Конспект открытого занятия в старшей группе с применением цифровой лаборатории Наураша в стране Наурандии. Тема : "Удивительные свойства магнита"
план-конспект

Воронина Любовь Алексеевна

Конспект открытого занятия  в старшей группе с применением цифровой лаборатории Наураша в стране Наурандии.   Тема : "Удивительные свойства магнита" 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект открытого занятия

по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности

в старшей группе

Тема: «Удивительные свойства магнита»

Цель: Расширение и систематизация знаний детей о магните и некоторых его свойствах.

 Задачи:

Образовательные: познакомить с понятием «магнетизм», «магнитные силы», сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле»; продолжать учить самостоятельно, принимать решение в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.

Развивающие: развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление; социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение.

Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим, аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Оборудование: металлические, пластмассовые, деревянные предметы,  магниты разного вида. Вода в стаканчиках, зажимы, бабочка на магните, лист картона, пластмассовый лабиринт, карандаши, карты наблюдений, надувной бассейн, удочки, рыбки, одноразовые тарелки.

Техническое оснащение: цифровая лаборатория Наураша в стране Наурандии, проектор, ноутбук, интерактивная доска, аудио звук.

Методы: словесные - беседа, объяснение. Наглядные – показ приемов работы. Практические – физкультминутка, самостоятельная работа. Игровые - игровая мотивация, загадки.

Ход опытно-исследовательской экспериментальной

деятельности:

1.Организационный момент:

(Дети заходят в лабораторию, где уже находятся педагоги)

Педагог: Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас в своей мини лаборатории. Обратите внимание, на нашем исследовании сегодня присутствуют гости, это  научные сотрудники данной лаборатории, давайте с ними тоже поздороваемся.  А  вы хотите не на долго стать младшими сотрудниками?  

Дети:  Да.

Педагог: Давайте возьмёмся за руки и произнесем волшебное  заклинание:

1-2-3-4-5

Начинаем колдовать

Наши дети изменились

И в учёных превратились!

Педагог: Теперь вы настоящие учёные - исследователи. И мы отправляемся в лабораторию.

 

2. Правила работы в лаборатории.

Педагог: Но прежде, мы должны вспомнить, как нужно себя вести в лаборатории и обратимся к схемам:

       - не шуметь;

       -на столах ничего не трогать, без разрешения;

       -ничего не  брать в рот;

       -бережно обращаться с оборудованием.

Педагог: Теперь можно проходить в лабораторию, занимайте свободные места.

Педагог: Давайте узнаем, над какой темой работают  научные сотрудники, присоединимся к ним!

Педагог: Ребята, вчера поздно вечером к нам в лабораторию привезли какой-то предмет для исследования, он находится в этой коробке,  чтобы узнать, что это за предмет вам нужно отгадать загадку. Попробуете?

Загадывает загадку:

Хватаю в крепкие объятья

Металлических я братьев.

Дети:  Магнит.

Педагог:  Правильно, магнит!

Педагог: Вот перед вами обычный магнит,
                Много секретов в себе он хранит.

Педагог: Знаком  ли вам этот предмет?

Дети: да, знаком.

Педагог: Скажите, что такое магнит? Какой он?

Дети: Магнит – это предмет, сделанный из специального материала, который создает магнитное поле. Он черный, гладкий, холодный.

Педагог: Магнит это камень, он обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я предлагаю вам провести несколько опытов.

Обратите внимания, магниты бывают плоские, подковообразные, кольцевые.

3. Опытно-экспериментальная часть.

ОПЫТ №1 «Магнитные полюса».

Педагог: У каждого из вас есть магнит. Попробуйте соединить свой магнит с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.

Дети:  Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Педагог: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, синего цвета, а с другой – «южный» полюс красного цвета.

Педагог: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить.

Воспитатель берет стойку  для кольцевых магнитов и надевает на нее поочередно сначала оранжевый, затем фиолетовый магниты.)

Педагог: Что произошло?

Вывод: У магнитов есть полюса. Они либо притягиваются друг к другу, либо отталкиваются.

ОПЫТ №2

Педагог: Ребята, а как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?

Дети: Да, нет.

Педагог: Сейчас мы это с вами проверим.

Педагог: У вас на столах, в тарелочке находятся предметы из разных материалов.

Проблемная ситуация.

Педагог: Старшие научные сотрудники  выполнили  эту работу по разделению материалов. Но они не учли того, что один сотрудник пришёл со своим маленьким сыном и тот поиграл за столами, перемешав все предметы. Давайте выполним эту работу заново.  Проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.

Педагог: Что нам понадобится для этого?

Дети: Магнит.

Педагог: Как мы это сможем сделать? 

Дети: Возьмём магнит и с помощью него разделим предметы на две группы: в первой группе будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются.

Педагог: Приступим. Ребята, те предметы, которые притягивает магнит, вы положите на белую тарелочку, а те которые не притягивает – на жёлтую. 

Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам

Педагог: Назовите, какие предметы притянул магнит. 

Дети: Скрепки, монеты, гвоздь…

Педагог: Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?

Дети:  Из металла, железа.

Педагог: Они какие?

Дети: Металлические.

Педагог: А какие предметы не притянул магнит?

Дети: Спичечный коробок, крышка от бутылок, кубик пластмассовый…

Педагог: Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? Дети: Из дерева, пластика, бумаги и т. д.

Педагог: Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Педагог: Давайте при помощи карты наблюдений зафиксируем вывод.

На карточках обведите те предметы, которые притягивает к себе магнит.

А старшие научные сотрудники фиксируют результаты в тетради.

Педагог: Запомните, ребята, свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.

4. Физкультминутка. Рыбалка.

(раздается звук сигнала SOS?)

Педагог: Ребята, сработала кнопка SOS, кому то нужна наша помощь.

(Аудио сообщение)

Здравствуйте, дорогие ребята! Вас беспокоит Золотая рыбка. У меня беда! Любимый пруд, в котором я живу уже триста лет, сильно загрязнен. В нем на дне лежит очень много мусора. Помогите мне очистить пруд. Только одно условие. Нельзя вылавливать рыбок.

Педагог: Ну, что поможем Золотой рыбке и обитателям пруда?

Дети: Да.

Педагог: А вот и наш пруд. Посмотрите, как загрязнили пруд, в котором живет рыбка! Если мы не поможем, обитатели пруда могут  погибнуть!

Педагог: Как мы можем помочь Золотой рыбке, чтобы нам не потревожить жителей пруда и достать весь мусор?

Дети: Выловить мусор удочкой.

Педагог: Только удочки у нас непростые, вместо крючков у нас магниты. Давайте выловим весь мусор, не потревожив жителей пруда.

Педагог: Вот как с помощью магнитов, мы сделали доброе дело.  

ОПЫТ № 3

Педагог: Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, пластмасс, стекло и воду?

Дети: Да! Нет!

Педагог: Хорошо. Давайте проверим.

Педагог: Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона. У меня в руках бабочка с магнитом. Как вы думаете, если я приложу бабочку к картону, она будет держаться на картоне?

Дети: Нет.

Педагог: Почему?

Дети: Картон не металлический предмет.

Педагог: Я возьму магнит и приложу его с другой стороны картона на уровне бабочки.

Педагог: Что вы видите?

Дети: Бабочка держится на картоне.

Педагог: Магнит притягивает к себе магнит через преграду картон.

Педагог: Двигаю магнитом с задней стороны картона и бабочка тоже двигается.

Педагог: Бабочку двигает магнитная сила.

Педагог: Проходит магнитная сила через преграду картон?

Дети: Да.

Вывод: Магнитная сила действует через преграду – картон.

Педагог: Зафиксируем вывод в карточках наблюдениях.

А старшие научные сотрудники фиксируют результаты в тетради.

ОПЫТ  № 4

Педагог: Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через  преграду – стекло и воду?  

Дети: (Да! Нет!)

Педагог: У вас на столах стоят стаканы с водой. Бросьте в него зажим и представьте, что это затонувший корабль.

Педагог: Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через стекло и воду  достать затонувший корабль со дна моря?

Дети: Да, нет.

Педагог: Прислоняем магнит к стакану на уровне зажима. После того как зажим приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

Педагог: Что мы видим?

Дети: Зажим следует за движением магнита и поднимается вверх…

Педагог: Действует магнитная сила через препятствие стекло и воду?

Дети: Да.

Педагог: Какой мы можем сделать вывод?

 Вывод: Магнитная сила действует через преграду – стекло и воду.

Педагог: Зафиксируем наш вывод в карточках наблюдения.

А старшие научные сотрудники фиксируют результаты в тетради.

ОПЫТ №5

Педагог: Как вы думаете, действует ли магнитная сила через преграду пластмасс?  

Дети: Да, нет.

Педагог: В этом нам поможет следующий эксперимент. Перед вами лабиринт. Поместите Божью коровку в угол лабиринта. Возьмите магнит и проведите им под лабиринтом, непосредственно под божьей коровкой.

Вывод: Магнитная сила действует через преграду - пластмасс.

Педагог: Зафиксируем наш вывод в карточках наблюдения.

А старшие научные сотрудники фиксируют результаты в тетради.

Педагог: Молодцы, ребята, вы – настоящие исследователи! Ну а теперь нас ждет в своей лаборатории хорошо нам знакомый мальчик по имени Наураша. Кто он, этот мальчик?

Дети: Маленький ученый.
Педагог: Наураша тоже приготовил для вас увлекательные эксперименты. И приглашает вас в свою лабораторию.
(
 Дети переходят в цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии)
Блок «Магнитное поле»

(Педагог совместно с детьми по заданию Наураша проводит опыты)

5. Работа в цифровой лаборатории «Магнитное поле».
Задания на сравнительные измерения по инструкции «Наураша»
По окончанию занятия в цифровой лаборатории дети делают вывод:
Дети: Не две гирьки поднялись на экране, потому что от датчика до магнита было больше расстояние.
Дети: Измеряли кольцевой магнит и плоскостной. При измерении кольцевого магнита большая гиря то поднималась, то опускалась. При сравнении с плоскостным магнитом две гирьки поднялись и крепко держались, потому что датчик соприкасается с магнитом.
Дети: При сложении магнитов гирьки тоже поднимались вверх и крепко держались.

Дети: Молодцы ребята! Опыты удались! Вы отличные ученые исследователи!

6. Рефлексия

Педагог: Как быстро летит время, к сожалению, пришла пора покинуть нашу лабораторию и возвратится в свою группу. Но перед тем как вернуться в группу, я хочу задать вам несколько вопросов.
Педагог: С каким  удивительным камнем мы сегодня познакомились?

Дети: Магнитом.

Педагог: Какие предметы притягивает магнит?

Дети: Металлические.

Педагог: Как называется свойство притягивать к себе предметы?

Дети: Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими.

Педагог: Сколько полюсов у магнита?

Дети: Два. Северный и южный.

Педагог: Какой опыт вам запомнился?

Дети: Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…

Педагог: Ребята, спасибо вам за вашу научную работу, вы отлично справились со всеми опытами и экспериментами, в знак этого хочу вас наградить медалью юного исследователя.

Педагог: Давайте попрощаемся с научными сотрудниками и вернемся в свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в группе барабанщиц

Данное занятие является первой ступенькой к освоению дополнительной образовательной программы барабанщиц "Можайские гусарочки"...

Конспект открытого занятия в группе I года обучения.

Коллективная творческая деятельность в технике квиллинг. Метод проведения занятия - групповой....

Рабочая программа по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"

Рабочая программа по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"...

Конспект занятия «Знакомство с цифровой лабораторией "Наураша в стране Наурандии"

Знакомство с программой, оборудованием, главным героем – мальчиком Наурашей.  Познакомить детей с понятиями «учёный», «лаборатория», «опыт», «...