Основные проблемы экономики. Учебно-методическое пособие по экономике для 5 класса
учебно-методическое пособие по экономике (5 класс) по теме

Данное пособие содержит теоретический материал и задания по усвоению и закреплению материала по теме «Основные экономические проблемы» для учащихся  5 класса. Данное пособие «не привязано» к какому-либо конкретному учебнику и позволяет работать с разными учебниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_problemy_ekonomiki_5_kl.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Н. Овчинникова

Учебно-методическое пособие по экономике для 5 класса

Кемерово 2013

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Каждый человек испытывает нужду, то есть чувство нехватки чего-либо. Например, чувство голода, холода, одиночества, беззащитности.  Но один человек хочет удовлетворить жажду яблочным соком, а другой – непременно чашечкой кофе, и обязательно с сахаром. Это происходит потому, что все люди разные по своим вкусам, привычкам, умственному и физическому развитию, восприятию окружающего мира, т. е. человек – неповторимая личность.

Потребности – это конкретная форма проявления человеческих нужд и желаний, зависящая от многих факторов.

Потребности могут быть личными, общественными и производственными.

Личные потребности – потребности, в которых нуждается отдельный человек или семья.

Общественные потребности потребности, в которых нуждается всё общество в целом.

Производственные потребности потребности, в которых нуждается производство.

Если мы нуждаемся в вещах, предметах, электрической энергии, мы говорим о материальных потребностях. Но «не хлебом единым жив человек», ему нужна пища для разума. Знания, полученные в школе, чтение книг, общение с людьми, посещение музеев, театров, кино и концертов, просмотр телевизора составляют духовные потребности.

Наши потребности безграничны, они постоянно растут и изменяются. 

Если раньше автомобиль считался роскошью, то сегодня - предмет первой необходимости. Большое влияние на рост потребностей оказывает научно-технический прогресс: на рынке появляются новые и все более совершенные товары - компьютеры, телефоны сотовой связи, экологически чистые продукты питания, лекарства, продлевающие жизнь человека, почта «Интернет» (продолжи список сам).

Задание 1. Прочитай этот список и определи личные потребности, затем производственные потребности: электростанция, утюг, конфета «Белочка», футбольный мяч, чугун, грузовик, урожай пшеницы, молоко, железная руда.

Структура потребностей сформулированная американским ученым А. Маслоу

Потребности

в самореализации

Потребности в признании человека как личности

Социальные потребности

Потребности самосохранения,  безопасности

 Физиологические потребности


Задание 2. Какие товары и услуги нужны для удовлетворения потребностей: здоровье, образование, тепло.

Задание 3.  Какие потребности человека «разбросаны» в таблице?

М

О

К

С

М

Ц

А

Ч

О

Ф

Л

Б

О

П

А

О

Л

О

Л

Я

И

М

Р

О

Н

И

Е

З

Н

С

Ж

Ы

Т

О

С

Т

П

У

С

Е

П

А

М

О

С

И

Ш

К

М

Е

Д

М

В

А

Ж

Ц

И

Я

С

Т

З

Э

О

Л

С

А

О

М

Ш

З

А

К

О

О

Ь

А

Г

Л

А

В

М

Д

А

Л

И

Е

П

М

К

И

М

И

Е

З

О

О

Р

Е

А

Н

Ф

Ь

Е

Р

С

К

Н

А

Д

У

М

У

Ж

К

Е

О

Ю

Т

Е

В

Ю

З

Н

Е

Х

Л

Е

Б

М

Щ

Б

А

Л

П

У

Ж

И

Л

Ь

Р

Я

Н

А

У

З

Ы

К

О

Т

С

РЕСУРСЫ. ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ

Ресурсы нужны для производства благ. Только при наличии  ресурсов можно произвести те или иные блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека.

Ресурсы – это всё то, что необходимо для организации производства.

 Ресурсы делятся на три группы.

  1. Природные ресурсы –  это бесплатные естественные блага, созданные самой природой, а не людьми (земля и всё, что на ней растёт; полезные ископаемые; дары рек, морей, океанов; лес, солнечная энергия; воздух и т.д.).

Наша страна очень богата природными ресурсами. Некоторые из них являются воспроизводимыми, т. е. их количество может быть пополнено взамен истраченного (растения, животные). Невоспроизводимые ресурсы – это ресурсы, на пополнение которых требуется огромное количество времени (уголь, нефть и т.д.)

  1. Трудовые ресурсы – трудоспособное население в возрасте от 16 лет и до пенсионного возраста  (люди с их способностями, умениями, навыками, используемыми при производстве благ).
  2. Капитал от лат. capitalis — главный, доминирующий, основной.

 Капитал   делится:

            Денежный  (финансовый)

            Реальный (материальный, производственный) – созданные трудом человека 

                                                                                   средства производства.

Реальный капитал делится:

основной  - здания, сооружения, машины, оборудование… 

оборотный – сырьё, материалы и т.д.

Ресурсы ограничены   !!!!

Задание 1. Составь схему «Ресурсы»

Задание 2. Распредели ресурсы по видам: вертолёт, яблоневый сад, железная руда, месторождение нефти, учитель, компьютер, умение программировать, станок, морская рыба, парикмахер, цемент, автомобиль, вода в пруду, золото, шахтёр, вода в кране, книги, уголь, бульдозер, мука, кирпич.

Ресурсы

Природные

ресурсы

Трудовые

ресурсы

Производственный

капитал

Основной

Оборотный

Задание 3. Заполни таблицу.

Виды ресурсов

Какие ресурсы используются в школе

Природные

Трудовые

Основной капитал

Оборотный капитал

Задание 4. Какие ресурсы используются в работе фирм по производству:

а) мороженого                  б) мебели                 в) тканей?

Задание 5.   Выпиши воспроизводимые ресурсы. Ресурсы:  роза, золото, уголь, рыба,  лес, нефть, звери.

Задание 6. Напиши 4 вида ресурсов, начинающихся на букву «С»

Задание 7. Против каждого утверждения поставьте оценку важности так, чтобы единица стояла против самой важной потребности, а 15 – против менее значимой

Без чего нельзя выжить:

без друзей

без удачи

без книг

без жилья

без воды

без семьи

без воздуха

без одежды

без любви

без путешествий

без уважения

без развлечений

без музыки

без защиты от врагов

без еды

без света

Задание 8.  Напишите загадки о ресурсах.

Задание 9.  Сделай по три карточки с рисунком природных, трудовых, капитала.

Задание 10. Расшифруй написанные ниже слова и объясни их значение.

Что объединяет эти слова?

10.1    1 - т у ч е ь л и            10.2.   1 - ф е р ш о

           2 - ф ь е т н                             2 - г ь о л у

           3 - е н а д з и                           3 - а н ш а м и

           4 - м е т е н ц                          4 - к ь а н т

10.3.    1 - с а м т и ш н и        10.4.     1 - в о р п а

            2 - а д р у                                   2 - а д в о

            3 - к о р т а р т                           3 - р е с о ж е н о и у

            4 - а с р а х                                 4 - с а м о л

Основные проблемы экономики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс по теме "Продукты", 3 класс

. В результате обучения иностранному языку по данному УМК ученик должен: знать/понимать:*  основные слова, словосочетания, звуки английского языка;*  основные правила чтения и орф...

Учебно-методическая разработка урока. "Регионы России" 8 класс

Повторительно-обощающий урок в 8 классе по теме "Регионы России"...

Учебно- методический комплекс Основы курса математики 6 класса

Учебно - методический комплекс Основы школьного курса математики 6 класса...

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Экономика организации (предприятия)"

Размещённый учебно-методичкеский комплекс предназначен для преподавателей и обучающихся по дисциплине "Экономика организации" по специальности СПО 030912 Право и организация социального обеспечения....

Рабочая программа по английскому языку для учащихся 10-11 классов . Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Spotlight» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений издательства « Просвещение/ Ваулина Ю.Е., Эв

Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов, глав), дает примерное распределение учебных часов по темам (разделам, главам) и рекомендуемую последовательность изучения тем (разделов, глав...

Учебно-методическое электронное пособие "Язык программирования (сценариев) JavaScript"

Учебнометодическое пособие является базовым учебным пособием для использования на занятиях обучающего курса "Графические и анимационные эффекты в JavaScript". Пособие опубликовано по адресу:...

Программа кружка «Основные проблемы русской литературы второй половины ХХ века» 11 класс

Данный кружок  предназначен для учащихся 11 класса, призван дополнить основной курс литературы и расширить представление учащихся об историко-литературном процессе в России ХХ века.Программа круж...