Тематическое планирование по естествознанию 6 класс
рабочая программа по естествознанию (6 класс) на тему

Кудашова Наталья Борисовна

Программа к учебнику А. Е. Гуревича и др. Расчитана на 1 час в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Первоалейская средняя общеобразовательная школа»

 Алейского района Алтайского края

«РАССМОТРЕНО»

На педагогическом совете школы

Протокол № _____

от «____» ____________201__ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

______________ Шамрина Н. П.

Приказ № _____

от «____» ____________201__г.

Рабочая программа

учебного предмета «Естествознание» для 6 класса

основного общего образования

на 2017/2018 учебный год

Составитель: Кудашова Н. Б., учитель физики

п. Алейский

2017


Пояснительная записка.

Рабочая  программа реализуется в учебнике «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5 – 6 классы», авторы А. Е. Гуревич, Д. А. Исаев,Л. С. Понтак.

Место  предмета в учебном плане

Курс рассчитан на 70 учебных часов, в том числе в 6 классе 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.

В соответствии с учебным планом курсу «Естествознание. 5-6 класс» предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики, химии, астрономии. В свою очередь, содержание курса «Естествознание. 5-6 класс», являясь пропедевтическим, служит основой для последующего изучения курсов физики и химии в основной школе.

Планируемые результаты обучения  учащихся 6 класса:

Личностными результатами изучения предмета «Естествознание» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

-  вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.  

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться  выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- формирование  основ научного мировоззрения и физического мышления;

- воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметными результатами изучения курса «Естествознание» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и  дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать  правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов; 

- воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты),  гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Физика и химия» являются следующие умения:

Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:

- различать экспериментальный и  теоретический способ познания природы;

- характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы, понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества.

Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов:

- оценивать абсолютную погрешность  измерения, применять метод рядов;

- проводить измерение силы тяжести, силы упругости,  силы трения; наблюдение зависимости давления столба жидкости в зависимости от плотности жидкости и высоты  столба жидкости, наблюдение действия выталкивающей силы и её измерение.  

Диалектический метод познания природы:

-  оперировать  пространственно-временными масштабами мира, сведениями о строении Солнечной системы и представлениями о её формировании;

- обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей:

- разрешать учебную проблему при введении понятия скорости, плотности вещества, анализе причин возникновения  силы упругости и силы трения, опытов, подтверждающих закон Паскаля, существование выталкивающей силы.

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни:

- определять цену деления  измерительного прибора;

- измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей;

- на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества, условие плавания тел.

Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Содержание образования

Естествознание. 6 класс

(35 ч, 1 ч в неделю)

Физические явления

Электромагнитные явления (6 часов)

Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр.

Ампер – единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток.

Напряжение. Вольтметр. Вольт – единица измерения напряжения.

Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).

Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения.

Действия тока. Тепловое действие тока.

Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока.

Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока.

Лабораторные работы: 

Последовательное соединение.

Параллельное соединение.

Наблюдение различных действий тока.

Сборка простейшего электромагнита.

Действие на проводник с током.

Световые явления (8 часов)

Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.

Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света. Зеркала.

Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка.

Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).

Глаз и очки.

Разложение белого света в спектр. Радуга. Химические явления

Лабораторные работы

Наблюдение теней и полутеней.

Изучение отражения света.

Наблюдение отражения света в зеркале.

Наблюдение преломления света.

Получение изображений с помощью линзы.

Наблюдение физических явлений. I

Человек и природа (20  часов)

Механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтетические материалы.

Механизмы – помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки; их назначение.

Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль – единица измерения работы.

Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания; их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции .

Лабораторные работы

Измерение атмосферного давления барометром.

Изготовление простейшего гигрометра.

Знакомство с простыми механизмами.

Вычисление механической работы.

Календарно-тематическое планирование

 

Название  разделов и тем

Всего часов

Теория

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

Дата проведения

1

Электромагнитные явления

6

3

5

1

01.09 – 14.10

2

Световые явления

8

5

8

1

15.10 – 21.11

3

Земля – планета Солнечной системы

4

3

-

1

22.11 – 21.12

4

Земля – место обитания человека.

3

3

-

1

22.12 – 30.01

5

Человек дополняет природу. Взаимосвязь человека и природы.

13

6

10

1

01.02 – 20.05

6

Резерв.

1

1

-

-

27.05

Итого:

35

21

23

5

Поурочно-тематическое планирование по предмету «Естествознание». 6 класс. 1 час в неделю. Всего 35 часов.

№ урока п/п

№ п\п урока в теме

Тема урока

Количество часов

  1. Электромагнитные явления. 6 часов.

1

1

Электрический ток.

1

2

2

Характеристики электрического тока.

1

3

3

Электрическая цепь.

1

4

4

Последовательное соединение проводников.

1

5

5

Параллельное соединение проводников.

1

6

6

Действия электрического тока. Контрольная работа № 1 «Электромагнитные явления».

1

  1. Световые явления. 8 часов.

7

1

Свет. Свет и тень.

1

8

2

Отражение света.

1

9

3

Зеркала и их применение.

1

10

4

Преломление света. Линзы. Построение изображений.

1

11

5

Наблюдение изображений в линзах.

1

12

6

Глаз и очки.

1

13

7

Цвет.

1

14

8

Контрольная работа № 2 «Световые явления».

1

  1. Земля – планета Солнечной системы. 4 часа.

15

1

Древняя наука астрономия. В мире звёзд.

1

16

2

Карта звёздного неба. Ориентация по звёздам.

1

17

3

Солнце. Солнечная система.

1

18

4

Луна – естественный спутник Земли. Контрольная работа № 3 «Земля – планета Солнечной системы».

1

  1. Земля – место обитания человека. 3 часа.

19

1

Строение земного шара.

1

20

2

Атмосфера. Атмосферное давление. Барометр.

1

21

3

Из истории авиации. Контрольная работа № 4 «Земля – место обитания человека».

1

  1. Человек дополняет природу. Взаимосвязь человека и природы. 13 часов.

22

1

Простые механизмы.

1

23

2

Лабораторная работа «Изучение действия рычага».

1

24

3

Механическая работа. Решение задач.

1

25

4

Энергия. Источники энергии.

1

26

5

Тепловые двигатели. ДВС.

1

27

6

Электростанции. Электродвигатели.

1

28

7

Автоматика в нашей жизни.

1

29

8

Наука в жизни общества.

1

30

9

Современные материалы и технология их изготовления.

1

31

10

Каучук и резина.

1

32

11

Загрязнение окружающей среды. Экономия ресурсов.

1

33

12

Повторение пройденного в 6 классе.

1

34

13

Годовая контрольная работа.

1

  1. Резерв. 1 час.

35

1

Обобщающий урок по курсу естествознания

1

Лист корректировки  рабочей программы

В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и фактическим количеством проведённых учебных занятий по причине____________________________________________________________

______________________________в рабочую программу вносятся следующие изменения:

Корректировка тематического планирования.

Раздел

Количество часов по программе

Количество часов в связи с корректировкой

Всего

Корректировка поурочно-тематического планирования.

Порядковый № урока

№ урока в разделе

Тема урока

Количество часов по программе

Количество часов в связи с корректировкой

Всего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование курса естествознания 10 класс (УМК Габриелян О.С.)

КТП  "Естествознание 10 класс. УМК Габриелян О.С) 3 часа в неделю...

6 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

6 КЛАСС КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ...

7 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

7 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ...

8 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

8 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ...

9 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

9 класс КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ...

Тематическое планирование по естествознанию 5 класс

Пла.нирование составлено к учебнику А. Е. Гуревича и др. По авторской программе отводится  2 часа в неделю.Данная программа модифицирована на 1 час в неделю. Оставлены темы, касающиеся физики....