Дистанционное обучение в гимназии
статья по физике на тему

Ксенофонтова Лариса Витальевна

 

В данной статье делается попытка обосновать  использование дистанционного образования в современной школе, познакомить с некоторыми формами дистанционного обучения, применяемыми в гимназии на данном этапе, а так же оценить положительные и отрицательные моменты использования дистанционной образовательной системы при изучении физики в данном учебном заведении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obuchenie.docx45.95 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС  ОШ I СТУПЕНИ – ГИМНАЗИЯ №1                     г. КЕРЧИ

                                                                                                                                                                                                           

Дистанционное обучение в гимназии  

Практическая статья

Керчь  

  2014 г.

Учитель физики Ксенофонтова Л.В.


Традиционная система обучения, ориентированная на передачу суммы известных знаний, сегодня не может удовлетворить потребность в развитии интеллекта ученика и его готовности войти в пространство профессиональной деятельности после завершения обучения. Что бы адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям школьник должен обладать элементами универсального образования и владеть средствами дистанционных технологий.

Сегодня учителя все чаще сталкиваются с такими противоречиями, как:

  • фронтальными формами обучения и индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности ученика;
  • необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения;
  • настоятельной необходимостью развивать творческий потенциал личности и отсутствие условий для индивидуальной работы с каждым учеником;
  • стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовывать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.

Дистанционное образование позволяет обойти эти трудности  и дает возможный ответ на поставленные вопросы. Дистанционное образование - это такая форма обучения, когда учитель  и ученик  могут находиться на любом расстоянии друг от друга.  В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового дифференцированного обучения, самостоятельность в самообразовании школьника, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика. Оно использует такие достижения как компьютерные и информационные технологии, учебное телевидение, спутниковые системы связи, распространение компьютерных учебных программам, видеодисков и т.д.

В данной статье делается попытка обосновать  использование дистанционного образования в современной школе, познакомить с некоторыми формами дистанционного обучения, применяемыми в гимназии на данном этапе, а так же оценить положительные и отрицательные моменты использования дистанционной образовательной системы при изучении физики в данном учебном заведении.  

  • I —

В настоящее время дистанционное обучение в гимназии существует далеко не в полном объеме. Используются отдельные элементы, которые в процессе обучения физики позволяют решать поставленные задачи и добиваться соответствующих результатов.  Применяются три вида дистанционных технологий.

Первый вид - кейс-технология на основе бумажных носителей. Это    распечатка условий физических задач различного уровня сложности, алгоритмов их решения,  инструкций для выполнения экспериментальных домашних заданий, учебно-методические пособия, и. т. п.

Ученик, проявивший желание дополнительно изучать физику в рамках подготовки к предметной олимпиаде или с целью подготовки к ЕГЭ,  занимается по индивидуальному плану,  согласованному с учителем. Задача учителя  - организовывать основные этапы его обучения. Ученик получает консультации учителя по непонятным, интересующим его вопросам физики, отдает учителю на проверку выполненные задания,  контрольные тесты. Асинхронное, как правило, общение ученика и учителя (тьютора), предполагает обмен сообщениями через электронную почту. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Также  учитель непосредственно встречается с учеником для консультаций в школе, в специально отведенное для этих занятий время.

Такая форма обучения ненапряженная: учитель, дав задание ученику, не стоит „над его душой”, ученик может свободно подумать, составить ответы, решить задачу, поработать с тестами. Когда ученик готов, он сдает выполненные задания, а учитель проверяет его знания.

Вторая технология - это интернет-обучение, изучение отдельных вопросов   физики с помощью Интернет-сайтов, с использованием мультимедийных технологий, аудио и видео интернет-трансляций, аудио и видео интернет-конференций, программ на CD-ROM, слайд фильмов, анимации, графики. В этом случае, на учителя возлагается функция быстро и гибко координировать меняющиеся потребности ученика, помочь ему сориентироваться в широком  спектре образовательных ресурсов сети Интернет.

Учителя, работающие много лет в классно-урочной системе, чаще всего рекомендуют ученикам то, что для них привычно, только через Интернет. Это, в первую очередь,  видео уроки, видеолекции, видеокассеты, а так же веб-конференции (аудио и видео), курсы дистанционного обучения с видео трансляцией и. т. п.  

Содержательную основу таких курсов составляют лекции преподавателей и простейшие графические объекты - рисунки на доске. При таком подходе учителя к предоставлению информации вовлеченность ученика в учебный процесс не может быть высокой. Это отрицательно сказывается на усвоении им необходимых знаний, на приобретении прогнозируемых навыков и умений;

В гимназии, при организации  интернет - обучения физики, ученикам, безусловно, предлагались и такие Интернет-ресурсы. В частности, учащиеся 11 и 9-Б классов участвовали в этом учебном году в работе вебинара „Виртуальная школа МАН“ при Таврическом национальном университете имени В. И. Вернадского (Симферополь).

Но с целью сделать процесс обучения более творческим и индивидуальным, открыть новые возможности для самовыражения ученика, в гимназии при организации дистанционного образования стремились использовать новые инструменты и новые модели обучения.

Для первоначального знакомства с ресурсами Интернета учащимся предлагается с краткой аннотацией список различных электронных адресов информационных порталов, образовательных сайтов и мультимедийных курсов.  Предпочтение отдается тем сайтам, на которых размещается учебно-методический комплекс с мультимедийным представлением учебного материала, справочниками,  системой самотестирования, дидактическим интерактивными элементами, публикациями  учебно–методической литературы в гипермедийном варианте,  полнотекстовая библиотека.

Используя в  полной мере такой мощнейший  виртуальный инструментарий, ученик избегает многочасового поиска нужной информации в библиотеке, а пройдя процедуру регистрации на компьютере (если в том есть необходимость), приступает к изучению теоретического материала у себя дома или в любом другом месте, где есть интернет. Кроме того, компьютерная графика, анимация, видео, звук, других мультимедийные компоненты дает уникальную возможность сделать изучаемый материал максимально наглядным, а потому понятным и запоминаемым.

Готовые программные продукты позволяют  существенно сократить время на подготовку к уроку. Они содержат хорошего качества наглядно-иллюстративный материал к учебникам, справочную информацию, дополнительный материал. расширяющий кругозор учащихся. Интерактивные лабораторные работы позволяют  в полном объеме выполнить практическую часть учебной программы, особенно в тех случаях, когда опыт нельзя провести по объективным причинам  в лабораторных условиях.  При изучении физики очень важно, что насыщенная интерактивность позволяет изучать  природные процессы и законы с помощью математических моделей.

С их помощью возможно визуализировать те явления, которые невозможно изучать в реальном эксперименте, варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерного эксперимента и опять его повторять.          

После изучения теоретических сведений ученик, работая с программами, которые обладают необходимым уровнем обратной связи (имеют блоки контроля знаний в виде тестовых заданий), ученик может проверить, как он понял и усвоил изученный материал, организовать самоконтроль, самооценку и коррекцию своих знаний, умений и навыков.

В 2012 - 2013 учебном году в гимназии был запущен  в работу инновационный проект «Щоденник.ua», способствующий развитию образовательной системы гимназии с учетом современных интернет-технологий. Проект сочетает в себе четыре направления, одно из которых дистанционное обучение. Эта электронная сеть позволяет учителям выкладывать на своих страничках разнообразные задания, как для всех учащихся класса, так и индивидуальные и отслеживать  статус их выполнения.  К заданиям можно прикреплять необходимые файлы. Ученики в удобное для них время, в рамках указанного для данной работы сроках,  выполнять задания и  через Дневник отправляют результаты учителю. Эта функция портала позволяет  задавать разноуровневые дифференцированные задачи, контролировать ход их выполнения и анализировать допущенные в работе ошибки.

Образовательная сеть «Щоденник.ua» имеет онлайн-библиотеку с методической литературой, тексты, картинки, видео, аудио и презентации по всем предметам. В библиотеке представлено несколько тысяч художественных произведений, в первую очередь те, которые изучаются по школьной программе. Медиатека вмещает большое количество учебных ресурсов в виде текстов, изображений, аудио и видео файлов, презентаций. Удобные каталоги позволяют быстро найти необходимую информацию и учебную литературу по тематике, автору, или названию. Узнать значение слова, найти синонимы или расшифровку терминов можно в различных словарях, представленных в Дневнике. С помощью технологий Google, в Дневнике, можно осуществить перевод текста более чем на 20 языков мира. Разработана электронная система, дает возможность ученику пройти тесты ВНО прошлых лет по различным предметам, в частности, по физике и сразу узнать результаты.

Таким образом, «Щоденник.ua»  дает простой, быстрый, и бесплатный доступ к чтению учебного материала в мультимедийном исполнении, тестированию, методическому сопровождению учебного процесса, электронному журналу, планировщику занятий. А так же есть удобная обратная связь: текущий контроль знаний  в виде различного типа интерактивных тестов, виртуальных практикумов и лабораторных работ, контрольных работ в режимах On-line или Off-line. Все это позволяет  формировать информационно - коммуникативную компетенцию учащихся, повышать их уровень функциональной грамотности в сфере информационных технологий; Это дает возможность учащимся гимназии все активнее участвовать в предметных дистанционных конкурсах и On-line олимпиадах, получая  радость от интеллектуальных соревнований, возможность испытать свои силы и знания, самореализоваться и самоутвердиться;

Дистанционное обучение играет важную роль в подготовке учащихся к ВНО. При этом выделяются следующие положительные диспозиции дистанционного обучения:

  • возможность ученика к усвоению максимального объема необходимых знаний, которые не могут быть включены в привычные классно-урочные формы или формы подготовительных курсов для абитуриентов.
  • возможность психологической адаптации при подготовке к ВНО.
  • подготовка в комфортных для ученика условиях.
  • возможность родительского контроля над знаниями учеников.

Специфической особенностью одаренных детей является потребность в обсуждении своих знаний. И для этих целей очень хорошо подходит третий, весьма интересный способ дистанционного обучения  с использованием программы «Skype». Обучение по этой программе современно и  познавательно, так как с ее помощью можно организовывать дискуссии, диспуты, обсуждение результатов работ учащихся. Школьники после таких занятий получают не только определённый запас  знаний, но и приобретают новых друзей-единомышленников, с которыми они и в дальнейшем могут общаться, обсуждать возникающие проблемы и трудности, консультироваться по решению конкретной задачи.

В отличие от второго метода,  который позволяет организовать самостоятельную работу учащихся с информационными базами данных сайта, метод обучения по «Skype» предполагает прежде всего живое общение. При этом обучение становится  более полноценным, так как недостаток личного контакта компенсируется за счет виртуального и  достигается имитация реального общения. Этот вид дистанционного обучения максимально приближается к реальным занятиям в классе.

Малое количество практических занятий, что является одним из минусов дистанционного обучения, в этом методе становится плюсом. Потому что все занятия через «Skype» и есть практические: учащиеся задают вопросы, обсуждают решения задач, предлагают свои варианты выхода из той или иной ситуации. В этом методе никакие контрольные работы и проверочные тесты не нужны. Важно научить школьников не только решать задачи экспериментальные, расчетные задачи, справляться с заданиями творческого и исследовательского характера, но и сотрудничеству,  самоанализу собственной деятельности и умению формировать адекватную самооценку.

  • II —

Новое во всех трех методах дистанционного обучения, применяемых в гимназии на данном этапе, состоит в том, что учитель:

  • управляет познавательной деятельностью ученика, переходя с позиции дающего знания (педагог) в позицию организатора (тьютора)
  • мотивирует познавательную деятельность ученика за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;
  • организует самостоятельную работу, включая работу с источником знаний;
  • использует коллективные способы обучения, организует взаимопомощь;
  • оказывает помощь ученику в процессе обучения, проявляет внимание к результатам его самостоятельной деятельности;
  • создаёт ситуацию успеха так как разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику;
  • создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества

Как и в традиционном обучении, эффективность дистанционного образования зависит от качества используемых учебных материалов и мастерства учителя. Однако при организации дистанционного обучения следует обратить внимание на следующие моменты:

  • в центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность ученика;
  • необходимо, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации, умел работать с этой информацией, используя различные способы познавательной деятельности, обладал необходимыми приемами работы с компьютером и в сети Интернет;
  • самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, предусматривающую применение полученных

Анализируя опыт применения дистанционного обучения в гимназии, можно отметить  такие достоинства данного метода, как

  • развитие у школьников навыков самостоятельной работы
  • возможность заниматься в удобное время, в комфортном месте, в подходящем темпе;
  • возможность индивидуализировать и дифференцировать обучение с учетом личных особенностей школьника;
  • технологичность, то есть использование в процессе обучения информационных технологий, позволяет учащемуся обращаться к самым различным источникам информации (библиотекам и базам данных, электронным и обычным пособиям), что повышает интенсивности обучения;
  • возможность размещения своих материалов для учителей и учащихся  на странице школьного сайта „Республика ШКОД“ или в сети «Щоденник.ua» (подготовка к урокам, олимпиадам, конкурсам, научные проекты, презентации и. т. п.)
  • возможность для гимназистов активно участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах различного уровня;
  • возможность обеспечить более частый контроль знаний, за счет многообразия  контрольных и тестовых заданий;

Основной недостаток дистанционного обучения связан с отсутствием «живого» общения ученика с учителем. Если рядом нет преподавателя, который обычно эмоционально окрашивает знания, способствует мотивации обучения и восприятию материала, это, конечно, значительный минус. Однако данный недостаток частично нивелируется за счет применения видео, электронной почты, программы «Skype». Так же дистанционного образования не дает достаточное количество практических занятий, необходимых для закрепления теории и более качественного усвоения знаний. Кром того, при таком образовании обучение ведется в основном только в письменной форме. и для некоторых школьников отсутствие возможности излагать свои знания в устной форме может повлечь за собой некачественное усвоение знаний.

Если подвести итог, то дистанционное образование быстро осваивается современными школьниками и предоставляет большой объем разнообразных образовательных ресурсов, дает им уверенность в себе, создает более комфортные условия для самореализации и творчества, увеличивает круг общения. Опыт показывает, что учащийся, обучающийся дистанционно, становится более самостоятельным и ответственным.  Но все-таки не стоит забывать традиционное образование, которое дает ученику больше практических навыков и умений. Дистанционное обучение пока рекомендуется получать, как дополнительное.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Элементы дистанционного обучения как средство активизации образовательной среды гимназии

Интерес к дистанционному обучению в последнее время постоянен. В школах, также как в вузах, оно уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обуче...

Статья/ Дистанционное обучение.Тема: Технология организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении дистанционно.

В своей статье мне бы хотелось затронуть те аспекты педагогической деятельности, которые в той или иной степени важны для меня, как учителя, стремящегося дать как можно больше знаний своим ученикам....

«Электронно-образовательные ресурсы как средство дистанционного обучения учащихся» (на примера предмета «Русский язык») ГБОУ Гимназия №261

В статье предлагается опыт работы использования электронно образовательных ресурсов как средства обучения учащихся на уроках русского языка....

Оценка возможности организации дистанционного обучения в ГБОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга

Внедрение дистанционного обучения в образователь­ную организацию — процесс длительный и сложный. На началь­ном этапе важно оценить востребованность дистанционного обучения в образователь...

ПОЛОЖЕНИЕ (ПРОЕКТ) О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГБОУ ГИМНАЗИИ № 49 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Проект положения «О порядке организации дистанционного обучения  в ГБОУ гимназии № 49 приморского района» Санкт-Петербурга»  регулирует применение технологий дистанционного...

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...