Статья «Роль педагога дополнительного образования детей в формировании нравственно- ориентированной системы ценностей обучающихся»
статья

Основной ценностью современного образования является личностное развитие подрастающего человека. Перед обществом стоит цель не только научить школьника основным знаниям и умениям, сформировать ключевые компетенции, но и воспитать его как активную самостоятельную, образованную личность, способную принимать ответственные решения в ситуациях выбора, готовую взять на себя ответственность за последствия своей деятельности.Чем раньше начинается формирование социальной компетентности, социальной ответственности, тем успешнее будет продвигаться по жизненной лестнице человек.

В статье расскрываются понятия "волонтёрство", "волонтёрская деятельность" или добровольчество, добровольческая деятельность через проекты реализованные в В Доме детского творчества "На 9-ой линии" Василеостровского района Санкт-Петербурга уже на протяжении нескольких лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Роль педагога дополнительного

образования детей в формировании нравственно-

ориентированной системы ценностей обучающихся»

Патрунова Яна Алексеевна,

ГБУ ДО ДДТ «На 9-ой линии»

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Из всех наук, которые должен знать человек,

 главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла

 и как можно больше добра.

Л.Н. Толстой

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Основной ценностью современного образования является личностное развитие подрастающего человека. Перед обществом стоит цель не только научить школьника основным знаниям и умениям, сформировать ключевые компетенции, но и воспитать его как активную самостоятельную, образованную личность, способную принимать ответственные решения в ситуациях выбора, готовую взять на себя ответственность за последствия своей деятельности.

В современном мире учащимся трудно разобраться в истинных ценностях и глубоко осмыслить их содержание без педагогического участия:

  • Умение сопереживать;
  • Умение относиться к другим людям, как к самому себе;
  • Умение ценить другого человека;
  • Умение радоваться за других.

Городские соревнования «Битва роботов» ежегодно проходят в нашем учреждении. Ребята искренне сопереживали, радовались, болели за других участников. Это единение детей, взрослых (педагогов-родителей), зрителей. Это столько эмоций. Вот оно: ребёнок видит пример, это ему передается. А ведь это соревнования-есть победители, есть побежденные. но радость от общения, радость за другого, сопереживание уводит на второй план соревновательность, превосходство одного над другим.

 Система воспитания социальной ответственности, формирования мировоззрения обеспечивает вектор движения учащегося от позиции стороннего наблюдателя к активной деятельности. Проблема формирования социальной ответственности у подростков как социально значимого качества посредством вовлечения их (подростков) в социально значимую деятельность приобретает сегодня особую актуальность

Чем раньше начинается формирование социальной компетентности, социальной ответственности, тем успешнее будет продвигаться по жизненной лестнице человек.

В Доме детского творчества уже на протяжении нескольких лет реализовывался проект «Волонтер ПЛЮС»

Задачи проекта:

  • Вовлечение педагогов обучающихся и их родителей в  реализацию социальных благотворительных акций.
  • Формирование в обществе позитивного, толерантного отношения к людям, находящимся в социальных учреждениях  (детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-сиротам, пожилым людям).
  • Оказание эффективной помощи детям-сиротам, детям с ограниченными возможностями здоровья и пожилым людям, находящимся в социальных учреждениях, содействие их социальной адаптации и интеграции в общество.
  • Налаживание сотрудничества с социальными партнерами для совместной социально-значимой деятельности в рамках проекта.
  • Организация и проведение методических обучающих семинаров для участников волонтерского движения.

 Поверить в себя должны как особенные дети, так и волонтеры, которые общаются с ними. Волонтеры, а ими являются воспитанники Дома творчества совместно с родителями и педагогами принимают участие в реализации социальных благотворительных акций проекта «Волонтер ПЛЮС».

Ребята самостоятельно готовят мероприятие от идеи (миссии), концепции до организации.

Педагоги лишь только задают вектор развития и на момент реализации становятся тьюторами акции (проекта). Данный проект объединяет в себе работу всех отделов учреждения, а также большое количество социальных партнеров, что позволяет более эффективно и с лучшим качеством выстраивать отношения.

Система воспитания социальной ответственности, формирования мировоззрения обеспечивает вектор движения учащегося от позиции стороннего наблюдателя к активной деятельности.

Чем раньше начинается формирование социальной компетентности, социальной ответственности, тем успешнее будет человек продвигаться по жизненной лестнице . Целевая аудитория проекта «Волонтер ПЛЮС» это «особенные дети» и пожилые люди, но я утверждаю, что обучающиеся Дома детского творчества, родители и педагоги, являясь участниками проекта (погружаясь в душевность, социальность проекта) переходят и в целевую аудиторию. Не важно кто и для кого, а важно, что все вместе.   Это имеет право утверждать, что сетевой социальный проект «Волонтер ПЛЮС» - это эффективная модель взаимодействия.

Волонтёрство, волонтёрская деятельность или добровольчество, добровольческая деятельность - это широкий круг деятельности, включает традиционные формы взаимопомощи и самопомощи.

Целевая аудитория проекта:

  • Дошкольный детский дом №40;
  • Специальная (коррекционная) школа №4 (VIII вида);
  • Санкт-Петербургский стационар «Детский ХОСПИС»;
  • Центр социальной помощи семье и детям Василеостровского района (Дети дневного пребывания);
  • Социальное досуговое отделение граждан пожилого возраста-1;
  • Специальный жилой дом для пожилых граждан и инвалидов;
  • Общественная организация инвалидов «Санкт-Петербургский союз глухих». ГСКОУ специальная коррекционная школа №31 для детей инвалидов слабослышащих); Фестиваль «Поверь в себя» (жестовое пение).

Формы работы с этими организациями:

  • Обучение  старшеклассников по дополнительной общеобразовательной программе «Волонтер +».
  • Проведение мастер-классов  по различным направлениям деятельности силами педагогов и обучающихся ДДТ «На 9-ой линии».
  • Проведение концертов, праздников, игровых программ, конкурсов, театральных представлений.
  • Проведение экскурсий силами волонтеров.
  • Проведение выставок.
  • Изготовление подарков, сувениров силами отдела декоративно-прикладных искусств.

И есть одно мероприятие, что их объединяет всех – это Фестиваль художественного творчества «Поверь в себя» для детей и юношества с ограниченными возможностями. Основная цель - реабилитация и социализация детей и юношества с ограниченными возможностям через развития художественного творчества.

Дом детского творчества «На 9-ой линии» проводит Фестиваль совместно с «Домом народного творчества и досуга». Это городской фестиваль.

Уже традиционно Фестиваль проходит в два дня. В первый день участники показывали жюри свои конкурсные работы по таким номинациям, как: «Хореографическое искусство», «Жестовая песня», «Театральное творчество и пантомима», «Художественное слово» и «Изобразительное творчество».

Каждый ребенок хочет быть успешным, хочет продемонстрировать свои достижения. Этому способствует соревновательная и проектная деятельность.

Волонтерское движение стремительно развивается. Волонтерство в культуре, в медицине, в социальной сфере очень развиты и востребованы в наши дни, в то время, как научно-техническая сфера занимает второстепенное место.

С целью популяризации научно-технической направленности был разработан образовательный проект «Волонтер науки в 3D ».

Проект «Волонтер науки » включает 1) Создание волонтерской среды распространения актуальных научных идей и образовательных технологий среди учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга;

2) Создание инициативной разновозрастной группы ребят.

3) Учащиеся, вовлеченные в познавательную и исследовательскую деятельность, разработали  научную карту достижений России, создали банк научных открытий «Эврика», куда ребята вносят все свои достижения в течение работы в проекте. Представляют свои проекты в других образовательных учреждениях, рассказывая обо всем младшим ребятам.

Обучающиеся, которые являются волонтерами, рассказывают о достижениях науки просто и понятно, т.е. популяризируют техническое творчество среди сверстников.

В полной степени можно сказать, что дополнительное образование способствует формированию Ключевых компетенций 21 века, таких как:

  • Лидерство и ответственность;
  • Умение работать в команде;
  • Готовность воспринимать новое;
  • Разрешать ненасильственно конфликты;
  • Критическое мышление;
  • Работа с информацией;
  • Саморазвитие и самооценка.

Обучающиеся постигают азы в практической деятельности, тем самым имеют благоприятные возможности для приобретения социального опыта, установку на социальную деятельность.

Таким образом, все это достигается через возможность участия педагога в процессе формирования ценностей:

  • личностное влияние педагога;
  • ценностный диалог;
  • погружение в ценностную среду;
  • специальное конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания;
  • создание ситуации ценностного выбора.

У педагога, работающего с детьми, должен обладать:

  • высоким уровнем педагогических и психологических знаний;
  • духовно-нравственной самостоятельностью;
  • творческой активностью;
  • профессиональной ответственностью.

Нормативно-концептуальные документы Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации « от 29.12.2012

  1. Федеральный закон Российской Федерации №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020
  2. Федеральный закон о благотворительной деятельности и добровольчестве  (волонтерстве). Принят Государственной Думой 7 июля 1995 года
  3. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 г. N 2950-р
  4. Программа «Развития добровольчества  (волонтерства) в Санкт-Петербурге» на 2019-2025 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08. 2019 г. N 32-рп.
  5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года проект
  6. Стратегия развития в Российской Федерации на период до 2025 года //Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р
  7. Национальный проект «Образование». Протокол от 03.09.2018 №10 Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
  8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование детей// Протокол от 30.11.2016 №11 Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
  9. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства// Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 №240
  10. Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы» // Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16.01.2020 №105-р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль педагога дополнительного образования в обучении и воспитании детей и подростков"

Доклад и презентация к районным педагогическим чтениям педагогов дополнительного образования....

«Роль педагога дополнительного образования в выявлении и развитии творчески одаренных детей»

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и...

Статья "Роль отделения дополнительного образования детей в формировании здоровьесберегающих факторов развития ребёнка".

Данная статья раскрывает роль отделения дополнительного образования детей в средней общеобразовательной школе в формировании здоровьесберегающих факторов  развития ребёнка....

Статья "Роль педагога дополнительного образования в современном обществе"

Статья "Роль педагога дополнительного образования в современном обществе"...

Роль отделения дополнительного образования детей в формировании культуры безопасного поведения учащихся на дорогах

В статье рассматривается роль ОДОД в формировании культуры безопасного поведения школьников на дорогах....

«Роль педагога дополнительного образования в обучении и воспитании детей и подростков»

Педагог всегда защигает огонь в сердцах своих воспитанниках....

Роль педагога дополнительного образования детей в формировании личности ребенка

Именно в школьные годы закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, складываются много...