Сценарий внеурочного занятия "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ: РЕШАЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ"
методическая разработка по естествознанию (5, 6 класс)

Глинкина Нина Ильинична

В ходе внеурочного занятия обучающиеся "перелистывают страницы" устного журнала, изучают естественно - научные тексты о бережном отношении к электроэнергии, воде , лесе и решают задачи с экологическим содержанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_ekologicheskiy_zhurnal.docx350.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №72

с углубленным изучением отдельных предметов»

Номинация: «Лучшая методическая разработка занятия внеурочной деятельности»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ: РЕШАЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Выполнила:

Глинкина Нина Ильинична

Учитель математики

г. Ульяновск, 2023 год

Аннотация

Актуальность. Качество образования определяется тем, как обучающийся способен использовать приобретенные знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах деятельности. Перед обучающимися ставятся проблемы загрязнения окружающей среды, и они должны найти пути решения этих проблем и сформировать свою активную жизненную позицию.

Цель занятия: формирование функциональной грамотности обучающихся через решение задач экологического характера

Задачи: изучить тексты с естественно- научным содержанием; применить информацию при решении учебно-практических задач; обсуждать и уметь делать выводы

Ожидаемые результаты:

Учащийся научится использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения, знания о правилах арифметических действий с десятичными дробями

Учащийся получит возможность научиться анализировать текст, работать с графической информацией, решать жизненные задачи.

Форма проведения занятия: групповая

Сценарий внеурочного занятия

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ: РЕШАЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»

Помни! Мы всего лишь дети

На голубой планете

Нельзя ее в обиду дать

Планету надо сберегать

Первая страница журнала «Бережливость дороже богатства»

Учитель: Познакомьтесь с информацией и выполните задания 1и 2.

Земля – наш общий дом

Природа очень щедра и заботлива. Она обеспечивает миллиарды обитателей нашей планеты всем необходимым для жизни. Но ее запасы не бесконечны, а люди часто берут больше, чем им на самом деле необходимо. Важно, чтобы каждый житель нашего общего дома — Земли — заботился о нем и следил за порядком. Ведь жизнь на Земле — это настоящее чудо. А на планете без чистого воздуха, чистой воды и почвы никто не сможет существовать, в том числе и мы с вами. Но как же нам позаботиться о целой планете? Оказывается, наши дома и то, как мы в них живем, сильно влияют на здоровье и благополучие планеты и всех ее обитателей. Давайте узнаем, как сделать так, чтобы в наших домиках было комфортно и уютно, и при этом наш общий дом — Земля — был в порядке и мог продолжать обеспечивать всех живых существ всем необходимым

В стенах наших домов спрятаны провода и трубы, по которым приходит тепло и электричество с электростанций. Электростанции бывают разными, но чаще всего, чтобы нагреть воду, которая побежит по батареям, и получить электрический ток, на них сжигают природный газ, уголь или мазут. Это топливо люди добывают из земли. При сжигании топлива из труб выходит дым, загрязняющий воздух, а также газы, из-за которых планета перегревается и погода начинает капризничать, создавая наводнения, ураганы, засухи и другие неприятности для живых существ. Чтобы погодных аномалий было меньше, воздух был чище, а ресурсы сохранялись, важно использовать свет, тепло и электроэнергию разумно.

Задание 1. Используя показания приборов учета и тарифы, посчитайте сумму к оплате за один месяц при двухтарифном и однотарифном счетчике, если при однотарифном оплата за 1 квт/ч составляет 2,73 рублей. Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

Услуга

Показания прибора учета (кВт/ч)

Потребление (кВт/ч)

Тариф (руб./квт)

Начислено (руб.)

текущее

предыдущее

Индив. потребление по показаниям (день)

6933

6535

3,14

Индив. потребление по показаниям

(ночь)

2901

2735

1,61

Сумма к оплате, руб.


Задание 2. Решите задачу: Из сломанного крана капает вода, 2 капли в сек. Объем 1 капли равен 1,5 мл. Сколько воды израсходуется за 1 час; за сутки?

1) 1,5 * 2 = 3 (мл/с) - 2 капли.

2) 2 к/с * 3600 = 7200 капель за 1 час

3) 7200 *1,5 = 10800 мл = 10,8 л за 1 час

3) 10,8 * 24 = 259,2 (л)

Ответ: за 1 час расходуется 10,8 л; за сутки - 259,2 л.

Ответ позволяет проанализировать результат и поговорить о природоохранных мероприятиях в рамках национального проекта «Экология», проводимых в Ульяновской области: «Чистая вода», «Оздоровление Волги».

C:\Users\User\Downloads\

Викторина «Влияние хозяйственной деятельности на экологическую обстановку на реке Волга»

Вторая страница журнала «Лес – богатство и краса, береги свои леса»

Учитель: Познакомьтесь с информацией и выполните задания 3 - 5.

Заказник «Линдуловская роща»

Линдуловская роща сегодня — это государственный природный комплексный заказник, площадь которого составляет практически 1000 гектаров, включая прилегающие территории.

Его задача состоит в сохранении созданной здесь флоры и фауны, Линдуловская роща является древнейшей в России и Европе лиственничной рощей, и единственной рощей, где лиственницы растут за пределами своего естественного ареала.

Заповедник ценен огромным разнообразием растений, животных, птиц, многие из которых даже занесены в красную книгу. Здесь растут туи, пихты, ели, сосны разных пород. Из лиственных деревьев встречаются липы, клены, орешники, вязы.

Кроме лиственниц, многие другие из этих растений существуют вне зоны своей природной среды обитания и не встречаются в Ленинградской области в естественном состоянии.

Однако, это все-таки лиственничная роща, и в основной массе здесь, конечно, растет лиственница разных пород и возрастов. Ее насаждения занимают около 300 гектаров и состоят аж из 4,5 тысяч деревьев.


Задание 3.Составьте столбчатую диаграмму высоты деревьев.

Задание 4. Решите задачу о продолжительности жизни деревьев.

В заповеднике растут дуб, лиственница и тис. Их общая продолжительность жизни составляет 1550 лет. Возраст лиственницы составляет ¾ возраста дуба, а возраст тиса ¼ возраста лиственницы. Сколько лет живет дуб, лиственница, тис?

Решение: Пусть возраст дуба х лет, тогда возраст лиственницы 3/4х, а тиса 3/16х. По условию задачи всего 1550 лет, составим уравнение х+3/4х+3/16х = 1550. Ответ: 800, 600, 150 лет.

Задание 5. Задача. Низовой пожар может передвигаться от 0,5 до 3 м/мин, а сильный верховой пожар – 25 - 30 км/ч. Найдите, как далеко продвинется низовой пожар при максимальной его скорости и как далеко продвинется верховой пожар при максимальной его скорости за 8 часов, и сравните их отношение.

Решение:

8 часов = 480 мин

1) 480 * 3 = 1440 (м/мин) – низовой пожар.

2) 30 * 8 = 240 (км/ч) – верховой пожар.

1440 м/мин = 86,4 км/ч

3) 240: 86,4 = 2,777

2,777 ≈ 2,8

Ответ: низовой пожар продвинется на 86,4 км/ч, верховой пожар – в 2,8 раза быстрее, чем низовой.

Задача о скорости распространения пожара позволяет провести обсуждение правил поведения в лесу и бережное отношению к природе.

Третья страница журнала «Жизнь дана на добрые дела»

В акции по сбору макулатуры «Бум Батл» в 2020 году приняли участие 16 школ Ульяновской области и заняли 7 место по стране. Победителем по Ульяновской области стала наша школа №72, собрав 6770 кг. макулатуры.

Задача 6. Известно, что 20 кг сданной макулатуры сохранит одно дерево. Подсчитайте, сколько деревьев сохранили только ученики нашей школы за одну акцию. Сколько килограммов собрали ученики 5 классов, если их вклад составляет 3/10 всей собранной макулатуры?

Решение задачи:

  1. 6770:20= примерно 338 деревьев
  2. 6770:10*3=2031кг.

Ответ: примерно 338 деревьев сохранили только ученики нашей школы за одну акцию, 2031 килограмм собрали ученики 5 классов.

Список литературы

  1. Зелеева С.Г. Живая азбука природы Ульяновской области. – Ульяновск: Областная типография «Печатный двор», 2014. -328с.
  2. Мерзляк А.Г. Математика: 5класс: учебник.-М. Просвещение, 2021. -304с.:ил.
  3. Конструктор интерактивных заданий LearningApps.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гидростатика и ТРИЗ: решаем нестандартные задачи. 7 класс.

 Урок - ролевая игра на применение знаний по гидростатике, где ученики 7 класса становятся научными сотрудниками НИИ изобретательства и рационализации, и решают нестандартные задачи по гид...

Методика формирования умения решать вычислительные задачи в процессе изучения курса физики основной общеобразовательной школы

В статье предствалены общие подходы к решению задачи, т.к.  процесс обучения учащихся умению решать физические задачи основывается на сознательном формировании у них знаний о средствах...

Сценарий внеурочного мероприятия социально-значимого направления "Экологический квест"

Сценарий внеурочного мероприятия социально-значимого направления "Экологический квест"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся решать задачи по физике"

Разработка программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Учимся решать задачи по физике"...

«Учимся решать экологические проблемы»

...пришло время принятия решений, необходимых для обеспечения жизни нынешнего и будущего поколений....

Сценарий внеурочного мероприятия, посвященного Дню памяти Мусы Джалиля Телдән журнал "Тоткынлыкта туган иҗат:"Моабит дәфтәрләре""

Устный журнал - своеобразная форма работы по морально- нравственному воспитанию, которая позволяет ярко, эмоционально донести до воспитанников важную информацию. Это форма проведения информационн...

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Учусь решать задачи по химии» с обучающимися 8 класса химико-биологического профиля

Решение расчётных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического п...