выступление на научно-практической конференции
проект по физике (11 класс) на тему

Романова Елена Дмитриевна

Выступление учащегося Шмелёва Ивана на научно практической конференции  г Гуково. В  ходе исследования были изучены различные свойства стекла  и сфера его использования. Добавляя те или иные примеси, мы можем формировать материал с заданными свойствами. Выбрасывая  в мусор   стеклянную бутылку стоит задуматься какие полезные изделия можно изготовить при  его вторичном использовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«О пользе стекла»

Автор: Шмелёв Иван

 Раздел I

Введение

Актуальность выбора темы исследования

4 апреля 2015г научная общественность отмечает памятную дату: 250 лет со дня смерти Михаила Васильевича Ломоносова, первого русского учёного-естествоиспытателя мирового значения, поэта. Изучая творчество  Ломоносова,  я наткнулся  на удивительное произведение  «О пользе стекла….» в котором описаны основные свойства этого материала и широкое его применение. Даже в современном мире стекло является самым широко применяемым материалом в быту, строительстве, на транспорте благодаря своим уникальным качествам: прозрачности, твердости, химической устойчивости к активным химическим реагентам, относительной дешевизне производства. Без него невозможно изготовить оптические приборы, телевизоры, космические корабли и др. Несмотря на успехи в создании новых материалов широкого назначения, неорганические стекла после камня, бетона, металла прочно занимают одно из главных мест среди используемых в практике

Цель моей работы: выяснить,  почему стекло широко используется в различных сферах деятельности человека.

Гипотеза, которую предполагается проверить: разнообразие в применении связано со свойства стекла.

Для решение этой проблемы поставлены следующие задачи:

  1. Выяснить, что такое стекло и какие разновидности стекла широко используются.
  2. Определить  какие свойства являются определяющими в использовании  на практике.

Был составлен план работы:

  1. Найти в интернете материал по истории, видам и сферам применения стекла.
  2. Определится с объектом исследования
  3. Подобрать и разработать алгоритм экспериментальной части.
  4. Выполнить эксперименты и обработать результат
  5. Сделать обобщённый вывод.

Раздел II

Теоритическая часть

Виды стекла и их применение

Стекло- это аморфное вещество, не имеющее определённой температуры плавления,( что позволяет изготавливать из него тела самой разной формы.) относящееся к разряду - твёрдое тело/жидкость. В зависимости от основного используемого стеклообразующего вещества, стёкла бывают оксидными (силикатные, кварцевое, германатные, фосфатные, боратные), фторидными, сульфидными. Базовый метод получения силикатного стекла заключается в плавлении смеси кварцевого песка (SiO2), соды (Na2CO3) и извести (CaO). В результате получается химический комплекс с составом Na2O•CaO•6SiO2. Оно составляет около 90 % получаемого в мире стекла.

Больше половины всего выплавляемого стекла перерабатывается на листы для остекления зданий. В строительстве применяются.

Прозрачное стекло.

Цветное стекло

Армированное стекло

Узорчатое стекло

Солнезащитное стекло

Теплосберегающие стекла

Закаленное стекло

Многослойные стекла

Увиолевое листовое стекло

Зеркальное, полированное стекло

Кафедральное стекло

Сталинит.

Стеклянная сталь

Кварцевое стекло

Стеклянное волокно

Около трети всей стекольной продукции - сосуды самого разнообразного типа, фасона и назначения. Замечательные декоративные свойства стекла (способность воспринимать различные окраски, передавать игру света, разнообразие в переходах от кристальной прозрачности через все степени замутнения до полной непрозрачности) обусловили существование особой группы изделий, объединяемых общим названием "художественное стекло". Сюда относится художественная столовая посуда, монументальные стеклянные изделия (барельефы, торшеры, вазы, люстры и др.) и разнообразные отделочные материалы (плитки и листы для облицовки стен, полов зданий, карнизы, фризы и др., использование стекла в витражах).

Виды многообразие видов стекла обусловлено многообразием добавок. Хрусталь – это, на самом деле, тоже стекло со специальными добавками. Ранее это был свинец; сегодня свинец заменяют на барий. Хрусталь должен содержать не менее 24% свинца или бария.

Вазелиновое стекло (урановое стекло) – особая разновидность стекла с добавлением в стекломассу оксида урана, которая в лучах ультрафиолета фосфоресцирует желто-зеленым светом.

В виде стеклоэмалей, непрозрачных тонких стекловидных слоев различных цветов, стекло используется как защитное покрытие, предохраняющее металлические изделия от разрушения и придающее им внешний вид, удовлетворяющий эксплуатационным и эстетическим требованиям. Стеклоэмали применяются при изготовлении химической и пищевой аппаратуры, посуды, изделий санитарной техники, труб, вывесок, облицовочных плиток, ювелирных изделий Оптическая промышленность и оптическое стекло позволили создать современные точнейшие оптические приборы во всем разнообразии их типов и назначений (обычные очки, микроскопы, телескопы, фото- и киноаппараты и др.).

Особо чистое кварцевое стекло используется для изготовления волоконных световодов при создании волоконно-оптических линий связи, позволяющих передавать большие объемы информации.

Отдельный класс стекол образуют так называемые лазерные стекла. Это многокомпонентные стекла различной природы, активированные неодимом.

Раздел III.

Практическая часть

Лабораторные исследования

Объекты исследования:

  • лабораторное стекло,
  • оконное стекло,
  • художественное стекло,
  • жаростойкое стекло,
  • цветное стекло.  

Характеристики для исследования:

  • химическая активность,
  • теплопроводность,
  • теплоёмкость,
  • прозрачность,
  • отражающую способность.

Результаты исследования:

Химическая активность  стекла проверялась воздействием  соляной и серной кислоты на  представленные образцы.

Лабораторное стекло

Оконное стекло

Цветное стекло

Жаростойкое стекло

Художественное стекло

Серная кислота

Повреждений нет

Повреждений нет

Повреждений нет

Повреждений нет

Повреждений нет

Соляная кислота

Повреждений нет

Повреждений нет

Повреждений нет

Повреждений нет

Повреждений нет

Вывод: Каждый из этих видов стекла может быть использован для хранении пищевых  продуктов, химически активных веществ, облицовочных материалов.

Прозрачность, как основное качество имеет огромное .значение.

Оборудование: датчик освещённости цифровой лаборатории SensorLab, светодиодный источник света, планшет преподавателя цифровой лаборатории SensorLab.

Лабораторное стекло

Оконное стекло

Цветное стекло

Жаростойкое стекло

Художественное стекло

Освещённость  на входе

1245

1232

1232

1232

1232

Освещённость на выходе

1206

1078

768

552

1052

Процент пропуска

96

87,5

62,3

37,5

85,3

Вывод: изготовления изделий, для которых потери световой энергии  должны быть минимальны подходят лабораторное стекло,  прозрачное оконное стекло ( к примеру телицы), художественное стекло (люстры и плафоны), для изготовление витражей подходит цветное стекло.

Отражающая способность.

Лабораторное стекло

Оконное стекло

Цветное стекло

Жаростойкое стекло

Художественное стекло

Вид отражения

Зеркальное

Зеркальное

Диффузное

Диффузное

Диффузное

Вывод. Для изготовления  зеркальных поверхностей используется лабораторное или оконное стекло.

Градиент температуры  различных видов стекла. Даёт возможность оценить скорость нагревания и  теплопроводность

Оборудование: датчик температуры поверхности  цифровой лаборатории SensorLab, спиртовка, миллиметровая линейка, планшет преподавателя цифровой лаборатории SensorLab.

Лабораторное стекло

Оконное стекло

Цветное стекло

Жаростойкое стекло

Художественное стекло

Градиент температур

 °С/см

0,02

0,02

0,01

0,01

0,01

0

0,03

0,02

0,01

0,01

0,01

0

0,02

0,01

0,01

0

0

0

0,04

0,03

0,02

0,01

0,01

0,01

0,02

0,01

0,01

0

0

0

Вывод: стекло плохо проводит тепло. Из стеклянной посуды удобно пить горячий чай.   Однако со временем стекло всё же нагревается. Из приведённых образцов лучшей теплопроводностью обладает жаростойкое тепло.

Удельная теплоёмкость , ещё  одна важнейшая характеристика

Оборудование  калориметр лаборатории  Lмикро, весы с разновесами,  термометр.

Лабораторное стекло

Оконное стекло

Жаростойкое стекло

 Удельная теплоёмкость  Дж/(кг С)

900

976

700

Вывод:

Из приведённых образцов жаростойкое стекло имеет более низкую теплоёмкость, следовательно оно будет нагреваться быстрее. В сочетании с жаростойкими добавками эта характеристика является определяющей для изготовлении посуды.

Раздел IV

Вывод

Выполнив исследования я пришёл к глубокому убеждению, что стекло- удивительный материал. Сфера его использования неисчерпаема. Добавляя те или иные добавки, мы можем формировать материал с заданными свойствами. Выбрасывая  в мусор   стеклянную бутылку стоит задуматься какие полезные изделия можно изготовить при  его вторичном использовании.

Раздел V

Источники информации.

http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-12/3.htm

http://flacons.ru/glass

http://bambookes.ru/stuff/reshenie_zadach/khimija/3-1-0-7537

http://www.metod-kopilka.ru/istoriya_stekla_v_istorii_chelovechestva.-4528.htm

http://supercook.ru/glass-history-11.html

http://901sovet.ru/istoriya-stekla.html

http://www.lampwork.com.ua/node/12


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ О Польза стекла ” « Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые Стекло чтут ниже Минералов, Приманчивым лучем блистающих в глаза: Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса !» - Михаил Васильевич Ломоносов, Декабрь 1752.

Слайд 2

250 лет со дня смерти Михаила Васильевича Ломоносова. Ученый Поэт Филолог Публицист Химик Физик Астроном Художник Географ Гений!

Слайд 3

ПИСЬМО О ПОЛЬЗЕ СТЕКЛА К ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬНОМУ ГОСПОДИНУ ГЕНЕРАЛУ-ПОРУЧИКУ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМУ ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАМЕРГЕРУ, МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КУРАТОРУ И ОРДЕНОВ БЕЛОГО ОРЛА, СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА И СВЯТЫЯ АННЫ КАВАЛЕР

Слайд 4

Прозрачность: Из чистого Стекла мы пьем вино и пиво И видим в нем пример бесхитростных сердец: Кого льзя видеть сквозь, тот подлинно не льстец. Стекло в напитках нам не может скрыть примесу ; И чиста совесть рвет притворств гнилу завесу.

Слайд 5

Твёрдость химической устойчивости : Лекарства, что в Стекле хранят и составляют; В Стекле одном оне безвредны пребывают, Мы должны здравия и жизни часть Стеклу: Какую надлежит ему принесть хвалу!

Слайд 6

Где используется стекло? Облицовка Ювелирные изделия Посуда Жаростойкая посуда Хранение жидкостей Покрыв. с лой: часы, электролампы Мозаика Стеклянная вата и стекловолокно

Слайд 7

Цель работы: выяснить, почему стекло широко используется в различных сферах деятельности человека . Гипотеза: разнообразие в применении определяется свойства стекла .

Слайд 8

З адачи : Выяснить, что такое стекло и какие разновидности стекла широко используются. Выяснить какие свойства являются определяющими в использовании на практике.

Слайд 9

Что такое стекло? Стекло — это аморфное вещество : кварцевого песка (SiO2 ) соды (Na2CO3) извести ( CaO ) В результате получается химический комплекс с составом Na2O·CaO·6SiO2.

Слайд 10

В строительстве применяются Прозрачное стекло. Цветное стекло Армированное стекло Узорчатое стекло Солнезащитное стекло Теплосберегающие стекла Закаленное стекло Многослойные стекла Увиолевое листовое стекло Зеркальное, полированное стекло Кафедральное стекло Сталинит. Стеклянная сталь Кварцевое стекло Стеклянное волокно

Слайд 11

«Художественное стекло". Урановое стекло Арлекиновое стекло Стеклоэмали Кварцевое стекло Лазерные стекла

Слайд 12

Физические свойства стекла. Плотность стекла зависит от его химического состава. Модуль упругости стёкол также зависит от их химического состава. Прочность составляет от 500 до 2000 МПа на сжатие. Твёрдость стекла по шкале Мооса составляет 6—7 Ед. Хрупкость стекла примерно в 100 раз уступает железу. Теплопроводность стекла весьма незначительна. Теплоемкость стекол с повышением температуры увеличивается.

Слайд 13

Объект исследования лабораторное стекло , оконное стекло, «художественное стекло», жаростойкое стекло , цветное стекло.

Слайд 14

Химическая активность Лабораторное стекло Оконное стекло Цветное стекло Жаростойкое стекло Художественное стекло Серная кислота Повреждений нет Повреждений нет Повреждений нет Повреждений нет Повреждений нет Соляная кислота Повреждений нет Повреждений нет Повреждений нет Повреждений нет Повреждений нет

Слайд 15

Прозрачность Лабораторное стекло Оконное стекло Цветное стекло Жаростойкое стекло Художественное стекло Освещённость на входе 1245 1232 1232 1232 1232 Освещённость на выходе 1206 1078 768 552 1052 Процент пропуска 96 87,5 62,3 37,5 85,3

Слайд 16

Одинарное стекло пропускает 90% солнечных лучей, сравнительно неплохо удерживает тепло . Назначение теплиц - поддержание защищенного микроклимата для круглогодичного взращивания ценных культур. Плоский солнечный коллектор - миниатюрная теплица, работающую по принципу «парникового эффекта».

Слайд 17

Отражающая способность. Лабораторное стекло Оконное стекло Цветное стекло Жаростойкое стекло Художественное стекло Вид отражения Зеркальное Зеркальное Диффузное Диффузное Диффузное

Слайд 18

Градиент температуры различных видов стекла Лабораторное стекло Оконное стекло Цветное стекло Жаростойкое стекло Художественное стекло Градиент температур °С/см 0,02 0,02 0,01 0,01 0,01 0 0,03 0,02 0,01 0,01 0,01 0 0,02 0,01 0,01 0 0 0 0,04 0,03 0,02 0,01 0,01 0,01 0,02 0,01 0,01 0 0 0 Стекло плохо проводит тепло. Удельная теплоемкость лаб. стекла 840 Дж/кг * 0 С.

Слайд 19

Удельная теплоёмкость Лабораторное стекло Оконное стекло Жаростойкое стекло Удельная теплоёмкость Дж/(кг С) 900 976 700

Слайд 20

Исследование № 4 : Способность стекла преломлять свет. По долговременном теченьи наших дней Тупеет зрение ослабленных очей. Померкшее того не представляет чувство, Что кажет в тонкостях натура и искусство. Велика сердцу скорбь лишиться чтенья книг; Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг! Тогда противен день, веселие досада! Одно лишь нам Стекло в сей бедности отрада. Оно способствием искусныя руки Подать нам зрение умеет чрез очки! Не дар ли мы в Стекле божественный имеем, Что честь достойную воздать ему коснеем? Во зрительных трубах Стекло являет нам, Колико дал творец пространство небесам. Толь много солнцев в них пылающих сияет, Недвижных сколько звезд нам ясна ночь являет.

Слайд 21

Вывод: Выбрасывая в мусор стеклянную бутылку стоит задуматься какие полезные изделия можно изготовить при его вторичном использовании.

Слайд 22

Источники информации в интернете http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-12/3.htm http://flacons.ru/glass http:// bambookes.ru/stuff/reshenie_zadach/khimija/3-1-0-7537 http://www.metod-kopilka.ru/istoriya_stekla_v_istorii_chelovechestva.- 4528.htm http://supercook.ru/glass-history-11.html http:// 901sovet.ru/istoriya-stekla.html http://www.lampwork.com.ua/node/12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для выступления в научно-практической конференции учащихся на тему "Молодёжный сленг"

Молодёжный сленг является неотъемлемой частью речи подростков нашего села...

Выступление на научно-практической конференции учителей на тему:"Совершенствование оценки качества образования на уроках географии".

Совершенствование оценки качества образования на уроках географии                    Мы хоти...

Выступление на научно-практической конференции "Система работы по обучению и воспитанию на уроках литературы учащихся 9-11 классов"

Система работы по обучению и воспитаниюна уроках литературы учащихся 9 - 11-х классов Главная задача российской образовательной политики – обеспечение совре­менного качества образования на основ...

Выступление на научно-практической конференции на тему "Педагогика встречных усилий на уроках русского языка"

Педагогика встречных усилий на уроках русского языка Будыто Е. В. учитель русского языка МОУ гимназии №1 г. Люберцы    МОУ гимназии №1 - инновационное образовательное уч...

Выступление на научно-практической конференции "Инновации в образовании"

Формирование проектно-исследовательских компетенций при разработке проблемного урока....

Тезисы выступления на научно-практической конференции РГПУ им. А.И. Герцена

Материал посвящен вопросам развития творческих способностей учащихся. Адресован преподавателям русского языка и литературы. Может предсталять интерес для  родителей....