Работа над гаммами и арпеджио
методическая разработка по музыке

Дидук Юлия Владимировна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ

 

 

 

 

 

 

 

Работа над гаммами и арпеджио

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

 Дидук Ю.В.,

Сыркашева О.Н.,

преподаватели по классу фортепиано

 

Новокузнецк, 2021
Пути и способы развития самостоятельности учащихся.

 Пути и способы развития самостоятельности учащихся различны. Длительное время следует показывать ученику, как надо работать над произведением, прививать необходимые навыки исполнения, следить за тем, как он занимается, отмечать каждый положительный момент его работы. Основным принципом в работе над музыкальным произведением является внимательное проигрывание нотного текста, тщательное вслушивание в свою игру и последовательное устранение всех имеющихся недостатков. Успешная работа над музыкальным произведением возможна в том случае, если учащийся имеет представление к чему надо стремиться.

1.1Особенности работы на начальном этапе обучения музыки На начальном этапе обучения, педагог работает над развитием музыкального слуха, ритма, памяти, старается пробудить музыкальность. Этому способствует «донотный» период обучения игры на фортепиано, направленный на развитие музыкальных способностей учащегося. Содержанием работы является подбор знакомых мелодий по слуху, транспонирование, игра мелодических оборотов от разных звуков, слушание музыки в исполнении педагога и в записи, изучение клавиатуры: деление на регистры, октавы, владение первоначальным навыкам звукоизвлечения. В работе рекомендуется использовать большое количество разнообразных детских и народных песен. Для подбора лучше использовать мелодии с поэтическим текстом для правильного определения метроритма и строения музыкальной фразы. Развитие восприятия музыки и формирование музыкально-слуховых представлений являются важнейшими методами обучения игры на фортепиано. Необходимо регулярно знакомить учащихся с различными 5 музыкальными произведениями, обогащать запас музыкальных впечатлений, формировать слушательскую культуру.

1.2 Некоторые аспекты восприятия нотного текста В процессе работы учащийся неизбежно сталкивается с проблемой восприятия нотного текста. Главная задача обучения заключается в том, чтобы как можно быстрее перейти от разрозненного процесса складывания отдельных звуков к слитному процессу исполнения. В условиях связного и цельного исполнения формируется художественно-музыкальная задача, которая определяет пути дальнейшего развития. Точное следование метроритму, игра без ошибок и остановок должны быть целью первого этапа в разучивании произведения. Рекомендуется давать задание на большое количество знаков, привыкнув к которым на начальном этапе обучения учащийся не будет бояться тональностей с четырьмя и более знаками.

Развивая навыки разбора и разучивания пьес, следует добиваться того, чтобы ученик воспринимал нотный текст сразу группами по 2-3-4 ноты в зависимости от того как они укладываются в мотивы, такты или слова. Для начала рекомендуется использовать произведения.

Формирование навыков самостоятельности учащихся.

Способы работы В целях активизации слуха и мышления, рекомендуются следующие способы работы. Ученик должен хорошо знать и уметь играть любую мелодию. Учитель пишет нетрудное сопровождение для левой руки. Задача ученика состоит в том, что он должен соединить обе руки, играя мелодию без нот, а сопровождение по нотам.

Сопровождение может быть любым – аккордовым, одноголосным или с переносом руки в разные регистры. Для развития координации движения полезно поменять руки, можно вводить элементы полифонии. Другой вариант – мелодию петь голосом, а сопровождение играть двумя руками. Такая работа активизирует слух, заставляет осмыслить взаимодействие элементов музыки, развивает концентрацию внимания, способствует координации движений.

2.1 Работа над структурным и гармоническим восприятием нотного текста Предпосылкой структурного восприятия музыкального текста является умение быстро определять синтаксическое строение музыкальной речи, деление мелодии на фразеровочные лиги, цезуры. Для формирования групповых представлений восприятия нотного текста, можно предложить некоторые упражнения на чередование различных последовательностей. Упражнения следует играть в разных тональностях, в разных темпах, в хроматической последовательности. Такая тренировка облегчит в дальнейшем разучивание многих построений в более сложных произведениях. Навык быстрого охвата по вертикали вырабатывается следующим образом. Берется пьеса аккордового склада, аккордовая последовательность 7 исполняется в форме быстрой гармонической фигурации. И наоборот, текст, изложенный в виде гармонической фигурации, играется аккордами, как бы «сжимается».

Таким способом вырабатывается умение быстро определять гармоническую логику текста. При систематическом и непрерывном развитии, учащийся постепенно научится осмысливать незнакомую и более сложную структуру, увидит в ней не случайные сочетания звуков, а закономерное развитие музыкальной ткани. Развивая «групповое восприятие» текста нужно помнить о том, что группы формируются не произвольно, а в соответствии с мелодической и гармонической структурой музыки. Добиваясь в короткий срок непрерывного и связного исполнения важно помнить о том, что это не механическое сложения звуков, а органическое слияние их в мотивы, фразы, сопровождаемые живым пульсом и дыханием.

2.2 Навык чтения с листа Параллельно следует развивать навыки непрерывного чтения нот. В начале обучения рекомендуется играть легкие пьесы в четыре руки. В дальнейшем в репертуар по чтению нот вводятся двуручные пьесы. В начале процесс чтения с листа протекает медленно и напряженно вследствие того, что внимание ученика перегружено, а слух пассивен, так как звук он воспринимает только после его нажатия. В дальнейшем, зрительное восприятие ассоциируется у него со звуковысотным. Ученик, видя ноту, начинает «слышать» ее раньше, чем извлекает звук, а нотный знак ассоциируется с соответствующей клавишей. Трудности, с которыми сталкивается учащийся при чтении с листа можно разделить на три основных вида:

1) ученик не обладает развитым внутренним слухом, имеет слабые музыкальные данные, поэтому не в состоянии заметить свои ошибки;

2) ученик невнимателен, в связи с отсутствием опыта чтения с листа; 8

3) учащийся не обладает достаточной свободой в ориентировке на клавиатуре. При чтении с листа важно развить у учащегося навык перенесения нот с нотного стана на клавиатуру.

Предпосылкой формирования такого навыка является игра «в слепую», игра на «скрытой» клавиатуре. В начале работы необходимо разграничить функции глаз и рук, взгляд должен быть направлен только на нотный стан. Развитию этого навыка способствует ряд упражнений. Упражнения по развитию навыка чтения с листа: - необходимо хорошо запомнить и уметь мысленно представлять, как выглядят две группы черных клавиш, составляющих октаву; - не глядя на руки, находить белые клавиши, окаймляющие группу черных, а затем клавиши, расположенные между ними, «слепым» ориентиром прорабатывать различные интервалы и аккорды; - выучить гамму в одну октаву на legato, затем играть ее разными штрихами, не глядя на руки; - каждой рукой отдельно играть короткие попевки, гармонические интервалы или аккорды в разных октавах. Воспитание навыков хорошего разбора и чтения с листа должно быть всегда в центре внимания педагога. Важно воспитать у учащегося осмысленное отношение к тексту, приучать видеть не только все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание. Для этого учащимся необходимо предварительно ознакомиться с пьесой: просмотреть нотный текст, определить размер, лад, строение музыкального произведения, распределение голосов между руками. Перед разбором желательно проиграть соответствующую гамму. Во время исполнения стараться, по возможности, охватить вниманием как можно большой отрезок нотного текста, зрительно «смотреть вперед». Необходимо уметь распределять свое внимание на несколько объектов. При разборе одной только мелодии нужно уметь 9 сосредоточиться не только на звуковысотной стороне исполнения, но и на метроритме, аппликатуре, фразировке, характере звукоизвлечения. Важно воспитать комплексное восприятие всех элементов музыкальной ткани.

2.3 Формирование аппликатурных навыков исполнения Одним из условий быстрого чтения нот, является формирование аппликатурных навыков исполнения. Аппликатурная техника, доведенная до автоматизма, помогает выбрать наилучший вариант в определенной игровой ситуации. Удобная аппликатура помогает быстрее преодолеть технические трудности, развить пальцевую беглость.

2.4 Развитие технических навыков Формирование навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением невозможно без рациональной организации движений и развития технических навыков. Важным и эффективным средством является работа над гаммами, этюдами и упражнениями. Они дают возможность в наиболее концентрированном виде работать над основными фактурными формулами, приемами, дают знание ладотональной системы. Игра гамм требует плавного, певучего звучания.

Упражнения рекомендуется играть от разных звуков, сохраняя принцип последовательности – от простого к сложному. Особое внимание следует обратить на развитие подвижности 4 и 5 пальцев. В такой работе важна точность заданий и систематичность ее проверки. Важно направить внимание учащегося на то, чтобы выучить заданное, преодолеть трудности, добиться хорошего звучания в определенном темпе. Учащийся не должен ограничиваться эпизодическим проигрыванием упражнений, необходимо осознанно и целенаправленно работать над развитием техники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_gammami_i_arpedzhio.docx19.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Работа над гаммами и арпеджио

Известно, что гаммы и арпеджио являются типичными видами фактуры инструментальной музыки. Овладение ими дает музыканту применять уже усвоенные технические формулы при игре оркестровых партий, изучении этюдов и пьес.

    Именно гаммы и арпеджио выступают в качестве испытанных средств для развития многих сторон исполнительской техники и способствуют:

-         формированию правильной координации движения пальцев, кистей с действиями губного аппарата, языка и дыхания;

-         достижению ровности звучания во всех регистрах инструмента;

-         выработке правильных аппликатурных навыков;

-         совершенствованию ладово-слуховых представлений и интонационной чистоты исполнения;

-         воспитанию выразительности, а также развитию и совершенствованию технической подвижности.

     Изучение гамм и арпеджированных аккордов исполнителю следует начинать с первого года обучения игре на инструменте. Но прежде всего он должен хорошо изучить теоретические принципы строения и ладовые тяготения мажорных и минорных гамм, тонических арпеджио, доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов, научиться определять их на слух и строить, и петь от любой ноты.

Основные принципы построения и исполнения гамм и арпеджио

Тоническое арпеджио в прямом движении исполняется в триольном оформлении. Кроме того, тоническое трезвучие Гаммы исполняются диатонические (мажорные и минорные), их арпеджированные тонические трезвучия, доминантсептаккорды и уменьшенные вводные септаккорды; гаммы хроматические и реже – целотонные.

     При изучении и исполнении гамм и арпеджио необходимо придерживаться следующих методических указаний:

     а) все виды гамм и арпеджио должны начинаться и заканчиваться тоникой или основным звуком и, как правило, на сильной (иногда на относительно сильной) доле такта. Арпеджированные аккорды в прямом движении излагаются от основного и до основного звука. Обращение септаккордов, для завершения всего цикла упражнений, разрешаются в тонический звук;

     б) в зависимости от вида инструмента и степени подготовленности музыканта, нужно максимально использовать диапазон инструмента. Гаммы и арпеджио строятся в 1, 11/2, 2, 21/2 и 3 октавы. При обращении аккордов, если имеется возможность, необходимо опускаться на терцовый звук и продолжать последовательность обращения. Гаммы и арпеждио в полторы и в две с половиной октавы играются вверх до квинтового звука;

     в) во всех гаммах должно быть определенное метро-ритмическое оформление. Как правило, гаммы в 1, 11/2, 2 октавы исполняются в квартольном оформлении, в 21/2 и 3 октавы – в триольном изложении. Тоническое арпеджио в прямом движении исполняется в триольном оформлении, а в 21/2 октавы в квартольном. В обращении без повтора верхнего основного звука в тиольном, а с повтором в квартольном оформлении. Кроме того, тоническое трезвучие исполняется в «ломаном» движении с триольным оформлением. Д7 и ум. ввVII исполняются в квартольном оформлении как в прямом движении, так и в обращениях;

    г) при исполнении гамм и арпеджио необходимо использовать такие виды штрихов как – detache, legato, staccato, marcato, а также  их комбинации. Нужно применять различные динамические нюансы и разнообразные виды аппликатуры.

     Для наиболее эффективной работы над вышеизложенными упражнениями рекомендуется: выбирать те гаммы и арпеджио, которые бы соответствовали уровню подготовки музыканта (тональность, диапазон, темп, штрих и т.п.). Гаммы и арпеджио, необходимо исполнять только наизусть. Ежедневно исполнитель должен работать на 1-2 мажорными и параллельными минорными гаммами.

Характерные недостатки в исполнении гамм и арпеджио

    Практика игры на духовых инструментах показывает, что при исполнении гамм и арпеджио у начинающих музыкантов не редко наблюдаются следующие недостатки:

-         неритмичность исполнения;

-         отсутствие ровности звучания различных регистров;

-         неумелое интонирование;

-         нерациональное использование аппликатуры;

-         отсутствие выразительности в игре;

     Неритмичность исполнения чаще всего проявляется в нарушении взятого единого темпа, когда к концу исполнения гаммы ускоряют темп /не хватает дыхания/ или же наоборот – несколько его замедляют. Помимо этого встречаются нарушения ритмичности в чередовании счетных долей, а также внутри ритмических групп. Происходит это обычно тогда, когда исполнение связано с применением неудобной аппликатуры (для тромбониста – переход на дальние позиции), наличием мелодических скачков, при изменении регистров и динамических оттенков и т.п.

     При наличии подобных явлений необходимо исполнять в таком темпе, в котором возможно играть упражнение ровно от начала и до конца. Предварительно нужно проработать неудобные в ритмическом и аппликатурном отношении места в медленном темпе. А также четко наметить и правильно производить смену дыхания (после четырех или восьми четвертей).

     Отсутствие ровности звучания обычно проявляется в том, что не все звуки исполняются одинаково в смысле полноты, силы и тембра. Этот недостаток характерен при отсутствии у музыканта навыков игры на «опертом» дыхании, регулировании силы выдоха во взаимодействии и губным аппаратом. Конструктивные особенности инструмента также могут вызвать нарушения ровности звучания.

     Наилучшим способом устранения этого недостатка будет ежедневная работа над исполнением продолжительных звуков на полном дыхании. При этом необходимо обратить особое внимание на те звуки, которые имеют отмеченные выше недостатки.

     Неумелое интонирование при игре наблюдается у музыкантов со слаборазвитым ладогармоническим слухом, когда исполнитель не ощущает фальши при исполнении гаммы или арпеджио. Другой причиной неточного интонирования может быть, когда музыкант слышит нестройный звук, но не знает способов исправления в подстройке данного звука.

     Достигнуть соответствующей интонационной гибкости музыкант может с помощью 3-х основных средств:

1)    четкого усвоения ладогармонических тяготений;

2)    использования согласованных действий губного аппарата и дыхания;

3)    применения наиболее рациональной и корректирующей (дополнительной, вспомогательной) аппликатуры, а также систематическими занятиями сольфеджио.

     Все эти средства должны быть теснейшим образом связаны как между собой, так и со слуховым самоконтролем играющего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над гаммами в классе синтезатора

В данной методической работе я предлагаю различные приёмы и методы,  помогающие освоить гаммовый комплекс (гаммы, аккорды, арпеджио), используя технические возможности синтезатора, а также, позво...

Работа над гаммами для учащихся младших классов.

Данная статья написана педагогом фортепиано ГОУ ДОД Детская музыкальная школа № 31 Линк Е.Д.   Статья  раскрывает основные этапы работы над упражнениями в системе гамм для младших школьников...

Работа над гаммами

1.     Значение процесса освоения гамм в техническом развитии учащихся.2.     Цели и задачи педагога3.     Методические рекомендации препода...

Тема: « Гаммы. Основные тезисы в работе над гаммами».

Гаммы – это основа фортепианной исполнительской школы для каждого музыканта.Разучивание гамм и работа над ними, зачастую, не доставляет удовольствие исполнителю. Но необходимо знать и помнить о ...

Методическая работа на тему: "Работа над гаммами"

Особенности работы над гаммами в младших классах по специальности фортепиано...

Методический доклад. "Проблемы в изучении гамм и арпеджио".

Работа над гаммами диатоническими, хроматическими и другими видами фортепианной техники....

статья "Работа над гаммами и арпеджио

В статье рассмотрены приемы работы над гаммами и арпеджио....