Развитие музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано
статья

В данной статье рассмотрено понятие музыкальной памяти , ее виды. А также даны упражнения лоя развития музыкальной памятьи.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано

Специфика музыкально-исполнительской деятельности такова, что прямой целью исполнителя является умение запомнить музыкальный материал, выучить его наизусть.

Важнейшим условием для успешного выучивания произведения наизусть является осознанная установка на запоминание. В тех случаях, когда такой установки нет, даже многократное исполнение играемого произведения может не привести к запоминанию.

В целом, быстроте и прочности запоминания способствует интерес к изучаемому и сосредоточение на нём  внимания.

Существуют две точки зрения, касающиеся проблемы запоминания.

  1. По мнению одних музыкантов: Гольденвейзера,  Савшинского, запоминание музыки должно быть намеренным, основанном на специально поставленной задаче и тщательном продумывании разучиваемого произведения.
  2. С другой точки зрения, принадлежащей крупным музыкантам-исполнителям: Нейгаузу, Игумнову, Рихтеру, Ойстраху, запоминание должно быть непроизвольным, то есть оно не должно являться специальной задачей исполнителя. По их мнению запоминание происходит в процессе работы над художественным содержанием произведения.

Данное расхождение во взглядах свидетельствует о том, что в вопросах, относящихся к видам и формам запоминания музыки, однозначного решения нет и быть не может. Только практика может определить истинность того или иного теоретического положения и методической рекомендации. Причём, очень многое зависит от индивидуальных качеств исполнителя.

На этапе заучивания вашим учеником музыкального текста наизусть очень важно знать каким типом памяти он обладает. Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, — то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или через движение. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти. Таким образом, выявление типа памяти у ученика может значительно помочь нам в педагогической работе. При запоминании музыкального произведения мы используем как минимум пять типов памяти:

  • Двигательный (движения)
  • Эмоциональный  (образы, чувства, переживания)
  • Зрительный  и Слуховой (основа для успешной работы в любой области музыкального искусства)
  •  Логический (связан с пониманием содержания музыкального произведения)

Упражнения на развитие музыкальной и слуховой памяти:

-постоянное выучивание наизусть новых прозаических, стихотворных и музыкальных произведений;

-подключение к процессу заучивания других анализаторов, например, ассоциирование заучиваемого материала с различными цветами, движениями, зрительными образами;

-активизация мотивации на личностную значимость и необходимость заучивания;

-представление в памяти голосов своих знакомых, звуков музыкальных инструментов, голосов птиц;

-подбирание по слуху на музыкальном инструменте различных мелодий.

Список литературы:

1. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. М. – 1971

2. Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика. Ч.1, М. – 1937

3. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М. – 1961

4. Коган Г. У врат мастерства. М. – 1969

5.Муцмахер В. И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано. М. - 1982

6. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М. – 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано

Обучение учащихся навыкам, умениям  играть разные музыкальные произведения (полифония, крупная форма, пьесы, этюды) музыкально, эмоционально, с тщательным   слуховым контролем....

Методическое сообщение : "Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано"

Эта  работа  посвящена  развитию  слуха  у  учащихся  в классе  специального  фортепиано....

Методическая разработка «Музыкальные способности: музыкальность и её развитие у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано»

Данная разработка необходима для работы с учащимися младшего школьного возраста для обучения игре на фортепиано....

Методическая разработка для педагогов по классу фортепиано музыкальных школ, школ-студий "Обучение игре на фортепиано детей с недостаточным развитием координации движений»

Обучение игре на фортепьяно представляет собой сложный психофизио­логический процесс, в котором учувствуют различные анализаторы: зри­тельный, речеслуховой, двигательный. В основе его лежат сложнейшие...

Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано

Обучение игре на фортепиано, как и на любом инструменте, прежде всего является обучением музыке. Оно не соответствует этой цели, если педагог ограничивается тем, что учит читать ноты и развивает у уче...

Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано.

Ребенок впервые знакомится с музыкой, получает первые музыкальные представления. В это время он начинает не только осознавать простейшие музыкальные явления, но и активно, по мере своих детских возмож...

Методический доклад на тему " Развитие музыкальной памяти в процессе обучения на фортепиано"

В педагогической практике нередко возникают вопросы, связанные с заучиванием музыкального произведения и исполнением его по памяти. Одни ученики обладают цепкой, прочной памятью, другие схватывают &la...