"Изучение механического движения на уроках физики в 7 классе в режиме технологии коммуникативного обучения"
статья по физике (7 класс) по теме

Герасимова Елена Суликовна

Характеристика  коммукативной образовательной технологии: виды, принципы и т. д. Фрагменты уроков физики, на которых используется данная технология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Изучение механического движения на уроках физики в 7 классе в режиме технологии коммуникативного обучения»

Герасимова Е. С. , учитель физики и математики,

ГБОУ СОШ с Падовка, м.р. Пестравский,

Самарской области

СОДЕРЖАНИЕ

  • Аналитический блок

1. Педагогическая технология

2.  Коммуникации

3. Коммуникативная компетенция.
4.
Коммуникативная единица общения.
5.
Коммуникативная ситуация
6.
Коммуникативная цель обучения

  • Характеристика выбранной образовательной технологии

7. Принципы коммуникативного обучения.

8.Виды коммуникативной деятельности

9. Коммуникативное обучение

  • Список литературы
  • Использованные материалы и Интернет-ресурсы 

Приложение 1

 Фрагменты уроков с использованием коммуникативного обучения

10. Урок –игра «Физическое домино»

11. Урок  в форме игры – Физический КВН

  1. 12.. Конференция по теме «Равномерное и неравномерное движение»

13. Экспериментальное задание (работа в парах).

14. Урок - решения задач «Расчет пути и времени движения»

15.  Отгадайте загадки

16. Составить условие и решить задачу

Приложение 2        «Неделя физики»


Аналитический блок

 В лексикон  каждого педагога в последнее время прочно  вошло и надежно закрепилось  понятие педагогические технологии.
Определение, наиболее близкое и понятное учителю: «Технология обучения – совокупность способов и средств педагогической деятельности, последовательное выполнение которых приводит к заранее намеченной цели».Технология  выступает как наука, отвечающая на вопрос «Как учить?», как реализовывать идеальный процесс обучения в конкретных условиях педагогической практики. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее
эффективность и результативность. 
     Коммуникация (лат. – делаю общим, связываю, общаюсь) – обозначает общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д. – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательной деятельности. В коммуникативной функции язык проявляет свою орудийно-знаковую сущность, благодаря чему коммуникация становится важнейшим механизмом становления индивида как социальной личности, проводником установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки. Будучи социальным процессом, коммуникация служит формированию общества в целом, выполняя в нем связывающую функцию» .
   Одним из основных для человека умений является способность правильно и выразительно говорить. Это дает ему возможность находить общий язык с другими людьми, поддерживать с ними добрые отношения. У говорящего появляется уверенность в себе, что немаловажно для становления его как личности.
Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.
Учитывая общую характеристику общения, исследователи определяют основные его функции. Единства в этом вопросе нет.
 

Одни различают две группы функций:

  • социальные – планирование и координация коллективной трудовой деятельности, управление и социальный контроль, обеспечение межгруппового взаимодействия;
  • социально-психологические – функции контакта, отождествления или противодействия.
    Другие выделяют три класса функций:
  • информационно-коммуникативные (связанные с передачей и приемом информации, познанием людьми друг друга.);
  • регуляционно-коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности);
  • адаптивно-коммуникативные (они определяют сферы человека).
        Третьи называют познавательные, эмоциональное и воспитательные функции (А.В. Ковалев).
        Все исследователи отмечают, что в реальном акте общения все функции переплетаются. Общение во всех его случаях есть процесс взаимовлияния.


   Вопросы обучения коммуникативной деятельности учащихся давно исследуются учёными (О.Д.Митрофановой, В.А.Скалкиным, В.Г.Костомаровым). Среди зарубежных коллег - это Г.Лозанов и его школа в Болгарии, Г.Э.Пифо в Германии и др. Все учёные внесли в теорию и практику, много  ценного.
 
Что же является составляющими такого сложного понятия как коммуникативная направленность в обучении? Приведём некоторые из определений понятий.
      Коммуникативная компетенция. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Почему, что, где, как говорят, какое значение придаётся отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств - всё это регулируется коммуникативной компетенцией

      Коммуникативная единица общения. Минимальной коммуникативной единицей общения является речевое действие. Она характеризуется тем, что всегда подчинена деятельности индивидуума или коллектива, обладает относительной законченностью и самостоятельностью; в ней, как правило, реализуется конкретная коммуникативная задача типа совета, общения, намерения (определение М.Н.Вятютнева). 
   
Коммуникативная ситуация – это совокупность конкретных экстралингвистических факторов, которые используются с определёнными целями.
   
Коммуникативный минимум – перечень различных по содержанию речевых действий, которые используются с определёнными целями. Названные речевые действия должны соответствовать коммуникативным потребностям учащихся. Коммуникативный минимум должен обеспечивать общение в заданном объёме, в него включаются речевые действия, необходимые для выполнения программ речевого поведения (М.Н.Вятютнев). 

   
Коммуниканты – участники коммуникации, создающие высказывание (тексты) и интерпретирующие их.
     Коммуникативная цель обучения – развитие у учащихся речевой компетенции (знание социальных, ситуативных, контекстуальных правил) в различных видах речевой деятельности на изучаемом языке. 
    Сложнее обстоит дело с определением коммуникативных целей обучения в средней школе. Это объясняется тем, что жизнь ещё не ставит перед учащимися прямых коммуникативных требований, поскольку на этом этапе обучения (начальные, да и средние звенья) будущая профессия обучающегося и круг его интересов ясно не определены.
Специалисты в области обучения иностранным языкам определяют следующий минимум конечных коммуникативных целей школьного обучения:

  • способность к рецепции (приёму) устного диалогического знакового продукта;
  • способность к трансмиссии (передаче) несложных диалогических и кратких монологических устных сообщений на школьные и общебытовые темы;
  • способность к рецепции письменных сообщений, достаточная для понимания облегчённых текстов литературно-художественного, общественно-политического и научно-популярного характера;
  • способность к трансмиссии письменных сообщений, достаточная для написания письма другу на школьные и бытовые темы. 

2. Характеристика выбранной образовательной технологии

Почему  я остановила свой выбор именно на этой  технологии?

Я считаю, что коммуникативная направленность преподавания  предмета заключается в том, что процесс обучения приближается к процессу коммуникации: на уроках обсуждаются те темы, которые соответствуют возрасту и интересам учащихся, их уровню развития, актуально значимы для участников общения; используются те речевые средства, которые функционируют в реальном процессе общения.

      Организация коммуникативного обучения предполагает соблюдение следующих принципов:

  • принцип речемыслительной активности учащихся, предусматривающий стимулирование речевой деятельности школьников, постоянное вовлечение их в процесс общения на изучаемом языке;
  • принцип индивидуализации, под которым понимается учёт всех свойств ученика как индивидуальности: его способностей, умений осуществлять учебную деятельность, личных качеств;
  • принцип функциональности, предусматривающий отбор лексического материала, адекватного процессу коммуникации;
  • принцип ситуативности, ролевая организация учебного материала. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста;
  • принцип новизны, предполагает обучение на неизвестном ранее материале. Новизна проявляется в различных компонентах урока: речевых ситуациях, организации урока, приёмах работы.
        Особое внимание акцентируем на умениях, связанных с речевой деятельностью (устной и письменной), в частности, таких, как:
  • умение учитывать ситуацию общения , то есть все без исключения её составные: адресата речи, тему и основную мысль высказывания, цель, место и продолжительность общения;
  • умение собирать материал, пользуясь разными источниками информации, систематизировать его, планировать будущее высказывание;
  • умение осуществлять самоконтроль, а именно: корректировать устную речь, редактировать написанное с точки зрения соответствия основному замыслу;
  • умение осуществлять замысел речевой деятельности (научиться пользоваться разными стилями речи, разнообразными языковыми средствами, выбирать их в соответствии с замыслом высказывания).
        По
    видам коммуникативной деятельности различаются и упражнения коммуникативного характера: вопросно-ответные, ситуативно-тематические, речевые.
        Одним из составляющих коммуникативно-ориентированного обучения физики есть принцип интерактивности, который основывается на применении различных видов общения: индивидуальных, групповых, коллективных.
        Рекомендуются такие формы коммуникативного обучения, как коллективный способ (КСО), групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, диспут, диалог, ролевые и деловые игры, мозговой штурм, мастерская, метод проектов, интегрированные уроки, межпредметные семинары , конференции.
        Эффективность групповой деятельности объясняется закономерностями общения и взаимодействия, при которых у участников появляется общий смысл и возрастает продуктивность совместного труда.

Совместная коллективная деятельность является мощным стимулирующим фактором развития ребенка.

При
коммуникативном обучении на основе общения осуществляется:

  • передача полученных знаний друг другу;
  • сотрудничество и взаимопомощь учеников;
  • разделение труда (распределение тем, заданий);
  • обучение с учетом способностей ученика;
  • развитие мышления;
  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • активизация учебно-познавательных процессов;
  • выбор соответствующих способов действия через взаимовлияние;
  • самооценка, самоконтроль и самокоррекция;
  • проявление самостоятельности и инициативы;
  • самоорганизация и саморазвитие ученика;
  • реализация учащимся роли соавтора учебного процесса;
  • самостоятельная постановка цели и выбор своего способа решения, мнения, суждения;
  • рефлексия, самоанализ, самопознание, через которые устанавливается отношение учеников к собственному действию и к себе, а также происходит самокоррекция.
        В арсенале обучения педагога наглядность, слайды, иллюстрации, компьютерная техника, аудиовизуальные средства, что способствует формированию коммуникативной компетенции, стойких аналитических умений школьников.
       
    Использование современных технологий является синтезом научного поиска и педагогической практики, способствует повышению результативности труда учителя, формированию и развитию речевых навыков устной и письменной речи, творческого потенциала учащихся, расширению  кругозора, приобщению их к русской и мировой культурами.

 

Список литературы:

1. Статья «Современные технологии в процессе преподавания русского языка».Полтавський обласний інститут післядиплом-2012. http://do.gendocs.ru/docs/

2.Аннушкин В.И. Русские учения об эффективной речи и практика их преподавания // Русский язык и литература, культура в школе и вузе. - 2006. - №1(7). – С. 10-13.

3..Михайловская Г.А. Обеспечить оптимальное соотношение системности и коммуникативности // Русская словесность. – 2006. - №1. – С.2-4.  

4.  Сокольская Л.Н. В ключе личностно-сорнентированной методики (из опыта работы блочной системы преподавания учительницы Янковской А.В.) // Всесвітня література. – 2000. – № 2. – С.57.
5.Шишова Н.Н. На коммуникативной основе // Всесвітня література – 2001. – №2. – С.63 – 64.

6.Физика 7 кл учебник.: учеб. для общеобразоват. учреждений  / Л.Э Генденштейн, А.Б. Кайдалов.- М.: Мнемозина,  2012 г.

7. Физика 7 кл задачник.: учеб. для общеобразоват. учреждений  / Л.Э Генденштейн, А.Б. Кайдалов.- М.: Мнемозина,  2012 г.

8. Задачи по физике для основной школы с примерами решений: Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат – М.: Илекса, 2011г.

9.Марон А.Е. Физика.7 класс : дидактические материалы  / А.Е. Марон , Е.А. Марон .- 3-е изд., стереотип.- М. : Дрофа , 2006г.

10. Открытый урок по теме «Механическое движение» (МБОУ «Зеленгинская СОШ»Шураева Сания Джумабековна, учитель физики и математики , учитель I категории)

11. Лингвистический энциклопедический словарь, 1990, с. 233

 Использованные материалы и Интернет-ресурсы 

1.http://img0.liveinternet.ru/images/attach/

2.http://newton-yar.ru/photos/catalog/ct

3.http://www.fizika.ru/

4. http://collection.edu.yar.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

Фрагменты уроков с использованием коммуникативного обучения

Урок –игра «Физическое домино»

 Сначала воспринимается ребятами настороженно: на уроке и в домино ? С учителем?  Но постепенно ребята рассаживаются вокруг «круглого» стола (это важно), получают карточки домино,  на которых нарисованы, приклеены (использую списанные учебники физики) картинки движения, единицы измерения величин, характеризующих движение, приборы движения(спидометр, сантиметровая лента, рулетка и т. д.)Задача та же , что и в домино – выйти первым из игры , соединив правильно единицы измерения с единицами измерения, величину движения с величиной движения и т. д.  Ребята, соединяя карты правильными сторонами, должны еще проговорить , что у них находится  на карте. Если ответ неверен, - пропускает ход. Верен ответ или нет, решают сами ученики и поэтому, они внимательно слушают ответ «соперников».

Урок  в форме игры – Физический КВН

 Класс делится на две команды, выбирают капитанов. Команды «Время» и «Путь». Девизы команд: «Тише едешь – дальше будешь» и «Поспешишь – людей насмешишь».Ученики попадают на разные  острова : «Скорость» (используя секундомер и линейку, определите с какой средней скоростью движется заводная игрушка),  «Расстояние» ( измерьте длину своего шага и  пользуясь этой мерой определите, какой вы проходите путь по коридору школы. Заметьте время своего движения), «Цена деления» ( На этом острове вам понадобятся ваши лабораторные умения, как вы проводили измерения, при помощи каких приборов и инструментов).и т.д.

  1. Конференция по теме «Равномерное и неравномерное движение»

Элементы формирования коммуникативного обучения можно рассмотреть на уроке – конференции – особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка сообщений, выступление с ним ) с активной работой всего класса(конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений)Учащиеся хорошо представляют материал по каждому виду движения , готовя аргументы в защиту своей теории и антиаргументы теории противника. На уроке – конференции ученики с одной стороны являются выступающими, с другой стороны оценивают труд своих товарищей. Задают вопросы. Проводят самооценку своей работы.

Результаты конференции: ребята показали свои умения работать в группе, приводить примеры видов движений, повысился уровень информационных умений учащихся; особенно это проявилось в поиске иллюстративного материала  в Интернете

Экспериментальное задание (работа в парах).

Рассчитать среднюю скорость, скатывающегося по желобу  шарика, используя предложенное оборудование


Урок - решения задач «Расчет пути и времени движения» . 

 (Можно разбить класс на 2,3,4, и более групп)

Мы разные движения изучали,

Как скорость, путь и время рассчитать, узнали.

Теперь попробуем мы знания применить.

Задачи интересные решить.
Загадка 1.
Крыльев нет, но эта птица,

Пролетит и прилунится

Чудо – птица, алый хвост,

 Пролетела в стаю звезд,

Хороша, как чудо света

Что ж летит, ответь?
Задача 1. 
Ракета движется со скоростью 7000м/с.За какое время она пролетит путь в 280000 м?
Ответ: 40 с
 
Загадка 2.
Чтобы он тебя повез,

Ему не нужен овес,

 Накорми его бензином

На копыта дай резину,

И тогда поднявши пыль, побежит…
Задача 2.
Определите среднюю скорость автомобиля, которому предстоит путь длиной 300 км. Первую половину этого пути он проехал за 1,5 ч, а вторую за 2,5 ч. (скорость выразить в км/ч).
Ответ: 75 км/ч.
 
Загадка 3.
Он гудит и чертит мелом,

Он рисует белым – белым,

Смело в небе проплывает,

человек им управляет,

обгоняет птиц полет.

Что такое? 
Задача 3.
Какой путь пролетает самолет, движущейся в течение 10 минут со скоростью 720 км/ч? 
Ответ: 120000 м (120км) 
Загадка 4 
Кто далеко живет,

 Тот пешком не пойдет.

Наш приятель тут как тут,

Всех домчит он в пять минут.

 Эй, садись не зевай, Отправляется...
Задача 4 
Трамвай движется со скоростью 36км/ч.Выразите эту скорость в метрах в секунду (м/с)
Ответ: 10 м/с
 
Загадка 5 
Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой,

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой В четыре такта его цикл, это быстрый…
Задача 5
 
Мотоцикл движется со скоростью 54 км/ч,а человек – со скоростью 2 м/с.Изобразите эти скорости графически.(масштаб: 1 клетка – 2м/с)
Загадка 6 
Ест он уголь, пьет и воду,

А напьется, даст и ходу.

Что ни говори, силен,

Хоть дымит порою он,

Везет обоз на сто колес,

Это сильный …
Задача 6 
Поезд за первые 0,5 мин проехал 600 м. какой путь он пройдет за 0,5 ч, двигаясь с той же скоростью
Ответ: 12000 м
Графики скорости 
По графикам скорости I и II путей двух равномерно движущихся тел определить скорость каждого тела.

Графики скорости.
По графику скорости определить путь, пройденный телами за 3 с.

Вот закончился урок,

Знания пошли вам впрок.

Я хочу совет вам дать:

Надо физику читать,

Чтоб задачи все решались

И ответы получались,

И тогда оценки «пять»

Будешь на уроках получать

Отгадайте загадки и подумайте, почему именно они пришли к нам сегодня на урок? (связать с темой «Механическое движение»)

Железные избушки

Держатся друг за дружку.

Одна с трубой -

Тянет всех за собой. (Поезд)

Лёгкий и воздушный, Ветерку послушный.

 В облаках летает,  А куда – не знает. (Шарик)

 Всю жизнь ходят в обгонку, 

 а обогнать друг друга не могут. ( Ноги.)   (Все загадки так или иначе связаны с механическим движением)

Составить условие и решить задачу, используя данные:

1 ряд – путь 3 км;

2 ряд – время 3 часа;

3 ряд – средняя скорость 3 км/ч

Приложение 2 : «Неделя физики»

http://nsportal.ru/21cekbrjdyf08



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по физике (7 класс) по теме "Механическое движение" (урок - решение задач)

Презентация по физике 7 класса по теме "Механическое движение"...

Изучение механического движения с использованием графиков

Интегрированный урок по математике и физике...

«Проектирование урока истории в режиме технологии проблемного обучения».

Примером работы учителя истории в режиме технологии проблемного обучения может быть модель урока по изучению темы «Земледельцы Аттики теряют свободу» с составлением технологической карты. ...

Проектирование урока математики в режиме технологии модульного обучения

На протяжении нескольких лет целью образовательного процесса считался выпускник, овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном этапе бол...

Урок физики 7 класс по теме "Сложение сил, направленных по одной прямой". Изучается в разделе "Механическое движение. Силы в природе" Автор учебника С.М. Андрюшечкин, издательство "Баласс"

Данный урок является продолжением темы "Механическое движение. Силы в природе". Урок отвечает требованиям ФГОС. Оснащен презентацией, лабораторной работой, тестом в формате Excel....

План-конспект урока физики 7 класс "Решение задач по теме "Механическое движение", "Масса", "Плотность"""

План урока по физике 7 класса к учебнику Перышкина по теме "Решение задач"...