создание условий для всестороннего развития личности
статья по физике (10 класс) по теме

Атаманчук Татьяна Борисовна

В работе дается материал по применению проектной деятельности на уроках физики,

виды проектов,система  подготовки и проведение проектной деятельности с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_usloviy_dlya_vsestoronnego_razvitiya_lichnosti.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Тема:

« Создание условий на уроках физики для всестороннего           развития  учащихся. »

     1.Развитие педтехнологий  в  условиях  модернизации  образования.

Приоритетное значение сегодня приобретают проблемы  осовременивания, обновления идеологии, содержания и технологий обучения, воспитания и развития личности. Образовательный процесс – один из важнейших видов деятельности, и несмотря на то, что в его научной разработке и практическом применении сделано в историческом плане немало, он остается открытым для дальнейшего развития и творчества. Вполне обоснованно можно говорить об изучении, оценке, выборе, разработке образовательных технологий – системного метода создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимосвязи, ставящего своей задачей оптимизацию форм образования. Стратегическая цель реформирования образования в России связана с ориентацией на развитие творческих способностей учащихся, их интеллектуальной инициативы, на активизацию стремлений к самореализации и самоопределению. Гуманизация всей педагогической системы предполагает максимальную дифференциацию и персонификацию обучения и воспитания, выявление и развитие творческо-деятельного потенциала формирующейся личности. Изменения в педагогическом сознании современного общества проявляются, в частности, в том, что серьезное внимание обращается не только на учебную, но и внеклассную работу как важный фактор развития творческой индивидуальности.

Развитие  становится  ключевым  словом  педагогического  процесса , сущностным,  глубинным  понятием  обучения. Одной  из  особенноcтей  технологической  эпохи ,имеющей  существенное  значение для  школы, является  значительный  рост  объема  информации обязательной  для  восприятия  и усвоения  школьниками в  рамках    программы  различных  учебных  дисциплин. Современному  обществу нужны  люди,  которые умеют  учиться самостоятельно, если ученик знает, как учиться, способен достигать  цели, если он умеет работать с  книгой, получить знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать  самые  разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему легче будет  повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести любые необходимые дополнительные знания,  а   ведь   именно  это  нужно  в  жизни.

"Знание  становится единственным источником долговременного устойчивого   конкурентного преимущества, поскольку все остальные выпадает из уравнения конкуренции; но знание может  быть использовано только через квалификацию индивидов."

     Общество информационных технологий, или как его называют, постиндустриальное общество, в отличии от индустриального общества  конца 19 века-середины 20  веков,  гораздо в большей  степени заинтересовано в том, чтобы его  граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать  решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям  жизни. Современная  школа должна  создать  условия для формирования личности обладающей  такими качествами. Для решения такой задачи необходимо использовать технологии обучения.

    Среди разнообразных направлений  новых педагогических  технологий наиболее адекватным поставленным  целям являются:

    *обучение  в сотрудничестве;

    *метод  проектов;

    *разноуровневое  обучение;

    *"Портфель ученика";

    *индивидуальный   и  дифференцированный  подход к  обучению.

    Эти  методы ,при классно-урочной  системе неплохо  вписываются в учебный процесс, они позволяют не только  успешное усвоение учебного материала всеми  учениками, но интеллектуальное и нравственное развитие детей, самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю  и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Остановимся  на  методе  проектов. Этот метод не является принципиально новым в мировой  практике, он возник еще в 1920 году нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем. Проблема,взятая из  реальной жизни  ,знакомая  и  значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо  приложить полученные  знания    и новые, которые еще предстоит  приобрести. В  основе   метода  проектов    лежит  развитие  познавательных  навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои  знания  и ориентироваться  в  информационном  пространстве, развитие  критического  мышления.

В основу  метода  проектов положена идея направленная  на  результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы  добиться результата , необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы , привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные  связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся  выполняют в течение определенного отрезка  времени. В  последнее время метод проектов стал в нашей  стране очень модным и если говорить о данном методе ,как о педагогической  технологии, то эта технология включает в себя совокупность  исследовательских, поисковых , проблемных методов , творческих по самой своей сути.

Особенностью человека является осмысление получаемой при помощи чувств информации об окружающем мире и ее творческая переработка. Однажды, наблюдая полет стрекозы, известный авиаконструктор обратил внимание на небольшие утолщения на передних кромках ее крыльев, в  то время он был поглощен  проблемой самовозбуждения колебаний крыла самолета при приближении  его скорости к звуковому сигналу.(Это явление  на заре реактивной авиации было причиной многих авиационных катастроф).И мгновенно явилась  мысль: не здесь ли решение этой проблемы.

Таким образом , на уровне чувственного восприятия отражательна и творческая деятельность  человека могут сливаться воедино. Философы утверждают: любая проблема  представляет собой единство двух элементов :

  1. знание о незнании; 2) предположение о возможности открытия неизвестного закона на либо принципиально  нового способа практического применения ранее полученных знаний.

Учащиеся при изучении  физических идей и теорий  должны видеть главную закономерность   этого развития: накопление знаний  и фактов  в какой либо области физики на определенном этапе  неизбежно приводит к противоречию между теорией и опытом, порождает научную проблему. раскрытие проблемности в развитии  физики как  науки открывает  богатейшую возможность  для формирования научного мировоззрения учащихся.

За время  обучения  физики учащимся приходится наблюдать множество  опытов( демонстрационных , лабораторных ), и во многих случаях возможным  и целесообразным является организация  наблюдения на основе активной , творческой переработки наблюдаемого, а затем самостоятельное  получение выводов из опытов. можно сделать вывод о важности   развития  деятельности наблюдения в проектном методе обучения   .Конкретно это  означает  развитие таких качеств, как умение проводить логический анализ наблюдаемого , одновременно  осуществлять синтез ( выявлять связи  данного явления с другими известными   явлениями  и закономерностями  и на  этой  основе  объяснять наблюдаемое  явление)  , развития умения  творчески  мыслить в ходе  наблюдения. При этом необходимо , чтобы эти процессы  шли  “ на встречу друг другу “. Анализ  и синтез   выступают здесь в  диалектическом единстве как бы “переливаясь друг в друга”  . При  эих  условиях в  максимальной мере обеспечиваются активность деятельности обучаемого в  процессе  наблюдения, его умственное  и  творческое  развитие.

Главная  цель  проектного обучения-  получить максимальный эффект в  развитии  мышления   и  творческих  способностей  учащихся.

При отборе  проектных тем , предназначенных  для самостоятельного  выполнения  их учениками , необходимо учитывать два обстоятельства: самостоятельное  выполнение  проблемных заданий ведет к глубокому усвоению  соотвествующих вопросов курса ; на выполнение  таких заданий  затрачивается   значительно больше времени , чем на выполнение  заданий обычного типа.

2.Структура и содержание курса физики с точки зрения  проектного обучения.

Структура каждого   курса  определяется общими идеями,положенными в  основу его построения .

 Например  структура   механики ( 10 класс ) вытекает из главной методической идеи :показать , как на протяжении всего курса решается основная задача механики- определение  положения  движущегося тела в пространстве  в любо момент времени. В  учебниках в соответствии  с  логикой познания в последовательном порядке  рассматриваются  усложняющиеся виды движения : прямолинейное равномерное , прямолинейное неравномерное, криволинейное движение ( здесь акцент делается на   изучение наиболее  важного частного вопроса  - раномерного движения точки по окружности). Соответственно  и  основные проблемы для проектного изучения  могут быть сформулированы следующим образом:

1. Как определить положение прямолинейного и равноускоренного движущегося  тела  в  произвольной   момент  времени?

  1. Как  определить  положение  тела при равномерном  вращении в произвольный момент времени?

Например тема  с которой начинается изучение физики,- “Первоначальные сведения  о  строении вещества” ( 7 класс ),если посмотреть   вопросы,задания и упражнения в чебнике по этой теме, то нетрудно увидеть: они подобраны таким образом, что ученики могут хорошо усвоить основные положения   молекулярно-кинетической теории. Очевидно и проблемные вопросы  для осуществления проектной деятельности уже на начале изучения физики  должны быть построены таким образом, чтобы  они были направлены  на активное усвоение  этих главных вопросов. Например, придумать простые опыты , с помощью  которых   можно  установить  - одинаковы  или различны силы взаимодействия  между молекулами твердых  и жидких тел,  одинаковы или различны силы взаимодействия между  молекулами у двух разных металлов , допустим у меди  и   стали? ( Возможное решение :  две толкие проволки из меди  и стали ,одинакового диаметра , подвещенные за концы , постепенно нагружают одинаково. Наблюдают, какая проволка разорвется быстрее, следовательно , молекулы  той проволки имеют силу взаимодействия меньше.)

При  изучении темы : “Атмосферное  давление” в 7 классе ,можно предложить проектную деятельность  по теме, которая будет отвечать на такие вопросы:

  1. От чего зависит давление газа?
  2. Принцип работы  барометра?
  3. Влияние атмосферного давления на кровеносную систему?

Вытекают темы  для исследования :

  1. Измерение  артериального давления  у членов семьи
  2. Обработка данных  и построение диаграмм.

Данная тематика ориентирована на исследовательскую работу длительного времени , в домашних  условиях.

Например  структура   механики ( 10 класс ) вытекает из главной методической идеи :показать , как на протяжении всего курса решается основная задача механики- определение  положения  движущегося тела в пространстве  в любо момент времени. В  учебниках в соответствии  с  логикой познания в последовательном порядке  рассматриваются  усложняющиеся виды движения : прямолинейное равномерное , прямолинейное неравномерное, криволинейное движение ( здесь акцент делается на   изучение наиболее  важного частного вопроса  - раномерного движения точки по окружности). Соответственно  и  основные проблемы для проектного изучения  могут быть сформулированы следующим образом:

1. Как определить положение прямолинейного и равноускоренного движущегося  тела  в  произвольной   момент  времени?

  1. Как  определить  положение  тела при равномерном  вращении в произвольный момент времени?

В 10 –м классе проектная деятельность  хорошо просматривается на теме : “Свойства жидкостей  и твердых тел”,урок на тему :“Коэффициент поверхностного натяжения” является стартовым началом на исследовательскую работу долгосрочного проекта во внеурочное время.

При изучении темы   в 10  классе  “ Ток в различных средах “, а именно “ Ток  в газах”  может  быть предложена  проектная деятельность по  изучению молний. Предлагаются темы для исследований:

  1. Где и как рождается молния?
  2. Какие бывают молнии?
  3. Этапы развития молнии?
  4.  Как молния выбирает цель?
  5. Что такое пьезоэлемент ?

Для выполнения данного проета учащимся необходимо вне урочное время выполнить различные лабораторные эксперименты по моделированию молний с помощь пьезоэлемента, металической пластины и  воздушного   слоя между ними , проводят эксперимент ,изучая проскакивание искры  в зависимости от расстояния до цели, подтверждают выводы о том, как молния выбирет цель.

Делают вывод  о  справедливости своих гипотез о том, что такое молния , где  и как она возникает.

Например изучение темы :”Переменный  ток”  на заключительном этапе темы по вопросу   получение, передача  и  использование  электрическйо  энергии возможно предложение проектной деятельности  следущего содержания

“Экология  и  энергетика “. Проект по данной теме имитирует научную ,производственную деятельность . Подобные уроки моделируют самые разнообразные  жизненные и производственные ситуации и предназначены для разных   целей : изучение нового материала , его закрепления, расширение знаний. Учащиеся любят такие уроки потому ,что на них нужно решать производственные задачи, дают почувствовать себя взрослыми , принимающие серьезные деловые решения.

Этот  проект позволяет развивать  мышление  школьников, умение приобретать знания из различных источников , анализировать факты , делать обобщение , высказывать собственные  суждения , критически относится к мнению других.

Уроки такого типа , прежде всего, призваны показать учащимся практическое применение  знаний, полученных  при изучении темы или курса физики.

По данному проекту  учащиеся выбирают темы для исследования:

  1. Подсчитать потребляемую мощность электроэнергии города.
  2. Выяснить каким образом  в город   поступает   электроэнергия.
  3. Рассмотреть виды электростанций и выбрать наиболее экологическую   чистую для строительства в  городе.
  4. Рассмотреть  недостатки всех видов электрических станций.

3.Обучение  творчеству.

К оптимизации проектной  деятельности   прямое  отношение  имеет  обучение учащихся  основам творчества. Проектное обучение ( проблемное обучение ) будет эффективнее ,если ученики подготовлены к решению различных  творческих  задач. Говоря  об  обучении творчеству , целесообразно выделить две стороны  этого  вопроса – общие  предпосылки  успешной   творческой деятельности  учащихся  и  специальные  приемы  развития  их творческих  способностей. Наблюдения  за  работой  учащихся  над проблемными  заданиями  позволяют сформулировать некоторые общие правила  их  выполнения .Опыт показывает , что применение  правил  позволяет школьникам  избегать   многих  ошибок , делает труд  более  эффективным .

Правила выполнения  исследовательских  заданий:

Первое  правило. Очень часто  наблюдается такая ошибка, как только ученику  приходит в голову  первая идея, он немедленно приступает к ее реализации , не задумываясь о том , целесообразна   ли  она, нет ли других  , лучших способов решения поставленных перед ним  задачи. Наиболее  интересная  и  полезная  работа  происходит  как раз  при поисках  общей  идеи  решения, которая  наилучшим  образом отвечала поставленной задаче. Поэтому первое правило  заключается: никогда не спешите приступать к  выполнению  исследования. Сначала хорошенько  подумайте над тем, какие его  пути  возможны ( часто их бывает  несколько ), и выберите лучший.

Второе  правило: Важнейшее  значение  при выполнении  исследования  имеет  учет  всех  обстоятельств , которые могут повлиять на ход , на  правильность  выводов   и  точность результатов. Исследователь  должен  тщательно  и  всесторонне   продумать   методику  исследования  для того, чтобы исключить

Или максимально уменьшить влияние обстоятельств , способных исказить результаты исследования. Без учета  всех  обстоятельств , результаты  работы могут   оказаться  неправильными. Второе  правило заключается: постарайтесь предусмотреть все, что может повлиять на правильность  выполнения  исследования  и  точность  его  результата.

Третье  правило :Нередко  ошибки  в  работах  учащихся  происходят  от недостаточного  количества  проделанных опытов. Это обстоятельство  должно  учитываться   при  выполнении  любых исследовательских   заданий.  количественного  характера. И  так  третье  правило : нельзя  делать  выводы на основании  одного  опыта.

       Общий  вывод по   выполнению исследовательской   работы :

  1. Никогда  не  спешите  приступать  к  выполнению  исследования. Сначала   подумайте  над ,тем  какие  возможны  пути  исследования  и  выберите  лучший.
  2. Постарайтесь  продумать  и предусмотреть  все , что  может  повлиять  на  правильность  выполнения  исследования  и  точность  его  результатов.
  1. Помните  всякое  исследование  требует  многократной  проверки . нельзя  делать  выводы  на  основании одного  опыта.
  2. Прежде  чем  приступить  к  исследованию  , необходимо  составить план исследования  в  письменном  виде.
  3. Ход  выполнения исследования  надо  тщательно  описывать. Результаты  измерений  записывают  отдельно ( заносят  в таблицу  или аккуратно  выписывают  в  строчку)
  4. По  окончании  исследования  должны  быть  сделаны  выводы.

  Правила  для  заданий  конструкторского  характера.:

Первое  правило . Часто учащиеся  приступают  к  решению, как следует  не  уяснив тех требований, которым должна  отвечать  проектируемая ими конструкция, не  вникнув   в  условия , при которых  она  будет использоваться.

Проектируя приборы, учащиеся  также  часто  не  задумываются  над тем, каким  требованиям  должен   отвечать прибор  и  в каких условиях он  должен работать .Надо   знать  и учитывать  требования  к приборам: наглядность , высокая чувствительность , эстетичность, простота конструкции.

Первое  правило можно сформулировать  так : Прежде  чем  приступать к разработке  конструкции, хорошо уясните себе, каково  ее   предназначение, в каких условиях  данная  конструкция  будет использована  и  каким  требованиям  она  должна  отвечать.

Второе  правило.  Наиболее  серьезный  недостаток  при выполнении  конструкторских   заданий  учащимися – неумение использовать  теоретические  знания .Выполнение  задания  часто  строится  на  основе интуиции, на  основе  имеющегося  у  учащихся жизненного опыта. При  выполнении   конструкторских    заданий  необходимо  пользоваться   физическими  основами  технических  устройств, необходимо  приучать учащихся  сознательно  и  научно  подходить   к  выполнению  заданий  такого  характера. Поэтому  втрое  правило  отражает  следующую  идею :

Только  теоретическое  обоснование   конструкторских  проектов , детальный  и  всесторонний  анализ  физических  основ  конструкций  делают  техническое  проектирование   действенным  средством  творческого  развития.

Третье  правило. Типичным  недостатком  в  конструкторских  работах является   неумение  учащихся  всесторонне  обдумывать  конструкторскую задачу, отыскивать  наиболее  целесообразную   идею конструкции. Следовательно  суть третьего  правила: подумай , может быть  есть  и  еще  более  удачные  идеи  решения.

  Общий  свод  правил  выполнения  конструкторских заданий.

  1. Необходимо уяснить назначение конструкций и требования  к  ней.
  2. Конструирование должно  основываться на основе  использования  физических  законов и явлений.
  3. Не торопиться. Подумать над  тем, нет ли других , более интересных  и удачных решений.
  4. Надо помнить : главное достоинство конструкции -простота.
  5. Необходимо делать эскизы, рисунки конструкции и письменные объяснения.

  2.Метод   проектов.      

 а) Основные  требования  к  использованию метода  проектов.

  1. Наличие  значимой  в  исследовательском  творческом  плане проблемы, которая  требует  интегрированного  знания , исследовательского  поиска для ее решения.
  2. Практическая, теоретическая , познавательная  значимость  предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная  деятельность  учащихся.
  4. Структурирование  содержательной  части проекта.( с указанием  поэтапных  результатов)
  5. Использование исследовательских  методов , предусматривающих определенную последовательность  действий:
  1. определение  проблемы  и вытекающих из нее задач исследования;
  2. выдвижение  гипотезы их решения;
  3. обсуждение методов исследования( статистических , экспериментальных , наблюдений)
  4. обсуждение  способов оформления конечных  результатов(презентаций , защиты, творческих отчетов, просмотров);
  5. сбор, систематизация и анализ полученных  данных;
  6. подведение итогов, оформление результатов , их презентация;
  7. выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Выбор  темы  проектов в разных  ситуациях  может быть  различным. Тему  можно предложить  учителю по предмету или  может быть предложена самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только  чисто  познавательные, но и творческие, прикладные.

    б) Типы  проектов :

  1. Исследовательские ;
  2. Творческие ;
  3. Ролевые , игровые ;
  4. Информационные;
  5. Практико-ориентированные ( прикладные)

Можно  выделить проекты по одному предмету и  межпредметные,

а  так же по количеству  участников:

   *  личностные ( между двумя  партнерами )

*  парные ( между парами)

*  групповые ( между группами участников).

По продолжительности выполнения проекты  бывают:

 *  краткосрочные( 2-6 часов, для решения  проблемы   выделяется несколько уроков)

  1. средней продолжительности (от недели до месяца )
  2. долгосрочные (до несколько  месяцев )

Цель  проектного  обучения состоит в том, чтобы  создать условия, при которых учащиеся:

  1. самостоятельно и охотно приобретают  недостающие  знания из  разных источников;
  2. учатся  пользоваться приобретенными  знаниями для решения познавательных  и практических  задач;
  3. приобрести коммуникативные умения, работая в различных группах;

     развивают у себя исследовательские  умения( умения  выявления проблем, сбора  информации, наблюдения, проведения эксперимента , анализа, построения гипотез , обобщения );

  1. развивают  системное   мышление.

Исходными  теоретическими  позициями  проектного  обучения  являются:

  1. в центре внимания ученик, содействие  развитию его  творческих  способностей;
  2. образовательный   процесс  строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его  мотивацию в учении;
  3. индивидуальный темп работы каждого ученика над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
  4. глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях
       в)  Основные   этапы  проекта  и  задачи   

Основные                      Задачи  каждого  этапа                                              

   Задачи  каждого  этапа

 Деятельность  учащихся

1.Разработка проектного задания

Определение темы, уточнение целей, актуальность проблемы,выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач.

Организуются в рабочие группы, уточняют информацию, обсуждают задание, формируют задачи  и способы  взаимодействия.

2. Разработка  проекта.

Сбор  и уточнение  информации, обсуждение  альтернатив, выбор оптимального  варианта, уточнение  планов деятельности, выполнение  проекта.

Самостоятельная  работа  с информацией(индивидуальная, групповая, парная) анализ, синтез идей, выполнение  исследований по группам, работа над проектом и оформление  проекта.

3.Оценка   результата

Анализ выполнения  проекта, обсуждение достигнутых результатов и выводов, анализ полноты поставленной  цели.

Участвуют  в коллективном  самоанализе проекта и самооценке.

4.Защита  проекта.

Подготовка доклада  обоснование процесса проектирования, объяснение  полученных результатов. Коллективная защита проекта .

Защищают  проект. Участвуют в коллективной  оценке результатов.

     

 г)Основные  приемы  мотивации  учащихся  к  проектной деятельности.

1.Обьяснение  сути  проектной  деятельности. На  примере  показать значимость  такой  работы , охарактеризовать  последовательность  действий  разработчиков проекта.

2.Аннотирование  перечня возможных тем проектов.(6-8 тем) .Прокомментировать  возможные  результаты, ожидаемые  решения.

3.Представление  вариантов  выполненных  проектов. В  процессе     представления  вариантов познакомить  учащихся с содержанием  проекта, требованиями к его  оформлению, представить сильные  и слабые  стороны  проектов, сообщить критерии  оценивания.

                                              Из  опыта  работы

а)  применение  метода  проектов.

   А.Эйнштейн.

  «Все  познание  реального  мира

 исходит  из  опыта  и  завершается им»

В  своей  работе я использую различные  методы  для  развития  мышления  и  творческих способностей  учащихся,  добиваюсь  глубоких и прочных   знаний  учащихся , воспитываю познавательный  интерес у учащихся.

Работая в  обычной общеобразовательной  школе, где  нет профильных классов ,но сформированность  классных коллективов  представляет собой разный  состав учащихся, например на параллели 7-х классов  один класс является с высокой мотивацией к предмету, на параллели 10 и 11 классов тоже по одному  классу  с повышенной  мотивацией к физике. В   этих классах используются методы проектной  деятельности ,ее элементов   в системе  уроков  и во вне урочной  деятельности.

При подготовке  тематического  планирования  я предполагаю, что по определенным  темам  можно предложить учащимся провести  уроки по методу  проектов.                                 

Например  в 7-г классе могут  быть  предложены следующие темы:

1. Какие  вещества нас окружают( по плотности).

2. Сила  трения ,ее специфика и значение.(Можно ли представить движение

    без  трения ? )

3..Давление  твердых тел и его проявление.(Проект  построения  железной

   дороги  и  моста? или  Почему на деревянной  табуретке сидеть  жестко ,а на

   деревянном  стуле нет? )

4.Атмосферное  давление ,его  действие.( Как изготовить поилки для птиц,

  насосы ,фонтаны и др приборы.)

5.Действие  жидкости на  погруженное тело.

6. Условие  плавания тел.(Проект плавательного судна, можно   аэростата )

Рассмотрим на примере  элементов  проектной  деятельности по изучении темы: «Действие  жидкости на  погруженное тело».

Эпиграф: «Без  сомнения, все  наши  знание  начинается  с  опытов»

                                 (  Кант  Иммануил  . немецкий  философ,1724-1804ггю.)

 Цель  проекта: Изучить  действие  жидкости на  погруженное тело, экспериментально исследовать  зависимость  выталкивающей силы от  других физических величин . развивать  навыки  самостоятельной работы ,научиться  применять к практической  деятельности.

   Задачи  проекта:

  1. Более  глубоко  изучить тему курса физики « Действие  жидкости на погруженное тело»
  2. Усвоить на  практике  закономерности данного  явления  и проявление в  практической деятельности.
  3. Создать  условия для  формирования  познавательного  интереса  учащихся

к изучению окружающего  мира через  уроки  физики.

  1. Научить  учащихся работать индивидуально ,в  парах , в группах.
  2. Научить  учащихся обмениваться  информацией, поддерживать  разговор, умение  изложить  свою  тему, умению выразить свою  точку  зрения и обосновать ее.
  3. Научить  критически  относиться к  собственной  деятельности  и  деятельности  своих  товарищей.
  4. Развивать  чувство  ответственного  отношения  к делу.

   Процесс  научного  творчества  состоит  из  звеньев :

                 Исходные  данные

                        Гипотеза

                        Следствие      Эксперимент           Исходные  факты

  Выдвижение  гипотез:

 Учащиеся  предполагают, что выталкивающая  сила зависит:

  1. от объема погруженного  тела;
  2. от веса ( от массы );
  3. от плотности  жидкости ;
  4.  глубины  погружения;
  5.  от  формы   погруженного тела;

Все  гипотезы  записываются в тетрадь.

Первый  урок.

1.Класс  делится  на  5  групп,  выбираются  лидеры каждой группы, дается  задание по изучению  зависимости от одного из параметров

2.Определяются  направления  поиска информации по работе с  гипотезой, применение  в жизни.

3.Определяются  методы  исследования.

4.Осуществляется  обмен  мнениями в базовых  группах.

Второй  урок.

1.Продолжение  работы  в  базовых  группах по обмену  собранной информации.

2. Проведение  исследовательской , экспериментальной  работы.

3.Определение форм  отчетности и ее оформление.

4.Выводы и аргументация.

5.Защита  проекта.

6.Подведение  общего  итога.

  Учащиеся  в  8  классе будут изучать темы «Тепловые  явления» и « Электрические  явления» и   эти  темы  можно объединить в  единый  проект «Наш  дом».Проект делиться на две  части : первая часть будет посвящена  теплоизоляции дома ,а вторая  электрификации этого дома.

В этом  проекте необходимо реализовать следующие моменты исследовательской  работы:

1.Выполнения  чертежа  с  изображением  внутренней  планировки дома.

2.Выбор  строительного  материала (дерево, кирпич  белый или  красный, блоки и др. материалы с учетом нашей   климатической зоны)

3.Необходимо продумывание  защиты дома от тепловых потерь, утепление пола, полотка, окон , дверей.

4.Изготовление модели дома в соответствии с планом , размещение в доме отопительной  системы(печь, водяной отопление)

5.Подготовка к защите тепловых свойств дома.

6.Выполнение  проводки в модели дома с подключением к источнику тока.

7.Подготовка  к  защите  электрификации дома.

В  результате такого  проекта учащиеся оформляют  паспорт дома , в котором выполнен  чертеж с планом  дома: рисунок  его  внешнего  вида, необходимо обосновать выбор материалов, системы  тепловой защиты, схема электрической проводки      дома.

Деятельность  учителя  и  учащихся    в  проведении   проекта   приводится в следующей  таблице:

       Этапы

 Деятельность                    

   Учителя

  Деятельность

   Учащихся

1.1Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

Учитель  предлагает учащимся совместно отобрать  тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимся.

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

1.2.Выбор подтем в теме проекта.

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает себе под тему или предлагает новую тему.

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта.

Учащиеся  активно обсуждают и предлагают варианты подтем.

Каждый ученик  выбирает одну из них для себя(т.е. выбирают себе роль)

Учитель проводит организационную работу по обеспечению школьников выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

Учащиеся уже определили свои  роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.

Если   проект  объемный, то учитель заранее разрабатывает задания , вопросы поисковой деятельности и литературы.

Отдельные учащиеся средних и старших  классов принимают участие и разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением  классом.

1.5.Определение форм выражения итоговой проектной  деятельности

Учитель  принимает  участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата  исследовательской деятельности: видеофильм, натуральный объект, альбом и т.д.

2.Разработка  проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся  осуществляют  поисковую деятельность.

3.Оформление результатов.

Учитель консультирует, координируют работу  учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся  в начале по группам, а потом во взаимодействии  с другими группами

Оформляют результаты  в соответствии с   принятыми  правилами.

4.Презентация.

Учитель организует экспертизу(можно привлечь старшеклассников или родителей)

Учащиеся докладывают о результатах своей работы.

5.Рефлексия.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей.

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

     

Я со своими учениками  проводили научно исследовательскую работу  по предмету. Мы ,а точнее  сами учащиеся выбрали тему «Особенности  сил поверхностного  натяжения  жидкости», «Законы электролиза» .

 Вся  работа строилась следующим образом:

1.Выбор темы исследования. Мы  руководствовались  несколькими  критериями: а)субъективным- тема  должна соответствовать интересам детей,

б)объективным – эта тема  недостаточно изучается в программе курса физики в школе и важная в научно и практическом отношении; в) эта тема была для нас реально выполнима , в школе имелись все условия для успешного проведения работы .

2.Формулировка цели исследования:

  1. Найти  и изучить  теоретический  материал по  выбранной  теме.
  2. Узнать  методы  по  исследованию  силы  поверхностного  натяжения.
  3. Провести  собственные  исследования  различных  жидкостей  по  определению  коэффициента  поверхностного  натяжения.
  4. Научится  обрабатывать  и анализировать  полученные  после исследования  результаты.
  5. Изучать  факторы  влияющие на  коэффициент   поверхностного  натяжения.

3.Тщательное знакомство с литературой по данной  проблеме.

 Ученики  работали с различной  информацией: Интернет, справочной литературой, научными журналами , учебниками  и пособиями для нефтяных   техникумов и ВУЗов , дополнительной  литературой по  теме.

После завершения  работы с литературой  ребята стали обладать  следующим

«заделом»:

  1. хорошо ориентировались в выбранной области научного  исследования, владели о степени изученности  сил поверхностного натяжения и ее проявлении  в промышленности и жизни, и могли четко сформулировать актуальность темы.
  2. ознакомились теоретически с методиками исследования;
  3. способны написать главу работы «Обзор литературы»;
  4. они смогли сформулировать  задачи исследования( конкретизировать цель) и разработать его  план;
  5. учащиеся способны проанализировать результаты своей работы.

4.Формулировались задачи исследования, т.е  те  конкретные вопросы , на которые требуется получить  ответ после выполнения научной работы.

5.Выбор  «инструмента» , посредством которого  решались поставленные задачи.

6. Составлялся   календарный  план   на весь период работы и на отдельные  промежутки.( вся работа длилась  с февраля по апрель), основная работа была  проведена на весенних каникулах.

  1. Выполнение основной части работы.
  2. Оформление  результатов исследования и выступление на заседании Научного общества в школе и на  городской научно-практической конференции  в секции «Физика  и познание  мира» , где учащийся получил диплом второй  степени.

Ученики   моего   класса ,увлекаются исследовательской деятельностью  под  впечатлением  от  прочитанного  в целях  удовлетворения  своего  познавательного  интереса.

                                     Заключительная  часть  

В  настоящее  время , когда  происходит  постепенное   снижение   интереса  большинства   школьников к физике , а  на производстве  используют  новые   по  принципу  действия, возможностям  приборы  и  технологии, а  также  расширяется  процесс  информатизации  ,необходимо  приближать  преподавание    физики   к  условиям  современности. Для  улучшения  активизации  учебной  деятельности  свою  работу   направляю  на  внедрение  информационных  технологий .Стратегическая  цель моей  преподавальской  деятельности: внедрение  программы    по  интеграции  знаний – как один  из способов  совершенствования  учебного  процесса. Компьютерные   технологии  способствуют  интеграции  заний  по физике  и  по информатике.

  1. Для   сегодняшних   подростков   экран  монитора – самое   притягательное “окно в  мир “ ( особым   почетом   пользуется  тот, кто  сам  в  состоянии  распахнуть   его   шире ).
  2. Возможности  компьютера  привлекают  учащихся , активизируют  их  творческий  потенциал.
  3. Красочность  компьютерной  графики  тоже увлекает ребят, позволяет  лучше  развивать  наглядно –образное  мышление.

Программа  предусматривает создание  банка самодеятельных  электронных  пособий  по различным  направлениям курса физики.

Продолжая  работу  над   методической  темой :”Проектное  обучение ,как эффективный  способ  развития  учащихся”   я    наметила  применение  программы  на  основе  информационных  технологий   на  уроках и во внеурочное  время .

Необходимо  в рамках  реализации  этого  направления  использовать комьютеры в следующих    случаях :

  1. Построение  графиков  физических  процессов.( графики изопроцессов, колебаний , движений, зависмости  силы тока от напряжения , сопротивления от температуры , длины и объема от температуры и т.д. )
  2. Модерирование  физического  эксперимента ( в рамках  стандартных заданий, предусмотренных  программой  курса  информатики , можно предложить учащимся средствами  Basic имитировать  простейшие  физические явления , лабораторные  эксперименты.)
  3. Создание игровых  программ , включающих  физические  расчеты.
  1. Применять  на  уроках   и    при  отчетах  в  исследовательских  работах    мультимедийную  презентацию, разработку  и  создание  буклета  в  работах  учащихся.
  2. Освоить   для представления исследовательских  работ программу  создания Веб-сайта ( обсуждение структуры  и содержания , разработка критериев  оценивания  веб-сайта ).

Шире  использовать современные  информационные   технологии  которые   способствуют  значительному  повышению  качества  обучения  школьников.

                                               Содержание

  1. Развитие педагогических технологий  в  условиях модернизации образования.
  2. Структура  и содержание  курса  физики  с точки  зрения  проектного  обучения.
  3. Обучение  творчеству.
  4.  Метод  проектов:

а) основные  требования к использованию  метода  проектов;

б) типы  проектов;

в) основные задачи проекта;

г) основные  приемы  мотивации  учащихся.

  1. Из  опыта  работы :

     а ) применение  метода  проекта ;

     б) Научно –исследовательская  работа.

  Темы   для  проектной  деятельности:

1.Как  построить  зал  в  театре ( Звук, плотность , освещение, окустика)

2.Проблема  темперирования  звукоряда- поиск наиболее  гармоническго соотношения  частот.( Почему  определенные  созвучия  приятны для  слуха ,а  другие  нет.) по теме  Звук.

3.Проект  охраны  окружающей  среды.

4.Приготовление  горячих  блюд ,стерилизация  продуктов.(Кипение,Температура)

5.Проект по  созданию овощехранилищ, способы  регулирования  влажности воздуха.

6.Проект  создания  аэросаней для перемещения по  поверхности .

7.Проект у «Светофора» ( изучение загрязнения окружающей среды  за счет выбросов автомобилей в городской черте).

8. «Шумовое загрязнение» ( Экологический шум- одна из  форм занрязнения окружающей среды)

9.  « Укрощение строптивой» (по теме электрический ток в газах)

                               

Шире  использовать современные  информационные   технологии  которые   способствуют  значительному  повышению  качества  обучения  школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»

Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку  и индиви...

Развитие и становление гармоничной всесторонне развитой личности школьника путем внедрения целевого географического образования

Статья знакомит нас с тем, что внедрение целевого географического образования позволяет развивать гармоничную, развитую личность.  И именно изучение географии в школе позволяет сформировать компл...

Взаимодействие семьи и школы как одно из условий воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности

Презентация к выступлению на педагогическом совете "Взаимодействие семьи и школы как одно из условий воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности"...

Тестопластика как средство всестороннего развития личности воспитанников в условиях социально реабилитационного центра

Тестопластика для детей и взрослых способствует всестороннему развитию личности и является и является здоровьесберегающим компонентом в работе воспитателя...

«Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе в условиях введения ФГОС ООО »

1.     Формирование всесторонне развитой личности на уроках физической культуры, обеспечение возможности каждому ребенку развивать свои двигательные способности, самостоятельно при...

«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».

Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...

«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».

Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...