Статья "Приемы и методы заучивания наизусть музыкального текста в классе фортепиано"
статья

В дпнной статье рассмотрены мнтоды заучивания Николаева, Гофмана и Муцмахера.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приемы и методы заучивания наизусть нотного текста в классе фортепиано.

 «Всегда знать над чем работаешь,

  что именно делаешь,

  какую имеешь цель»

   Н. К. Метнер

Заучивание нотного текста - это процесс сознательно целенаправленный и специфически организованный. Необходимо глубокое и вдумчивое изучение нотного текста (разбор с анализом). В дальнейшем, даже уже при выученном нотном материале, необходимо сочетание игры наизусть с игрой по нотам.

 При выучивании наизусть крупных, масштабных произведений предпочтительнее двигаться от общего к частному. Понять музыкальную форму в целом и только затем уже переходить к разделению и усвоению составляющих её частей. Сначала учить на память по отдельным – большим или меньшим разделам, построениям в медленном темпе, затем переходить к их соединению в более крупные части и далее – к медленному проигрыванию всего произведения с тщательным вслушиванием и детальным осознанием текста.

Здесь основным методом также остаётся многократное повторение, но повторению подлежит не вся музыка, а лишь то, что не поддалось запоминанию. Такие куски музыки или отдельные её элементы нужно

выделить, проанализировать и связать ассоциациями с уже известными случаями. При повторении же любого куска или отрывка не следует играть больше трёх раз подряд. После каждого повторения необходимо останавливаться на время, достаточное для вздоха. Повторения должны выполняться с полной умственной сосредоточенностью, которая может поддерживаться лишь в течение определённого времени. Поэтому так

важны передышки. Количественная сторона повторений имеет здесь значение лишь в сочетании с качественной.

В данной статье рассмотрим разные методы запоминания наизусть.

  1. Методы запоминания по В.И. Муцмахеру

Из всего вышесказанного можно составить схему выучивания произведения наизусть, рекомендованную Муцмахером В.И. в его работе: «Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано»:

- предварительный обзор музыкального развития от начала до конца произведения;

-смысловое соотнесение, предварительный анализ произведения; использование

мыслительных операций для сопоставления между собой характерных особенностей тонального и гармонического планов, голосоведения, мелодии, ритмического рисунка, аккомпанемента, интервалов, аккордов, секвенций;

-смысловая группировка, мнемонический прием – способ группировки музыкального текста (а+а, а+б, а+б+а+с, и т.п.) детальное изучение отрывков, выявление закономерностей; деление произведения на отдельные фрагменты, эпизоды, каждый из которых представляет собой логически завершенную смысловую единицу музыкального материала, т.к. «процент сохранения заученного материала обратно пропорционален объему этого материала»;

-специальная работа над трудными местами;

- после чего можно работать над пьесой целиком.

После того, как произведение выучено, следует обращать внимание в первую очередь на передачу целостного художественного образа произведения.

  1. Методы запоминания по Л. Николаеву

Он советовал ограничиваться таким куском, который без больших затруднений укладывается в памяти. Когда он усвоен, то к нему прибавляется новый, столь же легко усваиваемый кусок и так далее.

  1.  Методы  запоминания по И. Гофману

В основу этих методов положена известная триада «Вижу — слышу — играю»:

  •  Работа с текстом произведения без инструмента.

На этом этапе процесс ознакомления и первичное заучивание произведения осуществляется на основе внимательного изучения нотного текста и представления звучания при помощи внутреннего слуха. Мысленное музыкальное восприятие может проводиться по направлениям — выявление и определение:

-главного настроения произведения;

-средств, при помощи которых оно выражается;

-особенностей развития художественного образа;

-главной идеи произведения;

-понимания позиции автора;

-своего собственного личностного смысла в анализируемом произведении.

  • Работа с текстом произведения за инструментом:

-эскизное ознакомление с произведением (осознание художественного замысла; допускается неточное проигрывание, но в нужном темпе);

- детальная проработка произведения (выявляются смысловые опорные пункты, трудные места, выставляется удобная аппликатура, в медленном темпе освоение непривычных исполнительских движений, уяснение тонально-гармонического плана, осознание мелодических, гармонических, фактурных особенностей), т.е. непрестанная умственная

работа. Данный этап запоминания существенно влияет на формирование мышления, зрительной памяти, способностей к анализу.

  •  Работа над произведением без текста (игра наизусть):

Исполнение наизусть полностью поглощает музыканта, поэтому именно данный навык является наиболее важным. При этом исполнитель сосредотачивается на разных сторонах произведения: басы, мелодия, педаль и т.п. На данном этапе важную роль приобретают ассоциации музыканта: они наполняют произведение смыслом, душевностью, эмоциями. Связь с эмоциями - один из принципов развития памяти в целом.

  • Регулярное повторение выученного наизусть произведения с целью закрепления его в памяти. Повторение следует делать без суеты, осмысленно, предельно собранно, искать новое смысловое наполнение или связи между частями произведения.
  • Работа без инструмента и без нот (мысленное проигрывание произведения). Этап, который является самым сложным, но именно к нему и стоит стремиться как к основному показателю мастерства.

Данный этап сопровождается развитием слуховых образов, которые усиливают выразительность игры, ее яркость, большую погруженность исполнителя.

Список литературы:

1. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. М. – 1971

2. Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика. Ч.1, М. – 1937

3. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М. – 1961

4. Коган Г. У врат мастерства. М. – 1969

5.Муцмахер В. И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано. М. - 1982

6. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М. – 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».

Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности....

доклад "Освоение музыкального произведения в классе фортепиано"

В центре всякого музыкального инструментального обучения стоит работа над произведением,  успех которой зависит от  организации процесса, от рациональности использования времени. Разумеется,...

Рекомендации по самостоятельной работе над музыкальным произведением в классе фортепиано

Данные рекомендации предлагаются для использования в самостоятельной работе студентам, обучающимся по специальности «Музыкальное образование» при изучении дисциплины «Основной музыкальный инструмент (...

Работа над кантиленой в старших классах музыкальной школы в классе фортепиано

Методическая разработка раскрывает основные принципы и приемы работы над пьесами кантиленного характера в классе фортепиано...

Методическая разработка «Освоение музыкального произведения в классе фортепиано: основные этапы и методы работы»

Данная разработка помогает педагогу понятно объяснить учащемуся, как осваивать музыкальное произведение в классе фортепиано....

Методическая разработка ПДО МБОУ Школа №154 по фортепиано О.П. Петровой по теме: "Методы работы по разучиванию нотного текста в классе фортепиано"(2015)

Данный материал рассказывает о методах работы по разучиванию нотного текста в классей фортепиано...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО)

В методической разработке указаны основные этапы работы над музыкальным произведением, разнообразие способов и методов для конкретной задачи музыкальной композиции.Приведенный комплекс методов работы ...