Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Сокровища лесного царства"
рабочая программа по экологии

АДООП «Сокровища лесного царства» реализовывается в группах детей с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа предусматривает работу с детьми по развитию художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adoop_sokrovishcha_lesnogo_tsarstva.doc441 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сокровища лесного царства» разработана на основании:

– Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 – Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р;

– Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 5 сентября 2019 года).

– Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденной приказом Минпросвещения России от 3.09.2019 г. №467;

– Письма Минпросвещения России 01.08.2019 № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ»;

– Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;

– Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(утвержден приказом МОиН РФ от 19. 12. 2014 № 1599).

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года №41;

- Устава МОУ «С(К)ОШ №15» города Магнитогорска.

Направленность программы

АДООП «Сокровища лесного царства» реализовывается в группах детей с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа предусматривает работу с детьми по развитию художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

АДООП «Сокровища лесного царства» вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке - зверька или птичку, хочет перенести в свою повседневную жизнь, городскую квартиру кусочек живой природы - удивительную корягу, полевые цветы, морские камешки.

       Природа - замечательная мастерская. В руках умельца с душой художника все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства.
      Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов  и др. материалов - не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Актуальность программы

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок с интеллектуальными нарушениями вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Отличительная особенность программы

Отличительной особенностью программы является то, что она дает не только возможность стимулировать развития познавательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями, но и дает возможность им социально и культурно самовыражаться. АДООП позволит реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку с интеллектуальными нарушениями, обеспечить общение детей с друзьями или преподавателем, обучение поможет раскрыть творческий потенциал этих детей, будет способствовать их успешной социализации, улучшит качество жизни.

Адресат программы

АДООП «Сокровища лесного царства» предназначена для детей  с интеллектуальными нарушениями 14-18 лет.

Объем и срок реализации программы

Срок освоения программы – 1 года. Продолжительность образовательного процесса – 34 календарные недели.

Режим занятий  

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительность 1 час

Уровень программы ознакомительная

Форма обучения очная

Особенности организации образовательного процесса

Программа кружка реализуется с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.

Состав группы постоянный, разновозрастный. Наполняемость групп — не менее 15 человек.

Формы организации деятельности:  коллективная, групповая, индивидуальная

Целью программы - развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе формирование у учащихся экологической культуры и педагогической поддержки его индивидуальности.

Задачи программы:

  • развивать социальные и экологические знания школьников: формировать позитивные отношения школьников к базовым ценностям нашего общества, к социальной реальности, к природе родного края;
  • развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.
  • создать систему содействия решению локальных и региональных экологических проблем путём включения в экологическую деятельность подрастающего поколения.
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;

Учебный (тематический) план обучения (1 часа в неделю)

Наименование и содержание темы

Количество часов

формы контроля

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

-

1

2

«Волшебство природы»

2

5

7

Творческая работа

3

«Остров ненужных вещей» работа с бросовым материалом

1

11

12

Творческая работа

4

«Бумажный город» работа с бумагой.

3

10

13

Творческая работа

5

Итоговое занятие

1

-

1

выставка работ, участие в конкурсах

 

ИТОГО:

8

26

34

Содержание программы

  1. Вводное занятие 1 час
  2. «Волшебство природы»7 часов

Теория  

Сбор, обработка и хранение природных материалов.

Практика

Познавательно-игровая программа «На лесных тропинках». Аппликация «Золотая осень». Коллективная работа. Работа с ореховой скорлупой «Веселые жуки». Волшебство семени. Композиция из семян «Коллекция насекомых». Композиция из семян «Подводный мир».

  1. «Остров ненужных вещей» работа с бросовым материалом 12 часов

Теория

Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул

Практика

Познавательно-игровая программа «Зачем нам нужен мусор?» Изготовление кулона из пластмассовых упаковок-капсул. Фигурка из одноразовой посуды «Котик». Изготовление игольницы в виде божьей коровки из пенопласта. Цветы из пластиковой бутылки. Игрушки из пластиковых бутылок.

  1. «Бумажный город» работа с бумагой. 13 часов

Теория 

Аппликации из мятой бумаги.

Практика

Познавательно-игровая программа «В мире Бумажной феи». Обрывные аппликации из бумаги. Конструирование из бумаги «Зверюшки». Работа в технике Кусудама  « Лилии». Работа в технике Скрапбукинг « Обложки на документы». Модель «Вертушка» 

  1. Итоговое занятие 1 час

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки  зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с  общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в  предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно  характеризовать как хорошие или плохие;

- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений  искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно  относиться к результатам труда мастеров;

- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические  знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или  собственного замысла.

Метапредметными результатами изучения программы  является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

- самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;

- уметь с помощью педагога анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

- уметь совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему;

- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит  технология продуктивной художественно-творческой деятельности);

- в диалоге с педагогом учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов)

Познавательные УУД

- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках;

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебных пособий, выполнения пробных поисковых упражнений;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).

Предметные результаты освоения  программы:

 Обучающиеся научатся:

- анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;

- осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;

- выполнять доступные действия по самообслуживанию;

- отбирать материал с учётом его свойств;

применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник), колющими (иглы);

- экономно размечать материалы, по линейке и по шаблонам;

- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природный материал, бумага, текстильные материалы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;

- изготавливать плоскостные изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;

- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;

- изготавливать несложные конструкции изделий по рисункам, простейшему чертежу, эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Календарный учебный график

реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы   художественной направленности «Сокровища лесного царства» на 2022-2023 учебный год

Календарный учебный график устанавливает конкретные календарные сроки реализации адаптированной дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Сокровища лесного царства» на 2022-2023 учебный год, определяет даты начала и окончания учебного года, количество учебных недель, учебных часов, а также режим занятий.

Календарные сроки реализации адаптированной дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Сокровища лесного царства» с учетом праздничных, выходных дней, каникул

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

1.09.2022

31.05.2023

34

34

1 час в неделю

Периоды и продолжительность каникул:

Осенние каникулы – 29.10.22 – 06.11.22

Зимние каникулы – 31.12.22 – 08.01.23

Весенние каникулы – 18.03.23 – 29.03.23

Летние каникулы - 01.06.23 – 31.08.23

Режим занятий

  • расписание занятий утверждается директором школы и составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе обучающихся в ОО, и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:
  • продолжительность занятий 45 минут, между занятиями необходимо устраивать перерыв длительностью 5 мин для отдыха детей и проветривания помещений.
  • окончание занятий должно быть не позднее 17.00
  • формой подведения итогов реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Сокровища лесного царства» является участие в тематических выставках, конкурсах различного уровня.

Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение

Материальное обеспечение предполагает наличие учебного кабинета для занятий с воспитанниками в количестве не менее 15 человек. Кабинет должен быть оборудован учебной доской и компьютером.

При проведение практических  занятий внимание уделяется вопросам безопасности и сохранения здоровья воспитанников при работе с природными материалами и вспомогательными инструментами.

Качество освоения программы отслеживается по результатам участия в тематических выставках, конкурсах различного уровня.

Формы аттестации

Качество освоения программы отслеживается по результатам участия в тематических выставках, конкурсах различного уровня.

Оценочные материалы

Методы диагностики, применяемые в ходе реализации программы «Радуга творчества» следующие:

  • педагогическое наблюдение;
  • анкетирование
  • результаты участия в выставках и конкурсах;

Оценка детских работ происходит по следующим критериям:

  • Раскрытие заданной темы, выполнение практического задания или упражнения;
  • Использование теоретических знаний в практической работе;
  • Культура работы с материалом;
  • Оригинальность;
  • Собственное отношение к работе (аккуратность выполнения и законченность работы).

Методический материал

Методы обучения

  • Репродуктивный метод – используется при формировании теоретических и практических знаний, умений и навыков, где деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и др. заданий, обеспечивающих воспроизведение знаний, умений по образцу.
  • Наглядные методы обучения используются для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам и когда содержание изучаемого материала может быть представлено в наглядном виде.
  • Методы наблюдения – это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
  • Практические методы – это такой вид деятельности учащегося, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий.
  • Проблемно-поисковые методы – используются для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к поставленным задачам.
  • Наглядные методы обучения – используются для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам, и когда содержание изучаемого материала может быть представлено в наглядном виде.
  • Методы самостоятельной познавательной деятельности – используются для развития самостоятельности в учебной деятельности и когда материал доступен для учащихся и может быть изучен самостоятельно.

Формы организации образовательного процесса:

Основной формой организации образовательной деятельности по программе «Сокровища лесного царства» является – занятие. Все занятия делятся на теоретические и практические, но в ходе образовательного процесса теория и практика перекликаются друг с другом.

В учебном процессе используются такие типы занятий как:

  • Изучение нового материала (лекция, беседа, занятие с использованием презентаций, видеофильма(ов) и др.)
  • Занятия совершенствование знаний, умений и навыков (занятие самостоятельных, практических работ, занятие-экскурсия).
  • Занятие обобщения и систематизации (самостоятельные и практические работы, беседы и др.)
  • Занятия контрольные (зачетные практические работы).
  • Нетрадиционные типы занятий (Занятие-игра, занятие-соревнование, занятие фантазирование, занятие КВН, занятие-турнир, занятие-путешествие, занятие-конкурс, викторина и др.)

Содержание занятия не ограничивается только информацией, которой владеют педагог и воспитанник. Оно включает в себя опыт, который приобретают учащиеся в процессе занятий.

В дополнение к систематическим занятиям кружковцы участвуют в различных конкрсах, выставках.

Специфика образовательной программы позволяет строить занятия с детьми, учитывая интересы, потребности и способности ребенка. Данная программа учитывает возрастные  психоэмоциональные особенности детей и адаптирована к условиям работы с детьми имеющих умственные отклонения в развитии  в легкой форме младшего школьного возраста.

Главным условием является построение процесса обучения с дидактическими принципами педагогики:

  • принцип приоритета личностного развития подразумевает процесс обучения не как самоцель, а как средство развития личности,
  • дифференциации образовательного процесса – отбор содержания, форм и методов обучения и воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей,
  • систематичность образовательного процесса требует не переходить к новому учебному материалу пока не усвоен и не закреплен предыдущий,
  • принцип наглядности имеет важное место в системе занятий. От того как произойдет восприятие темы, так и будут формироваться навыки и умения детей,
  • последовательность образовательного процесса заключается в том, чтобы знания полученные на предыдущих занятиях, углублялись и расширялись на последующих,
  • принцип природосообразности образовательного процесса подразумевает учет половозрастных и психических особенностей детей.

Формы работы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

  • Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
  • Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
  • Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация,
  • Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Педагогические технологии, применяемые в ходе реализации программы:

  • Личностно – ориентированные – ставят в центр образовательной системы личность ребенка, предусматривают обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализацию её природных потенциалов;
  • Технологии сотрудничества – реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цели, определяют содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества;
  • Игровые технологии – учащиеся воссоздают и усваивают общественный опыт, знания, овладевают умениями и навыками в соответствии с поставленной целью посредством игровой деятельности;
  • Технология продуктивно-творческой деятельности (Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев,  Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, С.Л. Долгушин). Основную идею данной технологии можно выразить словами Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, ЧТО САМ ПОПРОБУЕТ СДЕЛАТЬ». Данная технология направлена на формирование личности ученика как активного субъекта художественной культуры. Алгоритм построения урока выстраивается по следующей цепочке: Чувства – Мысли - Действия.

Дидактические материалы

  • Конспекты занятий, методические разработки мероприятий
  • Видеоматериалы, фото материалы, наглядные пособия.
  • Таблицы, схемы и др. раздаточный материал к различным темам.
  • Контрольные задания к каждому из блоков образовательной программы и экзаменационные билеты ко всему курсу обучения.

Список литературы

1.  Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт), №1,6-2003.
2. Выгонов В. В. «Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки. – М.: Первое сентября. 2003.
3. Гукасова А. Внеклассная работа по труду. – М.: Просвещение, 1981.
4. Гулянц Э.К., Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1991.
5. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» (№9, 1998)
6. Ежемесячный научно-методический журнал «Школа и производство» (№03, 2004)
7. Ежемесячный научно-методический журнал «Школа и производство» (Народное образование, №№ 5,6 ,1995, №7, 1997. №5-2002).
8. Конышева Н. М. Чудесная мастерская. Уч. Пособие по художественному труду. Linka-Press, 1996.
11. Программы. Техническое творчество учащихся. – М: «Просвещение» 1995.
13. Чернышев И. «Основы художественного ремесла»
14. Щеблыкин И. К., Романина В. П., Катакова И. И. Аппликационные работы в начальных классах. М., «Просвещение», 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лесной патруль" (при скачивании полная версия с титульным листом)

Воспитание у детей бережного, экологически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области экологии и лесного хозяйства, умение осуществлять на практике мероприятия...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная нить»

АДООП «Волшебная нить»  разработана  в  соответствии  с  Законом  РФ  «Об  образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, составлена с уч...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» для родителей (законных представителей) обучающихся с нарушением слуха

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» (далее – программа) составлена на основе следующих нормативных правовых документов:- Федеральный закон от 29....

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист»

Образовательная программа «Юный турист», является адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой туристско-краеведческой направленности и предназначена д...

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

Актуальность Программы состоит в том, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Силачи»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Силачи», предназначена для занятий с совершеннолетними воспитанниками с тяжелыми множественными нарушениями разв...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Настольный теннис»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Настольный теннис»...