Текстовое сопровождение компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности "Методы и приёмы подготовки юных мотокроссменов на начальном этапе подготовки"
материал

Материал был подгоотовлен к аттестации по должности "педагог дополнительного образования". Будет полезен тренерам по направлению "Мотоциклетный спорт".
В тексте и презентации раскрываются основные принципы по которым ведётся подготовка юных мотокроссменов. Приводятся примеры упражнений для ОФП мотокроссменов. Раскрывается последовательность специальной подготовки, приводятся примеры методов и приёмов, применяемых в учебном процессе сообразно периодам обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа город Выкса

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  

«Детско-юношеский центр «ТЕМП»»

 

«Методы и приемы подготовки юных  мотокроссменов

на  начальных этапах  обучения»

Текстовое сопровождение

компьютерной презентации

практических достижений профессиональной деятельности

Подготовил:

Бойнов Александр Николаевич

педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

 

г. Выкса

2023 г.

Добрый день, уважаемые члены аттестационной комиссии, уважаемые  коллеги!

1 слайд   

Вашему вниманию предлагается компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности  педагога дополнительного образования   Муниципального бюджетного   учреждения дополнительного образования  «Детско-юношеский центр «ТЕМП»»,  Бойнова Александра Николаевича. Стаж педагогической работы   и работы в центре - 5  лет. Образование – высшее по направлению «Государственное и муниципальное управление», начальное техническое. Опыт личного участия в соревнованиях по мотокроссу - 5 лет. Опыт подготовки участников соревнований -  6 лет.

2 слайд  

Мною на протяжении 5 лет реализуется программа «Мотокросс», она рассчитана на 3 учебных года для учащихся от 8 до 15 лет.  

В процессе работы по программе  мне удалось  обобщить   опыт по подготовке и воспитанию юных  спортсменов на начальных этапах обучения мотокроссу.

Выбранная  тема   «Методы и приемы подготовки мотокроссменов  на начальных этапах обучения» послужила методической основой для достижения поставленных целей и задач   по программе и способствовала достижению  воспитательных  и образовательных результатов.

3 слайд  

 Тема рассматривалась как направление самообразовательной деятельности в период с 2015 по 2018 учебный год. В указанный период изучена  психолого-педагогическая литература, литература по физическому воспитанию и   среднему – специальному техническому  образованию. Мною  проанализированы проблемы характерные для освоения  детьми  дисциплины «Мотокросс»  и   выбрано направление   подбора приемов и методов на  начальных этапах  обучения.

4 слайд  

 Сегодня нет необходимости доказывать огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, предупреждения заболеваний, повышения устойчивости и сопротивляемости организма. При правильной тренировке и здоровом образе жизни люди могут длительно сохранять здоровье и высокие функциональные возможности организма. Мотоспорт является активным помощником в этом направлении. Ведь в этом виде спорта спортсмен не только активизирует резервные силы организма (задействованы практически все отделы мускулатуры спортсмена), но и ведет активную умственную работу по оттачиванию навыков и настройке мотоцикла.   Занятия  спортом утверждают здоровый образ жизни, в котором,  нет  места курению, алкоголю, наркотикам. Занятия в мотосекции заполняют свободное время подростка, позволяя раскрыть свой физический потенциал, предоставляют условия для самовыражения и самоутверждения социально приемлемыми способами.

В личной педагогической практике основными проблемными моментами считаю недостаточную разработанность  методики обучения. Так мотоциклетный спорт включен в   Российскую квалификацию видов спорта, есть требования к выполнению спортивных разрядов, проводятся соревнования для детей от 5 до 18 лет, имеется описание требований к трассам и типовые положения для соревнований, существуют федерации мотоциклетного спорта,   однако нет типовой образовательной программы по дисциплине «Мотокросс», нет разработанных нормативов и  методики обучения детей, нет профессионального образования для педагогов в отличие от других видов спорта.  К частным практическим трудностям отношу необходимость выравнивания навыков  физической подготовки у детей 8-12 лет, поступающих на первый год обучения. Мы принимаем на обучение всех детей не зависимо от физических данных и характерологических особенностей и в связи с этим требуется подбор эффективных методов  зачастую для каждого ребенка индивидуально.

5 слайд 

Практики и ведущие тренеры мотоциклетного спорта отмечают особенности мотокросса, как вида спорта.

 Мотокросс подразумевает под собой дуэт человека и двухколесной машины, сочетает в себе физические нагрузки, а также умственные – по совершенствованию мотоцикла, необходимому для побед в соревнованиях. Мотоспорт уникален тем, что, хотя мотоциклист и перемещается за счет работы силового агрегата, но  он должен затрачивать энергию. Энергозатраты проявляются в маневрировании, изменении положения центра тяжести и других приемах управления мотоциклом. 

Проблемы  планирования тренировочных и соревновательных нагрузок, контроля за эффективностью и качеством тренировок, системный подход в управлении подготовкой гонщиков – составляют основу для методики обучения. Нами приняты за основу принципы спортивной подготовки, представленные в работах известного тренера, чемпиона  Мира  и Европы по самбо Давида Рудмана такие как:

  • Строгая преемственность задач, средств и методов построения тренировочных занятий;
  • Постепенность возрастания общего объема нагрузок при увеличении объемов средств специальной подготовки;
  • Увеличения общих тренировочных нагрузок в тренировочных группах в основном за счет их объемов, а в группах спортивного совершенствования за счет повышения интенсивности;
  • Тщательного соблюдения постепенности увеличения тренировочных и соревновательных нагрузок;
  • Строгого следования    «от простого к сложному» при обучении и совершенствовании во всех видах подготовки.

6 слайд 

Целью работы стал подбор   педагогических  методов,  приемов  и форм учебно-тренировочного процесса для  эффективной организации занятий на начальных этапах  обучения.

Задачи, которые решаются нами, размещены на слайде.

  1. изучить психолого-педагогическую литературу   и углубить  знания  по вопросам физической,  технической, соревновательной  подготовки учащихся;
  2. подобрать и включить в педагогическую практику методы и приемы, эффективные на начальных этапах обучения   мотоциклетному  спорту
  3. разнообразить формы организации тренировочного  процесса;
  4. оценить эффективность работы.

7 слайд 

Ведущая педагогическая идея   опыта:    обучение детей - мотокроссменов на начальных этапах   будет успешным в случае сочетания общей физической и специальной (водительской) подготовки  и элементов  технической  грамотности.

8  слайд 

На начальных этапах работы нами были подобраны принципы  организации подготовки юных мотокроссменов. Такие как:

  • Обеспечение разносторонней физической подготовки   и формирования специальных качеств: силовая выносливость, ловкость, гибкость.
  • Освоение основ обслуживания мотоцикла, как средства для компетентного  вождения;

Освоение  техники вождения, накопление опыта участия в соревнованиях, формирование умений на основе анализа результатов выступлений; и  другие  

  • Укрепление здоровья и круглогодичное закаливание организма;  
  • Воспитание черт характера, соответствующих нормам  морали, гражданской и спортивной этик;
  • Формирование культуры безопасного вождения и охраны здоровья. Формирование устойчивого интереса и сознательного отношения к занятиям физической культурой;
  1. слайд   

В направлении ОФП отобраны наиболее эффективные упражнения: бег, отжимания, подтягивания, приседания, пресс, упражнения на растяжку всех групп мышц, они выполняются с возрастающей сложностью и увеличением силовой и временной  нагрузки  с увеличением объема  каждую половину года. Наибольшее увеличение дается детям  менее готовым к занятиям.  Им  упражнения даем чаще ,   короткими сериями, так осуществляется выравнивание физических кондиций для участия в соревнованиях.

  1. Слайд  

Обучение  вождению   по принципу «от простого к сложному» идет в следующем порядке:  

  1. Сидя на мотоцикле на подставке, запускаем двигатель
  2. Трогаемся с места с помощью, езда с помощью педагога
  3. Самостоятельное вождение
  4. Пользование коробкой передач
  5. Разгон-торможение, прохождение поворотов
  6. Искусственные  препятствия, трамплин
  7. Прохождение мототрассы  без учета времени, на скорость.

Выполняются задания каждое занятие сериями по 5-10 раз.

  1. Слайд   

В полной мере ребенок выполнить обслуживание мотоцикла не может и не должен.

На первых этапах задания по техобслуживанию:

1.Выбор  инструмента с маркировкой размеров (ключ на 12/13, отвертка крестовая), помощь в мойке и просушивании мотоцикла;

2.Смазывание цепей, проверка давления в шинах колес, проверка наличия топлива, отслеживание состояния воздушного фильтра;

3.Замена колес, протяжка винтов, крепежа деталей и узлов, знание узлов и деталей по названию;

4. Демонтаж пластиковых деталей;

5. Ко 2-3 году дети могут: самостоятельно снимать и готовить к ремонту детали подвески, амортизаторов, цепи, помощь в бортировке колес.

Задания по техническому обслуживанию выполняются всеми ребятами по мере необходимости после выездной тренировки 1-2 раза в неделю.

12  Слайд

Наработки по каждому виду подготовки  систематизированы в программу «Мотокросс», уточнены формы контроля результатов, подобраны нормативы ОФП, требования к знаниям об устройстве мотоцикла. Существует система оценки эффективности обучения, которая  показана на слайде.

 Система оценки эффективности обучения

  1. Выполнение  нормативов программы;
  2. Успешность  соревновательной  практики;
  3.   Умение анализировать  техническое состояние  мотоцикла
  4.  Умение анализировать сложности и состояние трассы
  5. Соблюдение  основных принципов  прохождения  соревновательных  попыток

13 слайд 

В настоящий момент налажен процесс выравнивания физической подготовки учащихся в течение 1-2 лет, они становятся выносливыми, развивается гибкость, сила.

В плане вождения мотоцикла за первые три года занятий дети осваивают технику прохождения поворотов, искусственных препятствий, трамплины. На втором – третьем году обучения выезжают на соревнования во все сезоны, справляются с трудностями зимней, летней и межсезонных трасс.

14 слайд  

По результатам участия в соревнованиях можно отметить, что  за три  года под моим руководством обучалось 26 учащихся из них лишь 6 не принимали участия в соревнованиях,  остальные в среднем десять  раз в год выезжали на соревнования, а _3     детей  сделали за этот период до 30 выездов.

Результаты итоговой диагностики подтверждают, что  75% детей выполняют предложенные нормативы на среднем и высоком уровне.

15 слайд 

Показателем результативности являются достижения воспитанников, которые вы можете увидеть на слайде. У нас на протяжении пяти лет имеются победители и призеры чемпионатов Нижегородской и Ивановской областей, победители и призеры междобластных, межрегиональных и республиканских соревнований. Есть опыт участия в первенстве России. 

16 слайд 

        Опыт работы по воспитанию и обучению юных мотокроссменов на начальных этапах обучения показан в виде  сообщений   на методическом объединении педагогов ДЮЦ «ТЕМП», для родителей на конференции «Вместе ради детей»,  методические материалы опубликованы на личной странице в Интернете.

Данные продукты методической деятельности могут быть использованы педагогами дополнительного образования для программ спортивно-технической и физкультурной  направленности, специализирующимися на подготовке к дисциплинам «Мотокросс», «Суперкросс» и д.р.

17 слайд 

В своей работе я использовал следующую литературу.

18  слайд 

Закончить свое сообщение хочу словами французского гонщика Донни Бэйлза: «Очень вероятно, что, катаясь, вы столкнетесь с различными типами местности. Вы будете ездить по песку, глине, камням, грязи,  ….на разных скоростях при всевозможных погодных условиях. Прибавьте ко всему перечисленному температуру, влажность, снег, дождь, ветер – все, что может обрушить на вас природа, и получите бесконечное число препятствий,

но одно из самых интересных  занятий в жизни – поиск и покорение новых препятствий».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

педагог дополнительного образования Бойнов Александр Николаевич Образование – высшее, начальное техническое Стаж работы в должности – 5 лет Стаж работы в учреждении – 5 лет СЗД – 2015г. Заявленная категория - первая « Од но из самых интересных занятий – поиск и покорение новых препятствий» г. Выкса 2019 г. Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования «Детско-юношеский центр «ТЕМП»»

Слайд 2

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности «Методы и приемы подготовки юных мотокроссменов на начальных этапах обучения» Программа «Мотокросс» Срок реализации – 3 года Возраст обучающихся: 7-15 лет В МБУ ДО «ДЮЦ «ТЕМП»» – 5 лет

Слайд 3

Условия формирования педагогического опыта Организационно-педагогические

Слайд 4

Актуальность

Слайд 5

Теоретическое обоснование Принципы спортивной подготовки Строгой преемственности задач, средств и методов построения тренировочных занятий; Постепенности возрастания общего объема нагрузок при увеличении объемов средств специальной подготовки; Увеличения общих тренировочных нагрузок в тренировочных группах в основном за счет их объемов, а в группах спортивного совершенствования за счет повышения интенсивности; Тщательного соблюдения постепенности увеличения тренировочных и соревновательных нагрузок; Строгого следования дидактическому принципу «от простого к сложному» при обучении и совершенствовании во всех видах подготовки. Направления образовательной деятельности : Физическая подготовка Обслуживание техники Вождение мотоцикла Соревновательная практика Д.Рудман

Слайд 6

Цель: подбор педагогических методов, приемов и форм учебно-тренировочного процесса для эффективной организации занятий на начальных этапах обучения Задачи : изучить психолого-педагогическую литературу и углубить знания по вопросам физической, технической, соревновательной подготовки учащихся; подобрать и включить в педагогическую практику методы и приемы, эффективные на начальных этапах обучения мотоциклетному спорту разнообразить формы организации тренировочного процесса; оценить эффективность работы. Цель и задачи педагогической деятельности

Слайд 7

Ведущая педагогическая идея: Методика обучения мотокроссменов на начальных этапах обучения будет успешной в случае сочетания общей физической и специальной (водительской) подготовки и элементов технической грамотности.

Слайд 8

Деятельностный аспект педагогического опыта Принципы подготовки мотокроссменов на начальных этапах обучения Формирование устойчивого интереса и сознательного отношения к занятиям физической культурой; Укрепление здоровья и круглогодичное закаливание организма; Обеспечение разносторонней физической подготовки и формирования специальных качеств: силовая выносливость, ловкость, гибкость. Освоение основ обслуживания мотоцикла, как средства для компетентного вождения; Воспитание черт характера, соответствующих нормам морали, гражданской и спортивной этик ; Формирование культуры безопасного вождения и охраны здоровья. Освоение техники вождения, накопление опыта участия в соревнованиях, формирование умений на основе анализа результатов выступлений.

Слайд 9

Деятельностный аспект педагогического опыта Упражнения по ОФП Количество 1 полугодие Количество 2 полугодие Количество 3 полугодие Количество 4 полугодие Количество 5 полугодие Количество 6 полугодие Бег 15 мин. 15 мин. 15 мин. 15 мин. 15 мин. 15 мин. Отжимания 10 15 15 20 20 30 Подтягива ния 8 10 10 12 12 15 Приседания 50 100 100 150 150 200 Разминка -растяжка 10 мин 12 мин 15 мин с нагрузкой 15 мин с нагрузкой 15 мин интенсивная 15 мин интенсивная

Слайд 10

Деятельностный аспект педагогического опыта Сидя на мотоцикле на подставке, запускать двигатель Трогаемся с места с помощью педагога, Езда с помощью педагога Самостоятельное вождение на малой скорости Пользование коробкой передач Разгон-торможение, прохождение поворотов Искусственные препятствия, трамплин Прохождение мототрассы без учета времени, Прохождение трассы на скорость за ведущим Прохождение трассы в формате соревнований – мотокросс Приемы освоения вождения мотоцикла:

Слайд 11

Деятельностный аспект педагогического опыта Задания по техническому обслуживанию мотоцикла

Слайд 12

Диапазон результатов педагогической деятельности Система оценки эффективности обучения Выполнение нормативов программы; Успешность соревновательной практики; Умение анализировать техническое состояние мотоцикла Умение анализировать сложности и состояние трассы Соблюдение основных принципов прохождения соревновательных попыток Формы занятий: Теоретическое с просмотром видезаписей , учебное, тренировочное, показательные выступления, экскурсия, соревнования

Слайд 13

Результативность педагогической деятельности Умения учащихся В течение 1-2 года обучения, учащиеся становятся выносливыми, развивается гибкость, сила. В течение 1-3- года учащиеся приобретают навыки обслуживания мотоцикла и знания об устройствах, узлах , принципах работы и характерных поломках. 1-3 год занятий учащиеся осваивают технику прохождения поворотов, искусственных препятствий, трамплинов. На 2 – 3 году обучения выезжают на соревнования во все сезоны, справляются с трудностями зимней, летней и межсезонных трасс.

Слайд 14

Результативность педагогической деятельности

Слайд 15

2015, 2018 гг. – Бойнов Никита – чемпион Нижегородской области по мотокроссу 2015, 2016, 2017 г . – Каленсков Владислав – Призер Чемпионата Нижегородской области 2016 г.- Сибирь Сергей– Призер Чемпионата Нижегородской области по мотокроссу 2018г. - Сухотин Илья - Победитель и призер этапов Чемпионата Нижегородской области, чемпиона Мордовии по мотокроссу 5 (25%) - учащихся имеют массовые спортивные разряды Результативность педагогической деятельности

Слайд 16

Транслируемость практических достижений Методическая работа МБУ ДО «ДЮЦ «ТЕМП»» сообщения на педагогическом совете, сообщения методическом объединении педагогов доп. образования тех.направленности Районная научно-практическая конференция «Вместе ради детей!» представление опыта организации воспитательной работы. Сайт педагога: Программа дополнительная общеобразовательная программа «Мотокросс», конспекты занятий, комплекс упражнений по ОФП, задания для технического обслуживания мотоцикла, тренировочные упражнения по вождению кроссового мотоцикла.

Слайд 17

Литература: Биленко А.Г., Говорков Л.П. Основы спортивной метрологии. Учебное пособие. СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, СПб, 2005 Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьяникова Е.Б. Анатомия и физиология. М: Медицина, 1988 Городничев Р.М. Очерки по физиологии. Великие Луки. ВЛГИФК, 2001 Калинин М.П. Мотоцикл: Устройство, эксплуатация и обслуживание. – М.: Высш . шк ., 1998. Коробейник А.В. Мотоциклы: Обслуживание и ремонт -Ростов- на -Дону: «Феникс», 2002. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. – СПБ: «Лань», 2005 Мамзелев И. А.М22 Подготовка мотоцикла к соревнованиям. — М.:тДОСААФ , 1982. — 128 с., ил. Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и практическое применение.-Киев : Олим.лит ., 2013 Солодков А.С., Сологуб УЕ.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М: Терра-Спорт , Олимпия Пресс, 2001 Трофимец Ю.И. «Мотокросс. Подготовка гонщиков».- Москва. «Патриот» 1990г. Швайковский В. В. Первая книга мотоциклиста: Основы устройства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта мотоциклов (мотороллеров, мопедов). – М. : ДОСААФ, 1973. http://syutntsk.ru/%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0/ http://www.mfr.ru/documents/ministry/- мотоциклетная федерация Росссии

Слайд 18

Спасибо за внимание! Адрес: 607061, Нижегородская область, г. Выкса, ул. Красные зори, здание № 30-А Телефон/факс: 8(83177)62334 Е-mail : mou_dod_cdtt@mail.ru Сайт МБУ ДО «ДЮЦ «ТЕМП»»: cdtt-vyksa.3dn.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерная презентация практических достижений

Материалы для экспертиза деятельности...

Компьютерная презентация практических достижений

Компьютерная презентация практических достижений...

компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности Зайцевой Натальи Владимировны – воспитателя Муниципального Казённого Общеобразовательного Учреждения «Школы-интерната № 10» города Городца Нижегородской области.

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности Зайцевой Натальи Владимировны – воспитателя Муниципального Казённого Общеобразовательного Учреждения «Школы-интерната № 1...

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (методический семинар)

Использование метода проекта на уроках истории и во внеурочной деятельности....

Текстовое сопровождение компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности

Текстовое сопровождение подготовлено к презентации "Развитие социокультурных компетенций учащихся в рамках реализации программы "Лоскутная фантазия". Материал будет интересен педагогам ...

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности при аттестации на первую категорию по физике.

Тема презентации «Формирование познавательных общеучебных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках физики». Структура презентации соответствует требованиям НИРО в 2017-18 уче...