Программа элективного курса по экологии 9 класс «Экологический мониторинг водных и почвенных экосистем»
план-конспект урока по экологии (9 класс) по теме

 Чибисов Алексей Александрович

 

Программа элективного курса по экологии

9 класс

«Экологический мониторинг водных и почвенных экосистем»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_ekologii.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Старохмелевской филиал МБОУ Новоникольской СОШ

Программа элективного курса по экологии

9 класс

«Экологический мониторинг водных и почвенных экосистем»

Автор:

учитель  биологии и химии

 Чибисов А.А.

 

Мичуринск-2012год

Пояснительная записка

Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов. Элективный курс предназначен для учеников  7-9 классов.

Цели:

Формирование  знаний и умений для научно-исследовательской деятельности по экологии: навыков экологического мониторинга водных и почвенных ресурсов. Формирование экологической культуры школьников через участие в природоохранной деятельности. Программа содержит теоретическую и практическую часть

  Ученики будут знакомиться с понятием экосистема,  с видами экосистем, их особенностями и в   с особенностями водных и почвенных экосистем.

После теоретической части программы ученики приступают непосредственно к практической части. Мониторинг включает проведение обследования, исследование морфометрических особенностей изучаемого участка реки и почвы, водной и  почвенной растительности, определение качества воды и почвы, по химическим и физическим показателям. Практические работы по исследованию химического состава воды свинцом и железом, определению физических свойств воды, оценке загрязнения почвы и и растительности  свинцом.  

В заключении элективного курса ученики приступают к обработке результатов исследований, готовят презентации, публикации, сайты. Результаты своей работы и выводы учащиеся представляют на итоговой конференции.

Подобное содержание программы отобрано не случайно. Экология – как предметная область – уже завоевала прочные позиции в образовательной практике российских школ. Преподавание экологии в теоретическом аспекте уже не является чем-то новым, особенным и модным, более того, продолжающееся ухудшение экологической обстановки требует качественной доработки сложившейся системы образования и воспитания по экологии, создания более действенных механизмов вовлечения учащихся в работу по охране природы.  Одним из таких механизмов является привлечение учащихся к исследовательской, экспериментальной работе, которая позволяет оценить экологическую обстановку и наметить пути охраны природных объектов.

 

Требования к содержанию и уровню подготовки учащихся 7- 9 классов.

Ученики должны знать:

  • Водные и почвенные экосистемы и их особенности
  • Рациональное использование водных и почвенных экосистем
  • Растительный мир водных и почвенных экосистем
  • Животный мир водных и почвенных экосистем
  • Растения и животные-биоиндикаторы чистой и загрязнённой воды
  • Физические и химические показатели качества воды и почвы
  • Влияние состава воды на здоровье человека
  •  Влияние состава  почвы на здоровье человека
  • Охрана  почвенных экосистем
  • Охрана водных экосистем

Ученики должны уметь:

  • Проводить исследования в соответствии с инструкцией
  • Исследовать физические и химические  свойства воды
  • Исследовать физические и химические  свойства почвы
  • Исследовать состояние водной и береговой растительности
  • Устанавливать зависимость между составом воды и здоровьем человека
  • Обрабатывать результаты мониторинга
  • Анализировать результаты исследований, делать выводы
  • Предполагать необходимые действия для защиты реки и почвы
  • Представлять результаты своих исследований в виде публикаций, презентаций.
  • Использовать различные источники информации в исследовательской деятельности

Содержание программы

(программа рассчитана на 17 часов)

 Введение (1 час)

Экосистема. Экологический мониторинг. (3 часа)

Экосистема. Виды экосистем. Экологический мониторинг. Виды мониторинга. Значение экологического мониторинга. Разнообразие местных экосистем. Особенности водных и почвенных экосистем.

Экологический мониторинг реки. (3 часа)

Физико-географическая характеристика реки. Морфометрические особенности реки. Физические и химические показатели качества воды. Растительный и животный мир реки. Растения и животные-биоиндикаторы.

Практическая работа №1

«Исследование состояния водной и береговой растительности»

Практическая работа №2

«Физические показатели качества воды»

Практическая работа №3

«Исследование химического состава воды на содержание железа и свинца»

Экологический мониторинг почвы. (3 часа)

Физико-географическая характеристика почвы. Морфометрические особенности почвы. Растительный и животный мир почвы. Растения и животные-биоиндикаторы почвы.

Практическая работа №4

«Оценка загрязнения почвы и растительности свинцом»

Практическая работа №5

«Оценка биологической активности почвы»

Охрана водных ресурсов.(2 часа)

Состав воды и здоровье человека. Необходимые действия для защиты реки. Рациональное использование водных экосистем.

        Охрана  почвенных ресурсов.(2 часа)

Состав  почвы и здоровье человека. Необходимые действия для защиты почвы. Рациональное использование  почвенных экосистем.

Обработка полученных результатов мониторинга. Защита полученных результатов и выводов.(3 часа)

Обработка полученных результатов. Подготовка учащимися публикаций, презентаций, по результатам исследований.

Тематическое планирование курса

Тема урока

Формы и методы обучения

Формы и средства контроля

Дата проведения

Введение (1 час)

  1

Введение  в  курс экологии

Беседа

Фронтальный опрос

Экосистема. Экологический мониторинг (3 часа)

 2

Экосистема. Экологический мониторинг.

Лекция

Фронтальная опрос

 3

Особенности водных и почвенных экосистем

Беседа, выступления учащихся с сообщениями

Фронтальная опрос

 4

Разнообразие местных экосистем.

 Беседа

Презентация

Экологический мониторинг реки и почвы

(6 часов)

 5

Физико-географическая характеристика реки. 

Практическая работа №1

«Исследование состояния водной и береговой растительности»


Практическая работа

Отчёт о работе

 6

Морфометрические особенности реки. Физические и химические показатели качества воды. Практическая работа №2

«Физические показатели качества воды»

Практическая работа

Отчёт о работе

 7

Растительный и животный мир реки. Растения и животные-биоиндикаторы.

 Практическая работа №3

«Исследование химического состава воды на содержание железа и свинца»


Практическая работа

Отчёт о работе

 8

Физико-географическая характеристика почвы. Морфометрические особенности почвы. 

Практическая работа №4

«Оценка загрязнения почвы и растительности свинцом»

Практическая работа

Отчёт о работе

9

Практическая работа №5

«Оценка биологической активности почвы».

Практическая работа

Отчёт о работе

10

Растительный и животный мир почвы. Растения и животные-биоиндикаторы почвы.

Лекция

Сообщения

 

Охрана водных и почвенных ресурсов  (4 часа)

 11

Состав воды и здоровье человека

Презентация

Фронтальный опрос

 12

Рациональное использование водных экосистем

Лекция

Фронтальный опрос

 13

Состав  почвы и здоровье человека. Необходимые действия для защиты почвы.

Презентация

Фронтальный опрос

 14

Рациональное использование  почвенных экосистем.

Лекция

Фронтальный опрос

 

Обработка и защита полученных результатов и выводов (3 часа)

 15

Обсуждение полученных результатов исследований и вариантов их представления

Круглый стол

 16

Создание публикаций, презентаций.

Компьютер

 17

Итоговая конференция

Конференция

Отчёты о работе в виде презентаций, публикаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по экологии для 6 класса

Программа элективного курса позволяет учащимся расширить знания о растениях, особенно при 34час программе по биологии в 6 классе, получит практические навыки ухода за растениями, расширить коммуникати...

Программа элективного курса по экологии для учащихся 9, 10 (11) классов "Экологическая обстановка Омской области"

Элективный курс  «Экологическая обстановка Омской области» рассчитан на учащихся 9, 10 (11) классов как регионального компонента прикладной экологии или изучения самостоятельного курса.Программой...

Рабочая программа элективного курса по экологии 10 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Рабочая программа элективного курса по экологии «Экологические проблемы Амурской области»

Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов. Элективный курс предназначен для учеников 9 классов, перед которыми стоит проблема выбора дальнейшего профиля обучения.Цель: Формирование...

Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов

Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов...

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество"  для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа...