Методический доклад. "Проблемы в изучении гамм и арпеджио".
методическая разработка на тему

 Юсупова Илюза Исламовна

Работа над гаммами диатоническими, хроматическими и другими видами фортепианной техники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_v_izuchenii_gamm_i_arpedzhio.docx49.27 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ ГАММ И АРПЕДЖИО В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Подготовила: Юсупова И.И.

г.Покачи

                                             ПЛАН.

1. Работа над гаммами - необходимая составная часть воспитания  пианиста.

2. Структура гамм

3. Группы гамм

4. С чего начать изучение гамм?

5. Подготовительные упражнения

6. Работа над арпеджио (короткие, ломанные,длинные)

7. Переход к быстрому темпу

8. Типичные ошибки и методы их устранения.


«Зачем это нужно – то, что его заставляют делать? Бегать как можно быстрее по клавишам, подвертывая большой палец…Гаммы, упражнения, скучные до слез….      Ромен Ролан

Под этими словами юного героя известного роллановскогоромана охотно подписались бы, пожалуй, многие из тех,кто обучается сегодня фортепианной игре. А между тем, работа над гаммами и другими упражнениями может стать увлекательным занятием. Все дело в том, как эти занятия организовать.

Работа над гаммами является необходимой составной частью воспитания пианиста. Гаммы играются для выработки и накопления пианистического мастерства. Они  «одинаково» полезны как начинающему, так и весьма подвинутому ученику и даже опытному, искусному исполнителю, - замечаетК. Черни. -  Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним». Кроме того, надо помнить, что вся техника классического периода насыщена гаммаобразными последовательностями, или отдельными её видами: разными видами арпеджио, аккордами, хроматическими гаммами…. Гаммы являются основой инструктивной этюдной литературы.

Польза от изучения гамм в том, что их изучение позволяет:

  • овладеть основными формулами фортепианной техники;
  • на практике познакомиться с ладотональной системой, освоить кварто-квинтовый круг;
  • познакомиться с основными аппликатурными формулами;
  • выработать пальцевую чёткость, ровность, беглость, точность звукоизвлечения, силу и выносливость, независимость и самостоятельность пальцевых движений, координации.  Движений в партиях обеих рук.

Работа над гаммами является необходимой составной частью воспитания пианиста.

Изучение гамм, арпеджио, аккордов стало обязательной частью музыкального воспитания с незапамятных времён, ещё в клавирной педагогике, при обучении игре на клавишно-струнных инструментах – чембало, клавикордах, клавесине. Но только к концу 18 – началу 19 столетия, когда фортепиано окончательно вытесняет другие клавишные инструменты, когда развивается виртуозное исполнительство, гаммы, становятся по выражениюК. Черни «основой» фортепианного обучения, им уделяется самое большое внимание.

Интересно, что в истории советской фортепианной педагогики был период (в 30-х годах ХХ века), когда развивать технику ученика предписывалось только на материале художественных произведений и рекомендовалось вообще отказаться от изучения гамм. Педагоги старой школы тайком проходили гаммы со своими учениками…  К счастью, этот период длился недолго, и гаммовый комплекс был полностью восстановлен. Хорошо известно, какой феноменальной техникой обладал Эмиль Гилельс, но не все знают, что не последнюю роль в её развитии и поддержании сыграла его повседневная работа над гаммами.

Изучение гамм возможно тогда, когда ребёнок проявляет уже некоторую сознательность в работе, когда он хорошо освоил исполнение пятипальцевых последовательностей, уверенно владеет разными штрихами, в особенности хорошо освоил

игру legato, налажен слуховой контроль. Не нужно торопиться увеличивать число гамм, переходить к игре двумя руками и т.д. Здесь должен быть очень индивидуальный подход к каждому ученику.

Каждый раз ученику приходится учить гамму заново, даже если она была уже выучена некоторое время назад, тратя опять время на изучение пройденного уже материала. Гораздо проще знать всего лишь несколько правил, уметь ими пользоваться, и, тщательно проработать одну-две гаммы. Тогда и последующие, предложенные ученику новые гаммы, он сможет освоить уже самостоятельно, а процесс изучения будет происходить гораздо быстрей, и с большим результатом. Структуру каждой гаммы, каждого арпеджио, а также аппликатуру нужно установить самому ученику, осознать прорабатываемый материал как следует. Только в этом случае знание будет по-настоящему крепким и продолжительным.

И так все 12 мажорных тональностей. Разбиваем гаммы по группам.

1 группа – гаммы от белых клавиш, где по правилу 4 палец в правой руке всегда на 7 ступени, а в левой руке 4 палец всегда на 2 ступени. Это:

С- dur; c – moll; G-dur; g-moll; D-dur; d-moll; A-dur; a-moll; E-dur; e-moll.

2 группа – гаммы от чёрных клавиш, где 4 палец в правой руке на си-бемоль, а в левой руке 4 палец на новом бемоле, т.е. на 4 ступени.  Эти гаммы: B—dur; Es-dur; As-dur; Des-dur. Гаммы b-moll; es-moll 4 палец в левой руке – на соль-бемоль (подряд 3 чёрные клавиши), а в правой, как и прежде – на си-бемоль.

Гаммы: fis-moll; cis-moll;gis-moll объединяются по признаку изменения аппликатуры в мелодическом варианте в отличии от варианта гармонического. Порядок пальцев в них рекомендуется выучивать отдельно.

3 группа – гаммы-исключения: F-dur; f-moll; H-dur; h-moll.

Важно знать, что аппликатура тех гамм, которые начинаются с чёрной клавиши, подчиняются следующему правилу: первые палец берётся на первой белой клавише после чёрной.

Существуют и другие классификации, которые в какой-то степени упрощают задачу заучивания аппликатуры.  Но ещё полезно уметь определять аппликатуру самостоятельно, пользуясь совсем простой формулой: 3+4 или 4+3. Если к этому добавить правило (запрет на использование 1 пальца на чёрных клавишах), можно вычислить аппликатуру любой гаммы. Исключений при этом нет никаких!

Важно параллельно с формированием навыка игры гамм согласно традиционным аппликатурным формулам воспитывать и аппликатурную гибкость – умение отказываться от привычного порядка следования пальцев, если того требует конкретная игровая ситуация. А такие ситуации возникают на каждом шагу.

Подготовительное упражнение – на перевёрнутой ладони дотягиваться 1 пальцем до 5, 1, 2, 3, 4, а также упражнение «маятник», «сорока» Эти упражнения позволяют в игровой форме почувствовать ученику свободу 1-го пальца и равнозначность его положения по отношению к другим пальцам руки.

Для подкладывания 1 пальца, его гибкости, использовать ряд упражнений. Играть их можно в различных последовательностях, но тщательно прорабатывать обязательно для каждого ученика.

Можно также играть любую гамму аппликатурой 12121212, или 13131313, или 14141414.

С чего начать изучение гамм?

Сначала надо познакомить ученика с мажорным звукорядом от «до»(по формуле 2 тона полутон 3 тона полутон).

Каждая последующая мажорная диезная гамма появляется на 5 ступени, а бемольная на четвертой ступени. Новый диез появляется на седьмой, а бемоль на четвертой. Когда ученик хорошо усвоит мажор, надо познакомить его с параллельным минором и его тремя видами.

Маргарита Лонг советует: «Изучение хроматической гаммы с ее близкими интервалами и частым употреблением большого пальца должно предшествовать изучению диатонической». Первый палец подкладывается в очень тесной позиции, вырабатывается гибкость и ловкость большого пальца. Существует множество упражнений на подкладывание первого пальца.

Что дает изучение гамм? Систематическая игра гамм и арпеджио развивает не только двигательные, но и аппликатурные навыки ученика, укрепляет его теоретические познания и ладотональные слуховые представления, развивает ассоциативность и образность его мышления. «Гаммы облегчают, освобождают и делают более ловкой руку, - пишет М. Лонг,-дают ей невидимые крылья, помогающие быстро пролететь над клавиатурой по всему ее протяжению. Очень важно творчески относиться к работе над гаммами. Можно ставить перед учеником различные задачи: исполнять гамму в разных темпах, играть гаммы легатиссимо и стаккато, играть громко и тихо, ровно по звуку или с крещендо и диминуэндо (при этом делать нарастание звука не только при движении вверх, но и наоборот). Можно менять и артикуляцию, и динамику на протяжении одной и той же гаммы. «Никакое упражнение не должно быть играно мертвым, безжизненным тоном» - писал В. Сафонов, - «Живость звука есть единственное условие плодотворного упражнения.» Можно ставить задачи по – разному:

  • Сыграть гамму певучим полновесным форте в темпе модерато, приемом портато;
  • Пропеть гамму так, как если бы ее исполняли скрипач или виолончелист штрихом легатиссимо волнообразной динамикой;
  • Исполнять гамму прозрачным, легким, серебристым звуком с постепенным затуханием к концу;

И. Гофман писал: «В помощь технике следует привлекать «дух». Одухотворенные пальцы способны творить чудеса».

 Наряду с артикуляционными, динамическими и темповыми вариантами при работе над гаммами полезно применять и варианты ритмические, например, исполнять гаммы в пунктирном ритме или с остановками на тонике.

Работа над упражнениями не является самоцелью – это школа пианистических навыков, необходимых для исполнения художественной фортепианной литературы. В произведениях великих композиторов ребенок встретит и гаммы, и арпеджио, и аккорды, «чудом» превратившиеся в прекрасную музыку.

Хорошо если учитель найдет время побеседовать с учеником, поясняя свои слова исполнением музыкальных примеров. После такой беседы дети гораздо охотнее занимаются упражнениями, а следовательно и результативнее. Главное условие эффективной работы над упражнениями внимание к звуку и ритму. Традиции классической русской и советской фортепианной педагогики требуют, прежде всего, заботы о певучем туше, но и «спортивные» стороны фортепианного искусства – выносливость, напор, скорость – не должны быть забыты. Разрешение таковых задач связано с воспитанием волевых качеств личности. Решающий фактор работы над упражнениями – качество показа педагога.

Подготовительные упражнения

Работу над гаммами целесообразно начать с предварительных упражнений.

 1 вариант. Поскольку в данном случае ключевой технический прием требующий освоения, это – выход за пределы позиции незаметное для слуха соединение двух (в гамме в одну октаву) и более позиций, то и подготовительные упражнения мы будем строить на тех звуках гаммы, на которых происходит смена позиции.

   2 вариант. В каждой тональности мы найдем два участка для построения таких упражнений, так как первый палец на протяжении октавы берется дважды. Первое звено упражнений – трехзвучный мотив. Аппликатура – 3-1-2; 4-1-2; одинаковая для обеих рук.

Следующие звенья упражнения образуются путем постепенного наращивания мотива  в правой руке добавляем звуки снизу, в левой – сверху. Каждое звено повторяем по несколько раз с конечной остановкой на втором пальце. Перед учеником ставим задачу: в каждом мотиве добиться плавного легато, ровной напевной звуковой линии, без единого толчка. Опора на втором пальце нужна по двум причинам: во – первых облегчает незаметный переход через первый палец; во – вторых подготавливается ритмически – организованное исполнение гаммы.

Главное действующее лицо – 1 палец. Нужно позаботиться о воспитании его самостоятельности. Именно благодаря этим качествам 1 пальца осуществляется плавное соединение позиций. Самостоятельность 1 пальца состоит в том, что он берет свою клавишу легким вертикальным движением, без малейшего нажима со стороны кисти и предплечья. Используя первый палец, как ось вращения, рука невесома, перелетает через него новую позицию. Когда перелет совершился - все пальцы свободно располагаются на клавишах. Этот мгновенный переход в новую позицию в момент подкладывания 1 пальца имеет место при исполнении гаммы в обоих направлениях. Так например при исполнении гаммы До мажор правой рукой вниз, в тот момент когда первый палец берет «Фа», 3 палец уже над клавишей «Ми». Кисть с помощью вращательного движения предплечья успевает описать поверх 1 пальца дугу и занять выгодное для пальцев положение.

Г.Г. Нейгауз приводит превосходное упражнение для воспитания ловкости и предусмотрительности 1 пальца.

Эти упражнения не для начинающих они используются в более поздних этапах работы над гаммами. Упражнения нужно прорабатывать начав с До мажора, в каждой новой тональности, превратив их в попутные.

Работа над гаммами

Первые понятия о гамме как о порядке звуков, из которых складывается та или иная музыка нужно вводить в первые месяцы обучения. На материале гамм строятся многие первоначальные упражнения на нон легато и легато.

Итак, мы начинаем планомерную работу, когда ученик более или менее освоился с игрой легато в пределах одной позиции. Позицией называется несменяемое положение руки на клавиатуре или такое сочетание звуков, которое можно сыграть, не подкладывая первый палец. Существует понятие «позиционная техника» - ярким примером служат этюды Черни – Гермер с №1 - №14. Разделения пассажа на звенья – позиции ключ к эффективной технической тренировке, благодаря, в первую очередь, упорядочению мышления пианиста и разгрузке его внимания.

Первые гаммы

Добившись с учеником первых результатов в работе над подготовительными упражнениями, разучиваем с учеником гамму на 2 октавы каждой рукой отдельно. Обычно начинаем с До мажора, как наиболее простой «для головы.»

Темп умеренный. Ребенок должен представлять себе гамму, как мелодическую фразу. Характер звучания – напевный, но нужно следить за отчетливой артикуляцией. С самого начала нужно позаботиться о ритмической организации гаммы. Естественнее всего группировка по 4 звука (квартолями). Ритмические опоры (первый звук каждой квартоли) следует подчеркивать достаточно ярко. В дальнейшем, когда ученик привыкает слышать квартольные группы необходимость в явной акцентировке пропадает. Чтобы ребенок легче услышал группировку, можно придумать подтекст. Например,«Тише едешь – дальше будешь».

 Теперь поговорим о технических деталях. Следует добавить, что 1 палец перемещается очень близко к поверхности клавиатуры, нельзя его «задирать». Нельзя, чтобы он ложился на клавиши подобно бревну. Он ставится под некоторым углом к плоскости клавиши, что является его условием его подвижности и легкости. При исполнении гаммы, нужно воспитывать легкое «дыхание» пальцев, их свободный подъем. Крайне важно точное, чуткое осязание донышка клавиши кончиком пальца – без всякого давления на него. Это одно из самых сложных и тонких пианистических ощущений.

Такая установка способствует воспитанию цепкости кончиков пальцев, их преувеличенной высокий подъем. Запястье не напряжено, гибкое работает в горизонтальной плоскости без «горбов» и «ям».

Локоть легкий, неощущаемый - скользит параллельно клавиатуре. Вихляющие движения локтя – симптом крайнего неблагополучия.

Разучив с ребенком гаммы До мажор каждой рукой отдельно на две октавы, в течении ближайших уроков еще четыре гаммы до Ми мажора включительно, т.к. в этих гаммах одинаковый порядок пальцев.  С самого начала требовать осмысленного и твердого заучивания аппликатуры. Следует признать вредным разучивание гамм по нотам, это притупляет мышление ученика, а наша задача – его развивать. Разучив гамму в пяти мажорных диезных тональностях каждой рукой отдельно переходим к игре двумя руками. Первые двухручные гаммы – расходящиеся. Играем от одной клавиши – в противоположные стороны на две октавы с возвращением к исходному звуку. В расходящихся гаммах - симметрия движения рук и аппликатуры, делает их проще в двигательном отношении и с точки зрения распределения внимания. Гаммы в параллельном движении двумя руками рекомендуется играть с интервалом в две октавы. Контрастность тембров позволяет лучше проконтролировать звучание каждого голоса. Исполнение гаммы двумя руками - задача полифоническая. Нужно добиться полноценного звучания каждой мелодической линии и их ансамбля. Нужно постоянно держать под пристрастным контролем левую руку.
На всех этапах работы, следует шлифовать партию каждого голоса, т.е. обязательно заниматься каждой рукой отдельно. Левая рука требует особенно настойчивой тренировки.

Теперь поговорим об увеличении темпа. Успешное разрешение этой проблемы во многом зависит от моторной одаренности ребенка, а так же от верных педагогических установок. Дольше половины успеха - воля, настойчивость, спортивный азарт. Увеличивая темп, ищем соответствующее туше. Нужно помнить о закономерности, чем быстрее темп – тем легче звук. Полезно проучить гамму с различной группировкой все более мелкими длительностями (восьмыми, триолями, шестнадцатыми, квинтолями, секстолями, тридцатьвторыми) гаммы нечетными группировками можно играть только в прямом движении.

Хроматическая гамма

 Особенность в частом использовании первого пальца. Следовательно успех зависит от его сноровки. Без полной свободы и самостоятельности 1 пальца вместо легкого скольжения руки получится «ковыляние». Чтобы рука шла не зигзагами, а по прямой, нужно слегка сблизить кончики играющих пальцев. Группировать хроматическую гамму можно квартолями или секстолями.

Работа над аккордами

Работу над трехзвучными аккордами можно начать параллельно с работой над гаммой. Ребенок должен уметь строить тоническое трезвучие, Обращение трезвучий мы вначале называем перестановками. Аккорд следует «взять» пальцами, не напрягая тыльной стороны кисти. Вся рука совершенно свободна, пальцы присобраны, ладонь широкая. Нельзя готовить заранее жесткую форму аккорда. Движение цельное не заторможенное, рука как бы вливается в клавиши. Кончики пальцев - активные, цепкие, чуткие. После взятия аккорда проверить свободу руки. Сначала работы над аккордами добиваемся протяжного звучания трехголосного хора («без кваканья»).

В дальнейшем нужно научиться подчеркивать в аккордах линию пятого пальца.

Как только позволит рука ученика переходим от трехзвучных к четырехзвучным.   

Работа над коротким арпеджио

Поскольку арпеджио – это не что иное, как разложенные аккорды, поэтому их изучение надовести параллельно с игрой самих аккордов.

К коротким арпеджио естественно перейти поработав с учеником в нескольких тональностях над диатоническим трезвучием и его обращениями.

Первый этап работы – разучивание каждого звена арпеджио отдельно со снятием руки между мотивами. Цель – объединить четырехзвучный мотив одним дыханием, как бы на «одном смычке». Пусть ученик в своем воображении слышит пение скрипки. Следует поискать объединяющее движение от 1 к 5 пальцу. Основа исполнения каждого мотива – расширение и моментальное собирание пальцев. Кисть – эластичная. Второй этап работы – присоединение к каждому мотиву первого звука следующего звена.

          Рука делает «вдох» и мягко ложиться на 1 звук 1 звена. При смене позиции ни малейшего давления на пограничный палец (1 или 5). Он как ось, на которой непринужденно поворачивается рука.

Завершающий этап – объединение всех звеньев в мелодическую фразу. Добиваемся четкой артикуляции в рамках напевного звучания. Пальцы активные, живые. Запястье – гибкое, локоть – спокойно – скользящий. В коротких арпеджио наиболее естественно квартольная группировка.

Ломанные арпеджио

Ломанные арпеджио - разновидность коротких. Работа над ними начинается в 4 классе. Чтобы ученик не путал звуковой состав мотивов, играем каждое звено сначала в прямой последовательности, затем в ломаной. Также можно поиграть разными парами пальцев. 1-4; 2-5;

 

В технике исполнения ломаных и коротких арпеджио много общего, но есть и существенное отличие: в ломаном арпеджио звуки каждого звена идут в разных направлениях, что ограничивает помощь руки, пальцем требуя от них больше энергии и самостоятельности.

Работа над длинными арпеджио

Это самые сложные упражнения из всего комплекса.  Требуют ловкости, гибкости, неослабного слухового контроля.

Главная трудность в длинных арпеджио та же, что и в гаммах: незаметная смена позиции, но интервал при смене позиции шире, чем в гамме. Это предполагает повышенную гибкость кисти, особую точность пальцев. Приступая к изучению

длинных арпеджио отдельно каждой рукой, можно начать с предварительных упражнений,  построенных на звуках Ум. 7 септаккордов. Упражнения не из легких, поэтому и длинные арпеджио вводят гораздо позднее. Начинаем работу не с До мажора, а с си мажора. Вначале разучиваем отдельно каждой рукой на 4 октавы, с квартольной группировкой. При игре в медленном темпе следует добиваться буквального легато при смене позиции. Кисть пластичная, гибкая, помогает 1 пальцу. Опираясь на 1 палец как на ось, рука легко скользит в новую позицию. Реальная опасность кручения локтями в момент соединения позиций. Это значит, что ученик не умеет использовать гибкость своего запястья.

Переход к быстрому темпу

В быстром темпе дотягивание и додерживание становиться невозможным. Получается легато «фиктивное», но акустически абсолютно реальное. Если мы будем в быстром темпе связывать пограничные звуки позиций, то появятся корявые движения кисти и локтя.

Имеет ли смысл добиваться в медленном темпе «реальное» легато.

Во – первых, движениями руки пианиста управляет слух, поэтому уши с самого начала должны быть сориентированы на связное звучание.

Во – вторых, технические приемы которыми мы пользуемся в быстром темпе, включают в себя в обновленном виде элементы приемов медленного темпа.

Несколько слов об аппликатуре, если длинное арпеджио начинается с черной клавиши, то первый палец берется в правой руке на ближайшую белую клавишу, а в левой руке на ближайшую белую клавишу при движении вниз. Аппликатура устанавливается относительно положения 1 пальца.

        Типичные ошибки и методы их устранения.

        Главная причина большинства недостатков – слабый слуховой контроль.  Неумение услышать свою игру ведёт к таким ошибкам, как передерживание пальцев на клавишах, ритмическая и звуковая неровность.

        Передерживание пальцев, их запоздалое снятие часто является следствием вялости, но чаще это связано с неумением слушать себя.

                Особенно полезна при налаживании слухового контроля игра гаммы в интервалы, в том числе и хроматической гаммы в интервалы.

        Следующий распространённый недостаток – ритмическая неровность.

        Это проявляется в том, прежде всего, что играющий не умеет сохранять между звуками равные временные интервалы. Помочь здесь может, опять же, только слуховой контроль. Кроме того, полезно проучивать гамму дуолями, триолями, квартолями с лёгким акцентом на первой доле каждого ритмического рисунка. При этом, акцент делается только лёгким ударом пальца, без участия руки.

        Ритмическая неровность проявляется также в несинхронности звучания, т.е. несовпадении движений рук, отчего получается характерное «кваканье». Здесь тоже помогут лёгкие пальцевые акценты. Но часто в таких случаях причина кроется в левой руке, которая в силу меньшей развитости в отличии от правой, немного отстаёт. Помогает в таких случаях представление, что партия левой руки – ведущая, и играть её нужно чуть громче. По мнению Маргариты Лонг, левая рука при игре вообще должна быть ведущей, именно ей и принадлежит «ритмический приоритет».

        Ещё один недостаток – неумение вести мелодическую линию от звука к звуку.

        Часто ученики играют так, как будто гамма и арпеджио состоят из отдельных звуков, ничем между собой не связанных. При этом ещё и добавляется тряска рукой, делая ныряющие движения запястьем. Чтобы преодолеть такой недостаток в исполнении, надо услышать гамму внутренним слухом как единую, цельную мелодическую линию, ощутить её направленность к какой-либо точке, например, к верхней тонике. Но главное – объединяющее движение руки. Я всегда прошу своих учеников представить в руках смычок и играть движением скрипача, или виолончелиста.

         Другая погрешность – неровность звучания, когда одни звуки гаммы «проваливаются», а другие «вылезают». Особенно часто проваливается 4 палец, а вылезает 1, иногда третий. И снова, необходимо вслушиваться в соотношении звуков между собой, стремиться сыграть гамму на одном дыхании. Очень важно помнить о подкладывании 1 пальца, о котором уже говорилось раньше.

        Часто ученикам трудно бывает сдвинуться с медленного или среднего темпа и перейти к быстрому. Это связано с тем, что при медленной игре внимание направлено на движение каждого пальца в отдельности. При быстрой же игре важнее объединяющее движение, охват множества звуков, стремительно катящихся друг за другом. Помогает увеличить скорость движения переход на более прозрачную звучность, более лёгкое прикосновение к клавишам, стремление сыграть гамму на одном дыхании. Помогает также игра с длительными остановками на тонике, после чего все остальные ступени гаммы исполняются в более быстром темпе.

        Но самый действенный способ проучивания, на мой взгляд, - постепенное наращивание звуков и игра гамм в одном направлении (вверх или вниз), когда гамма устремляется к одной точке.

        Очень важно помнить, что переходить к игре гамм в быстром темпе можно только после того, как будет выработано их чёткое и точное исполнение в медленном и среднем темпах.

Существует множество способов для проучивания гамм, добиваясь в них звуковой ровности, самостоятельности пальцев, гибкости кисти, выразительности, ритмичного исполнения, беглости и т.д. Каждый преподаватель, естественно, пользуется своими личными наработками. Но хочется посоветовать всем, особенно начинающим преподавателям, как можно раньше (но обязательно после свободного овладения учеником минимального объёма упражнений в гаммах) начинать игру гамм в интервалы, хроматическую в том числе.  Особенно важно научиться играть все возможные упражнения в расходящемся виде, в том числе и гаммы в интервалы, длинные арпеджио с обращениями, аккорды. Это очень полезно для пианиста, так как даёт ощущение исполнительской свободы.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что гаммы не только превосходный материал для развития мобильности первого пальца, воспитания силы, ровности, а также самостоятельности пальцев, но это и наиболее часто встречающаяся техническая формула даже в произведениях, идущих в медленном темпе. Гаммы развивают лёгкость, в них сосредоточены основные правила аппликатуры. Играя гаммы ежедневно, можно улучшить свои виртуозные способности.

И. Гофман писал: «В помощь технике следует привлекать «дух». Одухотворенные пальцы способны творить чудеса».

Использованная литература.

1. Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники.

2. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.

3. Рябов И. Гаммы, трезвучия, арпеджио.

4. Стоянов А. Некоторые проблемы музыкальной педагогики в связи с обучением игре на фортепиано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проблемы воспитания патриотизма и гражданственности в поликультурном обществе".

Данный доклад был представлен на межрегиональной-практической конференции....

Доклад "Проблема формирования этнокультурной толерантности личности"

Доклад на тему: "Проблема формирования этнокультурной толерантности личности"...

Учебно- Методическое пособие ТЕМА: «Работа над гаммой на ксилофоне в классе ударных инструментов»

Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания исполнителя музыканта. Гаммы играются для выработки и накопления мастерства.Игра гамм развивает таки...

План-конспект открытого урока по фортепиано "Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы"

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо...

Методический доклад «Проблемы воспитания пианистов-профессионалов в детской школе искусств»

Методический доклад «Проблемы воспитания пианистов-профессионалов в детской школе искусств»...

статья "Работа над гаммами и арпеджио

В статье рассмотрены приемы работы над гаммами и арпеджио....

Работа над гаммами и арпеджио

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ       Работа н...