Некоторые аспекты работы с творчески одаренными детьми
материал по истории (8 класс) на тему

Захарова Ольга Викторовна

Выступление на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaharova_o.v._vystuplenie_na_konferentsii.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Захарова, тезисы выступления

Захарова Ольга Викторовна, учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

«Некоторые аспекты работы с творчески одаренными детьми»

    Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной.  Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

    К основным общим принципам обучения одаренных детей относятся:

 -  Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.  -  Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся.

 -  Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения  специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах.

    Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время  поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.

  В качестве приоритетных целей обучения одаренных детей могут быть выделены следующие:

1)  развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

2) создание условий для развития творческой личности;

3)  развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);

4)   обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

   Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера.  В своей работе я использую в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

   Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. Однако, применение компьютеризованных средств обучения, на мой взгляд,  ни в коем случае не должно исключать  использование  средств, обеспечивающих богатый зрительный ряд (видео и т.п.). Большое эмоциональное впечатление на моих учеников произвел просмотр фильма «Царь», рассказывающий об эпохе Ивана Грозного. После этого урока  у многих учащихся появилась потребность глубже изучить этот исторический период.

   Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации.

  Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских  объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Несколько лет в нашей школе существовал отряд юных краеведов «Родничок». Мы сотрудничали с ветераном ВОВ М.Н.Горшковым, ветеранами труда ПО «Иртыш», с курсантами ОТИИ, с библиотекой №34.  Было подготовлено и проведено немало мероприятий и нестандартных уроков, например, «Улицы нашего округа», урок-КВН «Люби и изучай свой родной край», «Озеро Чередовое: мифы и реальность», «Адмиральский час» об А.В.Колчаке и др.  Одаренные учащиеся,  которые занимались в отряде, привлекались к совместной работе с педагогами и одновременно являлись  руководителями классных исследовательских секций по историческому краеведению. Создание межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой, на мой взгляд, снимает основную сложность положения одаренных детей, которые могут двигаться вперед с резким опережением, оставаясь, тем не менее, в среде сверстников. Кроме того, совместная исследовательская работа со школьным учителем делает ученика на уроке его сотрудником. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и формирует у него ответственность за своих товарищей.

    Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод.   Учитывая интересы  и уровни дарования конкретных учеников,   я предлагаю им  выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Одним из интересных индивидуальных проектов была работа Ивана Тангаева «НТР в СССР: первый полет человека в космос».  Из групповых проектов можно назвать «Свет и тени хрущевских реформ», «Мировые религии», «Генерал-майор Гуртьев Леонтий Николаевич», «Семейное право», которые были подготовлены  несколькими учащимися. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.

    Большую помощь в осуществлении дифференциации учебного процесса для одаренных детей мне  оказывает  применение  группировки учащихся внутри одного класса в малые группы по тем или иным основаниям (уровню интеллектуальных способностей, академическим достижениям и т.п.)  Такая форма организации обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с другими: 1) создание оптимальных условий развития для всех групп учащихся (а не только для одаренных) благодаря дифференциации, индивидуализации и гибкости учебного процесса; 2) реалистичность осуществления, обусловленная отсутствием необходимости в каких-либо организационных, управленческих изменениях на уровне организации учебного процесса в школе, наличии дополнительных помещений  и т.п.; 3) «массовость» применения.

    Обучая одаренных детей, я стараюсь включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать их интерес к универсальному и общему, повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему. Сотрудничество с учителями-предметниками привело к использованию   междисциплинарного  подхода на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания: истории, обществознания, географии, экологии, физики, литературы и т.д. Совместно с другими педагогами были проведены интегративные уроки, например, «Эпоха Великих географических открытий и их последствия», «Взаимодействие  человека и  природы  в прошлом и настоящем», «Глобальные проблемы человечества», «Транссибирская магистраль», « Великие исторические  реки: роль в истории человечества» и др. Такой подход, с моей точки зрения,  стимулирует  стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развитие  их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний.

   На своих уроках я  работаю над  формированием  навыков и методов  исследовательской работы, стараюсь учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком, поддерживать и развивать самостоятельность в учении.  Считаю необходимым  использование разнообразных источников и способов получения информации.  Стараюсь обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.

   В своей работе я применяю следующие методы и приемы развития интеллекта учащихся:

эвристическая беседа; проблемное изложение материала;  исследовательская работа;  рассказ;  объяснение; схемы; опорные таблицы; заполнения классификационных таблиц своими примерами или распределения готовых примеров в таблицу; сравнения и сопоставления; сравнительного анализа двух  фрагментов текста;  моделирование; защита своего мнения; формулирование вопросов; рецензирование;  метод свободного выбора;  ученики в роли учителя; обучение действием,  обсуждение в группах;  ролевая игра;  дискуссия;  семинар; ученик как исследователь; мозговой штурм; межпредметные сравнения; проблемные ситуации, вопросы;  практическая работа; проекты; презентации.

   На протяжении всей своей педагогической деятельности я использую дидактические игры. Считаю, что игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Восстановление рукописи о походе Ермака, составление дневника экспедиции И.Д.Бухольца, проведение «Клуба путешественников», «Исторических судов», «Исторических гостиных» и т.д. способствовали развитию творческих способностей и исследовательских навыков у одаренных ребят.

  Все выше перечисленное позволяет мне выполнять задачи, направленные на развитие интеллектуальных качеств:

 1. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определения, понятия и др.)

2. Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты.

3. Содействовать развитию у учащихся умений выделять главное в познавательном объекте (определении, понятии, тексте и др.)

4. Обеспечить развитие у учащихся умений классифицировать познавательные объекты и др.

5. Создать условия в развитии памяти учащихся.

6. Создать условия для развития мышления учащихся

7. Формировать умения планировать действия, необходимые для решения поставленных целей.

 8. Формировать умения и навыки поиска, обработки и хранения информации.

9. Формировать и развивать учебно-организационные умения и навыки.

10. Развивать коммуникативные умения и навыки

11. Развивать умения учиться, использовать знания на практике.

12. Развитие интуиции, пространственного мышления учащихся.

13. Развитие познавательного интереса учащихся.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ СВОЕЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ СЧИТАЮ СЛЕДУЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СВОИХ УЧЕНИКОВ:

   

ПОБЕДИТЕЛИ ОЛИМПИАД      2005 – 2010г.г. (за 5 лет)

Дата участия

ФИО участника

Класс

Олимпиада

Результат

2005

Селиверстова Олеся

8 А

Краеведение

Ш место по городу

2007

Солонинка

Вадим

8 Г

Краеведение

II  место по городу

2009

Малахова Ирина

7 В

История

2 место по городу

2009

 Гаус Мария

10 Б

Обществознание

Призер по городу

2009

Гаус Мария

10 Б

Право

3 место по городу

2010

Гаус Мария

10 Б

Право

Призер по области

ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСОВ

Дата и место

выступления

Автор

Вид работы. Тема

Название конкурса. Уровень проведения (школьный, районный, городской и т.д.)

Результат

2005

Бугакова Алена, Демьянова Юля, 6 В класс

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Городской конкурс юных краеведов

Лауреаты

2010

Команда «Электорат»

Игра «Твой выбор»

Городской конкурс в рамках Дня молодого избирателя.

1 место

2009- 2010

Команда 7-х кл.

Игра «Знатоки краеведения»

Городской конкурс

Грамота за участие в 3-х этапах

Захарова О.В., МОУ «СОШ №3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты работы концертмейстера в классе классического танца.

В данном докладе расскрываются проблемы хореографического аккомпанемента, основные задачи концертмейстера на уроке классического танца....

Некоторые аспекты работы с одаренными детьми

В статье автор делится опытом работы  с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития, определяются отдельные направления данной работы, предлагаются некоторые методические рекомен...

Некоторые аспекты работы домриста над приёмом тремоло.

В этой работе я пытаюсь обобщить опыт ведущих педагогов домристов  и предложить  свои наработки в преодолении трудностей,возникающих в работе над самым трудным и,пожалуй ,самым красивым приё...

Некоторые аспекты работы учителя физики в условиях класс-комплекта малокомплектной школы

методические рекомендации и материалы для проведения уроков физики в условиях класс-комплекта. В приложении дается раздаточный материал к урокам....

О некоторых аспектах работы с обучающимися цыганской национальности в средней школе

В статье рассматриваются некоторые аспекты работы с обучающимися цыганской национальности в современной социокультурной среде....

Методическая работа преподавателя народных струнных инструментов Е.И. Махияновой на тему "Некоторые аспекты работы с начинающими в классе балалайки"

  В методической работе подробно раскрыты вопросы по следующим направлениям: формирование полноценного звука, овладение и совершенствование различных приёмов игры на инструменте, посадка и...

"Некоторые аспекты работы над репертуаром при групповой форме обучения"

laquo;Некоторые аспекты работы над репертуаромпри групповой форме обучения в классе синтезатора на примере студии  «АккСи+»...