Проект "Пищевые добавки в нашей жизни"
проект по экологии по теме

Проект "Пищевые добавки в нашей жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pishchevye_dobavki_v_nashey_zhizni.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД Дивеевский районный Дом детского творчества

Объединение «Юный эколог»

Пищевые добавки в нашей жизни

Подготовила:

Малькова Валерия, 13 лет.

Руководитель: Андрюкова С.С., педагог дополнительного образования

2009 г.

с. Дивеево


Содержание

Введение……………………………………………………….…...…….3-4

1. Пищевые добавки и их влияние на человеческий организм…....….5-6

2. Оценка знаний школьников о пищевых добавках и их влиянии на человеческий организм и изучение содержания пищевых добавок в продуктах питания………………………………………….………………..…7-8

3. Работа по привлечению внимания к проблеме влияния пищевых добавок на организм человека…………………………………………….……..9

Заключение………………………………………………………….....10-11

Литература……………………………………………………...…………12

Приложения………………………………………………...…….……13-15


Введение

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему производственное молоко может храниться в холодильнике по нескольку месяцев и не киснуть? Или о том,  почему у обыкновенной газированной воды такие яркие, неестественные цвета? Ответ в том, что большая часть нашей пищи содержит вещества, которые специально добавляются в неё перед употреблением. Эти вещества называются пищевыми добавками.

В последнее время проблема питания очень актуальна для каждого человека. Бурное развитие пищевой индустрии приводит к засилью нездоровой еды, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека. Неправильное питание, употребление химикатов, к которым относятся многие пищевые добавки, стали одной из причин ухудшения здоровья людей.

Но в тоже время многие люди и не догадываются о том, что в продуктах, которые они покупают, есть вредные вещества.

В связи с этим, целью нашего исследования стало привлечение внимания к проблеме влияния пищевых добавок на организм человека. 

Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:

1.Сбор и изучение информации о вредных пищевых добавках, применяемых в производстве пищевых продуктов и их влиянии на человеческий организм.

 2. Оценка знаний школьников о влиянии пищевых добавок на человеческий организм, а также изучение и оценка содержания пищевых добавок в продуктах питания.

3. Работа по привлечению внимания к проблеме влияния пищевых добавок на человеческий организм.

В нашем исследовании были использованы следующие методы:

- теоретические (анализ литературы);

- эмпирические (опрос, анализ этикеток продуктов питания).

Исследование включало несколько этапов:

1. Сбор и изучение информации о вредных пищевых добавках, применяемых в производстве пищевых продуктов и их влиянии на человеческий организм. (Ноябрь)

 2. Оценка знаний школьников о влиянии пищевых добавок на человеческий организм, а также изучение содержания пищевых добавок в продуктах питания. (Ноябрь – декабрь)

3. Работа по привлечению внимания к проблеме влияния пищевых добавок на человеческий организм. (Декабрь)

4. Оформление результатов исследования (Декабрь – январь)

Ожидаемые результаты:

- популяризация знаний среди школьников о влиянии пищевых добавок на человеческий организм;

- пропаганда здорового питания.


1. Пищевые добавки и их влияние на человеческий организм.

Натуральные и синтетические пищевые добавки - это химические вещества, которые добавляются в пищу для продления срока годности продуктов, придания им дополнительных питательных свойств, облегчения процесса приготовления и улучшения вкуса, цвета, запаха и внешнего вида. Поэтому они играют сегодня очень важную роль в пищевой промышленности.

За счет пищевых добавок, называемых консервантами продуктов можно увеличить срок годности. Некоторые из них замедляют рост и деятельность микроорганизмов, содержащихся в продуктах, другие, называемые антиоксидантами, замедляют процесс распада (окисления) жира и масла, которые широко применяются в производстве продуктов питания. Другие консерванты помогают сохранить продукты влажными или сухими в зависимости от необходимости, а также являются катализаторами для действия других пищевых добавок. Существуют добавки для образования различных покрытий, продлевающих срок годности продуктов.

Добавки для улучшения питательных свойств представляют собой витамины и минералы, которые восстанавливают их баланс, нарушенный в результате обработки продуктов.

Ароматизаторы, красители, усилители запаха и текстуры составляют самую большую группу пищевых добавок, известную как косметические добавки, поскольку они изменяют, вкусовое восприятие пищи.

Большинство пищевых добавок имеют свой код, состоящий из буквы Е и трехзначной цифры, который можно увидеть на упаковке в перечне ингредиентов.

Что же это такое и можно ли это самое «Е» есть? Индекс «Е» означает систему кодификации, разработанную в Европе. Комбинации Е121, Е330 и т.д. говорят о типе пищевой добавки. Именно благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества приобретает выигрышный вкус, те или иные цвет, запах, консистенцию.

 С каждым годом увеличивается количество пищевых добавок и продуктов питания, их содержащих. На сегодняшний день число пищевых добавок  составляет более тысячи. Некоторые добавки разрешены с ограничениями в использовании.

Следует отметить, что кроме тех пищевых добавок, которые перечислены на этикетке, многие могут присутствовать в скрытом виде – например, те, что были внесены в процессе выращивания и (или) переработки.

Инсектициды и фунгициды могут содержаться во фруктах, овощах, крупах и зерне. Полученные с кормом химические препараты могут остаться в мясе животных после забоя, а в сырое мясо часто вводятся различные вещества для придания и сохранения товарного вида. Куры часто получают добавки с кормом для усиления цвета яичного желтка.

Вместе с тем известно, что многие красители и консерванты с Е-кодами могут являться причиной возникновения различных болезней, таких как аллергия, астма, расстройство желудка и повышенная возбудимость, в частности, у детей. (См. Приложение №1)  

Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не являются нейтральными. Они вступают во взаимодействие с веществами, входящими в состав организма. Их воздействие зависит от биологической активности, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частом их употреблении могут оказаться для организма более опасными, чем большие, но редко потребляемые.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в последнее время проблема внедрения пищевых добавок в производство продуктов становится очень актуальной, поскольку без них не возможно обойтись, но  в то же время они пагубно влияют на человеческий организм.


2. Оценка знаний школьников о пищевых добавках и их влиянии на человеческий организм и  изучение содержания пищевых добавок в продуктах питания.

В предыдущем параграфе мы отразили информацию о вредных пищевых добавках, применяемых в производстве пищевых продуктов и их влиянии на человеческий организм.

Данный параграф призван ответить на вопросы: Что знают школьники о пищевых добавках? Не злоупотребляют ли производители, стараясь применять пищевые добавки?  

Для ответа на эти вопросы мы провели исследование, которое включало несколько этапов:

На первом этапе был проведен опрос школьников. Его целью стало изучение объема знаний  ребят о пищевых добавках;

Было порошено 50 школьников в возрасте от 7 до 17 лет. Основную массу опрошенных составили ребята 12 лет.

Школьникам было задано 3 вопроса:

  1. Что ты знаешь о пищевых добавках?
  2. Как ты думаешь, они вредные?
  3. Как ты думаешь, содержатся ли пищевые добавки в продуктах, которые ты ешь?

Анализ результатов опроса показал:

На первый вопрос 8 человек сказали о том, что пищевые добавки вредные, остальные 42 школьника ответили, что ничего не знают об этих веществах.

На второй вопрос 2 человека ответили, что пищевые добавки не наносят человеческому организму вред, а 48 сказали, что эти вещества вредные.

При ответе на третий вопрос были получены следующие результаты: 24 школьника ответили, что пищевые добавки не содержатся в продуктах, которые они едят, 26 человек – что они имеются в продуктах.

Результаты опроса показывают, что знания школьников о пищевых добавках ограничиваются информацией о том, что они вредные. Вместе с тем большое количество школьников считают, что в продуктах питания, которые они едят, пищевых добавок нет.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема популяризации знаний о вреде пищевых добавок является актуальной.

Вторым этапом нашего исследования стало изучение этикеток популярных продуктов питания с целью выявления в них пищевых добавок.

Для этого  был изучен состав продуктов различных производителей. Для анализа были взяты самые различные продукты питания, которые можно купить в каждом магазине.

Результаты исследования отражаются в Приложении №2.

Проанализировав результаты анализа состава продуктов питания  можно сделать следующий вывод: состав большинства продуктов питания включает пищевые добавки, среди которых есть опасные для здоровья и запрещенные  в производстве продуктов питания.


3. Работа по привлечению внимания к проблеме влияния пищевых добавок на организм человека.

На основе результатов проведенного исследования нами были разработаны рекомендации по здоровому питанию:

  1. Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.
  2. Не покупайте продукты с неестественно яркой окраской.
  3. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.
  4. Пейте свежеприготовленные соки.
  5. Избегайте подкрашенных газированных напитков.
  6. Не перекусывайте чипсами, лучше замените их орехами.
  7. Не употребляйте супы и лапшу из пакетиков, готовьте сами.
  8. Желательно, чтобы обработанные продукты составляли минимум рациона, а в основном вы должны питаться натуральными, экологически чистыми продуктами.
  9. В питании все должно быть в меру и по возможности разнообразно.

С целью профилактики здорового питания была проведена акция «Ты – то, что ты ешь»: среди школьников МОУ Дивеевской СОШ были распространены информационные листы, отражающие основную информацию о пищевых добавках.


Заключение.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время экологически-чистые продукты питания большая редкость. Сейчас уже практически невозможно купить продукт в упаковке без различного рода синтетических стабилизаторов, эмульгаторов и красителей. Хорошо, если это относительно безопасные пищевые добавки, но таких добавок несколько десятков. А всего их больше тысячи и с каждым годом появляются новые.

Мало кто задумывается о том, что он покупает. Редкий покупатель станет читать состав продуктов питания. А если и прочитает, то понять ему, что скрывается за различными аббревиатурами, сокращениями и химическими терминами, будет очень трудно.

В связи с этим, по нашему мнению, в настоящее время необходимо обратить внимание на  проблему влияния пищевых добавок на человеческий организм.

Наше исследование было призвано привлечь  внимание людей к  данной проблеме.

В процессе работы были сделаны следующие выводы:

- Проблема внедрения пищевых добавок в производство продуктов  в настоящее время становится очень актуальной, поскольку без них не возможно обойтись, но  в то же время они пагубно влияют на человеческий организм.

- Знания школьников о пищевых добавках ограничиваются информацией о том, что они вредные. Многие школьники считают, что в продуктах питания, которые они едят, пищевых добавок нет.

- Состав большинства продуктов питания включает пищевые добавки, среди которых есть вредные и опасные для здоровья, а также запрещенные  в производстве.

На основе собранной информации были разработаны рекомендации по здоровому питанию.

С целью профилактики здорового питания была проведена акция «Ты – то, что ты ешь».

Таким образом, теоретической значимостью исследования стало изучение информации о вредных пищевых добавках, применяемых в производстве пищевых продуктов и их влиянии на человеческий организм.  Практическая значимость заключалась в оценке знаний школьников о влиянии пищевых добавок на человеческий организм,  изучении содержания пищевых добавок в продуктах питания, а также работа по привлечению внимания к проблеме влияния пищевых добавок на человеческий организм.

Результаты нашего исследования могут быть использованы для просветительской работы среди населения.


Литература.

  1. Исупов В.П. Пищевые добавки и пряности. История, состав и применение. – М.: ГИОРД, 2000.
  2. Популярный иллюстрированный справочник «Семейная энциклопедия здоровья», изд. DeAGOSTINI, 2006
  3. Семенова А. Чем красна колбаса? Пищевые красители: «за» и «против»//Сфера, 2005. - №20
  4. www.prodobavki.ru


Приложение №1

Пищевые добавки и их воздействие на организм.

Тип добавки

Значение

Воздействие на организм

Е1** (краси-тели)

Для восстановления природного цвета, утраченного в процессе обработки и хранения, для окрашивания бесцветных продуктов, для повышения интенсивности цвета

Большинство из них оказывают аллергенное, мутагенное, канцерогенное действие. (Е131-142,153). Запрещены: Е103, 105,111, 121, 125, 126, 130,152.

Опасны: 102,110,120,123,124,127,155

Е2**(консерванты)

Увеличение срока годности, предотвращения порчи продуктов под действием микроорганизмов.

Заготовка продуктов впрок, доставка их в труднодоступные районы.

Угнетение роста плесневых грибков, дрожжей, аэробных и анаэробных бактерий.

Сорбиновая кислота угнетает ферментные системы организма. Бензоат натрия – аллерген. Антибиотики вызывают нарушения необходимого соотношения микрофлоры в кишечнике, провоцируют кишечные болезни. Ракообразующие: Е 210,211-17,219. Вредны для кожи: Е230-232,238. Вызывают расстройства кишечника: Е221,226. Влияют на давление: Е 250,251. Опасны: Е201,222-24,233,270

Е3** (антиокислители)

Защита жиросодержащих продуктов от прогоркания. Синтетические – бутилоксианизол и бутилокситолуол

Вызывают сыпь: Е311-313.

Вызывают расстройство кишечника: Е338-341.

Повышают холестерин в крови: Е 320-22

Е4**(загустители)

Получение продуктов с нужной консистенцией, улучшение и сохранение их структуры.

Использование в производстве мороженого, желе, консервов, майонеза

Могут нарушить всасывание минеральных веществ, являются легкими слабительными.

Вызывают расстройство кишечника: Е407,450,462,465,466.

Е5**(эмульгаторы)

Создание консистенции пищевого продукта, его вязкости.

Использование фосфатов может привести к нарушению баланса между фосфором и кальцием, плохо усваивается кальций, способствует развитию остеопороза.

Опасны: Е501-503,510,513,527,560.

Е6**(усилители вкуса)

Усиление выраженного вкуса и аромата, придание ощущения жирности низкокалорийным йогуртам и мороженому.

Смягчение резкого вкуса уксусной кислоты и остроты в майонезе.

Глютамат натрия вызывает головную боль, тошноту, учащенное сердцебиение, сонливость, слабость, может повлиять на зрение. Сахарин способен вызвать опухоль мочевого пузыря. Ракообразующие: Е626-630,635.

Опасны: Е620,636,637

Приложение №2

Результаты анализа этикеток продуктов питания.

№ п/п

Наименование продукта

Е1**

Е2**

Е3**

Е4**

Е5**

Е6**

1

Майонез Провонсаль

200,270

334,385

415

2

Шоколад молочный «Альпен Гольд»

322

476

3

Шоколадное драже в глазури «Радуга»

110,102,

122,132,

322

414

4

Сырок творожно-растительный жирный кокосовый

322

5

Сыр плавленый пастообразный жирный Бон Плезир

339,331

452

6

«Эковафли» сливочные

322,330

500

7

Хлебцы с отрубями

322

8

Колбаса Русская «Перспектива»

комплексная пищевая добавка

9

Колбаса Охотничья «Перспектива»

комплексная пищевая добавка

10

Торт-мороженое Рококо

412,407,

433,471

11

Сок Добрый

12

Жвачка «Смешарики»

102,110,

125,132,

133

330

422

13

Лимонад Фруктайм

Сахар-ный колер

Бензоат натрия

Пищевые добавки, выделенные жирным шрифтом, являются вредными для человеческого организма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пищевые добавки: опасно для жизни!"

Презентация "Пищевые добавки: опасно для жизни!"...

ПРОЕКТ по химии на тему: «Пищевые добавки в нашей жизни»

Тема, касающаяся пищевых добавок, очень актуальна в наше время. Сегодня практически не осталось продуктов питания, где бы ни использовались пищевые добавки. Они окружают нас в повседневной жизни, мы п...

Природа – наши корни, начало нашей жизни

Экологическая игра для 6 класса...

Хлеб – наша жизнь и наше богатство

Цели:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям,...

Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")

В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...

ПРОЕКТ по химии на тему: «Пищевые добавки в нашей жизни»

Тема, касающаяся пищевых добавок, очень актуальна в наше время. Сегодня практически не осталось продуктов питания, где бы ни использовались пищевые добавки. Они окружают нас в повседневной жизни, мы п...