Проект по познавательному развитию для детей старшей группы "Живая и неживая природа"
проект по экологии

Решетникова Людмила Алексеевна

В проекте раскрывается ответ на вопрос, как работать с дошкольниками над проблемой: "Что такое природа? Какая бывает природа? Мы - это природа?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivaya_i_nezhivaya_pr.doc676 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект на тему: «Живая и неживая природа »

для детей старшей группы  (познавательное развитие)

Проблема: «Что такое природа? Какая бывает природа?

                     Мы – это природа?».

Тип проекта: исследовательско – творческий.

Цель проекта: развитие интереса детей к познанию законов окружающей нас природы.

Задачи: - развивать представления детей о динамичности отношений в природе;

 -  способствовать формированию знаний о многообразии и связях всего живого и неживого на планете;

 -  воспитывать желание и умение сохранять окружающий нас мир природы;

 -  способствовать формированию гуманного отношения к природному окружению со стороны родителей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,

социально – коммуникативное развитие, речевое развитие,

художественно – творческое развитие, физическое развитие.

Паутинка по проекту.

                                              Познавательное развитие

Непосредственно-образовательная деятельность.

«Природа живая и неживая». «Овощи и фрукты на нашем столе». «Путешествие в Грибное царство». «Кто мы?» «Пять помощников моих».  «Как нужно одеваться». «Лес – дом для многих жильцов». «Как лесные звери – медведь и белка – к зиме готовятся». «Зачем животным хвосты?». «Станем защитниками природы». «Как лесные звери – белка, заяц, лиса, медведь – проводят зиму в лесу». «Как люди помогают лесным обитателям?» «Жизнь домашних животных в зимнее время». «Что нужно знать о лекарственных растениях?» «Прошла зима холодная». «Тундра и тайга, степь и пустыня». «Живые витамины». «Дом под крышей голубой». «Горы, камни, песок и глина». «Почва». «Весна в жизни лесных животных».

Экспериментирование: «Сравнение песка, глины и камней».

Образовательная деятельность в режимных моментах.

Экскурсии: «Зимой и летом одним цветом». «Люблю берёзку русскую» (осенью и весной).

Экспериментирование: «Зачем им крылышки?» «Зачем репейнику крючки». «Ветер в комнате». «В тепле и в холоде». «Что любят растения?» «Зачем одуванчику парашютики?» «Вершки – корешки».

Наблюдения: «Сезонные изменения в природе». «Сентябрь – начало осени». «Октябрь – золотая осень». «Ноябрь – ворота зимы». «Декабрь – начало зимы». «Январь – глубокая зима», «Февраль – зиме конец», «Март – протальник», «Апрель – снегогон» «Май – травник». Циклы наблюдений за водой, птицами, елью, цветущими растениями и насекомыми.

Моделирование: заполнение календаря наблюдений за природой, работа с моделью года.

                           

                                   Социально – коммуникативное развитие.

                         Образовательная деятельность в режимных моментах.

Беседы: «Почему нужно мыть фрукты и овощи?» «Грибы – друзья или враги?» «Дождь – это хорошо или плохо?» «Что такое гигиена». «Наш участок зимой». «Февраль – месяц «лютого» голода для птиц». «Чем опасен весенний лёд?» «Что такое ледоход? Что такое половодье?» «Чем опасны ядовитые растения?»

Дежурство в уголке природы.             Труд на участке.

Дидактические игры: «Знаешь ли ты фрукты и овощи?»  «Детки на ветке». «Дикие и домашние животные». «Найди, что опишу. Отгадай, что загадаю». «Что есть у игрушки». «Природа и человек». «Угадай правило». «Птичья столовая». «Узнай целебную траву». «Живая и неживая природа». «Какой орган чувств нам помогает об этом узнать?»

«Кто что умеет делать?». «Кто я?»  «Опасно - не опасно». «Найди общее». «В лес за грибами». «Волшебный мешочек». «Все помощники важны, все помощники нужны, а кому нужнее?»

                                                              Речевое развитие

Разные виды деятельности.

Составление связных рассказов. Активизация словаря по теме.

Совершенствование монологической и диалогической речи; умения составлять предложения различной степени сложности.

                                                            Физическое развитие.

Непосредственно-образовательная деятельность.

Физкультминутки.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

Подвижные игры: «Зайцы и волк». «Чучело». «У медведя во бору». «Караси и щука». «Хитрая лиса». «Лохматый пёс». «Мыши». «Листочки». «Сова». «К названному дереву беги». «Кто живёт в родном лесу?» «Кто где живёт?» «С какой ветки детки?» «Пушинки». «Ветер – ветерок». «Дождь». «Снеговики». «Одуванчик».

                               Художественно – эстетическое развитие.

                     Непосредственно-образовательная деятельность.

Чтение художественной литературы: Агранович З.Е. «Времена года». Бианки В. «Лесные домишки», «Рассказы». Рыжова Н.А. «Прогулки на лугу и в лесу».

 Скребицкий Г. «Сказки из леса». Уилкс А. «Книга интересных занятий».

                      Образовательная деятельность в режимных моментах.

Отгадывание загадок. Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок.

Изодеятельность: рисование природоохранных знаков.

Прослушивание аудиозаписей: «Голоса природы».

                         Самостоятельная деятельность детей (дома).

Изодеятельность: рисование «Как следы осени искали?» «Сохраним лесную красавицу». «Зима – кружевница». «Земля – наш общий дом».

Период: долгосрочный (сентябрь – май).

Ожидаемые конечные результаты.

Для детей:

Развитие представлений детей о динамичности отношений в природе, о взаимосвязи природы и человека. Формирование знаний о многообразии и связях живой и неживой природы; Развитие умения устанавливать временные и причинно-следственные связи, существующие между объектами природы. Воспитание эмоционально-положительного, заботливого отношения к природе.

Для  педагогов.

Повышение профессионального уровня в области методики использования наблюдений за объектами живой и неживой природы, экспериментирования, моделирующей деятельности для развития познавательных способностей детей. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды по теме.

Для родителей.

Повышение уровня экологической культуры. Приобщение родителей к совместной деятельности с детьми, создание атмосферы доверия между ними.

Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители.

3 этап – заключительный.  Май.

Оформление фотоальбома «Сезонные экспозиции в уголках природы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Эта волшебница вода" по познавательному развитию для детей старшей группы

Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС и является составной частью экологического проекта "Живая и неживая природа"...

Экологический проект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Птицы вокруг нас"

Птицы рядом с нами в любое время года. У детей накапливаются разнообразные знания о них. Но, зачастую, они поверхностные, разрозненные и не систематизированные....

Экологический проект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Комнатные растения в нашей жизни"

Реализация проекта позволит повысить познавательную активность детей, развивать самостоятельную поисковую деятельность на базе эмоционально-чувственного опыта....

Проект по познавательному развитию для детей старшей группы "Вода"

Исследовательско-творческий проект, развивающий познавательский интерес дошкольников к воде, как важнейшему объекту неживой природы...

Проект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Редкие и исчезающие обитатели нашей планеты"

Исследовательско - творческий проект, целью которого является формирование экологической культуры у дошкольников....

Проект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Земля - наш общий дом"

Работа над проектом помогает формировать у детей и родителей понимание важности проблемы взаимодействия человека с природой....

Педагогическая разработка на тему: «Квест-игры по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста»

Педагогическая разработка на тему: «Квест-игры по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста»...