Конспект урока по теме "Спрос. Понятие спроса. Закон спроса"
план-конспект урока по экономике (10 класс) по теме

Меркулова Наталья Ивановна

В конспекте отражены все ключевые понятия по теме. Данный конспект можно использовать для объяснения учебнего материала в 9 или 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_7.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Спрос. Понятие величины спроса. Закон спроса»

Фундаментальные понятия темы:

  1. спрос;
  2. величина спроса;
  3. график спроса;
  4. закон спроса;
  5. кривая спроса.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Тест на самочувствие:

  1. интерес к предмету (по 5-ти бальной шкале)
  2. работоспособность (по 5-ти бальной шкале)
  3. интерес к учителю (ожидания) (по 5-ти бальной шкале)
  4. закончить предложение: Если я займусь бизнесом, то…

2. Тест №3 (13 минут)

3. Изучение нового материала.

                Каждый человек нуждается в тех, или иных благах. И если он не может произвести эти блага сам или ему выгоднее купить их, он приходит за ними на рынок.

                 Будем считать, что сегодня части класса необходимы яблоки, а другая часть класса может и готова их продать.

                Естественно, покупатель должен располагать средствами (деньгами) для покупки, поскольку бесплатно на рынке могут только наступить на ногу. А это значит, что на рынке мы сталкиваемся уже не просто с потребностями, а с другим понятием – со спросом.

               Термин «спрос» ввел в научную лексику английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766-1834 гг.). И сделал он это для того, чтобы разграничить понятия спрос и желания – мечты и реальные возможности.

              Спрос – желание и возможности потребителя купить товар или услугу в определенном месте и в определенное время.

              Разберемся с этим определением поподробнее. Если я хочу купить яхту, но моя заработная плата не позволяет это сделать, то мое желание – это только желание, а не спрос. Если же у меня есть желание и есть возможность, то в этом случае можно говорить о спросе. Другая ситуация. У меня есть возможность сегодня купить ласты, но желания их использовать у меня нет (поскольку лето еще не скоро, а  бассейн я не посещаю). В этом случае можно говорить об имеющихся возможностях, но говорить о том, что у меня есть спрос на ласты -  нельзя. Итак, спрос – это когда и желания и возможности есть у потребителя. А почему так важно в этом определении «в определенном месте и в определенное время»? Предположим, что у меня есть возможности и желание купить мороженое, но если на улице сильный мороз, то даже совокупность желания и возможностей не будет образовывать спроса, т.к. мороз заставит меня от покупки мороженного все-таки отказаться. Этот пример иллюстрирует важность «времени» в определении спроса. Теперь разберемся с «местом». Как вы думаете, где дешевле покупать бананы – в России или в местах, где они произрастают? Конечно же, там, где они растут, т.к. на транспортировку бананов в Россию затрачиваются определенные средства, повышающие их продажную стоимость. Поэтому я могу легко позволить себе купить несколько килограммов бананов на Гавайских островах, но в России я не стану давать волю своим желаниям, даже при наличии возможности. Итак, о спросе можно говорить в определенном месте и в определенное время.

              Спрос – очень капризное понятие. На спрос может оказывать влияние множество параметров. Наша задача – выяснить какие это параметры и как их можно нейтрализовать.

               Итак, мы отправляется на рынок для того, чтобы определить, что такое спрос и какие законы действуют на рынке.

4. Игра «Маркет- гейм» (5 периодов по 5 минут, затем обработка результатов, подсчет прибылей и убытков, награждение победителей (по наибольшей прибыли)).

5. Лекция (продолжение).

             В ходе игры мы с вами убедились в том, что:

  1. для рыночных процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными ресурсами, реально достаточными для покупки некоторого количества товаров;
  2. по низким ценам товары (в нашем случае яблоки) покупали охотнее, чем по высоким;
  3. при открытии рынка сделки осуществлялись более осторожно, нежели в пик работы рынка;
  4. при закрытии рынка продавцы охотнее снижали цены, чем в начале работы рынка.

Таким образом, спрос характеризует состояние рынка, а точнее – связь массы товаров, которые люди готовы купить с величиной цен, по которым они могут совершить покупку. Кроме того, в ходе игры вы видели, что ведущий фиксировал заключаемые сделки. Его интересовало, сколько сделок совершено по определенной цене. Давайте обратимся к результатам этой работы. В таблице (демонстрируется таблица учета сделок ведущего) мы видим, по какой цене совершено больше всего сделок – этот показатель – «рыночная цена яблок на рынке сегодня» - средняя, самая популярная сегодня цена яблок. При этом есть данные о количестве сделок, совершенных при каждой из предложенных цен. Эти данные помогут нам составить таблицу спроса, построить график спроса, вывести закон спроса и выяснить от чего зависит спрос.

          Итак, давайте составим таблицу спроса (таблица составляется по данным, полученным в ходе игры и имеет следующий вид):

Таблица спроса.

Цена яблок

Количество сделок

Величина спроса

5 долларов

Данный столбец заполняется по таблице ведущего (напротив каждой из цен указывается кол-во совершенных сделок)

Данный столбец заполняется снизу вверх путем подсчета суммы сделок по каждой цене с рассуждением: «те, кто купили по 15 долларов – они купили бы по 14 охотнее, значит величина спроса по 14 долларов – это сумма сделок по 15 и 14 долларов, и т.д.».

6 долларов

7 долларов

8 долларов

9 долларов

10 долларов

11 долларов

12 долларов

13 долларов

14 долларов

15 долларов

       Как видно из таблицы объем покупок, или как говорят экономисты, величины спроса, непосредственно зависит от цены по которой товары можно приобрести.

       Величина спроса – объем товара определенного вида, который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести на протяжении определенного периода времени при определенном уровне цены этого товара.

                   Информацию о возможных величинах спроса легко представить графически в виде кривой, которая называется кривой спроса.

(Построение кривой спроса): по оси ординат откладываем цены, по оси абсцисс – количество сделок; строим кривую по точкам; называем кривую – «Д».

                  Кривая спроса отражает взаимосвязь между ценой товара и тем его количеством, которое приобретут потребители при прочих равных условиях, т.е. зависимость между ценой и объемами покупок, возможных при различных уровнях цен.

                  Обратите внимание – в определении сказано, что «при прочих равных условиях». Что имеется в виду? Подразумевается что продается товар одного наименования, одного предназначения, одинакового качества. Так как если брать во внимание еще и различие этих условий, то график спроса может оказаться другим. Но мы с вами рассматриваем упрощенную ситуацию (ведь на рынке продаваемые вами яблоки были все одинаково кислыми).

                  Каждая точка на кривой – показатель величины спроса на товар при определенной цене.

                Спрос – сложившаяся в определенный период времени зависимость величин спроса на данный товар на рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.

6. Домашнее задание:

      1.   Лекция, § 9 т.1.

  1. Отработать навык определения величины спроса и построения графика спроса по результатам социологического исследования. Для этого необходимо:

А) выбрать объект продаж (предложение различных товаров народного потребления учащимся или работникам лицея);

Б) выбрать социологическую группу (определить в какой аудитории будет проведено исследование);

В) выбрать диапазон цен на товар, по которому исследуется спрос;

Г) провести исследование;

Д) составить таблицу спроса;

Е) построить график спроса.

! Задание №2 можно выполнять группами 2-3 человека, товары должны быть различными для каждой группы, материалы исследования (название товара, социологическая группа, дата проведения исследования, таблица спроса и график спроса) оформляется на листе формата А-4 ярко и красочно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "«Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства»

Урок по теме : «Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства» 10класс. Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла ...

конспект урока по теме: Понятие переменной в языке программирования Pascal АВС

Проект урока по информатике в 7 классе с использованием ТИО Макарова...

Конспект урока по алгебре "Понятие квадратного корня из неотрицательного числа" для учащихся 8 класса

Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку и анализ урока....

Презентация и конспект урока «Как образуются понятия» (Босова Л.Л 6 класс.)

Урок предназначен для учеников 6-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: познакомить с основными логическими приёмами формирования понятия.Объяснение нового материала и его закре...

Конспект урока по теме "Понятие десятичной дроби.Чтение и запись десятичных дробей"

Разработка урока соответствует идеям системно-деятельностного обучения и требованиями ФГОС ОО, содержит технологическую карту,конспект, сценарий....

Конспект урока по теме «Понятие вектора», 9 класс, учебник Л.С. Атанасян

Конспект урока по теме «Понятие вектора», 9 класс, учебник Л.С. АтанасянЦель: создать условия для работы учащихся над понятиями и их определениями (определение вектора, изображение и обозначение векто...