Методика обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста музыкально-ритмическим движениям
рабочая программа

Рассказова Алёна Сергеевна

Данный материал позволит ознакомиться с принципами развития музыкально – ритмических движений у дошкольников и младших школьников, понакомиться с методикой обучения музыкально – ритмическим движениям детей младшего возраста, изучить виды и этапы музыкально – ритмических движений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа дисциплины «Методика обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста музыкально-ритмическим движениям»

Целью освоения учебной дисциплины «Методика обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста музыкально-ритмическим движениям» является овладение знаниями по развитию танцевально – ритмических движений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи дисциплины:

  • Ознакомление с принципами развития музыкально – ритмических движений у дошкольников;
  • Ознакомление с принципами развития музыкально – ритмических движений у младших школьников;
  • Знакомство с методикой обучения музыкально – ритмических движений у детей;
  • Изучить виды и этапы музыкально – ритмических движений;

По окончании изучения дисциплины, обучающиеся должны:

Знать:

  • Закономерности развития музыкально – ритмических движений у дошкольников;
  • Закономерности развития музыкально – ритмических движений у младших школьников;
  • Методику обучения музыкально – ритмических движений у детей;
  • Виды и этапы обучения музыкально – ритмических движений;

Уметь:

  • Применять инновационные основы развития музыкально – ритмических движений детей на практике;
  • Применять методику обучения музыкально – ритмических движений на практике;
  • Различать виды музыкально – ритмических движений;
  • Работать по этапам обучения музыкально – ритмических движений;

Владеть: Методикой обучения по музыкально – ритмическим движениям детей.

Тема 1. Развитие танцевально – ритмических движений детей дошкольного возраста в процессе знакомства с музыкальными произведениями.

Содержание раздела.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности JI. C. Выготский назвал единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыкальное воспитание - уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

Музыкальное воспитание начинается со знакомства с музыкальными произведениями. В процессе прослушивания музыкальных произведений дети познают музыку разного характера (веселая, грустная, медленная, быстрая и т.д.), и не просто познают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений (авторская или народная песня; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т.д.). Но музыкальное воспитание не было бы полноценным, если бы дети ограничивались лишь пением или прослушиванием музыки. Важную роль в музыкально-педагогическом процессе играют танцевально-ритмические движения.

Танцевально-ритмические движения служат делу познания ребёнком окружающей действительности и, в то же время, - являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений. Выдающийся музыкальный педагог А.Д. Артоболевская, в книге "Первая встреча с музыкой" утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются, прежде всего, через движение с музыкой.

Кроме того, в период дошкольного детства ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. А музыкально-ритмические движения сочетают в себе как эмоционально-творческое развитие, так и развитие физическое.

Другими словами, искусство танца - это синтез эстетического и физического развития человека. Выполнение различных танцевально-ритмических движений, укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает координацию движений и ориентацию в пространстве.

Органическое единство музыки и движений необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. А музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, четкость, ритмичность. Известно, что как в пении, так и в движении необходимо достичь полного соответствия с музыкой. Яркие примеры взаимосвязи музыки и движений демонстрируют такие виды спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание.

Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку - именно на это направлена работа над танцем. Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей.

Танец - искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения.

Движения  музыку укрепляют  организм. Удовлетворение,  ребенком в  двигательных действий,  сопровождаются значительными  изменениями в  организме, улучшается  и кровообращение.

Веселая  возбуждает нервную  вызывает усиленную  высших отделов  мозга, связанных  ассоциативными, интеллектуальными  волевыми процессами.  скелетной мускулатуры  дошкольном возрасте  важное значение,  как у  организма восстановление  энергии характеризуется  только возвращением  исходному уровню,  и его  Поэтому в  занятиями танцами  не трата,  приобретение энергии.  движения способствуют  моторики, улучшает  Систематические занятия  очень полезны  физического развития  улучшается осанка,  пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся  У детей появляются такие качества движений, как легкость, "полетность", упругость, ловкость, быстрота и энергичность. Благодаря музыке движения  становятся более четкими, выразительными и красивыми.

Замечено: если  нравится, у ребят возникает желание  им трудно усидеть на месте,  буквально "выплескивают" свои эмоции. Ритм  "переживать". И детям легче передать  понимание музыки не словом, а  движений. А это хорошая предпосылка  творческого процесса. Приобретая знания и  в области танцевального искусства, дети  понимать, что каждый танец имеет  содержание, характер, свой образ. Чтобы  выразительность танцевальных образов, ребенок должен  не только сами движения, но  их последовательность (что само по  положительно влияет на развитие памяти  внимания), но и мобилизовать воображение,  творческую активность.

Танец приучает детей к  культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность,  Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше.  становится одним из средств нравственного воспитания ребенка.

В настоящее время внимание детей и педагогов привлекают современные ритмы  новые танцы. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что дети, наблюдая в быту танцы взрослых, подражают  худшим образцам их исполнения (они кривляются, ломаются, танцуют грубо, немузыкально). Это вызывает большую тревогу, так как  в дошкольном возрасте закладываются основы художественно-музыкального вкуса.

Существует два пути в работе над созданием детских танцев. Первый  - это работа над облегченным, доступным для детей вариантов уже существующих бальных танцев для взрослых с  той же музыки. В них сохраняются движения танца для взрослых, его рисунок, но сокращается количество фигур,  композиция, исключаются наиболее трудные для детского исполнения элементы.

Другой путь - это создание нового детского танца на  детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы включаются обязательные для дошкольников программные  навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические хлопки и др.), многие из которых исполняются в новой  манере. Одновременно вводятся и новые элементы.

При составлении новых танцев для детей дошкольного возраста необходимо руководствоваться целым  художественно-педагогических требований. Каждый детский  должен иметь  эмоциональное содержание,  колорит. Танцы  быть доступны  отвечать их  возможностям. В  случае, обучение  в утомительный  и потеряет  воспитательную ценность.

Детский танец должен быть очень концентрированным, компактным. Не рекомендуется  него включать большое количество разных фигур - это утомляет детей. Надо учитывать психофизическую особенность детей-дошкольников, тщательно лимитировать физическую нагрузку, контроль над  необходимо осуществлять.

 А именно:

-следить за осанкой детей  занятиях, характером двигательных заданий;

-определять дозировку физической нагрузки, учитывая пожелания врача;

-обращать внимания на жалобы детей во  занятий танцами;

-в  с воспитателями  родителями выяснять  данные о  ребенка, его  особенностях.

Танец для  должен иметь  рисунок движений.  помнить о  точности и  танцевальной формы,  в этом  танец будет  для многократного  Необходимы органическая  движений с  учет не  общего характера  но и  средств музыкальной  (динамических, темповых,  гармонических особенностей,  окраски, формы  данного произведения).  также разнообразие  детского танца  содержанию, настроению).  для детей  может явиться  партнеров в  элемент игры,  необычных атрибутов, костюмов.

Чтобы  детей танцем, педагог должен дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет слушание музыки  уяснения её содержания и особенностей, разбор её структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). Детям можно предложить отметить  акценты, ритмический рисунок, начало новой части, музыкальной фразы и т.д. В процессе разучивания танца педагогу приходится  возвращаться к содержанию и особенностям прослушанной музыки, помогать детям находить оттенки движения, отражающие характер музыки. Необходимо  детей в мир той музыки, под которую они будут танцевать.

Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный показ  педагогом. Хороший показ вызывает у детей желание поскорей научиться так же красиво танцевать. Педагог должен специально  к этому показу, проделывать отдельные танцевальные элементы перед зеркалом. Важно ясно показать все нюансы танцевальных движений. Показ  сопровождаться словесными пояснениями, указаниями. Это поможет сделать процесс обучения более сознательным и доступным.

 заранее анализирует,  ошибки могут  у детей  овладении тем  иным движением,  точные слова  объяснения отдельных  продумывает образные  четкие краткие указания.

В работе над танцем большое значение имеют подготовительные танцевальные  Рекомендуется вначале разучить с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные  Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога,  педагог в свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, показ педагога должен  зеркальным.

Чаще надо использовать и показ  хорошо выполняющих то или иное  Встречаются случаи, когда в практике  всякая предварительная работа над танцем  элементами. Танец разучивается целиком, дети  движения неуверенно, часто ошибаются, получают  замечаний от педагога. Все это  интерес к танцу, прочес обучения  становится малоэффективным. Без овладения техникой  невозможно добиться и его выразительности.

Музыкальное сопровождение - дело первостепенной важности. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (в отношении музыкального оформления  танцами), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии.

Работа под фонограммы музыкальных произведений даёт возможность педагогу наблюдать за  ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом.

 конечно, приятно видеть результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность,  все эти качества достигаются с увлечением, и главное - всеми детьми.

Яркая  интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку, показать,  что он способен. Предполагается определенный уровень развития у детей музыкальных способностей,  в первую очередь музыкально-ритмического чувства, а также хорошие качество их двигательной  Необходимо учитывать направления обучения в каждой возрастной группе.

У  младшей группы  движений развита  Они ходят,  тянут ноги,  голову, тяжело  и прыгают.  чертой этого  является возбуждение  системы и  торможение, поэтому  детей замедленна  на музыкальные  Несмотря на  у малышей  устойчивый интерес  танцам. Укрепляя  детей приучают  музыку и  в соответствии  ней. Музыка  танцам должна  яркой и  по форме,  помогает исполнять  танцевальные движения.  внимание в  группе следует  умению детей  начало и  музыкального произведения  в соответствии  этим начинать  заканчивать движения.

Во  разучивания танца  соблюдать определенную  Вначале дети  музыку, затем  пояснения педагога  её характере,  произведения и  Можно показать  вместе с  или заранее  ребенком. Затем  пляшет вместе  детьми, внимательно  за ними  помогая им,  найти правую  или ручку  т.п.

Для детей младшей группы надо подбирать танцы, исполнение  способствуют вырабатыванию следующих танцевальных навыков:

-ритмично  и бегать, передавая различный темп,  конец и начало каждой части;

-выполнять движения с атрибутами (куклами, султанчиками и т.д.);

-поочередно притопывать ножками, кружиться порознь и парами, хлопать  ладоши, выставлять ножки поочередно на пятку и др.

 уровня развития детей:

-интерес к танцевальному процессу движения  музыку;

-выразительность движений;

-умение передавать в пластике характер музыки,  образ.

Тема 2. Методика приобщения дошкольников к музыкально  ритмическим движениям.

Содержание раздела.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям характеризуется следующим:

 ходе освоения репертуара детей постоянно упражняют, развивая  музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;

-разучивая игры, хороводы, пляски, последовательно усложняют задания с учетом особенностей репертуара;

-неоднократно повторяют выученный материал, закрепляя знания, которые дети смогут применять в  деятельности;

-постоянно стимулируют творческую самостоятельность ребят, используют разнообразные варианты игр, плясок, хороводов;

-предлагают детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста,  интересов и способностей.

Ранний возраст. 

К концу года дети первой группы раннего возраста должны проявлять отзывчивость на музыку плясового и спокойного характера, реагируя на музыку плясового характера,  в ладоши, махать рукой, приплясывать, эмоционально откликаться на игровые действия воспитателя.

Дети  группы раннего возраста должны уметь  под музыку, играть в музыкальные  догонялки, выполнять простые движения с  погремушками, в плясках передавать веселый  музыки хлопками, притопыванием ногой, поворотами  рук, приплясыванием (слегка пружинить колени).

Младший дошкольный возраст. 

Методика обучения  движениям детей трех-, четырехлетнего возраста строится в  на показе педагога, хорошо двигающихся детей, на  пояснениях и указаниях.

Средний дошкольный возраст.

Методические приемы видоизменяются в зависимости от  заданий, степени усвоения навыков, времени разучивания материала. Главным и обязательным остается одни — выразительное исполнение музыки  Это наполняет детей радостными переживаниями, рождает желание активно, самостоятельно двигаться. В этом возрасте ребята   очень нуждаются в правильном показе, ясных, кратких пояснениях. На занятиях важно создавать игровую ситуацию. Если разучиваются  упражнения, в которых движения последовательно зафиксированы, то можно предложить такую методику: сначала  музыка, отмечается её характер, а  показываются движения, объясняется их построение.

Старший  возраст.

Методика разучивания игр, плясок,  характеризуется тем, что исполнение музыки ру всегда должно быть выразительным и  Нельзя забывать, что ритмика —  музыкального воспитания. Общим требованием является  выразительный, правильный показ движений и  образные пояснения. Особое внимание обращается  развитие самостоятельности детей, их творческих  В игровой форме разучиваются различные  притопывания, взмахи, вращения кистями рук  т. п. Затем можно предложить  придумать, как надо двигаться под  музыку, обсудить эти варианты (используя  показ) и в заключение показать  которое ребятам следует выучить. Такая мето помогает усвоению навыков при активном  музыки, развитию самостоятельных действий, творческих  Танцы разучиваются так же, как  игры, но часто требуют дополнительных  в усвоении и совершенствовании незнакомых  танцевальных элементов, перестроений.

Тема 3. Методика  музыкально –  движениям детей  школьного возраста.

Содержание раздела.

К концу  дети в  школе группы  уметь:

 посредством движений развить и передать художественный образ, в котором обязательно отражаются сопоставления контрастных и сходных структур  ладовая окрашенность, размер, ритмический рисунок, динамика, оттенки, темповые изменения; передавать свои эмоциональные переживания через движения; владеть  телом; исполнить парный танец;

Упражнения: выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным  музыки;

Танцевально - игровое  прослушав незнакомую музыку по выбору педагога, выразительно изобразить персонаж; сочинить танец по данному плану; активно участвовать  выполнении творческих заданий; импровизировать пляску, используя знакомые элементы народного танца; инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных  в играх и хороводах.

Дети шестого,  и восьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, несложный ритмический  изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги  подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседаний и т.д.).

Детям дошкольного возраста часто мешает двигаться плохая  движения. В этом немало причин: когда они пытаются выполнять задание по внешним его признакам, а не  содержанию: стараются механически копировать движения педагога или товарищей и т.п. Таких детей не следует ругать за  надо посоветовать им, не смотреть на товарищей и педагога, а двигаться самим, слушая музыку.

Следовательно, творческая активность  развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь  восприятию разнообразнейших музыкальных образов, дает возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.

Обучение музыкально-ритмическим    7-10 летних детей    направлено    на    закрепление   полученных знаний    и    является    известным    итогом работы, проведенной в предыдущих  возрастных  группах.  Следует отметить одну особенность.  Если при  обучении  пению устанавливаются  связи между детским садом и школой, то в освоении ритмики дело обстоит по-иному.

Ритмика в школе (в силу различных обстоятельств)  незначительное место, проводится недостаточно систематически Поэтому трудно  о преемственных дошкольных и школьных линиях в  Однако следует оценить вклад ритмики в развитие  умственных способностей, нравственно-волевых качеств, которые необходимы для  в школе. Рассмотрим это.

Занятия ритмикой прекрасно развивают  воображение детей. Они перевоплощаются в образы различных  вступают в контакты, действуют под музыку; выполнение  заданий в реальной обстановке активизирует их замысел,  на поиски выразительных движений. Взаимоотношения, переживания героев  игр обогащают ребят нравственно. Помимо этого, нужно  и организаторские способности — уметь быстро, ловко  свои движения по отношению к товарищам. Важна  своевременная реакция на определенные сигналы, главным образом  Упражнения для освоения тех или иных элементов  гимнастических движений, перестроений приучают детей к систематическим  усилиям. В процессе занятий ритмикой развивается музыкально-слуховое  дети должны постоянно вслушиваться в музыку, чтобы  выразить свои музыкальные впечатления, пользуясь образными, изящными движениями. Посуществу ритмика — одно  средств подведения ребенка к пониманию  музыкального языка.

Программа обучения детей 7-10 лет строится на тех же основах,  и в предыдущей группе, подчеркивая главное требование  формирование выразительного и непринужденного движения в соответствии  характером музыкальных образов. У детей развивают целостное  музыки, которое, однако, предполагает ознакомление их с  и средствами музыкального звучания.

Продолжается работа над выразительным, четким исполнением танцев, хороводов, навыками творческих действий, активности, самостоятельности.

 программе обозначены и усложнения в требованиях.

Детей учат более активной реакции на  — стремлению эмоционально, образно передать в движениях сюжет игры, действия персонажей.  не просто прыгают, «как зайчики», переступают медленно и тяжело, «как медведи».  должны передать характер действующего лица, его качества (смелость, трусливость, задор, спокойствие  т. д.), а также развитие событий, конфликтные или дружеские общения действующих героев. 

Детей знакомят с более сложными произведениями имеющими многообразные музыкальные оттенки (усиление, ослабление ускорение, замедление), более высокое и низкое звучание  пределах лишь одного регистра, достаточно развитую метроритмическую основу.

Выполняя музыкальные  ребята учатся дифференцировать характер движений:

- время ходьбы — передавать торжественное,  настроение праздничного шествия, спокойную плавную  русских хороводов; в поскоках —  легко, изящно, «полетно», широко. 

Значительно расширяется объём движений, особенно танцевальных и гимнастических. В процессе обучения приобретаются опыт, некоторые знания.  понимают, что означают термины «музыкальная игра», «хоровод», «танец», «шаг польки», «переменный  и др. 

Особенно обогащается творческая деятельность. Программа предусматривает самостоятельное инсценирование детьми  песен, интересные изображения музыкальных характеристик героев в играх, без подражания своим  а иногда придумывание несложных композиций танцев. Объем программных умений и навыков следующий:  детей выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным  музыки, динамикой (усиление, ослабление звука), регистрами (выше, ниже, в пределах одного  ускорять и замедлять движение, отмечать движениями метр, метрическую пульсацию, акценты, несложный  рисунок, изменять движение в соответствии с музыкальными фразами, самостоятельно начинать двигаться  вступления. 

В соответствии  характером музыки  общие движения:  торжественно-празднично, мягко-плавно,  легко, стремительно  широко, ритмично  с ноги  ногу, меняя  движения (легко  сильно), двигаться  предметами и  них (плавно  энергично), ориентироваться  пространстве, ходить  в народных  и хороводах,  передавать различные  образы (трусливый  хитрая лиса)  танцевальные движения:  польки, переменный  шаг с  приставной шаг  приседанием, плавные  рук, хлопки  различном ритме;  выразительно, непринужденно  состоящие из  движений, понимать  «шаг польки»,  шаг», «галоп». 

Воспитывать   творческие    способности    ребят:    самостоятельно инсценировать   игровые   песни,   придумывать    варианты   образного  движения   в   играх,   комбинировать   элементы   танцевальных движений, составлять несложные композиции плясок.

Музыкально-ритмический репертуар

Музыка  играх, хороводах,  занимает ведущее  Содержание произведений,  музыкальные средства,  — основной  выразительных движений ребенка. Отсюда  главное требование к музыке — высокая художественность, идейная направленность. Наряду с этим произведения  быть динамичны, удобны, стройны по форме, доставлять детям радость, помогать совершенствовать их движения. В практике обучения  используется вокальная и инструментальная музыка — авторская оригинальная и народная. 

В народных, плясовых и хороводных мелодиях много выразительных возможностей для развития движений. Широко представлена, например, русская  музыка, разнообразная по своему характеру: напевная, плавная («Сеяли девушки яровой хмель», «Прялица» и др.), легкая, подвижная («Земелюшка «Как на  ледок», «Заинька»  др.), задорная,  («Ах, вы,  «Я на  шла» и  Помимо этого,  народные мелодии:  белорусские, литовские,  венгерские, чешские  др. 

 значение в воспитании приобретает детская музыка советских  Создан новый жанр музыкально-педагогической литературы по ритмике.  Ан. Александровым, С. Разореновым, Е. Тиличеевой  другими написаны разнообразные марши: торжественно-праздничные, энергичные, спокойные,  возможности этого жанра. Изящные польки, плавные, нежные  написанные Д. Кабалевским, Ю. Чичковым В. Агафонниковым отличаются большими  достоинствами. 

Многие произведения способствуют пониманию общественных событий, позволяют детям  в «космонавтов» (игра «Космонавты» на музыку Е. Тиличеевой), в «метростроевцев» (игра «Метро» на музыку Т. Ломовой), в «колхозников» (игра «Собирайся, народ,  хоровод» на музыку В. Агафонникова) и т. д.

Музыка для детских танцев, игр, упражнений, созданная композиторами при  помощи педагогов, приобретает педагогическую направленность и становится активным средством музыкально-ритмического развития ребенка. Некоторые произведения написаны в форме сюиты, в которой общим настроением объединяется несколько законченных частей  различного характера, темпа, динамики. В названной выше игре «Космонавты» переданы разнообразные действия героев: работа строителей, полет космонавтов, их торжественная встреча, образно выраженная в музыке. 

Музыкально-игровое, танцевальное  детей предполагает их самостоятельную импровизацию в играх, сочинениях композиций хороводов, плясок.Для развития этих способностей композитор Е. Тиличеева в содружестве с автором дайной главы создала ряд  и пьес, которые интересны по содержанию, имеют своеобразный музыкально-литературный сценарий, связь с жизненными ситуациями. В каждом из этих произведений разработана и решается своя творческая задача.  одном из таких примеров — песне «Выйду за  — «рыбак» идет к озеру, закидывает сеть, ловит рыбу, варит уху. Каждый ребенок исполняет это по-своему. 

Часто повествуется о различных взаимоотношениях между  В одних случаях герои действуют рядом, не вступая в прямые отношения между собой. Это легко отметить в песне «Котик и козлик»:  подчеркивает мягкие, вкрадчивые движения котика и резкие, угловатые — козлика. В более сложных произведениях персонажи вступают в определенные взаимоотношения: конфликтные (между  и охотниками в песне «Вышел зайчик погулять»), дружественные (в песне «Помогите», «У меня сестренок семь»).

Методы и приемы

В работе с детьми этого возраста методические приемы многообразны  варьируются в зависимости от следующего:

 -наличия  видов деятельности — музыкальные игры,  танцы, упражнения; 

-особенностей содержания и построения игры, танца,  и комплекса программных умений, необходимых для успешного  материала; 

-последовательности усвоения одного и того же навыка в ходе разучивания разных игр, упражнений и  д.; 

- разучивания отдельных игр, плясок и т. д.;

-развития   способностей   детей   в   процессе   усвоения   ими    репертуара. 

Рассмотрим  положения подробнее.

 Методические приемы (в связи с различными видами деятельности) в известной степени определяются наличием или отсутствием сюжетности, подсказанной литературным текстом  или названием программной пьесы. Сюжет намечает игровые действия. Поэтому последовательность исполнения  и рассказа о содержании игры, хоровода можно варьировать. Такие методические приемы целесообразны  разучивании сравнительно несложных по движениям и последовательности игр. Если имеет место  действие, то рассказ распределяется на отдельные эпизоды, каждый из которых сопровождается  иллюстрацией. Разучивание танцев также требует предварительного прослушивания музыки, пояснения и показа отдельных  элементов. Если танец имеет  форму (запев,  то объяснение  быть целостным  всей композиции  отдельно по  Более сложная  форма (например,  вариаций) с  построением движений  раздельных пояснении  показа (по  Методы разучивания  те же,  и в  группе. 

Методические приемы  в зависимости  содержания игр  объема программных  Вначале необходим  анализ игры,  выяснить, какие  нужны для  исполнения. Например, игра  флажок» в  венгерской народной  в обработке  Туманян строится  дети стоят  четырех шеренгах  с началом  музыкальной фразы  центр поочередно  ребята, стоящие  шеренгах первыми  четверо), затем  пляшут, используя  движения, и  окончанием музыки  стремится первым  флажок (в  круга). Музыка  своевременное начало  после музыкального  поочередные движения  ребенка в  с музыкальными  резкую смену  марша (первая  и плясовой  часть), точное  на заключительный аккорд.  Двигательные  для детей  возраста несложны.  эти особенности,  выбирает методические  Наиболее сложными  точный акцент  последнем аккорде  индивидуальное вступление  фразам. Здесь  известная тренировка,  можно провести  виде самостоятельного  Анализ игры  выделить задания,  ставятся перед  для усвоения  этой игры.  других хороводах,  ставятся новые  требующие соответствующих  приемов.  Методические приемы должны  направлены на то, чтобы планомерно систематически развивать детские умения и способности,  репертуар. Допустим, педагог обучает навыку восприятия построения музыкального произведения, его формы,  фраз, вступления, заключения. Внимание детей постоянно привлекается к повторности и контрастности  отмечается, что музыка не всегда одинакова, как бы меняется. Детям заранее,  лаконично напоминают о предстоящем изменении движения, например: «Сейчас круг» (во  перестроения из колонн в общий  «Воротики» и  д.   приемы носят промежуточный, подсобный характер. Главное, чтобы дети сами прислушивались к музыке, чувствовали повторность и контрастность отдельных музыкальных построении, отмечали их движениями. Каждое произведение помогает  свою задачу. Многие хороводы, песни (особенно русские народные) состоят из запева и припева («На горе-то калина», «Как на тоненький ледок», «Земелюшка-чернозем»).  двухчастная форма, которая характерна для многих произведений,  ребята её хорошо чувствуют. «Игра с мячами»  музыку А. Петрова имеет трехчастную форму, и  привлекая внимание детей к тому, что первая  третья части схожи между собой, разрабатывает соответствующую методику.

Приемы видоизменяются в зависимости от этапа  материала.

Первый этап — целостное восприятие музыки. Ребенок  почувствовать её общий характер, настроение.

Следующий этап — разучивание,  длительный (несколько занятий). Здесь могут быть применены  для усвоения более сложных элементов, выразительного исполнения.

Индивидуальные задания детям с учетом их возможностей,  качества исполнения и т. д. Заключительный этап — повторение  произведения, чтобы добиться непринужденного и самостоятельного исполнения  ребят. Методические приемы варьируются в зависимости от тех  способностей, которые педагог стремится развить у ребенка.  деятельность должна быть исполнительской и творческой. Приемы развития  умений иногда предполагают действия детей в строго  последовательности. В этих случаях применяются показ, точные  Хорошо выучив движения, ребенок хочет и может  их непринужденно, самостоятельно. 

Детское творчество

Есть немало игр, хороводов, инсценировок, которые дают  возможность самим действовать творчески. Педагог, направляя деятельность детей, применяет творческие задания в постепенном усложнении. Вначале дети импровизируют  отдельных персонажей (однотипные характерные движения), затем они выполняют роли нескольких персонажей, определяют их характерные черты. С  целью созданы специальные музыкально-литературные сценарии, песни, пьесы, которые с увлечением исполняются детьми. В  также имеют  творческие задания.  с простых  различных переплясов,  могут придумать  движение, прослушав  пьесу. Ребята  и коллективные  советуются, придумывают  танца. Опыт  что для  этих задач  использовать пьесы,  в двухчастной  Это помогает  в их  начинаниях, они  проявляют инициативу, самостоятельность. 

В конце года,  итоги обучения,  предлагают детям  задания:

-выразительно   передать   характерную   особенность   персонажа, прослушав  произведение по выбору педагога («Пограничник в дозоре», «Дровосек колет дрова»,  «Шагающая кукла», «Хитрая лиса» и др.); 

 парный танец  правильно, изящно.  пара детей  отдельно, их  оценивает весь  уточняет педагог; 

-придумать  пляску, танец  задуманному плану.  становятся парами  договариваются о  что и  будут исполнять;

-импровизировать  используя знакомые элементы народного танца.  вызывает двоих ребят, которые, стараясь  друг друга, придумывают движения; 

-придумать свой вариант импровизации движений при инсценировании незнакомой песни, которую исполняет педагог. 

Музыкально-ритмическая   деятельность   детей 7-10   лет   включав музыкальные игры, хороводы, танцы  упражнения и должна быть не только   исполнительской, но   и   творческой, т.   е.  дети должны уметь самостоятельно    импровизировать    в    играх,  составлять   несложные композиции хороводов, плясок.

Тема 4. Виды музыкально – ритмических движений.

Содержание раздела.

Музыкально-ритмические движения (характеристика, задачи)

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её  образы передаются в движениях.

Основа - музыка, а физические упражнения,  движения -средства более глубокого её понимания.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании де (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал её в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865— 1950).

Особая ценность и жизнеспособность его системы:  Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей.

Музыкально-ритмическое воспитание детей в нашей  было построено на основе ведущих положений системы Э. Жак-Далькроза.

Отечественные специалисты по ритмике: Н.А. Метлов, Н.Г. Александрова, Е.В. Конорова, Н.А.Ветлугина Е.А.Вилькорейская, А.И.Буренина  др. особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музыкой они широко использовали народные песни и мелодии, произведения современных композиторов,  и динамичные по сво образам.

Вопросы обучения детей муз-ритмическим движениям рассматривали физиологи: В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов; психологи: К.В.Тарасова, Б.М.Теплов и др.

Б.М. Теплов пишет, что центром занятий  ритмике должна быть музыка: «Как только они превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае  музыкальный смысл, этих занятий исчезает».

Вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен однозначно: музыке отводится  роль, движению— второстепенная.

Программа освоения муз-ритм  в д/ саду составлена на основе  научных исследований и обобщения опыта  занятий ритмикой, с учетом возрастных  дошкольников.

Задачи ритмики:

- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их  движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

- развивать основы  культуры;

- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на  слуховые представления,  ритма);

- учить определять музыкальные жанры (марш, песня,  виды ритмики (игра, пляска, упражнение);

- формировать красивую осанку, учить пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

- развивать творческие способности: учить оценивать соб движение и  придумывать «свой»  образ, персонаж  «свою» пляску.

Основное  требование – соответствие  движений содержанию  развитию музыкального образа.

 по муз-ритмическому  имеет 2 подраздела:

 муз-ритмические навыки

2.  выразительного движения

Виды  движений

Виды ритмики  связаны с  областью движений, откуда они заимствованы.

Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец  сюжетно-образные движения.

Из физических упражнений в ритмике применяются:

· основные  (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), которые преобладают в играх, хороводах.

· общеразвивающие гимнастические упражнения верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Это движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты)  без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста.

· строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).

Элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев. В ритмике используются несложные движения,  составляют основу современных детских композиций.

Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий,  т. д.

Дети, действуя как персонажи сказочные или реальные, передают музыкально-игровые образы. Ребята используют  характерные жесты, действия, проявляя много выдумки, фантазии, творчества. 

На основе источников движений  следующие виды ритмики:

1. музыкально-ритмические упражнения

2. музыкальная игра

3. пляски, танцы, хороводы

1музыкально-ритмические упражнения– подготовительные и самостоятельные

Подготовительные дети предварительно разучивают отдельные виды  пружинку, поскоки с одной ноги  другую, подпрыгивать на двух ногах  т. д. В дальнейшем эти дви включаются в игры, пляски и  (зайчики, лошадки, петрушки и др.)

Самостоятельных музыкально-ритмических  немного. К ним относятся «Всадники»  В. Витлина), «Упражнение с лентами»  В. А. Моцарта), этот тип  имеет более законченную форму; вместе  тем в нем  ещё  того сочетания различных образов и настроений, которое  для игр, хороводов и танцев.

2. музыкальная игра – наиболее активная творческая деятельность. Осуществляется в образных движениях  имеет определенный сюжет, правила, муз-учебные задания и, обличенное в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

3.  танцы, хороводы (по Ветлугиной):

А)  с зафиксированными движениями –  которых зависит от структуры музыкального произведения, 2-х  пьесе соответствует 2-х ч пляска (на первую  – одни движения, на вторую - другие Например: «Стукалка» (укр. нар пляска) – 1 часть – бег, 2 часть - притопы /для средней группы/.

Б)  комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. 2-х ч произведения с контрастным построением (пляска «Плетень», построенная на 2-х контрастных исполнениях одной мелодии «Пойду ль я…» В первой части –  шеренгой, во второй – каждый пляшет как хочет.

В) свободные пляски – дети, используя знакомые элементы танцев. Построений, упражнений комбинируют их по-новому, придумывают свою пляску.

Г)  плясового характера. «Каравай» - народная песня и её инсценировка с плясовыми движениями, детский бальный танец – (условное определение), включающий  польки, вальсообразные движения, галопы  т.д., характерный танец – «свободные» плясовые движения  какой-либо персонаж в свойственной ему  (танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков) для детей  и старшего возраста.

Характеристика плясок, танцев, хороводов (по О.П. Радыновой)

Танцы, пляски, хороводы обычно делят на 2 группы:

зафиксированные и свободные.

1. К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую  движений, и педагог точно следует ей при  Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами  бального танца, хороводных построений. Например «Пляска с платочками», «Парная пляска»,  хоровод «Елочка» и т.д. Особое  в этой группе занимает характерный танец –  элементы в нем соответствуют движениям  персонажей, свойственной им манере (клоуны,  котята, мишки, пингвины).

2. К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые  танцев. В начале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную  в соответствии с её характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки  создают «свою» пляску. Например: «Зеркало»,  веселые матрешки» и т.д.

 

 

http://konspekta.net/megapredmetru/baza1/1660125470532.files/image002.jpg

 (по Н.А.Ветлугиной, А.Н.Зиминой, М. Л. Палавандищвили)

Музыкальная игра как активная творческая деятельность детей.

Игра – наиболее активная творческая деятельность,  на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях.

Игра имеет определенный сюжет,  музыкально-учебные задания и,  в интересную  помогает лучшему  программных навыков.

Музыкальное  и содержание игр отвечают общевоспитательным задачам. Их  разнообразна (природа, детские народные игры со сказочными  особенно из области животного мира).

В методике детского  воспитания определены 2 вида игр:

* Игры под инструментальную музыку.

* Игры под пение.

Игры под инструментальную музыку разделяются:

А) сюжетные – где выступают  персонажи и решается задача передачи  образа персонажа.

Б) несюжетные (разновидность подвижных игр), правила  связаны с музыкой, и решается задача –  в соответствие с содержанием, характером, и формой  произведения.

Игры под пение:

 включают хороводы, инсценировки  и тесно  между собой. В  поочередно включаются  дети, небольшая  группа, весь  меняется направление  происходят перестроения:  круг, шеренги,  колонны и т.д. Таким образом, муз игры по  задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

СПОСОБЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЗНАКОМСТВА С ИГРОЙ:

Сначала исполняется вся музыка, даётся краткое изложение игры и в заключение снова звучит музыка (для  игр и плясок).

Сюжетные игры, имеющие развёрнутое действие, требуют своих приёмов. игра «Зайцы  медведь» начинается  небольшого рассказа  жизни зайцев  лесу. Исполняется  «Заинька». Затем  о медведе,  спал в  услышал шум,  вылез из  посмотреть, кто  потревожил, исполняется  «Медведь».

Показ игрового ха движения: учитель двигается, а  руководитель исполняет музыку 

Тема 5. Этапы обучения музыкально – ритмическим движениям.

Содержание раздела.

Этапы и методика обучения музыкально-ритмическим движениям

Традиционное обучение музыкально-ритмическим движениям включает три этапа.

На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное  о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).

Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение.  должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно. Если элементы знакомы или  то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью. Важна тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение  к занятиям.

На  этапе задачи  это углубленное разучивание музыкально-ритмического  элементов и создание  настроения музыкального произведения.

На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли  этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или  хоровода и т. д. Эти приемы помогают детям глубже прочувствовать музыку,  последовательность движений, найти соответствующий образ.

На  этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении,  детей самостоятельно выполнять разученные движения,  в дальнейшем применять их в  жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских  инструментов, пение).

Методика нацелена на работу  его качеством. Воспитатель, напоминая последовательность, используя образные  отмечая удачное исполнение, создает условия  эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений. Желательно предлагать  творческие задания, например, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать  композицию хоровода из разученных элементов танца.

В качестве примера приведем разучивание «Круговой пляски» на  народную мелодию (в обр. С. Разоренова).

Программное содержание. Передавать задорный, энергичный, плясовой характер музыки в движениях, используя элементы русского народного танца и  их в соответствии с музыкальными фразами мелодии и динамическими оттенками (громко — тихо, громко — не очень громко). Учиться ходить простым  шагом и дробным шагом по кругу и в кружении.

Занятие 1. детей с мелодией русской народной  (по фразам), её характером и  Педагог обращает внимание на смену  музыки и её динамических оттенков,  о композиции пляски, показывает ее.

Занятие 2. пляски. Дети учатся менять простой  на дробный в движении по  в соответствии с характером музыки  её построением (по фразам).

Занятие 3.Продолжение  пляски. Дети выполняют дробный шаг в кружении (шаг на 1/16), сохраняя красивую, гордую осанку.

Занятие 4.Продолжение разучивания  Педагог добивается целостности музыкального образа, плавного перехода одного движения в другое, следит за равномерным сужением круга  третью музыкальную фразу).

Занятие 5. Продолжение работы над самостоятельным и выразительным исполнением пляски — ритмичность, пластичность, синхронность движения в соответствии с музыкой (равномерность шага, поворот в одну  частым дробным шагом).

Возможности развития танцевально-игрового творчества у детей.

Творческие проявления в ритмике  важным показателем музыкального развития.

Ребенок начинает импровизировать, создавать свой музыкально-игровой образ, если  него наблюдается тонкое восприятие музыки, её характера, выразительных средств, если он владеет  двигательными навыками.

Когда  слушают русскую  мелодию «Как  наших у  у них  возникнуть желание  ее, показать  разнообразных движениях  муху, комара,  и муравья,  в конце  поплясать все вместе.

 ребята не  шутливого, подвижного  мелодии, свободно  владеют танцевальными  (притопы, хлопки,  а также  (имитация игры  дудочке, балалайке),  инсценировка  них не  выразительной, т.е.  надо готовить  таким занятиям.

Этапы развития:

  1. создание муз-игровых образов в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки  танцы задорных чижей, танцы лягушат, веселые слоники…)
  2. передача характера музыки отдельных персонажей различных танцевальных жанрах – полька, вальс, галоп
  3. передать  игре взаимосвязь нескольких персонажей, найти элементы национальных танцев  русский, укр, белор литовский
  4. сложные задания –  продумать композицию игры или танца – «На мосточке»,  у бабуси»

Творческая активность детей во  зависит от организации обучения муз-ритм  На муз занятиях, в повседневной  д/сада, в семье нужно целенаправленно  ребят воплощать характер, образы музыки  движениях.

Традиционно методика  детей ритмике включает три этапа.

На первом этапе детей знакомят с новой ритмической композицией, создают у них целостное  о музыке и используемых для передачи её эмоционально-образного содержания движениях. На этом этапе целесообразно применять «вовлекающий показ»  А. Праслова,  Д. Руднева), помогающий детям при разучивании ритмической  освоить движения, и «опережающий показ» (А. И.  позволяющий своевременно переводить зрительное восприятие движений в  реакцию, в результате чего движения детей точно  с музыкой. Рекомендуется также использовать метод создания композиций, привлекая  тексты для активизации образного мышления детей, наглядный  игрушки, различные предметы, позволяющие полнее раскрыть содержание  и характер движений. При этом отмечается, что  не должно отвлекать внимание ребенка и побуждать  не к исполнению, а к игре, т.е. ис предметной наглядности должно быть педагогически продуманным.  втором этапе обучения ритмике осуществляется разучивание музыкально-ритмической композиции, способствующее созданию  образа, настроения музыкального произведения.

На этом  предполагается:

■ уточнение и отработка движений;

■  над их выразительностью и соответствием  музыки;

■ развитие самостоятельности детей, осознанности  выполнении движений.

При этом предпочтительно, чтобы  движений осуществлялось  музыку, а  под сухой  счет.

На этом  предлагается использовать следующие приемы:

■ наглядный показ движений педагогом (с пояснениями);

■ показ исполнения музыкально-двигательных композиций самими детьми, овладевшими  их исполнения;

■ показ-подсказка педагогом движений  жестами, мимикой;

■ словесные указания педагога и др. (Г. Л.

На третьем этапе закрепляются и совершенствуются  навыки. Детям предлагаются творческие задания, развивающие способность к импровизации, умения самостоятельно  знакомые и придумывать собственные движения.

Это:

■ инсценирование детьми песен, сказок; передача  чувств, образов музыки в рисунке;

■ сочинение детьми  иллюстраций к рассказам;

■ самостоятельный выбор движений, отвечающих  музыки  предложенных вариантов);

■ самостоятельные пластические импровизации детей (Г. А. Праслова и др.).

Предлагается также использовать метод создания художественного контекста. При  интерпретации музыкального образа способствует подбор ребенком и педагогом стихов, сказок, произведений живописи, помогающих ребенку осознать  музыки и адекватно передать его в движении. О сформированности двигательных навыков и  развития психических процессов ребенка — воли, внимания, музыкальной и двигательной памяти — можно судить по степени самостоятельности исполнения детьми музыкальной композиции и использовании её в  деятельности. О степени же осмысления содержания музыки свидетельствует соответствие движений характеру музыки. В заключение следует отметить, что на всех этапах работы важно создавать условия для эмоционального выполнения  музыкально-ритмических движений, поддерживать положительный эмоциональный тонус занятий.

Роль преподавателя в ритмике, как и в других видах деятельности, меняется  зависимости от этапа и формы работы (А. Н. Зимина). Так, например, в несюжетных играх воспитатель дает разъяснения по ходу игры,  включиться в игру при первом её исполнении. С малышами играет на  этапах разучивания игры.

В сюжетных играх он является или только наблюдателем, дает указания,  (в сложной игре, а также в группах младшего возраста) берет на себя одну из ролей.

Воспитатель,  игру детей, помогает музыкальному руководителю советом: подсказывает, что  ещё не получается, какие движения следует разучить в упражнениях для дальнейшего её совершенствования, так как внимание  руководителя, сидящего за роялем, сосредоточено  музицировании.

Так же преподаватель действует  во время исполнения детьми плясок. В плясках-импровизациях,  с детьми  возрастов, он  участвует, поскольку  пляски проводятся  целях развития  инициативы детей.  в конце  он может  их или  вспомнить более  движения. В  с участием  где его  зафиксированы автором  воспитатель всегда,  всех возрастных  танцует вместе  детьми.

Литература.

1.Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой.  СПб: Композитор, 2004.

http://ru.any-notes.com/piano-music/piano-notes-for-beginner/notes/a-artobolevskaya-pervaya-vstrecha-s-muzykoy.pdf

2.Асафьев, Б.В. О  навыках у детей: Избранные статьи  музыкальном просвещении и образовании. -  1986.

http://www.studmed.ru/search/?q=Асафьев+БВ+Избранные+статьи+о+музыкальном+просвещении+и+образовании

3.Базарова, Н.П.,  В.П. Азбука  танца. -  Искусство, 1983.

http://www.studmed.ru/bazarova-n-mey-v-azbuka-klassicheskogo-tanca_44b91ffae5e.html

4.Бекина, С.И., Ломова,  Соковнина, Е.Н. Музыка и движения. - М.:  1984.

http://aydioknigi.moy.su/news/bekina_s_i_lomova_t_p_sokovnina_e_n_muzyka_i_dvizhenie_1984/2015-07-23-15091

5.Ветлугина, Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1983.

https://sheba.spb.ru/shkola/metmuz-detsad-1982.ht

7.Выготский, Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987.

http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_psihologiya-iskusstva_1987

8.Горшкова, Е.В.  музыкально-двигательном творчестве в танце //  воспитание. - 1991. - №  - С.47-55.

http://diplomba.ru/work/103432

9. Дрожжина,  Снежкова,  Обучение детей  в детском  // Дошкольное  - №  - 2011.  С.9-17.

http://www.twirpx.com/file/1059322/

11. Каява, Е.Е., Кондрашова, Л.Н., Руднёва, С.Д.  игры и пляски в детском саду. -  1963.

http://search.rsl.ru/ru/record/01006299231

12.Королева Э.А.  формы танца.  Кишинев, 1987.

http://search.rsl.ru/ru/record/01007675938

20.Фомин,  Танец: понятие,  функции. -  1990.

http://znakka4estva.ru/dokumenty/kultura-i-ikusstvo/sovremennyy-tanec-kak-sredstvo-vneshney-i-vnutrenney-garmonizacii-lichnosti/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диплом 2 ст., 2010 г.

В докладе раскрывается система работы с детьми, имеющими речевые нарушения с применением аппарата биологической обратной связи (БОС - логотерапевтический). Основа работы - обучение детей диафрагмально...

презентация к докладу "Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

В презентации показаны факторы, отрицательно влияющие на речь ребенка, раскрыты цели, задачи, система работы с применением аппарата БОС-логотерапевтический...

Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания

У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...

Тематический план по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного и младшего школьного возраста

В плане предложены темы для педагогов, работающих по формированию основ здорового образа жизни с детьми дошкольного и младшего школьного возраста...

Специфика обучения английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста

В данной статье раскрываются основные трудности и пути их преодоления при обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Мастер – класс по теме «Игровой метод в обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Мастер – класс по теме«Игровой метод в обучении английскому языку детей   дошкольного и младшего школьного возраста»...

«Использование сказкотерапии и игровых методик при фонетическом разборе слова у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

laquo;Использование сказкотерапии и игровых методик при фонетическом разборе слова у детей дошкольного и младшего школьного возраста»...