Урок-обобщение по теме «Законы сохранения импульса и энергии». По учебнику Г.Я. Мякишева Физика. 10 класс
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме

Трубицина Марина Анатольевна

Цели урока:

- обобщить знания по теме «Законы сохранения импульса и энергии»;

- выявить в чем смысл и ценность законов сохранения;

- выяснить, где на практике применяются законы сохранения импульса и энергии;

- рассмотреть проявление законов сохранения энергии и импульса в окружающей среде с учетом деятельности человека.

 

Оборудование:  мультимедийные презентации, картонные волчки, штатив, спичечный коробок, лезвие, алюминиевые цилиндры, наклонные плоскости, экран, мультимедиапроектор. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока43.5 КБ
Office presentation icon Презентация299.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №1 с. Измалково Измалковского муниципального района Липецкой области

Урок физики в 10 классе

Повторение и обобщение по теме

«Законы сохранения импульса

и энергии»

По учебнику Г.Я. Мякишева Физика. 10 кл.

Разработчик: Трубицина М.А.

учитель физики МБОУ СОШ №1

с. Измалково Измалковского муниципального района

Липецкой области.

Тема урока: Повторение и обобщение по теме «Законы сохранения импульса и энергии»

Цели урока: - обобщить знания по теме «Законы сохранения импульса и энергии»;

- выявить в чем смысл и ценность законов сохранения;

- выяснить, где на практике применяются законы сохранения импульса и энергии;

- рассмотреть проявление законов сохранения энергии и импульса в окружающей среде с учетом деятельности человека.

Оборудование:  мультимедийные презентации, картонные волчки, штатив, спичечный коробок, лезвие, алюминиевые цилиндры, наклонные плоскости, экран, мультимедиапроектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент

- объявление темы урока ( слайд №1);

- сообщение цели и задач урока (слайд №2)

  1. Актуализация знаний.
  1. Фронтальный опрос.

- Что называется импульсом тела?

-  Как он обозначается?

- В каких единицах выражается?

- Записать формулу для расчета импульса тела.

- Вы пробегаете 40 м со скоростью 1 м/с. Чему равен ваш импульс тела?

- Что называется импульсом силы?

- Как он находится?

- В каких единицах выражается?

- Что называется энергией?

- Какие виды механической энергии вы знаете?

- В каких единицах выражается энергия?

- Как можно изменить энергию?

  1. Составление обобщающей таблицы(слайд №3).

( таблицу зачерчиваем в тетрадь)

Фронтальная беседа:

- Как вы думаете, почему возникла необходимость в использовании законов сохранения импульса и энергии, ведь у нас есть законы Ньютона?

- Как формулируется закон сохранения импульса?

- Каково условие его выполнения?

Фронтальный эксперимент Исследование замкнутости системы 2-х взаимодействующих магнитов, находящихся на горизонтальном столе:

- разведите магниты на расстояние 1-2 см друг от друга и удерживайте их в таком положении.

- Чему равен импульс каждого магнита?

- Чему равен импульс всей системы?

- Чем уравновешивается магнитная сила?

Отпустите магниты и пронаблюдайте, что произойдет.

- Чему теперь равен импульс системы магнитов?

- Оставалась ли система замкнутой?

Демонстрационный эксперимент: Изменение  импульса, при взаимодействии лезвия и спичечного коробка.

- Каково же практическое применение человеком закона сохранения импульса? (слайд№4)

Какая польза от реальных ракет и реактивных двигателей?

Внесем все эти данные в таблицу (вывод на орбиту спутников для метеонаблюдений , наблюдений за состоянием лесов, полей, рек, загрязнениями атмосферы и океана, перевозка людей и грузов, вывод на орбиту космических кораблей).

Какой вред наносится при этом окружающей среде? (огромное количество продуктов сгорания выбрасывается в атмосферу)

Какой бы вы предложили выход из этой ситуации?

(двигатели, работающие на H и  О; создание электромагнитных пушек для вывода ИСЗ на орбиту).

О каких проявлениях закона сохранения импульса в окружающей среде вам удалось узнать?

- Система ветров и морских течений сформировалась и устойчиво существует в результате обмена импульсами движущихся масс воды и воздуха. От этого зависит устойчивость климата.

Человеческая деятельность вмешивается в эти процессы и нарушает устойчивость их динамики.

- Можем ли мы изменить импульс течения реки?

(строительство каналов и плотин)

- Можем ли мы изменить импульс морских течений?

(сообщение  о приливных электростанциях)

Строительство приливных электростанций  увеличивает приливное трение и замедляет время оборота Земли вокруг оси.

Даже косвенное воздействие человеческой деятельности на природу приводит к неожиданным результатам: увеличение земной температуры на 4 С приведет к таянию полярных шапок, затоплению обширных прибрежных районов и замедлению вращения Земли.

     Фронтальный эксперимент: сравнение чувствительности вращающегося тела к  изменениям и процессам, происходящим на периферии и вблизи оси вращения.

- Приведите картонный волчок во вращение.

- Проверьте, когда легче замедляется вращение волчка:

   - коснитесь спичкой  вблизи оси вращения и на краю диска;

   - подуйте через трубочку на край диска и возле оси вращения.

Торможение волчка в опытах аналогично влиянию человеческой деятельности на процессы в океане и атмосфере.

- Как проявляется закон сохранения импульса в окружающей среде?

Внесите данные в таблицу.

- Сформулируйте и запишите закон сохранения энергии.

Фронтальный эксперимент: Исследование превращения одного вида механической энергии в другой.

(Алюминиевый цилиндр скатывается с наклонной плоскости и у ее подножия взаимодействует с ластиком)

- Какой механической энергией обладал покоящийся на столе алюминиевый  цилиндр ?

- Какой механической энергией он обладает на вершине наклонной плоскости?

- В результате чего изменилась энергия цилиндра?

- Какой механической энергией обладает цилиндр при движении по наклонной плоскости? у ее подножия?

- Какой механической энергией обладал, лежащий на столе ластик?

- Что происходит с энергией ластика при взаимодействии с цилиндром?

- Что происходит с энергией цилиндра?

- Выполняется ли при этом закон сохранения энергии?

- При каких условиях выполнялся бы закон сохранения энергии?

Сделайте записи в таблице.

- Какие еще виды энергии вы встречаете в окружающей среде?

- Есть ли связь между различными видами энергии?

(Энергия солнечного излучения превращается во внутреннюю энергию топлива, а она превращается в механическую энергию).

- Что вы можете сказать о полной энергии системы?

- Приведите примеры проявления закона сохранения энергии в окружающей среде.

Сделайте записи в таблице.

Вернемся к демонстрационному опыту с лезвием и спичечным коробком- Можно ли  на основании закона сохранения энергии найти скорость тела,

узнать направление движения тела?

Вывод: 1) Закон сохранения механической энергии позволяет найти новые, простые пути решения многих задач, но он ничего не сообщает о направлении движения отдельных тел. Его надо дополнять законом сохранения импульса;

  1. Закон сохранения импульса позволяет провести анализ движения тел, когда силы взаимодействия между телами неизвестны.

  1. Итог урока: (слайд  №5)
  1. Законы сохранения действуют и тогда, когда законы Ньютона теряют смысл.
  2. Законы сохранения применимы ко всем явлениям природы.
  3. В законах сохранения импульса и энергии отражено одно из свойств окружающего нас мира – сохранение движения материи.

  1. Домашнее задание.(слайд №6)

Итоги главы 5,6

  1. Источники
  1. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда
  2. Бутырский Г.А., Сауров Ю.А, Экспериментальные задачи по физике:10-11 класс.
  3. Мякишев Г.Я. Физика: учебник для 10 класса


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах». 8 класс.

Конспект урока разработан с учетом интегрального и деференциального стиля мышления учащихся, по модульной технологии. Цель урока: осознать закон сохранения энергии, наблюдать переход энергии от о...

Урок по теме "Закон сохранения импульса" (9 класс)

Тема урока: " Закон сохранения импульса". 9-й класс(полная версия http://mostschool6.ucoz.ru/Impuls9/impuls.doc)Цели урока: образовательные: формирование понятий упругий и неупругий удар; умения приме...

Самостоятельная работа по теме "Закон сохранения импульса" 9 класс

В работе представлены задания трёх уровней сложности....

Решение разноуровневых задач по физике при изучении темы "Закон сохранения импульса"

Поэтапное решение задач на ЗСИ с использование таблиц и рисунков...

Тестовые задачи по теме "Закон сохранения импульса" 10 класс

Тест по теме "Закон сохранения импульса"...

Самостоятельная работа по физике 10 класс по теме "Закон сохранения импульса"

Работа рассчитана 15 минут, служит для закрепления навыка применения закона сохранения импульса. Главное требование к решению - развернутое обоснование скалярного уравнения. Обязательные шаги - вектор...