Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Учусь решать задачи по химии» с обучающимися 8 класса химико-биологического профиля
методическая разработка по химии (8 класс)

Куземина Людмила Алексеевна

Решение расчётных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приёмы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении химии. 

Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchus_reshat_zadachi_po_himii_8kl.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33

ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Рабочая учебная программа

внеурочной деятельности «Учусь решать задачи по химии» с обучающимися 8 класса химико-биологического профиля

        

        

                                                                               

                                                                         Учитель химии

                                                                                     высшей квалификационной категории

                                                                                     Куземина Людмила Алексеевна

                                           

                                                                         

                                                Смоленск, 2021

Структура рабочей образовательной программы:

I.   Пояснительная записка

II.  Содержание учебного материала

III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

IV. Календарно-тематическое планирование.

I.   Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
  • Авторской программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор Н.Н.Гара. (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2009. -56с.);
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2020-2021 учебный год;
  • Учебного плана МБОУ «СШ №33»;
  • Программы развития МБОУ «СШ №33» - «Школа-центр социально-контекстного образования».

Актуальность и перспективность данной программы (значимость и ее необходимость)

Решение расчётных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приёмы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении химии.

 Учащиеся 8 «Г» класса химико-биологичекого профиля изучали пропедевтический курс «Введение в химию» О.С.Габриеляна. Класс разного уровня и мотивации; для организации работы более способных учащихся, углубления знаний, подготовки к олимпиадам и конкурсам предложен данный курс. Для большинства учащихся решение расчётных задач по химии представляет немалые трудности.

 Главное предназначение данного  курса внеурочной деятельности состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся умение решать задачи базового и повышенного уровня сложности, познакомить их с отдельными типами задач и способами их решения.

 Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении химии и математики.

Изучение данного курса внеурочной деятельности направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями проводить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • формирование общеучебных умений и навыков (компетенций);
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей обучающихся;
  • развитие личности, её субъективности, т.е. самостоятельности и ответственности.

Работа организуется как индивидуально, так и в группах постоянного и переменного состава и представляет широкую возможность дифференциации и познавательных форм деятельности.

Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

Методы организации учебного процесса:

  • объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.);
  • частично-поисковый, основанный на использовании химических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, повторительно – обобщающей;
  • исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

II. Содержание учебного материала

Данный курс носит поддерживающий характер по отношению к основному курсу химии 8 класса и опирается на знания пропедевтического курса «Введение в химию».

Введение (1 ч)

Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные физические и химические величины.

Тема 1. «Математические расчёты в химии» (7 ч)

Водородная единица атомной массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества.

Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Расчёт массовой доли химического элемента по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов.

Тема 2. «Количественные характеристики вещества» (9 ч)

Основные количественные характеристики вещества.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объём газообразного вещества. Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов», «постоянная Авогадро».

Массовая доля растворённого вещества. Растворы, растворитель и растворённое вещество. Понятие о концентрации растворённого вещества. Массовая доля растворённого вещества и расчёты с использованием этого понятия.

Объёмная доля компонента газовой смеси. Понятие об объёмной доле компонента газовой смеси и расчёты с использованием этого понятия.

Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчёт массы основного вещества по массе вещества, содержащего определённую долю примесей.

Тема 3. «Количественные характеристики химического процесса» (15 ч)

Расчёт количества вещества, массы или объёма исходных веществ и продуктов реакции.

Вычисление по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества по известной массе, объёму или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определённую долю примесей.

Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворённого вещества.

Расчёты, связанные с концентрацией растворов, электролитической диссоциацией.

III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные результаты:

1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;

3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Ценностные ориентиры содержания курса химии в основной школе определяются спецификой химии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД) .

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения задачи;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • составлять различные виды планов для решения задач;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

IV. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Основное содержание занятия

Дата проведения

Введение (1 ч)

1

Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные физические величины

Знакомство с основными

физическими величинами

Тема 1 «Математические расчеты в химии» (7 ч)

2

Относительная атомная и молекулярная массы

Понятие об Аг и Мг. Определение Аг химических элементов по таблице Д.И. Менделеева. Нахождение Мг по формуле вещества

3-4

Массовая доля химического элемента в сложном веществе

Понятие о массовой доле химического элемента(ω) в сложном веществе и её расчет по формуле вещества

5-6

Решение и разбор заданий Всероссийской олимпиады школьников по химии (школьный этап)

7-8

Массовая доля химического элемента в сложном веществе

Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей элементов

Тема 2 «Количественные характеристики вещества» (9 ч)

9

Основные количественные характеристики вещества.

Вычисление массы вещества по известному числу частиц

Понятие о количестве вещества, постоянной Авогадро, молярной массе. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «постоянная Авогадро», «молярная масса». Вычисление числа частиц по известной массе вещества

10

Закон Авогадро. Молярный объём газов.

Понятие о молярном объёме газов. Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярный объём газов».

Вычисление объёма вещества по известной массе вещества. Вычисление массы газообразного вещества по известному объёму

11

Массовая доля вещества в растворе

Понятие о массовой доле вещества в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет ω и массы растворенного вещества, а также массы раствора

12

Действия с растворами (разбавление и выпаривание)

Понятие о массовой доле вещества в полученном растворе после разбавления или выпаривания исходного раствора

13

Действия с растворами (концентрирование и смешивания растворов одного вещества)

Понятие о массовой доле вещества в полученном растворе после добавления новой порции растворенного вещества или смешивания двух растворов одного вещества

14-15

Объёмная доля компонента газовой смеси

Понятие об объёмной доле компонента газовой смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объёма компонента газовой смеси по его объёмной доле и наоборот

16-17

Массовая доля примесей

Понятие о техническом веществе (образце), основном веществе, примеси. Массовая доля примеси в образце. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 3 «Количественные характеристики химического процесса» (15 ч)

18

Вычисление массы продукта реакции по известной массе исходного вещества

Расчеты по химическим уравнениям реакций

19

Вычисление объёма газообразного продукта реакции по известной массе исходного вещества

Расчеты по химическим уравнениям реакций

20

Вычисление объёма одного из реагирующих веществ по заданной массе продукта реакции

Расчеты по химическим уравнениям реакций

21-22

Вычисление массы продукта реакции по известной массе исходного вещества, содержащего примеси

Понятие о массовой доле примесей. Расчеты по химическим уравнениям реакций

23-24

Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного исходного вещества

Понятие о массовой доле вещества в растворе. Растворитель и растворяемое вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества. Расчеты по химическим уравнениям реакций

25-26

Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известен объём/плотность раствора и массовая доля растворенного исходного вещества

Расчет массы растворенного вещества по объёму, плотности раствора и массовой доли растворенного вещества. Расчеты по химическим уравнениям реакций

27-28

Вычисление массы ионов, находящихся в растворах электролитов

Понятие о процессе электролитической диссоциации. Расчеты по химическим уравнениям реакций

29-30

Расчёты, связанные с молярной концентрацией растворов

Понятие молярной концентрации растворов. Расчеты по химическим уравнениям реакций

31-32

Решение комбинированных задач

Расчеты по химическим уравнениям реакций

33-34

Резерв

Оценка умений решать расчетные задачи :

Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении  нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок;

Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах;

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении, отсутствие ответа на задание.

УИК и информационно-методическое обеспечение:

  1. О.С. Габриелян. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2020.
  2. Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по химии. 8 класс – М: Вентана-Граф, 2011.
  3. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории. М., Дрофа, 2005
  4. Габриелян О.С., Решетов П. В., Остроумов И.Г. Задачи по химии и способы их решения 8-9 класс. М., Дрофа, 2010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Планета загадок»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности общеинтеллектуального направления«Планета загадок»...

Рабочая программа группового курса "Учись решать задачи по химии", 8 класс

Рабочая программа группового курса для 8 класса " Учись решать задачи по химии "...

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности 6 класс "В мире книг"

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности 6 класс "В мире книг" поможет учителю в  усвоении текстов по внеклассному чтению. Программа рассчитана на 1 час в неделю (всего 35 часов). Она ре...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся решать задачи по физике"

Разработка программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Учимся решать задачи по физике"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению «Чудеса химии» для обучающихся 5 - 6 классов

Данный курс внеурочной деятельности «Чудеса химии» был создан с целью формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, ко...

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год

Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» (общеинтеллектуальное направление) 5-9 классы

Программа составлена на основе: программы автора И. Г. Сухина федеральный курс «Шахматы школе» ", с учётом требований программы общеобразовательных учреждений. http://chessmanual.blogspot.com/ шахма...