Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Эта волшебница вода" по познавательному развитию для детей старшей группы
план-конспект по экологии на тему

Решетникова Людмила Алексеевна

Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС и является составной частью экологического проекта "Живая и неживая природа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_voda_st.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веневский центр образования №1»

структурное подразделение «Детский сад №5»

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности

для детей старшей группы

по познавательному развитию

                                                   

                                                                                  Подготовила: Решетникова Л.А.,

                                                                                   педагог дополнительного образования

2016 год

Цель: развитие познавательного интереса к воде как важнейшему компоненту неживой природы.

Задачи: образовательные

 - расширять знания о воде, ее свойствах и агрегатных состояниях; учить делать выводы на основании увиденного; пополнять словарный запас; дать первоначальные представления о круговороте воды в природе

              развивающие

- развивать: а) умения проводить элементарную опытническую работу;                    

б) навыки работы в коллективе: выслушивать с уважением    мнения сверстников и педагога, отстаивать свои суждения, умения договариваться; в) речевые действия;

г) способность воплощения творческого замысла в процессе продуктивной деятельности;

             воспитательные

- воспитывать бережное отношение к воде как к природному богатству; желание и умение действовать со сверстниками при создании коллективной работы; потребность в двигательной активности.

Методы и приемы:

- практические: экспериментирование, моделирование, рисование, дидактическая и подвижная игра, появление игрового персонажа, создание игровой ситуации;

- словесные: беседа, рассказы детей и педагога, чтение стихотворения, загадывание и отгадывание загадок, педагогическая оценка, пояснения, указания;

- наглядные: демонстрация пособий, слайдов презентации.

Форма организации образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми (групповая)

Предварительная работа

  1. Экскурсия по детскому саду «Кому нужна вода».
  2. Эксперименты: «Какие свойства», «Куда делась вода», «Пар - это тоже вода».
  3.  Наблюдения: «Следы на снегу», «Какой снег», «Получаем талую воду», «Измерение глубины снежного покрова».
  4. Беседы: «Правила поведения при катании на коньках, лыжах, санках, играх в снежки», «Внимание – гололед», «Чем опасны сосульки?».
  5. Составление памятки для родителей  «Как сделать дома разноцветные льдинки-игрушки».
  6. Чтение стихотворений: С.Жупанин «Прыг да прыг…», А.Тараскин «Сколько знаю я дождей», В.Лившиц «Видел сам», В.Кудрявцева «Роса», Ю.Кушак «Ночное приключение», В.Фетисов «Речка зимой».
  7. Просмотр и обсуждение мультфильма «Ручеек».

     8) Рассматривание иллюстраций по теме «Вода в природе»

     9) Прослушивание аудиозаписи «Голоса воды»

Материалы и оборудование:

Презентация «Вода в природных явлениях».

Схемы: «Модель рассказа о свойствах веществ», «Круговорот воды в природе».

Игровой персонаж Капитошка, шапочки капелек.

Аудиозаписи музыкального сопровождения к подвижной игре и изодеятельности.

Стаканы, вода, галька для экспериментов, салфетки.

Лист ватмана, цветные восковые мелки для коллективной работы.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Организационный момент.

Педагог. Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о чем пойдет речь: - В морях и реках обитает, но часто по небу летает, а как наскучит ей летать, на землю падает опять. Ответы детей. Правильно, сегодня мы будем говорить о воде. У меня есть помощник. Вы знаете, кто он такой? Ответы. Верно, это Капиточка. Почему его так назвали? Ответы: состоит из капелек воды. Капитошка очень хочет с вами подружиться. Как вы думаете, что нам для этого нужно сделать? Один из предполагаемых ответов: превратиться в капельки. Наденем шапочки капелек.

                                                   Основная часть

  1. Экспериментальная деятельность с использованием схемы «Модель рассказа о свойствах вещества».

Педагог. Теперь вы все очень похожи на Капитошку. Давайте сделаем ему приятное. Как? Один из ответов: расскажем ему о воде. Мы с вами проводили опыты с водой. Какая вода? Ответы: вода жидкая, бесцветная, прозрачная, без вкуса и запаха. Капитошка сомневается, что вода жидкая и прозрачная. Как это доказать? Ответ: провести опыты. Давайте вспомним о правилах работы с водой.  Ответы: работаем аккуратно, если прольем – вытрем  салфеткой.

Дети.  Чтобы доказать, что вода жидкая, нужно перелить ее из сосуда в сосуд. Подходят к общему столу, берут по два стакана, в один из которых

налита вода,  садятся за столы и выполняют действия. Делают вывод: вода льется, потому, что она жидкая.

Дети. Чтобы доказать, что вода прозрачная, нужно опустить в стакан с водой какой-нибудь предмет.  

Подходят к общему столу, берут гальку. Возвращаются к своему столу и выполняют действия. Делают вывод: галька видна, значит вода в стакане прозрачная.

                                              2. Беседа

Педагог. Скажите, пожалуйста, всегда ли вода в природе  бывает одинаковой? Ответы детей. Пусть каждый из вас объяснит, что он представляет при слове «вода». Ответы детей: дождь, туман и т.д.

Получается, что вода бывает очень разной. Может быть, вода, как волшебница, умеет превращаться? Ответы.

Демонстрация презентации «Вода в природных явлениях». Отгадывание загадок.

Слайд 1. Титульный: «Презентация к проекту Вода» для детей старшей группы»

Слайд 2. Цель: развитие умственной активности  дошкольников.

               Задачи: образовательные

  • способствовать расширению и обобщению представлений детей о  состояниях воды: жидком, твердом, газообразном;
  • формировать умения самостоятельно делать выводы, умозаключения;
  • учить видеть красоту природных явлений;

                            развивающие

  • развивать способность к рассуждению и доказательству, к анализу и обобщению, сообразительность, быстроту реакции;

                           воспитательные

  • воспитывать  эмоционально - положительное отношение к природе

Слайд 3. «Дождь». - Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. Но никуда я не пойду, покуда он идет.

Слайд 4. «Облака». – Путешествует лошадка, а может бегемот. А может просто ватка над нами вдаль плывет.

Слайд 5. «Снег». – Бел, да не сахар. Ног нет, да идет. На всех садится, никого не боится.

Слайд 6. «Роса». – На траве она лежит, хоть вода, но не бежит. Не ручей и не река, и не дождик в облаках! Точно! Не дождинка!- Ведь она..!

Слайд 7. «Туман». – Сквозь густую пелену ничего я не пойму. Дом, деревья, водоем серый гость накрыл плащом.

Слайд 8. «Иней». – В белом бархате деревня, и заборы, и деревья. А как ветер нападет, этот бархат опадет.

Слайд 9. «Радуга». – Что за чудо-красота! Расписные ворота показались на пути! В них ни въехать, ни войти.

Слайд 10. «Рисунок на стекле». - Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз?

Слайд 11. «Снежная баба». – Меня не растили. Из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Глаза-угольки, руки-сучки. Холодная, большая. Кто я такая?

Слайд 12. «Сосульки». Наш серебряный кинжал недолго дома пролежал. Мы поднять его хотели, а он к порогу убежал!

Слайд 13. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Цель: - закреплять знания детей о различных состояниях воды;

- развивать способность рассуждать, делать выводы;

- воспитывать уважительное отношение к суждениям сверстников.

                                            Ход игры

Из четырех предложенных иллюстраций выбрать одну, где изображена не вода, и объяснить причину выбора.

Слайд 14. Река, озеро, море, песок (ответы детей: песок, потому, что в реке, озере и море жидкая вода, а песок – это не вода, а другое твердое вещество).

Слайд 15.  Лед, снег, сосульки, леденец (ответы: леденец, потому что первые три – это вода в твердом состоянии, а леденец – это не вода, а сладкий продукт питания).

Слайд 16. Пар, облако, туман, дым из трубы (дым, потому что первые три – это вода в газообразном состоянии, а дым – это не вода).

Слайд 17. Методическое обеспечение.

                    3. Беседа по схеме «Круговорот воды в природе»

Педагог. Наш гость любит путешествовать. Сейчас я предлагаю послушать, что нам расскажет Капитошка о своем путешествии.

Рассказ Капитошки. Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил не один. Рядом со мной жили мои сестры и братья. Нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я не удержался и оторвался от своих сестер и братьев. Стал невесомым, легким и полетел вверх. Летел я, летел и так было интересно рассматривать землю сверху. Но одному было скучно. А ветер относил меня все дальше и дальше. На своем пути я стал все чаще встречать своих братьев и сестер. Нас было уже целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я побываю и что увижу нового. Приземлился я в речку, и снова встретил там своих сестер и братьев. Мы снова начали весело играть. А мне так  понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же наступит снова такой момент.

Педагог. Спасибо тебе, Капитошка, за интересный рассказ. Теперь ребята знают, как путешествует вода. Это происходит постоянно: вода испаряется с поверхности  земли. Образует облака. В виде дождя и снега возвращается на землю. Читает стихотворение: - В природе путешествует вода, она не исчезает никогда: то в снег превратится, то в лед, растает и снова в поход! По горным вершинам, широким долинам, вдруг в небо взовьется, дождем обернется. Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь: вас окружает везде и всегда эта волшебница наша вода!

                        4. Подвижная игра «Мы – капельки»

Педагог. Обращается к детям. Как вы думаете, у нас получится проделать такой же путь? Ответы детей. Давайте  попробуем.

 А что, если вы представите себя  сестрами и братьями Капитошки?

Педагог – это мама-тучка, а дети – ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучку, водят хоровод. Затем она отпускает их на землю, дает наставления вести себя хорошо, полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, затем собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). Затем по команде педагога ручейки соединяются вместе (двойные ряды), образуя реку. Река впадает в океан - дети делают большой круг. Мама-тучка напоминает им, что они капельки, зовет их домой. Дети поднимают руки, кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся.

                          5. Творческая деятельность детей.

Педагог. Почему же воду называют волшебницей?

Дети. Вода – волшебница, потому что она бывает разной, умеет превращаться.

Педагог. У меня к вам предложение: попробуем изобразить воду.  Одному человеку очень сложно нарисовать ее «портрет» Что бы хотел нарисовать каждый из вас? (Ответы детей: реку, сосульку, снег, дождь и т.д.)

 Дети подходят к рулону бумаги, прикрепленному на стене, берут восковые мелки и рисуют воду в разных вариантах. По мере выполнения работы «авторы» комментируют свои рисунки.

                                               Заключительная часть.

              Коллективная работа детей размещается в раздевалке.

Педагог. О каком веществе мы сегодня говорили? Что вам запомнилось больше всего? Что еще вы хотели бы узнать о воде? Ответы детей.

Спасибо вам, ребята. Вы все большие молодцы. До свидания.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по коррекции общего недоразвития речи у детей подготовительной группы (2-ой год обучения) "Безопасное колесо".

Совершенствование умений и навыков словоизменения и словообразования, номинативного и предикативного словаря. Развитие фонематических процессов на материале лексической темы «Транспорт. Правила дорожн...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» ТЕМА: «Зима»

Возраст: группа раннего возраста, 2-3 года.Цель: Формировать элементарные представления о зиме.Задачи:- закрепить представления  о признаках зимы, - уточнить  и закрепить  словарь ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».

Конспект открытого НОД по  формированию элементарных математических представлений в  подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"...

Проект по познавательному развитию для детей старшей группы "Вода"

Исследовательско-творческий проект, развивающий познавательский интерес дошкольников к воде, как важнейшему объекту неживой природы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Семья» (для детей средней группы)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Семья» (для детей средней группы) ...

Проект по познавательному развитию для детей старшей группы "Живая и неживая природа"

В проекте раскрывается ответ на вопрос, как работать с дошкольниками над проблемой: "Что такое природа? Какая бывает природа? Мы - это природа?"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Ознакомление с предметным и социальным окружением для детей старшего дошкольного возраста на тему: «В мире добрых дел»

Цель: расширение представлений о нравственных качествах людей. Задачи: - оценивать поступки свои и других людей с позиции общепринятых правил и норм; - активизировать в речи слова «спасибо», «пожал...