урок-виртуальная экскурсия "Не за тридевять земель..."
методическая разработка по естествознанию (5 класс) по теме

В большом городе невозможно за урок устроить общение и познание живой природы и решить эту проблему помогают виртуальные экскурсии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon virtualnaya_ekskursiya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виртуальная экскурсия

Чепенко Марина Леонидовна

МОУ-Лицей №2 , учитель биологии и экологии

Педагогическая наука во всем мире переживает период осмысления философских оснований образования , меняются стратегические направления систем образования, меняются целевые установки  .На современном этапе развития общества образование рассматривается как пространство ,в котором создаются комфортные условия для самореализации, самоактуализации  , для познания человеком самого себя ..Принципиально важным  для школы становится не трансляция объема знаний , но сам процесс, творение человеком самого себя ,создание условий для развития личности ,его потенциальных возможностей .Особая роль принадлежит школьному курсу биологии, в ходе изучения которого дети не только знакомятся с окружающим их миром, но задумываются над мировоззренческими вопросами, выполняют много практических, лабораторных работ, проводят свои первые научные исследования .Меня как учителя с почти 30- летним стажем всегда интересовала методика проведения экскурсий в условиях городской школы. Я  изучила все, что предлагала методическая литература ,по- разному пробовала провести экскурсию, но всегда оставалось чувство неудовлетворенности. Только с появлением в школе современных ИКТ- технологий удалось почти полноценно организовать этот процесс .На первой в учебном году виртуальной экскурсии  я раздаю ребятам распечатанный на листах А4  «Дневник исследователя», который содержит самые различные задания, выполняемые не только в ходе экскурсии, но и предполагающий наблюдения в природе ( как домашнее задание), творческие и поисковые задачи .Практико- ориентированные методы обучения в такой экскурсии реализуются как элемент повышения эффективности деятельности школьника. Экскурсия начинается  всегда с осознания и формулировки ее цели, которая обязательно прописывается после темы экскурсии .Затем обсуждается экипировка детей, правила безопасного поведения ,при необходимости их записываем ,или обсуждаем в группах, а потом формулируем.Обязательно работаем с картой, которая пропечатана на отдельном листе для каждого ребенка и на слайде, прорисовываем маршрут, направление , высчитываем скорость движения и время экскурсии.Здесь реализуются метапредметные компетенции .Появляется слайд с фасадом нашей школы , мы встаем и имитируем движение( в младших и средних классах много рифм, под которые выполняется эта физминутка).Следующий слайд показывает то природное сообщество, куда мы пришли и здесь в зависимости от целей и задач мы работаем и с гербарием, и с определителем( на слайдах появляются животные и растения , названия которых надо выяснить).Мы слышим голоса птиц (и пытаемся «узнать «их по- голосу),шум леса, пение ручья ,что не только формирует положительное мироощущение ребенка, но и сохраняет его здоровье .Обязательно говорим о правилах поведения в природе, придумываем знаки для напоминания об этих правилах( такое многократное повторение приводит к осознанному пониманию норм поведения).Мои ребята любят сочинять синквейны .Этот прием технологии критического развития через чтение и письмо мы очень часто используем, он повышает самооценку детей , актуализирует их знания .Обязательным элементом являются рисунки, схемы .Иногда мы записываем свои впечатления в виде эссе. Всегда выстраиваем невидимые нити природы , связь живого и неживого .Иногда пытаемся что-то прогнозировать, моделировать. Я раздаю детям изображения растений , животных в виде карточек размером 1*1 см, они прорисовывают природную среду и создают модель связей в сообществе .Если мы  «идем « на озеро или болото, то затрагиваем много экологических проблем, иногда кто-то выступает с подготовленной работой или имитируем загрязнение воды, наливая в сосуд машинное масло и опуская перья птиц, камешки ,мех , а потом пытаясь удалить масляную пленку .Всегда в завершении экскурсии проводим рефлексию, обсуждаем проблемы, убираем «камешки из ботинок».Однажды в 6 классе ребята мне сказали , что  больше всего во время экскурсии им мешало то, что они еще многого не знают, но хотят знать .Кстати, мы обсуждаем и источники информации. Такой дневник ведется длительное время, периодически проверяется учителем .Виртуальная экскурсия  реализует принципы современной педагогической деятельности: принцип компетентностного подхода- получение высокого результата через деятельность обучающихся, принцип познавательной деятельности- через самостоятельную ,творческую деятельность к получению нового знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - виртуальная экскурсия "Строение и функции эукариотической клетки"

Урок рождается непросто:Порой – с наивного вопроса,Порой со странного ответаОн долго зреет в тайне где – то… В январе 2008/2009 года учитель биологии высшей категории Танченко Татьяна Серге...

урок - виртуальное путешествие по Южной Америке

Идея подобного урока обобщающего повторения  заимствована  в общих чертах на одном из учительских сайтов. Подбор  учебного материала и детализация урока сделаны мной. Данные уроки я про...

Не за тридевять земель

Программа кружка по географии для учащихся 1 класса как внеклассное мероприятие....

« Not at the other end of the world…» «Не за тридевять земель

Урок из серии уроков по особо охраняемым природным территориям. Урок - экскурсия...

Открытый урок "Виртуальное путешествие по Лондону"

Цель: Развивать у учащихся способности и желание участвовать в процессе коммуникации на английском языке....

Урок-поиск.Тема урока: «Виртуальное путешествие по Германии»

Форма учебного занятия: авторский приём КВЕСТ. На уроке используются приёмы технологии ТРИЗ и технология смешанного обучения.Учебник:  Немецкий язык. 7 класс : учеб. для общеобразо...

Путушествие за тридевять земель

Методика организации повторительно-обобщающего урока-путешествия  по истории в 7 классе для общеобразовательной школы VIII вида....