Программы курсов по выбору по физике и астрономии
рабочая программа по физике (9 класс) по теме

Негатина Вера сергеевна

Авторские программы элективов (курсов по выбору) и факультативов  для учащихся 8,9, 10, 11 классов по физике и астрономии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_astronomiya.docx37.56 КБ
Файл rab_progr_fakultativ_11_kl.docx38.87 КБ
Файл elektiv_8.docx32 КБ
Файл elektiv_9.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Пояснительная записка 

          Астрономия является областью знаний, в которой объединяются все предметы естественнонаучного цикла в применении к исследованию Вселенной. В последние годы астрономия претерпевает настоящую революцию, связанную с новыми методами наблюдений: радиоинтерферометрия, космическая астрономия. Очень много нового принесли такие проекты  как космический телескоп имени Хаббла, миссии Pathfinder   (марсоход)  и Galileo (искусственный спутник Юпитера), только что завершенный проект Hipparcos (точнейший каталог 100000 звезд). Появились новые математические методы обработки наблюдений. Для доступа к информации широко используется компьютерная сеть Internet. .

         Преподавание данного курса связано с хорошим владением учащимися компьютером, поскольку при проведении занятий  активно используется компьютер и мультимедийный проектор для просмотра изображений на сайтах Интернета, работы с демонстрационными и обучающими программами на мультимедийных дисках ("Открытая астрономия", "Уроки открытого колледжа. Астрономия").

Цели курса 

  • развитие пространственного мышления учащихся;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;
  • расширение знания учащихся по астрономическим вопросам естествознания;
  • получение целостное представление о современной естественнонаучной картине мира;

Задачи курса 

  • научить учащихся пользоваться школьным астрономическим календарём (ШАК) и подвижной картой звёздного неба (ПКЗН);
  • познакомить с природой планет и звёзд, строением Солнечной системы и звёздных систем;
  • учить правильно объяснять многие наблюдаемые астрономические явления;
  • объяснить, как астрономы определяют расстояния до небесных тел, их размеры, массу, температуру, химический состав;
  • помочь понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений и процессов;
  • объяснить, как, опираясь на достижения современной физики, формируется представление об астрономической картине мира;
  • познакомить с некоторыми предположениями и гипотезами, которые связаны с увлекательными, но пока ещё не решенными научными проблемами;

Методические требования к уровню усвоения учебного материала

В результате изучения программы элективного курса "Астрономия" учащиеся получают возможность

Знать/ понимать: основные понятия - созвездие, небесная сфера, календарь, строение Солнечной системы, законы Кеплера и закон всемирного тяготения, астрономическая единица, астероиды, кометы, метеорные тела и метеориты, звезды, состав Галактики;

уметь:  пользоваться ПКЗН и по ней узнавать, какие созвездия видны в данный момент времени; определять http://festival.1september.ru/articles/556686/Image6539.gifи http://festival.1september.ru/articles/556686/Image6540.gifзвёзд и Солнца, а также по заданным координатам этих светил находить их место на карте;

  • определять по ШАК и ПКЗН какие планеты, и в каких созвездиях видны на небе в данное время;
  • отыскивать на небе созвездия и наиболее яркие звёзды в них;
  • объяснять: а) смену времен года на Земле и других планетах; б) смену фаз Луны; в) почему с Земли видна одна сторона Луны; г) как происходят солнечные и лунные затмения;
  • находить планеты на небе, отличая их от звёзд;
  • работать с таблицами, содержащими важнейшие сведения о Земле, Луне и планетах;
  • на основе анализа многообразия условий на планетах делать вывод о возможности существования жизни в пределах Солнечной системы;
  • опровергать на основе научных данных суеверия, связанные с Луной, затмениями, появлением комет и метеоров;
  • используя материал темы, приводить примеры взаимосвязи явлений природы и познаваемости окружающего нас мира;

обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами.

      Основные  методы преподавания: лекции, семинары, видеоуроки , презентации. Организуется 1 экскурсия  в Планетарий. В процессе изучения данного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы.

     Результатом освоения программы курса является проверочная работа с элементами тестирования на итоговом занятии, а также выступление на тему "В XXI веке астрономы ..." или показ своей презентации в Power Point по любой теме изученного курса.

      Данная программа может быть использована в классах любого направления, способствует развитию познавательных интересов, логическому мышлению учащихся, расширению их кругозора. Она рассчитана на изучение в течение одного учебного года для учащихся 10 или 11 классов.

Содержание программы

(1 ч в неделю, всего 35 ч)

Введение (1 ч).

1. Предмет Астрономии (1 ч).

Что изучает Астрономия. История астрономии. Этапы развития астрономии. Роль наблюдений в астрономии. Астрономические обсерватории. Современные телескопы. Разделы современной астрономии. Значение астрономии. Связь астрономии с другими науками.

РАЗДЕЛ 1. ЗВЁЗДНОЕ НЕБО (11 ч)

1. Созвездия (3 ч).

Звездное небо над нами. Звёздные карты - азбука астрономии. Весеннее, летнее, осеннее и зимнее небо в средних широтах. Что такое созвездие? Границы на небе: деление неба на созвездия. Пояс из 12 зодиакальных созвездий.

2. Небесная сфера и её координаты (3 ч).

Небесная сфера. Вращение Земли. Полярная звезда. Ось мира. Полюса мира. Платонический год. Горизонтальная система координат. Кульминация светил. Высота светила в кульминации.

Экваториальная система небесных координат. Экваториальные координаты: склонение и восхождение. Точки летнего и зимнего солнцестояния. Точки весеннего и осеннего равноденствия. Годичное движение Солнца и вид звёздного неба. Географические координаты: широта и долгота. Суточное движение звёзд на разных широтах.

3. Видимое движение небесных тел их законы (4 ч).

Видимое движение Солнца по небесной сфере. Смена времен года. Солнечные затмения: полные, кольцеобразные, частные. Фаза затмения. Причины солнечных затмений. Лунный путь.Видимое движение Луны. Фазы Луны: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. Сидерический и синодический месяц. Лунные затмения. Фаза затмения. Полутеневые затмения. Оптические явления на небе: мираж, радуга, гало, паргелии, венец, полярное сияние. Видимое движение планет. Петлеобразное движение планет. Три закона Кеплера - законы движения небесных тел.

4. Время и календарь (1 ч).

Время. Звёздные и солнечные сутки. Местное, поясное, часовое, гринвичское, декретное и летнее время. Международная линия смены дат. Часовые пояса. Календарь. Тропический год. Типы календарей: солнечный, лунный, лунно-солнечный. Високосный год. Юлианский и Григорианский календари.

РАЗДЕЛ II. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА (18 ч)

1. Строение и эволюция солнечной системы (2 ч).

Развитие представлений об образовании Солнечной системы: геоцентрическая система Птолемея, гелиоцентрическая система Коперника. Научные открытия других учёных. Вращение Солнечной системы. Современная космогония. Планеты и их спутники. Формы проведения: лекция, видеоурок.

2. Планеты земной группы (5 ч)

Общая характеристика планет земной группы. Заполнение таблиц физических и динамических характеристик планет земной группы, наличие спутников. Выводы о различии и сходстве планет земной группы между собой.

3. Планеты - гиганты. Плутон (5 ч)

Общая характеристика планет-гигантов группы. Плутон. Заполнение таблиц физических и динамических характеристик планет-гигантов. Перечисление их спутников и наличие колец. Выводы о различии и сходстве планет-гигантов между собой.

4. Малые тела Солнечной планеты (2 ч)

Астероиды .Орбиты астероидов. Группы астероидов. Кометы. Их природа, вид, строение, орбита. Метеоры . Метеорные потоки. Их характеристики и названия. Радиант. Болиды. Их характеристики. Метеориты, их виды и химический состав. Тунгусский метеорит. Межпланетная пыль. Зодиакальный свет.

5. Наша Звезда - Солнце (2 ч).

Общие сведения. Физическая характеристика. Солнечный спектр. Солнце - мощный источник радиоизлучения. Положение Солнца в Галактике. Внутреннее строение. Термоядерные реакции на Солнце. Химический состав. Атмосфера. Фотосфера. Хромосфера. Солнечная корона. Солнечная активность. Вспышки и протуберанцы. Солнечные пятна. Солнечный ветер.

6. Звезды (2 ч).

Жизненный путь рядовой звезды. Звездные величины. Блеск, светимость звезды. Яркие звёзды. Расстояние до звезд и способы его определения. Пространственные скорости звёзд: тангенциальная и лучевая.Характеристики звезд. Спектры, температура, цвет звёзд. Диаграмма Герцшпрунга - Рассела. Размеры звезд. Сверхгиганты, красные гиганты, белые карлики. Масса звезд. Плотность звезд. Классификация звезд. Эволюция звезды на диаграмме спектр-светимость. Диаграмма масса-светимость. Виды звёзд. Двойные звезды. Переменные звезды. Цефеиды. Новые звёзды. Сверхновые звёзды. Нейтронные звезды. Пульсары. Черные дыры.

РАЗДЕЛ III. ВСЕЛЕННАЯ (4 ч)

1. Млечный Путь и другие Галактики (2 ч).

Млечный Путь - наш галактический дом. Состав Галактики: одиночные звёзды, двойные и кратные звёзды, звездные скопления, межзвёздный газ и межзвёздная пыль, туманности, космические лучи. Самые известные звездные скопления: шаровое скопление в созвездии Геркулеса и рассеянное звездное скопление Плеяды в созвездии Тельца. Межзвездное вещество. Межзвёздная пыль. Источники пыли в Галактике. Строение Галактики. Активные Галактики. Квазары.

2. Эволюция Вселенной (2 ч).

Эволюция Вселенной. Метагалактика. Состав: Галактики всех типов и Квазары. Свойства: эволюционирующее и нестационарное. Масштабы Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Большой взрыв. Скопления галактик. Современная космология. Жизнь и разум во Вселенной. Проблемы поиска внеземных цивилизаций. Межзвездные полеты.

  • показ видеофильмов на DVD диске "Жизнь" - коллекционное издание BBC, документальный сериал;
  • демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.

Итоговое занятие (1 ч)

Выступление на тему "В XXI веке астрономы ..." или показ своей презентации в Power Point по любой теме изученного курса.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Примерные сроки

Оборудование

1

Вводное занятие

Предмет Астрономия.

1

1

1 неделя

демонстрационная карта звездного неба;

презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Расстояние до звёзд".

2

Раздел I. Звёздное небо

Созвездия.

11

3

2-4 неделя

ученическая подвижная карта звездного неба (ПКЗН);

демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.

3

Небесная сфера и её координаты.

3

5-7 неделя

схемы небесной сферы;

географический глобус;

презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Способы определения географической широты";

демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.

4

Видимое движение небесных тел их законы.

4

8-11 неделя

презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного

диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Видимое движение планет",

"Изменение вида неба в течение суток и года", "Законы Кеплера - законы движения небесных тел";

презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из диска "Мультимедиа-библиотека по астрономии": "Редкие явления на небе";

5

Время и календарь.

1

12 неделя

презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Основы измерения времени";

демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.

6

Раздел II. Солнечная система

Строение и эволюция солнечной системы.

 18

2

13-14 неделя

демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.

7

Планеты земной группы.

5

15-19 неделя

презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из диска "Мультимедиа-библиотека по астрономии": "Основные сведения о Солнечной системе";

8

Планеты-гиганты.

5

20-24 неделя

снимки с наземного телескопа и с космических аппаратов "МАРИНЕР 9-10", "ЛУНА", "ВЕНЕРА 13-16", "ВИКИНГ-2" и "ВОЯДЖЕР", снимки с радара "МАГЕЛЛАН".

 презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Планеты-гиганты";

9

Малые тела Солнечной планеты.

2

25-26 неделя

демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.

10

Наша Звезда - Солнце.

2

27-28 неделя

демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий

11

Звёзды.

2

29-30 неделя

демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий

12

Раздел III. Вселенная (4ч).

Млечный путь и другие Галактики.

4

2

31-32 неделя

показ видеофильмов на DVD диске "Жизнь" - коллекционное издание BBC, документальный сериал;

13

Эволюция Вселенной.

2

33-34 неделя

показ видеофильмов на DVD диске "Жизнь" - коллекционное издание BBC, документальный сериал;

14

Итоговое занятие

1

35 неделя

Список рекомендуемой литературы

 Литература для учителя 

  1. Агекян Т.А. "Звёзды, галактики, Метагалактики". - М.: Наука, 1982.
  2. Александрович Н. "Основы астрономии": Учебный курс на базе основ физики и математики. - М.: Просвещение, 1990.
  3. Амбарцумян В.А. "Загадки Вселенной". - М.: Педагогика, 1987.
  4. Астронет http://www/astronet.ru
  5. АстроТоп http://www/astrotop.ru
  6. Белонучкин В.Е. "Кеплер, Ньютон и все, все, все". - М.: Наука, 1986.
  7. Бондаренко Ю.Я. "Ветряная дочь астрономии?" - М.: Знание, 1991.
  8. Бронштэн В.А. "Метеоры, метеориты, метеороиды". - М.: Наука, 1987.
  9. Вуд Дж. "Солнце, Луна и древние камни". - М.: Мир, 1981.
  10. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. "Астрономия": Учебник для общеобразовательных учреждений - 11 класс. - М.: Дрофа, 2004.
  11. Воронцов-Вельяминов Б.А. "Очерки о Вселенной". - М.: Наука, 1980.
  12. Гуревич Л.Э., Чернин А.Д. "Происхождение галактик и звёзд". - М.: Наука, 1983.
  13. Гурштейн А.А. "Извечные тайны неба". - М.: Просвещение, 1991.
  14. Дагаев М.М. "Книга для чтения по астрономии"". - М.: Просвещение, 1980.
  15. Дагаев М.М. "Наблюдение звёздного неба". - М.: Наука, 1983.
  16. Дубкова С.И., Засов А.В. "Атлас звёздного неба". - М.: Росмэн, 2005.
  17. Дубкова С.И. "Волшебный мир звёзд". - М.: Белый город, 2002.
  18. Дубкова С.И. "История астрономии". - М.: Белый город, 2002.
  19. Дубкова С.И. "Прогулки по звёздному небу". - М.: Белый город, 2002.
  20. Еремеева А.И. "Астрономическая картина мира и её творцы". - М.: Наука, 1984.
  21. Ефремов Ю.Н. "В глубины Вселенной". - М.: Наука, 1980.
  22. Жуков Л.В., Соколова И.И. "Рабочая тетрадь по астрономии для 11 класса. Учебное пособие". - СПб.: Паритет, 2003
  23. Завельский Ф.С. "Время и его измерение". - М.: Наука, 1987.
  24. Зигель Ф.Ю. "Астрономы наблюдают". - М.: Наука, 1985.
  25. Зигель Ф.Ю. "Лунные горизонты". - М.: Просвещение, 1976.
  26. Зигель Ф.Ю. "Сокровища звёздного неба". - М.: Наука, 1981.
  27. Карпенко Ю.А. "Названия звёздного неба". - М.: Наука, 1985.
  28. Кирик Л.А., Бондаренко К.П. "Астрономия": Разноуровневые самостоятельные работы. - М.: Илекса, 2005.
  29. Климишин И.А. "Астрономия наших дней". - М.: Наука, 1986.
  30. Климишин И.А. "Календарь и хронология". - М.: Наука, 1985.
  31. Климишин И.А. "Элементарная астрономия". - М.: Наука, 1991.
  32. Кононович Э.В. "Солнце - дневная звезда". - М.: Просвещение, 1982.
  33. Куликов К.А., Сидоренков Н.С. "Планета Земля". - М.: Наука, 1972.
  34. Куликовский П.С. "Справочник любителя астрономии". М.: УРСС, 2002.
  35. Левитан Е.П. "Астрономия": Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2005.
  36. Левитан Е.П. "Как открывали Вселенную". - М.: Аргументы и факты, 2003.
  37. Левитан Е.П. "Книга для учителя. Астрономия-11". - М.: Просвещение, 2005.
  38. Лейзер Д. "Создавая картину Вселенной". - М.: Мир, 1988.
  39. Моше Д. "Астрономия". - М.: Просвещение, 1985.
  40. Навашин М.С. "Телескоп астронома любителя". - М.: Наука, 1979.
  41. Новиков И.Д. "Как взорвалась Вселенная". - М.: Наука, 1988.
  42. Оськина В.Т. "Астрономия". 11 класс. Поурочные планы по учебнику Е.П. Левитана. Для преподавателей. - Волгоград: Учитель, 2007.
  43. Перельман Я.И. "Занимательная астрономия". - Д.: ВАП, 1994.
  44. Пещеров А.В. "Шпаргалка по астрономии". - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  45. Порфирьев В.В. "Астрономия": Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2003.
  46. Псковский Ю.П. "Новые и сверхновые звёзды". - М.: Наука, 1985.
  47. Рандзини Д. "Космос: Справочник". - М.: АСТ, Сатрель, 2002.
  48. Российский Астрономический портал - http://www/astrolab.ru
  49. Стивен П. Маран "Астрономия для чайников". Полное руководство по исследованию Вселенной. Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2006.
  50. Сурдин В.Г. "Рождение звёзд. Учебно-научная монография". М.: УРСС, 1997.
  51. Фесенко Б.И. "Астрономический калейдоскоп: вопросы и ответы". - М.: Просвещение, 1992.
  52. Хокинг С. "Краткая история времени". - СПб.: Амфора, 2001.
  53. Хоровиц Н. "Поиски жизни в Солнечной системе". - М.: Мир, 1988.
  54. Цесевич В.П. "Что и как наблюдать на небе". - М.: Наука, 1984.
  55. Чурюмов К.И. "Кометы и их наблюдение". - М.: Наука, 1980.
  56. Шевченко М.Ю. "Школьный астрономический календарь". - М.: Дрофа.
  57. Шкловский И.С. "Вселенная, жизнь, разум". - М.: Наука, 1987.
  58. Шкловский И.С. "Звёзды: их рождение, жизнь и смерть". - М.: Наука, 1984.
  59. Школьная астрономия Петербурга - http://www/school.astro.spbu.ru
  60. Щеглов П.В. "Отраженные в небе мифы Земли". - М.: Наука, 1986.

 Литература для учащихся 

  1. Астронет http://www/astronet.ru
  2. АстроТоп http://www/astrotop.ru
  3. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. "Астрономия": Учебник для общеобразовательных учреждений - 11 класс. - М.: Дрофа, 2004.
  4. Жуков Л.В., Соколова И.И. "Рабочая тетрадь по астрономии для 11 класса. Учебное пособие". - СПб.: Паритет, 2003
  5. Журналы "Земля и вселенная".
  6. Журналы "Звездочёт" http://www/astronomy.ru 
  7. Куликовский П.С. "Справочник любителя астрономии". М.: УРСС, 2002.
  8. Левитан Е.П. "Астрономия от А до Я: Малая детская энциклопедия". - М.: Аргументы и факты, 1999.
  9. Левитан Е.П. " Астрономия": Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2005.
  10. Навашин М.С. "Телескоп астронома любителя". - М.: Наука, 1979.
  11. Перельман Я.И. "Занимательная астрономия". - Д.: ВАП, 1994.
  12. Пещеров А.В. "Шпаргалка по астрономии". - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  13. Порфирьев В.В. "Астрономия": Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2003.
  14. Российский Астрономический портал - http://www/astrolab.ru
  15. Шевченко М.Ю. "Школьный астрономический календарь". - М.: Дрофа.
  16. Школьная астрономия Петербурга - http://www/school.astro.spbu.ru
  17. Школьная энциклопедия "Естественные науки", - М.: Росмэн, 2005.
  18. Энциклопедия для детей. Т.8. Астрономия. - М.: Аванта +, 2003.
  19. Энциклопедический словарь юного астронома. - М.: Педагогика, 1986.


Предварительный просмотр:

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №200

Рассмотрена и согласована

на заседании кафедры

Протокол  №__

от «____» ___________2012г.                                

«Утверждаю»

_____________________ /С.Ю. Шмитова/                             директор  МОУ   СОШ № 200

Приказ №         от «___» ________2012г.

Рабочая программа

 элективного курса
«Методы решения задач по физике»

учитель  Негатина В.С.

категория  высшая

класс 10, 11

количество часов в неделю:  1 час

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Курс рассчитан на учащихся 10 - 11 классов профильной школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.

Основные цели курса:

  • развитие интереса к физике и решению физических задач;
  • совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
  • формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др.

При изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.

Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомендуется, прежде всего, использовать задачники из предлагаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники. При этом следует подбирать задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т.д.

     Авторы программы: В. А. Орлов, Ю. А. Сауров

Содержание курса                                                    

   (10 -11 класс, 68 часов в год, 1 час в неделю)     

Физическая задача.
Классификация задач(4 ч)

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

Правила и приемы решения физических задач(6 ч)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.

Динамика и статика(8 ч)

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.

Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.

Законы сохранения(8 ч)

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел(6 ч)

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

Основы термодинамики(6 ч)

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.

Электрическое и магнитное поля(5 ч)

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.

Постоянный электрический ток в различных средах(9 ч)

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».

Электромагнитные колебания и волны(14 ч)

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.

Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.

Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач(2ч)

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды.

Тематический план 10 класс

Раздел, тема

Количество часов

Примерные сроки

Возможные темы рефератов,

проектов и других

 исследовательских работ

                      Физическая задача. Классификация задач

4 ч

1.Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в  обучении и в жизни.

1

2 неделя

2. Классификация физ. задач по требованию, содержанию,  способу задания и решения. Примеры задач всех        видов.

1

3 неделя

3. Составление задач.        Основные требования к составлению задач.

1

4 неделя

Философия задачи

4.Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

1

5 неделя

Правила и примеры решения физических задач

6 ч

1/5 Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение.      Оформление решения.

1

6 неделя

Подбор алгоритмов к разным типам задач

2/6 Типичные недостатки при решении и оформлении задач.

1

7 неделя

3/7 Изучение примеров решения задач

1

8 неделя

4/8 Различные приемы и способы решения: Алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.

1

9 неделя

Подбор аналогичных задач

Проблемы геометрии задач

5/9 Методы размерностей, графические решения.

1

10 неделя

Подбор графических задач из курса алгебры

6/10 Решение задач различными приемами

1

11 неделя

Динамика и статика

1/11 Координатный метод решения задач по механике.

1

12 неделя

2/12 Решение задач на основные законы динамики:  Ньютона, сил тяготения, упругости, трения, сопротивления

1

13 неделя

3/13 Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

1

14 неделя

Наша жизнь – движение материальной точки под действием нескольких сил

4/14 Задачи на определение характеристик равновесия физической системы.

1

15 неделя

Определение равновесия системы в строительстве

5/15 Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики  движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

1

16 неделя

6/16 Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием,   с техническим и краеведческим содержанием, военно- техническим содержанием.

1

17 неделя

Физика и война

Секретные разработки уральцев

Урал космосу

7/17 Экскурсия с целью подбора  данных для составления задач

1

18 неделя

8/18 Решение составленных задач

1

19 неделя

Законы сохранения

1/19 Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

1

20 неделя

2/20 Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической  энергии.

1

21 неделя

3/21 Решение задач несколькими способами

1

22 неделя

4/22 Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка составленных задач. Знакомство с примерами решения задач по механике  различных олимпиад

1

23 неделя

5/23 Конструкторские задачи и задачи на проекты: по выбору учащихся

1

24 неделя

Проблемы современной энергетики

6/24 Работа над проектами учащихся.

1

25 неделя

Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел

8 ч

1/25 Качественные задачи на основные положения     и основное уравнение МКТ.

1

26 неделя

Решат ли нанотехнологии проблемы молекулярной физики?

2/26 Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ,    определение скорости молекул.

1

27 неделя

3/27 Определение характеристик газа в изопроцессах

1

28 неделя

Изопроцессы в жизни человека

4/28 Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева – Клапейрона, характеристика критического состояния.

1

29 неделя

5/29 Задачи на описание явлений поверхностного слоя;    работа сил поверхностно натяжения, капиллярные явления,      избыточное давление     в     мыльных пузырях

1

30 неделя

Определение эффективности моющего средства

Исследование высоты поднятия жидкости от диаметра капилляра

6/30 Задачи на определение характеристик влажности воздуха.

1

31 неделя

Измерение влажности воздуха различными способами

7/31 Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

1

32 неделя

Современные технологии создания материалов с заданными упругими свойствами

8/32 Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

1

33 неделя

Физическая проза жизни

33. Обобщающее занятие по методам решения задач

1

34 неделя

Тематический план 11 класс

Раздел, тема

Количество часов

Примерные сроки

Возможные темы рефератов, проектов и других исследовательских работ

Основы термодинамики

  1. ч

1 Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.

1

2 неделя

Реальные перспективы создания теплового двигателя

2 Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра

1

3 неделя

3 Модель предохранительного клапана на определенное давление.

1

4 неделя

4 Проекты использования газовых процессов для подачи сигналов.

1

5 неделя

Проекты использования газовых процессов для подачи сигналов.

5 Модель тепловой машины

1

6 неделя

6 Проекты практического определения радиуса тонких капилляров

1

7 неделя

Проекты практического определения радиуса тонких капилляров

Электрическое и магнитное поля

4 ч

1/7 Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.

1

8 неделя

2/8 Решение задач на описание систем конденсаторов

1

9 неделя

Конденсатор в цепи переменного тока

3/9 Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

1

10 неделя

4/10 Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.

1

11 неделя

Постоянный электрический ток в различных средах  

8 ч

1/11 Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.

1

12 неделя

Виды соединений проводников в электротехнике

2/12 Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений

1

13 неделя

3/13 Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач.

1

14 неделя

4/14 Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.

1

15 неделя

5/15 Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др.

1

16 неделя

Исследование применения разрядов газах в осветительных приборах

6/16 Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

1

17 неделя

Подбор задач определенного вида

7/17 Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле,

1

18 неделя

8/18 Конструкторские задачи на проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».

1

19 неделя

Модели «черного ящика».

Электромагнитные колебания и волны

14 ч

1/19 Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции

1

20 неделя

2/20 Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: правило Ленца, индуктивность

1

21 неделя

3/21 Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока

1

22 неделя

4/22 Задачи на переменный электрический ток: электрические машины, трансформатор

1

23 неделя

5/23 Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление

1

24 неделя

6/24 Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: интерференция, дифракция, поляризация

1

25 неделя

7/ 25 Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы

1

26 неделя

8/26 Классификация задач по СТО и примеры их решения.

1

27 неделя

Эффект близнецов

9/27 Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения.

1

28 неделя

10/28 Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн

1

29 неделя

Составление и представление конструкторских задач

11/29 Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием звукового генератора, трансформатора

1

30 неделя

12/30 Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием электроизмерительных приборов

1

31 неделя

13/31 Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний

1

32 неделя

14/32 Конструкторские задачи и задачи на проекты: прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.

1

33 неделя

33 Обобщающее занятие по методам решения физических задач

1

34 неделя

Литература для учащихся

1.        Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для углубл. изуч. физики в 10-11 кл. М.: Просвещение, 1995.

2.        Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.

3.        Буздин А. И., Зильберман А. Р., Кротов С. С. Раз задача, два задача... М.: Наука, 1990.

4.        Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001 / Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: Вер-бум-М, 2002.

5.        Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973.

6.        Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.

7.        Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.

8.        Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004.

9.        Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.

10.        Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы. М.: Просвещение, 2002.

11.        Меледин Г. В. Физика в задачах: Экзаменационные задачи с решениями. М.: Наука, 1985.

12.        Перелъман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Наука, 1992.

13.        Слободецкий И. Ш., Асламазов Л. Г. Задачи по физике. М.: Наука, 1980.

14.        Слободецкий И. Ш., Орлов В. А. Всесоюзные олимпиады по физике. М.: Просвещение, 1982.

15.        Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003.

Литература для учителя

1.        Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.

2.        Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10—11 кл. М.: Просвещение, 1998.

3.        Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.

4.        Малинин А. Н. Теория относительности в задачах и упражнениях. М.: Просвещение, 1983.

5.        Новодворская Е. М., Дмитриев Э. М. Методика преподавания упражнений по физике во втузе. М.: Высшая школа, 1981.

6.        Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.

7.        Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004.

8.        Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2004.

9.        Тульнинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.

10.        Тульнинский М.  Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.: Просвещение, 1971.



Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

      Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания из истории науки и техники.

    Актуальность курса – формирование практических и интеллектуальных компетентностей, формирование таких качеств личности  как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность; развитие эстетических чувств, формирование творческих компетентностей.

Основной задачей курса является углубление и развитие познавательного интереса учащихся к физике. В современном мире на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы. Основными целями предлагаемой программы  являются:

развитие интереса учащихся  к физике на основе решения физических задач;
– формирование у школьников учебных компетенций;

– совершенствование полученных учащимися  в основном курсе физики знаний и умений.

Задачи элективного курса:

 продолжение углубления и развития познавательного интереса учеников к физике;

– развитие аналитико-синтетических умений учащихся посредством постановки, классификации, использования приёмов и методов решения школьных физических задач.

 Итогом работы по данной программе может служить реализация поставленных целей и задач, т. е. учащиеся совершенствуют знания, полученные из курса физики, приобретают навыки по классификации задач, правильной постановке, а так же приёмам и методам их решения. В качестве подведения итогов успешности обучения можно предложить соревнование по решению задач между учащимися, как по отдельным темам, так и по итогам года, а также  провести зачёт по умению решать задачи или олимпиаду.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по физике и согласована с содержанием основного курса физики для 8 класса. Она ориентирует учителя не только на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, а на формирование углубленных знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел носит в значительной степени теоретический характер, здесь школьники знакомятся с минимальными сведениями о понятии "задача", осознают значение задач в жизни, науке, знакомятся с различными сторонами работы с задачами.

Несмотря на то, что программа рассчитана на учащихся 8-го класса, в начале рассматриваются задачи из разделов курса физики 7-го класса по теме “Взаимодействие тел”, так как она включает в себя понятия, используемые на протяжении всего курса физики. Затем повторяется тема “Давление”, рассматриваются как давление твёрдого тела, так и гидростатическое давление. Тем более, что в дальнейшем на уроках эта тема не изучается, а знания в этой области применяются при решении качественных задач по теме “Тепловые явления” в 8 классе и “Термодинамика” в 10 классе. Последующие разделы включают задачи по разделам курса физики 8 класса, т.е. тепловым, электрическим и световым явлениям.

Программа рассчитана для учащихся 8 класса на один год обучения: 35часов.

Содержание курса

  1. Классификация задач (1 ч)

Что такое физическая задача. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация задач по содержанию, способу задания, способу решения. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех типов.

  1. Правила и приёмы решения физических задач (1 ч)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи, работа с текстом. Анализ физического явления, формулировка идеи решения. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Типичные недочеты при решении и оформлении физических задач. Изучение примеров решения.

  1. Взаимодействие тел (4 ч)

Понятие плотности, расчет массы тела через плотность и объём. Сила тяжести, определение силы трения, расчет силы упругости. Движение тел, определение скорости.

  1. Давление (3 ч)                                                                                                                                                                             Давление твёрдых тел. Давление в газах и жидкостях, действие газа и жидкости на погруженное в них тело. Сила Архимеда, подъёмная сила крыла самолёта.
  2. Молекулы (4 ч)

Основные положения МКТ. Определение размеров, числа молекул в единице объёма тела. Капиллярные явления. Осмос.

  1. Тепловое расширение тел. Теплопередача. (5 ч)

Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел. Термометры. Особенности теплового расширения воды, их значение в природе. Теплопередача и теплоизоляция.

  1. Физика атмосферы. (2 ч)

Состав атмосферы. Влажность воздуха. Образование тумана и облаков. Возможность выпадения кислотных дождей. Образование ветра. Парниковый эффект и его пагубное влияние.

  1. Электрический ток. (4 ч)

Электрический ток в растворах электролитов. Электролиз, использование его в технике. Электрические явления в атмосфере. Электризация пылинок и загрязнение воздуха. ГЭС.

  1. Электромагнитные явления. (5 ч)

Устройство электроизмерительных приборов. Применение электромагнитного реле. Электромагнитная индукция. Получение переменного тока. Влияние электромагнитных полей на животных, растения и человека. Изменение в электромагнитном поле Земли. Магнитные бури.

  1. Световые явления. (5 ч)

Скорость света в различных средах. Элементы фотометрии. Законы распространения света. Формула тонкой линзы. Инерция зрения, её использование в стробоскопе и кино.

8. Итоговое занятие. (1 ч)

Методическое обеспечение

При работе по данной программе учитель использует разнообразные приемы и методы: рассказ и беседа учителя, демонстрационный эксперимент, позволяющий шире осветить теоретический материал по тому или иному разделу физики. Для активизации учащихся используются:

  • выступления школьников,
  • подробное объяснение примеров решения задач,
  • коллективная постановка экспериментальных задач,
  • индивидуальная и коллективная работа по составлению задач,
  • конкурс на составление лучшей задачи.

При подборе задач необходимо использовать задачи разнообразных видов, в том числе и экспериментальных, поэтому программой предусмотрено выполнение лабораторных работ. Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование познавательной деятельности через решение задач. В итоге школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и комментировать этапы решения задач средней сложности.

Требования к учащимся

1. Владеть методами научного познания

1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить

наблюдения изучаемых явлений.

1.2. Измерять: температуру, массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения),

расстояние, промежуток времени, силу тока, напряжение, плотность,

фокусное расстояние собирающей линзы.

1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические

закономерности:

— изменения координаты тела от времени;

— силы упругости от удлинения пружины;

— силы тяжести от массы тела;

— силы тока в резисторе от напряжения;

— массы вещества от его объема;

— температуры тела от времени при теплообмене.

1.4.Объяснить результаты наблюдений и экспериментов:

— большую сжимаемость газов;

— малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;

— процессы испарения и плавления вещества;

— испарение жидкостей при любой температуре и ее охлаждение при испарении.

1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:

— положение тела при его движении под действием силы;

— удлинение пружины под действием подвешенного груза;

— силу тока при заданном напряжении;

— значение температуры остывающей воды в заданный момент времени.

2. Владеть основными понятиями и законами физики

2.1. Строить изображение точки в плоском зеркале и собирающей линзе.

3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)

3.1. Определять:

— промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным

графикам;

— характер тепловых процессов: нагревание, охлаждение, плавление, кипение (по графикам изменения температуры тела со временем);

— сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения);

3.2. Сравнивать сопротивления металлических проводников (больше - меньше) по графикам зависимости силы тока от напряжения

Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Примерные сроки

Оборудование

Вид занятия

1. Классификация задач. Примеры типовых задач.

1

1 неделя

 

лекция

2. Правила и приёмы решения задач.

1

2 неделя

 

практика

3. Определение скорости движения шарика по желобу и кончиков пальцев рук.

1

3 неделя

Желоб, штатив, шарик, линейка, секундомер

практика

4. Определение массы линейки. Решение задач на расчёт плотности тел.

1

4 неделя

Линейка, динамометр

практика

5. Изучение закона движения падающего воздушного шара.

1

5 неделя

Секундомер, воздушный шарик, весы

Лекция, практика

6. Определение своей максимальной мощности.

1

6 неделя

Секундомер

практика

7. Изучение законов реактивного движения. Расчёт давления твёрдых тел.

1

7 неделя

 

практика

8. Наблюдение зависимости высоты поднятия жидкости от толщины воздушного клина.

1

8 неделя

Набор капилляров.

практика

9. Исследование зависимости подъёмной силы крыла самолёта от скорости воздуха. Решение задач на расчёт силы Архимеда.

1

9 неделя

Воздуходувная машина

практика

10. Определение размеров, числа молекул в единице объёма тела.

1

10 неделя

фотографии молекулярных кристаллов.

Лекция и практика

11. Определение размеров частиц эмульсии методом рядов.

1

11 неделя

Растекание масла по поверхности воды.

практика

12. Вычисление среднего диаметра капилляров в теле.

1

12 неделя

Смачивание и капиллярность в природе.

практика

13. Капиллярные явления

1

13 неделя

Явления смачивания и капиллярности.

практика

14. Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел

1

14 неделя

Расширение тел при нагревании.

Лекция и практика

15. Решение задач на уравнение теплового баланса.

1

15 неделя

Изгибание биметаллической пластины при нагревании. Простейший терморегулятор.

Термометры разных видов.

практика

16. Исследование теплопроводности тел.

1

16 неделя

Теплопроводность разных тел.

Лекция и практика

17. Вычисление изменения внутренней энергии тела при совершении работы

1

17 неделя

Калориметр, твёрдое тело, термометр.

практика

18. Решение комбинированных задач на тепловые процессы.

1

18 неделя

 

практика

19. Состав атмосферы, наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные.

1

19 неделя

Образование тумана при охлаждении влажного воздуха.

Лекция и практика

20. Влажность воздуха, определение точки росы.

1

20 неделя

Конденсация паров воды при охлаждении. Выпадение росы.

Лекция и практика

21. Электрический ток в разных средах

1

21 неделя

Электролиз раствора медного купороса.

Дуговой разряд.

Модель молниеотвода.

Лекция

22. Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений.

1

22 неделя

Приборная доска

практика

23. Расчёт сопротивления человеческого тела.

1

23 неделя

Амперметр, вольтметр.

практика

24. Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры.

1

24 неделя

Терморезистор.

практика

25. Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику.

1

25 неделя

Устройство и принцип работы амперметра и вольтметра

Лекция и практика

26. Определение скорости вылета снаряда из магнитной пушки

1

26 неделя

Магнитная пушка.

практика

27. Определение КПД электродвигателя.

1

27 неделя

Явление электромагнитной индукции.

практика

28. Законы отражения и преломления.

2

28 -29 неделя

Изготовление перископа. Глаз как оптический прибор.

Лекция и практика

29. Измерение времени реакции человека на световой сигнал.

1

30 неделя

Секундомер, источник света.

практика

30. Измерение линейных размеров тел с помощью микрометра и микроскопа.

1

31 неделя

Микроскоп, макротела.

практика

31. Определение фокусного расстояния и оптической силы рассеивающей линзы.

1

32 неделя

Рассеивающие линзы, линейка.

практика

32. Инерция зрения, её использование в стробоскопе и кино.

1

33-34 неделя

Стробоскоп, оптические занимательные картинки.

Лекция и практика

33. Итоговое занятие.

1

35 неделя

Защита проектов

Литература для учителя

  1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 2009;
  2. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. – М: Просвещение, 2009;
  3. Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике. – М.: Просвещение, 2010;
  4. Каменецкий С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 2009;
  5. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2010;
  6. Перышкин А.В.Сборник задач по физике. – М.: Экзамен, 2010;
  7. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 2001;
  8. Пойа Д. Как решать задачу. – Львов: Журнал «Квантор», 1991.
  9. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. – М.: Просвещение, 2009.
  10. Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
  11.  Ченцов А.А., Коцарев Л.Л. Вариативный подход к решению задач по физике. Книга для учителя. – Белгород, Изд-во БелГУ, 2008.

Литература для учащихся

  1. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Решения ключевых задач по физике для основной школы. 7 - 9 классы. – М.: Илекса, 2005
  2. Волков В.А.. Тесты по физике. – М.: ВАКО, 2009.
  3. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2009;
  4. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2010;
  5. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение, 2010;
  6. Перышкин А.В.Сборник задач по физике. – М.: Экзамен, 2010;
  7. Пинский А.А. Задачи по физике. – М.: Просвещение, 2010;
  8. Тарасов Л.В. Физика в природе: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2008.

Хорошавин С.А. Физико-техническое моделирование. Учебное пособие по факультативному курсу. 8-10 кл. – М.: Просвещение, 1983.



Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Методы решения физических задач»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Решение задач по праву считается одним из средств развития мышления. Теоретические исследования и практика обучения показывает, что формирование этого умения у учащихся представляет сложнейшую проблему учебного процесса по физике. Многие учащиеся и выпускники школ испытывают большие трудности в решении даже стандартных типовых задач. Отсутствие у школьников умений решать задачи создает у них отрицательное отношение к физике, разрушает интерес, подрывает веру в собственные силы. Главная причина, приводящая к этому, состоит в том, что школьники не учатся методам решения задач, а просто пытаются решить их путем проб и ошибок, стремятся найти подходящую  формулу, ведущую к ответу. Физическая задача выступает средством овладения системой физических знаний, способами деятельности и средством развития мышления учащихся. Программа курса должна помочь учащимся  выработать определенную технологию при решении физических задач, что поможет им при освоении курса физики и при сдаче экзаменов.

Элективный курс разработан для учащихся 9 классов основной школы, является пропедевтическим курсом для освоения основных разделов физики. Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Курс рассчитан на 35 часов и проводится в течение  учебного года 1 час в неделю.

Целью курса является: формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

Задачи курса:

- развитие интереса к физике и решению физических задач;

- углубление знаний по решению физических задач, полученных в основном курсе;

- создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;

- вырабатывание осознанного подхода к решению задач по физике;

- формирование важнейших общеучебных умений, элементов культуры умственного труда;

- формирование важных для современного человека качеств: стремление к успеху, умение работать в команде, самостоятельно решать проблемы, работать с информацией.

Программа курса знакомит школьников с понятием «физическая учебная задача» дает представление о значении задач в жизни, науке, технике. В частности, учащиеся должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. Особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физических явлений, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа, разбору типичных недостатков при решении и оформлении решения физической задачи.

При изучении курса возможны различные формы занятий: активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы с последующим обсуждением вариантов ее разрешения, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, индивидуальная и коллективная (парная, групповая) работа учащихся по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками, выполнение проектов и т.д.

Ожидаемый результат: школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач средней сложности:

1. Составлять стратегию по решению задач;

2. Классифицировать предложенную задачу;

3. Проводить перекодировку условия задачи;

4. Определять все типы параметров, входящие в задачу;

5. Определять наиболее рациональный метод решения задачи;

6. Осознание деятельности по решению задач;

7. Решать задачи, используя алгоритмическое предписание;

8. Самоконтроль и самоанализ.

Форма проверки: тесты, выполнение типовых заданий при внешней опоре и без нее, практические (репродуктивные) работы, задачи-проблемы, проблемные вопросы, творческие работы.

Тематическое планирование

Раздел

Номер

тема урока

Количество часов

Примерные сроки

Контрольные работы 

Тема 1. Задачи по физике и их классификация.

  1. Обобщенное представление о задаче. Учебная задача, ее специфика и структура.

2

1

1 неделя

  1. Понятие «решение задачи», его сущность. Классификация задач по физике.

1

2 неделя

Тема 2. Основные типы задач по физике и их особенности.

  1. Текстовые задачи по физике, их компонентный состав.

5

1

3 неделя

  1. Качественные и количественные текстовые задачи.

1

4 неделя

5.Простые и комбинированные задачи.

1

5 неделя

6.Графические задачи по физике

1

6 неделя

7.Экспериментальные задачи по физике.

1

7 неделя

тест

Тема 3. Задачи по физике как составной элемент системы физических знаний.                                                                          

8.Системно-структурный подход к курсу физики и разработка системы задач на его основе.

3

1

8 неделя

9.Сложность и трудность физических задач.

1

9 неделя

10.Вспомогательные и родственные задачи по физике

1

10 неделя

Тема 4. Методы и способы решения физических задач.

11.Методы решения задач по физике (аналитический, синтетический, аналитико-синтетический).

14

1

11 неделя

12.Метод «вживания».

13.Метод смыслового видения.

1

1

12 неделя

13 неделя

14-15.Метод придумывания.

2

14 – 15

16.Метод «Если бы…».

1

16 неделя

17.Метод гиперболизации.

1

17 неделя

18.Метод синектики 

1

18 неделя

19-20.Способы решения задач по физике (арифметический, алгебраический, геометрический, графический, экспериментальный)

2

19  - 20

21.Виды записи условия, использование рисунков, чертежей, схем при решении задач.

1

21 неделя

22.Различные способы записи решений задач по физике.

1

22 неделя

23.Требования по оформлению задач предъявляемые ВУЗами и при проведении ЕГЭ.

1

23 неделя

24.Типичные ошибки при решении и оформлении решения физической задачи.

1

24 неделя

тест

Тема 5. Алгоритмический подход к решению задач по физике.

25.Свойства и назначение алгоритмов и алгоритмических предписаний.

4

1

25 неделя

 26.Виды алгоритмических предписаний.

1

26 неделя

27.Применение алгоритмических предписаний при решении задач по физике.

1

27 неделя

28.Возможности и недостатки алгоритмического подхода к решению задач.

1

28 неделя

Тема 6. Творческие задачи по физике.

29.Особенности и виды творческих задач.

7

1

29 неделя

30.Некоторые виды творческих задач.

4

30 - 33

31-32.Подведение итогов по изучению данного элективного курса.

2

34 - 35

Защита проектов

         

      СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ 

Тема 1. Задачи по физике и их классификация.

Обобщенное представление о задаче. Учебная задача, ее специфика и структура.

Понятие «решение задачи», его сущность. Классификация задач по физике.

Тема 2. Основные типы задач по физике и их особенности.

Текстовые задачи по физике, их компонентный состав. Качественные и количественные текстовые задачи. Простые и комбинированные задачи. Графические задачи по физике. Экспериментальные задачи по физике.

Тема 3. Задачи по физике как составной элемент системы физических знаний.                                                                          

Системно-структурный подход к курсу физики и разработка системы задач на его основе. Сложность и трудность физических задач. Вспомогательные и родственные задачи по физике

Тема 4. Методы и способы решения физических задач.

Методы решения задач по физике (аналитический, синтетический, аналитико-синтетический). Метод «вживания». Метод смыслового видения. Метод придумывания. Метод «Если бы…». Метод гиперболизации. Метод синектики.

Способы решения задач по физике (арифметический, алгебраический, геометрический, графический, экспериментальный). Виды записи условия, использование рисунков, чертежей, схем при решении задач. Различные способы записи решений задач по физике. Требования по оформлению задач предъявляемые ВУЗами и при проведении ЕГЭ. Типичные ошибки при решении и оформлении решения физической задачи.

Тема 5. Алгоритмический подход к решению задач по физике.

Свойства и назначение алгоритмов и алгоритмических предписаний. Виды алгоритмических предписаний. Применение алгоритмических предписаний при решении задач по физике. Возможности и недостатки алгоритмического подхода к решению задач.        

Тема 6. Творческие задачи по физике.

Особенности и виды творческих задач. Некоторые виды творческих задач.

Тема 7. Заключительное занятие.

Подведение итогов по изучению данного элективного курса.

                  

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Основные методы обучения: лекция, практическая работа.

2. Методы изложения теоретического материала: активный диалог учителя с учениками.

3. Деятельность учителя: целевая установка, определение содержания и порядка работы учащихся, руководство работой учащихся, контроль и подведение итогов.

4. Деятельность учащихся: слуховое восприятие и осмысление учебного материала, участие в диалоге, чтение и осмысление текста, выполнение задания (запоминания, сравнения, сопоставление, выделение главного, систематизация и т.п.),  конспектирование,  используя при этом различные подходы (схемы, опорные сигналы и т.д.).

5. Средства обучения: задачники с решениями, контрольные измерительные материалы, таблицы, схемы,  компьютер.

                  СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

                           Литература для учащихся

1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение.1983г.

2. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 1997г.

3. Лукашин В.И., Иванова Е.В.  Сборник задач по физике. М.: Просвещение, 2002г.

4. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Увлекательная физика. М.: Аркти, 2000г.

                             Литература для учителя

1.      Гальперштейн Л. Забавная физика: научно-популярная книга. – М.: детская литература, 1993 г.

2. Гриценко Л.И. Технология  критериально-ориентированного обучения: методические рекомендации. Волгоград, Изд-во ВГИПК РО,2001г.

3. Каменецкий С.Е., Пурышева Н.С. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы. М,: Академия – 2000г.

4.      Ланда Л.Н. «Умение думать. Как ему учить?» - М.: Знание, 1975 г.

5.      Лани В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку: учебное руководство – М.: Наука, 1985 г.

6.      Уокер Дж. Физический фейерверк. – М.: Мир, 1988 г.

7.      Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений – М.: Знание, 1987 г.

8.      Хуторской А.В. Мироведение: Эвристическое пособие для учеников 5-9 классов – Ногинск, 1995 г.

9.  Яковенко В.А. Физика, теория и технология решения задач. Минск. ТетраСИСТЕМС. 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для 9 класса "Физика и астрономия - науки о природе"

Разработанный элективный курс «Физика и астрономия – науки о природе», предназначен  для учащихся 9 классов,  ставит своей целью  изучение основ предмета астрономии и показ, как совреме...

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9 -11 класса. " Астрономия - звездная азбука "

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА.Информацию о нейтронных звездах , черных дырах  и  других небесных телах , а также о всей Вселенной в целом учащиеся воспринимают как заманчивую , но ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

Рабочая программа учебного курса по выбору "Занимательная физика" 5 класс

Целями изучения являются:1)    развитие интереса и творческих способностей школьников при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;2)    приобре...

Рабочая программа курс по выбору 9 класс физика

Рабочая программа курса по выбору для предпрофильного физико-математического направления...

Рабочая программа курса по выбору предмета (физика) для 10-11 классов «Методы решения физических задач при подготовке к ЕГЭ»

Рабочая программа курса по выбору предмета  (физика) для 10-11 классов «Методы решения физических задач при подготовке к ЕГЭ»...