к возникновению следующих проблем: 1. Скандалы, которые прокатились по западным университетам, были связаны с обнаружением «интернет-плагиата», то есть использование интренет-ресурсов при выполнении учебных заданий. Это высветило проблему информационной насыщенности. Доступность больших объемов информации в сети Интернет снижает мотивацию обучающихся к генерированию нового знания. К сожалению, получая доступ к информационным ресурсам, студенты стремятся минимизировать свои усилия и вместо самостоятельной подготовки эссе, курсовых и дипломных работ сдают компиляцию чужих мыслей. Вместо того чтобы интерпретировать доступную информацию, сопоставлять ее со своим опытом и создавать личное новое знание, студенты и слушатели предпочитают искать информацию в Интернете и «механически» трансформировать ее в ожидаемый от них результат. При этом часто происходит подмена знания информацией, стираются различия между знаниями и информацией, не вырабатываются навыки критического анализа информации, который ведет к формированию знания. Данная проблема актуальна для всех стран. Об актуальности проблемы плагиата для России говорит уже то, что в 2006 году ВАК начал использовать систему «Антиплагиат.ру» для анализа диссертационных исследований. В Государственном университете – Высшей школы экономики каждый 127 студент, который выходит на защиту выпускной квалификационной работы - бакалаврской, магистерской, специалитета, - должен отправить файл со своей работой в нашу систему «Антиплагиат», установленную на портале Университета, которая автоматически, после заполнения элементарной формы распечатывает регистрационный листок, присваивает уникальный номер, подтверждающий, что файл с работой в систему отослан. Эта бумажка теперь должна прикладываться к работе вместе с отзывом научного руководителя и рецензента. С 2008 года это обязательный документ, один из элементов допуска к защите. При этом работа первоначально попадает не в саму систему «Антиплагиат», а во внутреннюю базу текстов ГУ-ВШЭ, из которой затем отправляется в систему для проверки. Нужно сказать, что эта акция оказалась организационно успешной. Через корпоративный портал было загружено почти две с половиной тысячи студенческих выпускных работ. 2. Интернет-зависимость. Данная проблема связана с бесцельным блужданием в Интернете. Причем отсутствие возможности его осуществлять приводит к ухудшению настроения и депрессии. К.Янг (К.Young) отмечает, что имеются факты, когда в результате депрессии, вызванной отказом от применения Интернета, люди совершали попытки самоубийства и проявляли жестокость по отношению к своим родственникам. Пока нет клинических данных, подтверждающих, что этот феномен является заболеванием. Однако можно говорить о таких последствиях Интернет-зависимости как хроническое недосыпание, неразумное расходование семейных сбережений, возникновение проблем в семейной жизнибыло выявлено, что при использовании электронных форм обучения учащиеся бросают учебу в два раза чаще, чем при традиционных формах обучения. Опасность формального подхода при организации дистанционного обучения отмечалась также в нашем исследовании. 4. Проблема качества информации. Интернет предоставляет возможность легко получить информацию, однако вопрос о ее качестве остается открытым. Цели разработчиков ресурсов сети могут самыми разными (например, в Интернете существуют сайты для желающих покончить жизнь самоубийством с описанием самых «лучших» способов ухода из жизни). В областях сильной конкуренции создатели сайтов могут быть заинтересованы в сокрытии знаний или публикации заведомо ложной информации. В таком случае информационные ресурсы Интернета становятся источником дезориентации, формирования ложных представлений. Стихийное становление культуры имеет ряд существенных недостатков и, что самое важное, оно не обеспечивает условий для эффективного использования Интернета в образовании. Поскольку в новую информационную среду уже включено 16,4% населения России и в дальнейшем аудитория Интернета будет расти (например, в странах Европы процент пользователей Интернета среди населения составляет в среднем 43,3), то необходимо уже сейчас задуматься над решением возникающих проблем. Таким образом, развитие современных технологий существенным образом меняет жизнь общества и оказывает влияние на информационную культуру. Знание законов распространения информации в материальном мире, ее свойств и функций, роли в процессах формирования мышления, поведения, социализации и самореализации представляет собой фундаментальную основу информационной культуры. Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, основой которой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной компетенции в процессе обучения младших школьников

Основные задачи: вызвать у школьников интерес к урокам физкультуры, позволив  ощутить красоту и радость движения;формировать жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;обучи...

Проектная деятельность и личностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности на уроках английского языка.

Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль ...

Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии

Творческий отчёт учителя химии и биологии. Данный отчёт отражает находки учителя в органичном сочетании традиционных форм урока с интерактивными технологиями на уроках химии и биологии. Показаны разли...

Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка....

Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС

Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...

Обобщение педагогического опыта по теме «Применение информационных технологий в формировании естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках физики в условиях введения ФГОС.

Особое место в учебном процессе занимают современные информационные технологии. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферыеё применения. При этом ученики ежедневно пропускают ч...

Статья на тему: "Роль информационных технологий в специальном образовании младших школьников"

Предлагаю Вашему вниманию мою статью на тему: Роль информационных технологий в специальном образовании младших школьников....