статья "Работа над гаммами и арпеджио
статья

В статье рассмотрены приемы работы над гаммами и арпеджио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_gammami_i_arpedzhio.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Работа над гаммами, арпеджио

 «Техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям»  Р. Шуман

Все существующие в музыке пассажи – это комбинации различных видов гамм и арпеджио, а потому их исполнение на протяжении всего обучения фортепианному искусству является само по себе мощным техническим тренажером.

Несмотря на то, что первое выступление учащегося на техническом зачете состоится лишь в третьем классе, начинать работу над гаммами необходимо значительно раньше, как только слух учащегося стал воспринимать ладовую окраску. Это необходимо, чтобы облегчить восприятие, сделать его естественным, ведь при неправильном, не выстроенном поэтапно изложении материала учащийся воспринимает гаммы как обузу, ненужную скучную зарядку для пальцев.

К подготовительным упражнениям на подкладывание и перекладывание пальцев различные педагоги относятся по-разному: кто-то рекомендует не терять времени и сразу осваивать гамму целиком (как Е. Стрельбицкая, например [8, с. 13], кто-то советует на раннем этапе не спешить и уделить время постановке пальцев после подкладывания и перекладывания. Собственного мнения на этот счет я еще не сформировала, так что пока отталкиваюсь конкретно от учащегося и его физиологических и психических способностей, использую сборник Ш. Ганона «Пианист-виртуоз. 60 упражнений» [2].

Начинать изучение гамм рекомендуется отдельными руками сразу на 2 октавы, что облегчит дальнейшее четырехоктавное восприятие и позволит закрепить маленький нотный материал прямо во время исполнения. Разумеется, особое внимание при изучении гамм уделяется аппликатурным принципам. Следует обратить внимание ученика на то, что можно исполнить гамму сразу без ошибок, если следить за 4-м пальцем, который ставится во всех изучаемых на раннем этапе гаммах возле тонического звука. С радостью приступают самые младшие к исполнению гаммы в противоположном движении, ведь аппликатура в обеих руках совпадает, учащиеся любят называть ее «зеркальной».

При освоении коротких и ломаных арпеджио следует уделить время правильным игровым движениям: ведению кисти к первому/пятому пальцу, «замаха» первым/пятым пальцем. Для младших учащихся образно можно нарисовать круг. Правой рукой при движении вверх – сначала медленный полукруг вдоль древка, затем быстрый полукруг над клавиатурой к первому пальцу, левой – сначала медленный над клавиатурой, затем быстрый вдоль древка. При движении вниз – наоборот. Арпеджио помогают сформировать навыки позиционной игры. К аппликатуре в арпеджио следует относиться чрезвычайно внимательно! Именно благодаря изучению арпеджио формируется двигательная память учащегося при исполнении аккордовых последовательностей в иных произведениях. Неверная аплликатура в арпеджио грозит педагогу и ученику постоянным «переучиванием» автоматических ошибок.

Следует уделить особое внимание динамике при исполнении гамм и арпеджио. Во-первых, учащиеся начинают относиться к исполнению гамм как к музыкальной задаче, а не чисто технической, воспринимать их как маленькие музыкальные произведения. Во-вторых, это способствует овладению градациями звука и способами его взятия, концентрирует внимание учащихся, а значит, помогает крепче усвоить материал. А если гаммы и арпеджио будут усвоены хорошо, значит, к пассажам, которые встречаются почти в каждом музыкальном произведении, можно подходить смелее.

Опыт предыдущих поколений вылился в массу замечательных сборников упражнений, как для начинающих, так и для исполняющих фигуры «высшего пилотажа». Среди них сборники Ганона, Корто, Таузига, Бузони, Брамса и др. Однако, как правильно подчеркивал Е. Либерман [4, с. 86], знание упражнений для педагогов и учащихся необходимо, но это не означает, что их надо постоянно применять. Пользоваться ими следует выборочно, в нужном количестве и в нужный момент. Упражнения помогают восполнить пробел, «подхватить упущенное», сконцентрировать работу на преодолении текущих технических затруднений. К гаммам, арпеджио, инструктивным произведениям следует относиться как к пьесам, наравне с техническими задачами решая и музыкальные. Так работа будет продуктивнее, не наскучит учащемуся и поможет решить психологические проблемы при исполнении.

Гаммы, арпеджио – это целая лаборатория для мелкой техники, пространство для решения задач, для проб и ошибок, но в то же время – мощный тренажер для правильной постановки руки, автоматизации правильных игровых движений (при постоянной концентрации внимания на правильном исполнении).

Техника – не цель, а средство достижения высоких музыкальных целей. Не следует ставить во главу угла исключительно техническое воспитание, однако на какое-то время целесообразно заняться решением конкретной технической задачи. Детализировать работу над частным, не забывая об общем.

В заключение хочется подчеркнуть две важные установки успешной работы над техникой: в технической работе должен господствовать принцип упрощения, облегчения трудности; педагог должен верить в достижимость хороших результатов. Раз мы можем сами поставить себе психологический барьер в отношении какой-либо технической работы, то сможем действовать и в обратном порядке, воспитывая не только хороших пианистов, но и, в первую очередь, музыкантов.

Список использованной литературы

1. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано / А. Д. Алексеев. – М., 1978 – 287 с.

2. Ганон, Ш. Пианист-виртуоз / Ш. Ганон // 60 упражнений. – Будапешт: Музыка, 1964. – 117 с.

3. Корто, А. Рациональные принципы фортепианной техники / А. Корто. – М., 1966. – 212 с., ил.

4. Либерман, Е. Я. Работа над фортепианной техникой / Е. Я. Либерман. – М. : Издательский дом «Классика – XXI», 2010. – 148 с., ил.

5. Савшинский, С. И. Работа пианиста над техникой / С. И. Савшинский. – Л., 1968. – 191 с.

6. Стрельбицкая. Е. А. Пианистические и аппликатурные навыки в работе над гаммами, аккордами и арпеджио / Е. А. Стрельбицкая // Учебно-методическое пособие. 2 изд. – М: ПРЕСТ, 2007. – 40 с.

7.Шуман. Р. Жизненные правила для музыканта / Р. Шуман. – М., 1959, 188 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: « Арпеджио. Основные тезисы в работе над арпеджио гаммах».

Арпеджио – одна из основ фортепианной исполнительской школы для каждого музыканта.Разучивание арпеджио в гаммах  и работа над ними, зачастую, не доставляет удовольствие исполнителю. Но необ...

Тема: « Гаммы. Основные тезисы в работе над гаммами».

Гаммы – это основа фортепианной исполнительской школы для каждого музыканта.Разучивание гамм и работа над ними, зачастую, не доставляет удовольствие исполнителю. Но необходимо знать и помнить о ...

Методический доклад. "Проблемы в изучении гамм и арпеджио".

Работа над гаммами диатоническими, хроматическими и другими видами фортепианной техники....

Открытый урок по учебному предмету «Специальность» (Шестиструнная гитара) «Работа над техникой арпеджио».

1.Определение основных исполнительских штрихов. а) определение используемых в работе музыкальных терминов.б) постановка цели урока.2.Цели и задачи урока 3.Приобретение начальных практических навыков р...

Таблица гамм, аккордов и арпеджио

Пособие для изучения гамм, аккордов и арпеджио...

Работа над гаммами и арпеджио

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ       Работа н...