5.Тангл и монотанглы. Каркасы.
презентация к уроку

Зайцева Елена Юрьевна

Существуют мнения, что в основе зенарта лежит техника зентангл, что зенарт и зентангл — это одно и то же. Так ли это? И все ли дзен рисунки состоят из танглов? На самом деле зенарт – это все виды и техники дзен-рисования, включая и дудлинг, и дотарт, и лайнарт и др. Техника зентангл является одним из мощных источников развития этого арт-потока. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Шаблоны для рисования узоров зенарт

Здесь обещанные формы, каркасы для зенарта, зентангла, дотарта, мандала и т.п, и тд.

Эти «каркасы» можно скачивать и дальше наполнять своими элементами и узорами. Зенарт для начинающих открывается с разных сторон. Можно начать с раскрасок, можно с тренировки рисования элементов. Один из интересных и простых способов — наполнять узорами готовые шаблоны для рисования.

karkas1

karkas2

karkas3


karkas4

karkas11

karkas5


5-й Урок как раз посвящен различным видам основы для зенарт рисунков. Естественно, лучше заниматься не выборочно, а системно. В зентангле шаблоны для рисования с линиями называются «string». Они рисуются простым карандашом от руки, и по мере наполнения узорами, строка «утопает» и становится незаметной. В этом смысле готовый шаблон уступает рисованному, если он ярко напечатан. Поэтому советую при распечатке сделать среднее качество или напечатать серым цветом. Тогда линии будут почти незаметны.

linedot, уроки зенарта

string4

string3


string2

string1

linedot,уроки зенарта


Рисуйте в удовольствие!



Предварительный просмотр:

5.2 Урок. Как рисовать формы, шаблоны для зенарта

В предыдущей теме я поделилась мыслями о создании основы для зентангла, о том, как рисовать каркасы для зенарт узоров.

В этом, уроке я продолжаю тему геометрических абстрактных каркасов, а также рассмотрим шаблоны для рисования зенарта с объектами.

Интуитивное, медитативное рисование базируется на «бессознательном» процессе. Поэтому отличительным признаком медитативного рисования является малое количество конкретных объектов.  Растительные формы – листочки, цветочки, могут присутствовать, но в схематичном варианте. Вообще-то, сосредотачиваться на воспроизведении объектов окружающего мира не нужно, теряется весь смысл происходящего. Другое дело дудлинг.

Вот почему я хочу еще раз остановиться на геометрических «каркасах». Плитки зентангл с их строкой и небольшим размером, конечно, попроще, но что делать с большими рисунками, с картинками зендудлинг? Техника зенарт заключается не только в рисовании разных узоров, но и в том, как их разместить, скомпоновать, делать это легко и не застревать на простейших моментах. А то некоторые видят простенькое перышко зенарт, восхищаются и говорят: «Не, я не смогу…» Точно сможете, если захотите! Главное, знать с чего начать=)

перо зетангл, уроки зенарта, зендудлинг

Если вы почувствуете, что рисование в этом стиле — это ваше, тогда есть смысл продолжать совершенствоваться, оснащать себя хорошими инструментами и получать более глубокие знания на курсах и в студиях.

Итак, поехали. Плитки зентангл, в классическом варианте, можно вертеть, как угодно. У рисунка нет низа и верха, узоры могут быть направлены в разные стороны и не подвластны законам гравитации. Так же и в других абстрактных дзен рисунках. Такую картинку можно вешать на стену и периодически поворачивать, она всегда будет интересно и гармонично выглядеть.

Рис 1zentangle_i_dudling_linedot

Однако, по моим наблюдениям на занятиях, многие не могут оторваться от земли и пытаются укоренить рисунок. Да, и со мной это бывает. Есть отличное упражнение для развития «невесомости». Кроме того, у начинающих рисовальщиков бывает засада с композицией (расположение элементов в рисунке). Это ситуация, когда человек начинает рисовать элементы, и запутывается, или складывает все фигуры в невыразительную «кучу». Это упражнение помогает с этими вопросами разобраться.

Упражнение 1. Каркас с геометрическими фигурами

Нам нужно нарисовать геометрические фигуры от руки, а образовавшиеся сектора заполним разными узорами. Для того, чтобы не было «низа и верха» в рисунке, представьте, что вы ставите фигуры на бумагу. То есть, «земля» — это сама бумага.

  1. У меня рисунок на половине листа А4. Я нарисовала границу волнистой линией, с отступами от края листа примерно по 2 сантиметра. Чем меньше размер ограниченной площади, тем меньше фигур надо рисовать, иначе сектора получатся слишком маленькими.
  2. Чтобы легче раскидать фигуры по листу, надо от чего-то оттолкнуться. В основе моей композиции размещение базовых трех фигур по треугольнику. В 1 рисунке вы видите базовый треугольник, который я мысленно нарисовала, для вас показываю его красным пунктиром.

2-uroki-zenarta-6-urok

Пунктир не рисуйте, это просто ориентир для композиции, но можете наметить карандашом три точки – вершины треугольника. В области левого угла разместила круг, а дальше в области двух других углов разместила четырехугольник и треугольник. Вы можете нарисовать другие фигуры. Используйте этот принцип для зендудлинг композиций, особенно подходит он для цветочных «букетов».

  1. Итак, опорными у меня были три фигуры, отмеченные красными штрихами.

3-uroki-zenarta-6-urok

Дальше я добавила еще три окружности. Как видите, они тоже расположены треугольником. Добавляю от границы части крупных фигур с углами, также «раскидывая» их в разные стороны. Таким образом получается каркас с определенной композицией. Как она будет выглядеть в итоге с узорами, пока неизвестно, поскольку заполнение формы — узорами- это полностью медитативное рисование.

4. С какой-то фигуры начните рисовать любой узор и далее двигайтесь интуитивно. Заполняя отсеки разными узорами, вы оптически разбиваете рисунок на сегменты. В результате у вас будут вырисовываться и даже, возможно, выдвигаться на первый план, не те фигуры, что вы рисовали вначале, а те, что образовались путем наложения предыдущих.

В моем варианте некоторые узоры в соседствующих секторах имеют одинаковый элемент в основе или одну базу, но разное развитие, и создается ощущение перехода одного пространства в другое.

зенарт уроки, зентангл, зендудлинг

Вот так, вполне осознанно построив каркас, можно потом погрузиться в бессознательное течение причудливых узоров. Со временем строить такие каркасы становится проще, и на этом уже не застревают.

А теперь перейдем ко второй части «каркасной» темы.

Шаблоны для рисования зенарта с объектами.

Рисование в стиле зенарт – это не обязательно и не только медитативное рисование. Это и стиль в искусстве, который не ограничивает нас какими-то особыми правилами.

Контуры домиков, деревьев, перьев, живности, предметов обихода и т.д. являются прекрасной основой для наполнения узорами.

Раскрашенные танглами котики, перья и т.п. очень популярны, поэтому давайте рассмотрим, как рисовать эти шаблоны для рисования.

котик зентангл, зенарт, зендудлинг, oga red

Сложность в рисовании такого каркаса может представлять сама форма объекта. Если у вас есть навык рисования объектов окружающего мира, замечательно. Если нет, то можно срисовать контур с детских раскрасок. Для маленьких детей делают слабо детализированные раскраски, и они часто здорово подходят для дзен арта.

Для упражнения я решила взять форму посложнее, чем перо, листочек или рыбка.

 

Упражнение 2. Бабочка в технике зенарт.

Рисуем контур бабочки.

Иногда бывает сложно нарисовать симметричные крылья бабочки.Симметрично рисовать получается? Отлично, рисуем симметричную бабочку. Если не получается, то выбор прост: рисуем не симметричную живность, либо тренируемся рисовать симметрично, либо скачиваем готовый контур у меня в Раскрасках или из другого места.

Выбирайте подходящий вам вариант, и поехали.

Я покажу вариант рисования самого шаблона не симметричной бабочки.

Можно начать с тельца, но я начинаю с крыла, поскольку крыло немного прикрывает тело, и находится на переднем плане.

бабочка зентангл, зендудлинг

Рисуем границы крыльев, а затем тело.

как нарисовать бабочку

После того, как нарисовали внешние границы, рисуем внутренние границы – тангл для заполнения узорами.

В этом варианте я раскрасила бабочку обычными цветными тонкими маркерами.

бабочка зентангл, зендудлинг, уроки зенарта

Если вы скачиваете где-то шаблон для рисования бабочки, то смотрите на детализацию крыльев. Обычно в крыльях уже есть какой-то рисунок для раскраски, а лучше, чтобы этого не было. Тогда можно нарисовать свои узоры так, как надо. Вот пример процесса рисования бабочки в стиле зентангл, нарисованной линером и цветными карандашами, с эффектами, о которых будет речь в следующих уроках.

butterfly zentangle, бабочка зентангл

Я вам привела всего несколько вариантов в создания основы для танглов. Их, конечно, множество. Придумывайте, творите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика создания на уроках географии каркаса географического образа стран

Данная методика позволяет учителю сделать урок географии более ярким, а процесс обучения более продуктивным....

Экологический каркас города Москвы

Пособие по Москвоведению...

Методическая разработка "Цикл уроков по дисциплине лепка тема: "Ледовое шоу"" возраст учащихся 10-11 лет техника папье-маше на каркасе

Методическое пособие предназначено для учащихся художественных школ и школ искусств, для детей обучающихся в учреждениях дополнительного образования по направлению "Изобразительное искусство", педагог...

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по тестопластике «Изготовление объёмной фигурки на каркасе «Вьетнамская кошка»

Из занятия педагоги смогут узнать интересные сведения из истории тестопластики, технологические тонкости по изготовлению солёного теста и создания изделий из него; научатся делать объёмное изделие на ...

Горный каркас России-Урал и горы Южной Сибири

Предлагаю презентацию к уроку географии в 9 классе по теме : "Горный каркас России-Урал и горы Южной Сибири....

Презентация "Экологический каркас города"

Презентация для урока экологии Москвы и московского региона в 10 классе...

Экологический каркас территории Белгородской области - разработка урока

Разработка урока позволяет организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий о ландшафтном краеустройстве и экологическом каркасе территории на примере Белгородской облас...