"Некоторые аспекты работы над репертуаром при групповой форме обучения"
статья

Брызгалова Марина Олеговна

«Некоторые аспекты работы над репертуаром

при групповой форме обучения

в классе синтезатора на примере студии  «АккСи+»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aspekty_raboty_nad_repertuarom_v_sem_akksi.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Брызгалова Марина Олеговна

Педагог дополнительного образования

               Государственное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества

Кировского района Санкт-Петербурга

«Некоторые аспекты работы над репертуаром

при групповой форме обучения

в классе синтезатора на примере студии  «АккСи+»

Творческий коллектив студии электроакустической музыки «АккСи+»  музицирует и творит во  Дворце детского юношеского творчества Кировского района Санкт-Петербурга  с 2011года. Занятия в нашей студии проводятся только в группах, в каждой  из которых  не менее 15 детей 1-го года обучения, 12 учащихся 2-го, и не менее 10 учащихся с 3-го года обучения. Занятия в студии ведутся  по двум образовательным программам:

- «Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе»,

- «Аранжировка на клавишном синтезаторе».

«Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе - является основной программой обучения в Студии «АккСи+». Обучение включает в себя развитие техники игры, музыкальную грамоту, основы гармонии, подбор аккомпанемента, сочинение, аранжировку, импровизацию, работу над репертуаром.

        Программа рассчитана на 5 лет обучения. Занятия 2 раза в неделю по 2 часа. Со 2-го или 3-го года обучения у ребят есть возможность дополнительно заниматься еще 2 часа по программе  «Аранжировка на клавишном синтезаторе», которая является преемственной программой дальнейшего и параллельного обучения  программе   «Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе и аккордеоне». Она не только дает учащимся практические умения и навыки создания собственной авторской аранжировки, управления панелью синтезатора, но и формирует интерес и начальный опыт творческой, композиторской деятельности, стимулирует желание более углубленного изучения возможностей клавишного синтезатора и проявлять свою творческую индивидуальность в любом возрасте, независимо от музыкальных способностей. Предполагает свободу выбора репертуара, дает возможность расширить  репертуар сольными музыкальными произведениями и приобрести опыт сольных концертных и конкурсных выступлений.

Набор в коллектив студии осуществляется в процессе предварительного прослушивания-знакомства, на котором педагог проводит тестирование музыкальных способностей учащихся, определяется степень заинтересованности в музыкально-творческой деятельности, визуально определяется физическое и психическое здоровье ребенка.

Дети, приходящие в коллектив, не имеют музыкальной подготовки и не владеют игрой на инструменте, работа группы ведется с «чистого листа». И здесь на первый план выходит создание сплоченного коллектива, сложная и увлекательная задача, решение которой начинается с первой минуты встречи с ребятами. Нужно увлечь, любыми способами заинтересовать и сделать все, чтобы детям было интересно на занятиях. Это игры на знакомство, снятия напряжения, придумка названия группы ансамбля, упражнения на сплочение, знакомство и приобщение к традициям студии.

В нашей студии 7 синтезаторов Yamaha psr-e 443 и 5 синтезаторов Yamaha psr-e 463. Сегодня, на 2022-2023 уч.год в  студии электроакустической музыки занимаются около 60 юных музыкантов от 7 до 16 лет.  Это  сплоченные и дружные группы ансамблей со своими названиями и репертуаром: «Магнит-music», «220 вольт», «Музвитамин», у которых весной 2022 года после долгого ковидного ограничения состоялся дебютный очный выезд сразу на два конкурса:  Международный конкурс музыкально-художественного творчества «Праздник детства» (ТО «Триумф») и городской фестиваль электронной музыки «ЗВУК ПЕТЕРБУРГА» (от «Академии талантов»), на которых стали Победителями и Лауреатами. А в сентябре 2022г все три ансамбля, дуэт и 3 солиста стали Лауреатами Премии «Старт звезды». Начинают свой музыкально-творческий путь в студии «АккСи+» и группа «Радужные нотки», и группа новичков 1-го года обучения.

Особенности организации образовательного процесса и репертуарный план:

Образовательный процесс в студии «АккСи+» делится на три последовательно сменяющие друг друга ступени реализации, соответствующие 5 годам обучения в ансамблевом классе. Наличие ступеней является важнейшим условием развития ансамблевого класса, его непрерывного творческого роста.

1 ступень — подготовительная. Рассчитана на 1-й год обучения и предполагает овладение первоначальными навыками игры на инструменте, основами творческой деятельности, развитие и закрепление интереса к занятиям музыкой, приобретение первоначальных музыкально-слуховых представлений и теоретических знаний, первого опыта игры в ансамбле и концертных выступлений.

В репертуарном плане 1-го года обучения одноголосные песенки, исполняемые различными тембрами под аккомпанемент учащегося «звездочки», играющего аранжировку с автоаккомпанементом:

  • Капиеж
  • Вальс «Фа-соль»
  • Маленькая елочка
  • Китайская песня
  •  «Каманчи»
  • «Это юность моя»

2 ступень — основная. Рассчитана на 2-й и 3-й года обучения, ее цель не только совершенствование и углубление практических знаний и умений владения инструментами, но и закрепление интереса к занятиям музыкой, развитие способностей, накопление музыкальных впечатлений и обогащение слухового опыта, определение состава ансамбля и распределение партий между участниками.

В репертуарном плане 2-3 года обучения двух-трехголосные пьесы, исполняемые различными тембрами с использованием звуковых эффектов под аккомпанемент учащегося, играющего аранжировку с автоаккомпанементом с использованием дорожек и вариаций стиля.

  • М. Блантер «Катюша»
  • «Французский вальс»
  • «Весенняя песня» - Л.Скуматов
  • «Танцуй, танцуй»   - словацкая полька
  • В. Иванов «Этюд»
  • Брэд Джозеф Брик музыка из мультсериала "Гравити Фолз"
  • KennyG «Havana»
  • Стиви Уандер «I just called»
  • Поппури в стиле рок
  • Ян Тьерсен «Праздничный вечер»
  • Джеймс Ласт «Одинокий пастух»  
  • Дэнни Эльфман « Миссия невыполнима»  
  • Д. Тухманов «День Победы»

3 ступень — концертная.

В репертуарном плане 4-5 года обучения произведения с более сложной фактурой изложения, сложных технически произведений, распределение по партиям – голосам. Выявление солистов ансамбля. Исполнение без автоаккомпанемента, с использованием различных эффектов и фильтров.

  • Ян Тьерсен «Вальс Амели»
  • Toby Fox «Megalovania»
  • Аранжировка на тему из 40 симфонии В.А.Моцарта
  • The XX «INTRO»
  • Айдар Гайнуллин «Эйфория»
  • Kavinsky «Roadgame»
  • А. Пьяцолло «Либертанго»  
  • А.Хачатурян Вальс «Маскарад»
  • «Coultergeist» Phill Coulter
  • «I still have» -Epic Score  
  • Ян Тьерсен «La noyee» из к/ф «Амели» 

В работе с ансамблем синтезаторов при групповом обучении можно выделить несколько  этапов:
1. Организационно-подготовительный.  Прежде всего, это подбор репертуара для каждой группы обучения в студии «АккСи+». Поскольку мы не ограничены рамками в выборе репертуара, я даю возможность учащимся, а нередко и их родителям,  поучаствовать в выборе, и в дальнейшем порадовать со сцены исполнением аранжировки не всегда конкурсной, но очень любимой мелодии. Это и предварительное прослушивание произведения в записи исполнения различных составов ансамблей и в исполнении педагога с целью ознакомления учащихся с произведением. При анализе нотного текста произведения, обращаем  внимание на темп, тональность (знаки альтерации при ключе), тактовый размер. Определяем общее настроение, жанр, музыкальную форму произведения,  характер частей и соотношение между ними. Определяем, нужен ли автоаккомпанемент для этой пьесы.

2. Работа над партиями -  трудовые будни, кропотливый рабочий процесс, который включает разучивание каждой партии ансамбля всей группой. Тщательное разучивание нотного текста в медленном темпе, такт за тактом. В процессе разбора нотного текста определяется и отрабатывается фразировка, артикуляция и штрихи. Роль учащихся и педагога является активной и при выборе аппликатуры. Педагог записывает аппликатуру в присутствии учащихся, предоставляя им возможность  участвовать в продумывании и принятии того или иного решения. Отрабатывается гармоническое сопровождение мелодии – своевременное взятие аккордов автоаккомпанемента, что в дальнейшей работе помогает учащимся сделать свою собственную сольную аранжировку, используя все темы (партии) ансамблевого произведения и представить ее на внутренний конкурс солистов студии «Моя аранжировка», который традиционно проходит в первом полугодии.  Совместная работа педагога и учащихся происходит и над созданием ансамблевой аранжировки музыкального произведения, выбор тембров для исполнения, звуковых эффектов и фильтров. Отрабатывается синхронность исполнения каждой партии произведения несколькими тембрами (единство ритма, темпа, агогики), заучивание произведения на память. Целью этой работы является достижение слаженного ансамблевого звучания каждой партии ансамбля.

3. Распределение партий.  В ходе работы над партиями, в группе выявляются свои звездочки, и становится понятно, на кого возложить ведение основной мелодической линии, кому поручить подголоски, кому — функцию педали, баса, ударных, автоаккомпанемента и т.д.  Распределяем партии на 7  клавишных синтезаторов и 7-14 учащихся.  Но мы понимаем, что ученик должен развивать различные качества, и быть взаимозаменяемым. Поэтому его функции в организации музыкальной фактуры каждый раз меняются. Отрабатывается закрепление знаний, умений и навыков в управлении синтезатором,  извлечением настроек звучания во время исполнения. Отрабатываем навыки совместного исполнения, синхронизацию и согласованность действий. Работаем над артикуляцией, выразительностью и техникой исполнения. Регулируем баланс звучания настройками синтезатора.

4. Определение места за клавиатурой.  Ведь за  одним синтезатором могут располагаться и два человека. Это зависит от функции, которую будет выполнять в данном произведении каждый учащийся. Также участники ансамбля должны визуально красиво смотреться со сцены, чтобы учащиеся более высокого роста не перекрывали собой младших участников, девочки и мальчики располагались пропорционально относительно друг друга. Для конкурсных выступлений мы используем 7 синтезаторов: 3 синтезатора в первом ряду и 4 во втором, которые ставятся на сцену двойным полукругом.  Отрабатываем переключение настроек и  воспроизведение пьесы целиком, соблюдая все рекомендации по ее исполнению и созданию единого образа и характера произведения.

5. Публичное исполнение, запись видео. В ходе репетиций, особенно на заключительных этапах работы, необходимо провести звукорежиссерскую работу по выстраиванию динамического баланса между инструментами ансамбля и по панораме. При наличие звукоусилительной аппаратуры данные параметры выстраиваются с помощью микшерного пульта. Необходимо проводить репетиции в зале, где будет проходить выступление, работать над сценической культурой,  добиваясь качественного звучания с учётом акустики зала. На этом заключительном этапе работы с ансамблем записываем видео для участия в заочных конкурсах и пополнения видео-альбома в группе студии ВКонтакте. Это итог и кульминация всей проделанной работы. Один из самых сложных моментов, пока произведение не «обкатано». В это время очень важно обрести комфортное психологическое самочувствие и уверенность в своих силах.  Но тем и привлекательна ансамблевая деятельность, что это коллективное действие и каждый чувствует плечо партнеров по коллективу. Один за всех и все за одного — вот подходящий девиз. Робкие, неуверенные в себе дети обретают со временем стабильность, освобождаются от комплексов. Главная цель на этом этапе — раскрыть и донести до слушателя музыкальный образ произведения при высоком качестве звучания. И вот учащийся превращается в артиста, чувствующего ответственность за результат репетиционной и концертной деятельности, уважающего традиции коллектива,  проявляющего чувство товарищества, эмоциональную отзывчивость, артистизм, художественный вкус и умеющего создавать контакт с аудиторией.

Нотное приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты работы концертмейстера в классе классического танца.

В данном докладе расскрываются проблемы хореографического аккомпанемента, основные задачи концертмейстера на уроке классического танца....

Некоторые аспекты работы с одаренными детьми

В статье автор делится опытом работы  с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития, определяются отдельные направления данной работы, предлагаются некоторые методические рекомен...

Некоторые аспекты работы домриста над приёмом тремоло.

В этой работе я пытаюсь обобщить опыт ведущих педагогов домристов  и предложить  свои наработки в преодолении трудностей,возникающих в работе над самым трудным и,пожалуй ,самым красивым приё...

Некоторые аспекты работы учителя физики в условиях класс-комплекта малокомплектной школы

методические рекомендации и материалы для проведения уроков физики в условиях класс-комплекта. В приложении дается раздаточный материал к урокам....

О некоторых аспектах работы с обучающимися цыганской национальности в средней школе

В статье рассматриваются некоторые аспекты работы с обучающимися цыганской национальности в современной социокультурной среде....

Методическая работа преподавателя народных струнных инструментов Е.И. Махияновой на тему "Некоторые аспекты работы с начинающими в классе балалайки"

  В методической работе подробно раскрыты вопросы по следующим направлениям: формирование полноценного звука, овладение и совершенствование различных приёмов игры на инструменте, посадка и...