Элементы дистанционного обучения как средство активизации образовательной среды гимназии
статья по информатике и икт по теме

Бордачева Любовь Николаевна

Интерес к дистанционному обучению в последнее время постоянен.

В школах, также как в вузах, оно уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. 

Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения.

В современных условиях широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования, очевидным становиться факт, что за дистанционным обучением - будущее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бордачева Любовь Николаевна, учитель физики и информамтики

Элементы дистанционного обучения как средство активизации образовательной среды гимназии

Обучать – нелегкая задача,

Научить – задачка посложней.

Только тот учитель настоящий,

Кто легко справляется и с ней.

А. Москвичева

Все стремятся, обучая научить.

Главная цель моей педагогической деятельности – воспитать функционально грамотную личность, готовую жить, учиться и работать в современном информационном обществе.

Я преподаю информатику. Информатика и ИКТ тесно связаны с различными дисциплинами. Информационные технологии в настоящий момент настолько разнообразны, что их широкие возможности незаменимы для обработки данных в любом из направлений профессиональной деятельности человека.

В современном педагогическом сообществе возлагают большие надежды на дистанционное обучение, как средство оперативного взаимодействия между преподавателем и учеником, находящимся вне классной аудитории.

Система дистанционного обучения функционирует на основе нормативной базы, предоставляемой Законом РФ «Об образовании».  

Введение новых стандартов образования как приоритетные направления определило формирование предметных и метапредметных компетенций, ведущими из которых являются исследовательские, коммуникативные, ИКТ - компетенции. А это требует от школы формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть ориентироваться в информационном пространстве. В связи с этим учитель сталкивается с рядом проблем. Как выполнить социальный заказ общества? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству. Одним из путей решения этих проблем является использование возможностей дистанционных образовательных технологий в практике работы учителя. 

Говоря о дистанционном обучении в школе, прежде всего необходимо определить тот круг задач, которые должно решать дистанционное образование.

Сразу необходимо отметить, что констатируя неизбежность проникновения информационных технологий в школьную жизнь, никто не собирается производить подмену понятий и заменять учителя «бездумной электроникой». Никакие электронные сервисы не способны научить наших детей любить родную землю и быть Человеком. Однако, современные методы обучения способны помочь учителю более творчески реализовать свое предназначение.

Для начала немного теории. Что же такое дистанционное обучение в современном понимании?

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. В некоторых случаях необходим приезд обучающегося для сдачи экзамена или защиты выпускной работы.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line, это наиболее распространенные формы дистанционных занятий:

1) on-line: режим, при котором преподаватель и ученик в определенное время встречаются в Сети, связываются по Скайпу и работают синхронно, используя материалы, размещенные на сайте;

2) off-line: ученик работает с материалами курса в удобное ему время, преподаватель организует, контролирует и направляет процесс обучения. Интенсивность занятий легко регулируется.

Интерес к дистанционному обучению в последнее время постоянен. В школах, также как в вузах, оно уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения.

Необходимость (причины) введения дистанционного обучения в гимназии.

Несомненно, этот вариант обучения незаменим при работе:

 - с учениками, которые не посещают школу по состоянию здоровья (обучающиеся на дому);

 - очень удобно проводить факультативные занятия для учащихся 10-11 классов, которым иногда бывает сложно найти время для посещения очных факультативов в школе, но которые хотели бы получать дополнительные знания;

 - дистанционные консультации приносят пользу тем, кто пропустил занятия в школе в силу разных причин (спортивные соревнования, выступления в эстрадных конкурсах, отдых с родителями за границей) или просто не всё понял на уроке;

 - выполнение проектов и исследовательских работ;

 - работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания)

 - увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и т.д.)

Но не только этим ограничивается область применения материалов для дистанционного образования.


Я приведу несколько примеров дистанционного обучения, которые можно использовать в своей работе каждому учителю.

Элементы дистанционного обучения в гимназии

  1. Проект InternetUrok.ru - бесплатное дистанционное обучение от профессиональных преподавателей!

это коллекция видеоуроков по основным предметам школьной программы — постоянно пополняемая, в открытом доступе и без рекламы.

Такая интернет школа с лекциями опытных преподавателей, открытая в любое время и работающая совершенно бесплатно, способна обучить ребенка многому из образовательной программы.

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Коллекция включает в себя цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, предназначенные для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса, что делает его более интересным и эффективным.

  1. Дистанционные конкурсы и олимпиады.

Важную роль в образовательном процессе школы играет работа с одаренными детьми. Здесь на помощь нам приходят дистанционные образовательные технологии, участие педагогов школы и обучающихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, конференциях различной направленности.

  1. Дистанционные курсы для учителей.

Например:

а) центр дистанционного образования «Эйдос» 

б) открытый виртуальный университет повышения квалификации работников образования «Университет ПРОСВЕЩЕНИЕ»;

в) Социальная сеть работников образования nsportal.ru

г) Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

  1. Общение между учителем и учащимся с помощью электронной почты:

рассылка учебных заданий, вопросы преподавателя и к преподавателю.

Почта@Mail.ru — крупнейшая в России бесплатная электронная почта. Для того чтобы ей воспользоваться, вам необходимо пройти простую регистрацию на портале Mail.Ru и Почта будет доступна с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.

  1. Школьный сайт

Школьный сайт также дает возможность дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса.

С сентября 2013 года будет работать новый сайт, на котором помимо ведения электронного журнала, каждый учитель может разместить в своем профиле рекомендации по выполнению домашнего задания, справочную информацию, методические разработки, виде - аудиофайлы, мультимедийные презентации. Для обратной связи используются блоги, форумы, конференции, которые могут создать все участники школьной сети.

  1. Использование возможностей сетевых профессиональных сообществ «Открытый класс», «nsportal.ru», «Про школу.ру», «Сеть творческих учителей».

  1. Видеосвязь с обучающимися с использованием программы Skype.

Многие из вас используют эту программу для общения с друзьями и родственниками, которые находятся на удаленном расстоянии.

Например, эту программу можно использовать в организации внеклассной работы по английскому языку, виртуального общения обучающихся гимназии с зарубежными сверстниками.

  1. Сайты для подготовки к ГИА, ЕГЭ

Например, на сайте http://www.uztest.ru легко подготовиться к тестированию по информатике и математике. Учитель может проводить контрольные уроки, тренинги в компьютерном классе, подключенном к Интернет,  давать учащимся индивидуальные задания, которые они могут решать с домашнего компьютера. При каждой загрузке страницы ученик получает новое задание. При выполнении задания  можно отключиться от Интернета.

  1. Виртуальные музеи

Виртуальные музеи могут посетить любые школьники, не выходя из компьютерного класса. Например, на сайте http://www.museum-online.ru собраны картины самых известных художников, можно ознакомиться с биографиями художников, информацией об их картинах.

  1. Дистанционные учебные сетевые проекты

Основной формой организации учебной деятельности учащихся в Сети стал сетевой учебный проект

Как известно, форма обучения – очная или дистанционная, сама по себе не влияет на конечный результат. Дети сами не бегут в школу, не хватают учебники и задачники вместо игр и телевизора, если им учиться неинтересно.

Для образования в любой форме нужен мотив. Дистанционное образование поначалу может привлекать некоторой новизной. Но оказывается, что дальше требуются такие нешуточные качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека.

Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения.

Я предлагаю создать коллекцию видео уроков или их элементов учителей нашей гимназии, которые будут выложены на сайте гимназии и могут быть использованы учениками, а также учителями в своей работе.

В современных условиях широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования, очевидным становиться факт, что за дистанционным обучением - будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование инновационной образовательной среды гимназии как условие развития исследовательских компетенций обучающихся

Федеральный государственный образовательный стандарт  начального и основного общего образования определяет исследовательскую деятельность школьников как ведущую технологию обучения, речь идет о р...

Дистанционное обучение как средство создания индивидуальной образовательной траектории учащихся

Дистанционное обучение как средствосоздания индивидуальной образовательнойтраектории учащихся...

Мастер-класс "Реализация элементов дистанционного обучения для создания инновационной образовательной среды" 2019

Мастер-класс "Реализация элементов дистанционного обучения для создания инновационной образовательной среды"  https://vk.com/kmt46ru Мастер-класс по организации дистанционного...

Методическая разработка «Новые формы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности как условие создания открытой образовательной среды гимназии» (из опыта работы ГБОУ гимназии №155)

Данная методическая разработка легла в основу работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности и созданию открытой образовательной среды гимназии, в ходе которых появилась триада новых спортивны...