Рабочая программа факультатива по физике «Экспериментальные задачи в физике», 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Петропавловская Ирина Витальевна

Факультативный курс по физике для 9-го класса "Экспериментальные задачи в физике" направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике, подготовке к практической части ОГЭ по физике. Курс рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Повседневно человеку приходится на основе уже полученных знаний и опыта анализировать и решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях. Решение задач по физике - это поле познавательной деятельности, которое ориентирует человека на анализ явлений природы, техники, жизненных проблем. Важное место занимают задачи на моделирование физических процессов. Простейшие исследования, опыты и наблюдения не являются самоцелью, они дают возможность глубже проанализировать физические закономерности, понять сущность физических явлений и процессов.

Рабочая программа факультативного курса составлена на основе авторской программы учителя физики Петропавловской Ирины Витальевны – Программа факультатива по физике для 9 класса «Экспериментальные задачи в физике».

Факультативный курс «Экспериментальные задачи в физике» направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике, подготовке к практической части ОГЭ по физике.

Рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю).

Цель: дать возможность учащимся, интересующимся физикой, познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями.

Задачи:

  • обучить учащихся четкому использованию измерительных приборов;
  • дать представление о методах физического экспериментального исследования как важнейшей части методологии физики и ряда других наук, развить интерес к исследовательской деятельности;
  • научить учащихся, анализируя результаты экспериментального исследования, делать вывод в соответствии со сформулированной задачей;
  • повысить интерес учащихся к изучению физики и проведению физического эксперимента.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Виды движения (7 ч.)

Равномерное движение. Равноускоренное движение. Ускорение. Графики скорости и ускорения. Ускорение свободного падения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Период и частота обращения.

Экспериментальные задачи

  1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.
  2. Измерение времени реакции человека с помощью ускорения свободного падения и линейки.
  3. Измерение периода, частоты и центростремительного ускорения секундной стрелки механических часов.

2. Силы. Давление. (10 ч.)

Сила тяжести. Центр тяжести. Движение под действием силы тяжести с начальной скоростью направленной горизонтально, под углом к горизонту. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Коэффициент трения.

Давление твёрдых тел и жидкостей.

Экспериментальные задачи

  1. Нахождение центра тяжести плоской фигуры.
  2. Нахождение веса тела с помощью рычага.
  3. Нахождение начальной скорости и времени падения тела, брошенного горизонтально.
  4. Измерение коэффициента жёсткости пружины. Исследовать его зависимость от первоначальных размеров тела и рода вещества.
  5. Измерение коэффициента трения скольжения при движении бруска по разным поверхностям.
  6. Расчёт давления твёрдого тела.
  7. Расчёт давления жидкости на дно стакана с помощью линейки.

3. Законы сохранения. Работа. Мощность. (8 ч).

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Механическая работа. Мощность и КПД. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии в механике.

Экспериментальные задачи

  1. Измерение механической мощности.
  2. Измерение КПД наклонной плоскости и рычага.
  3. Используя динамометр, подвижный блок, штатив, верёвку, определите вес мешочка с песком.
  4. Расчёт кинетической энергии и скорости падающего тела при ударе о землю с помощью закона сохранения энергии.
  5. Сравнение работы силы упругости с изменением кинетической энергии тела.

4. Механические колебания и волны (3 ч.)

Гармонические свободные колебания. Период и частота колебаний. Математический и пружинный маятник.

Экспериментальные задачи

  1. Измерение массы тела с помощью пружины известной жёсткости.
  2. Измерение ускорение свободного падения с помощью маятника.

5. Электромагнитные явления (5 ч.)

Закон Ома для участка цепи. Законы последовательного и параллельного соединения. Работа и мощность электрического тока.

Экспериментальные задачи

  1.  Измерение сопротивления проводника.
  2.  Измерение работы и мощности электрического тока в проводнике.
  3.  Экспериментальная проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении проводников.
  4.  Экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном соединении проводников.

7  Итоговое занятие  (1ч)

Предложить и решить свою экспериментальную задачу


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование

Максимальная нагрузка

Количество часов

Практические занятия

Практикумы решения экспериментальных задач

Зачётные занятия

разделов

тем

  1. Виды движения.
  1. Равномерное движение.
  2. Равноускоренное движение. Ускорение. Графики скорости и ускорения.
  3. Ускорение свободного падения.
  4. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Период и частота обращения.

7

1

1

1

1

1

1

1

  1. Силы. Давление.
  1. Сила тяжести. Центр тяжести.
  2. Движение под действием силы тяжести с начальной скоростью направленной горизонтально, под углом к горизонту.
  3. Сила упругости. Закон Гука.
  4. Сила трения. Коэффициент трения.
  5. Давление твёрдых тел и жидкостей.

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

  1. Законы сохранения. Работа. Мощность.
  1. Импульс тела. Закон сохранения импульса.
  2. Механическая работа. Мощность и КПД.
  3. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии в механике.

8

1

1

1

3

2

  1. Механические колебания и волны
  1. Гармонические свободные колебания. Период и частота колебаний. Математический и пружинный маятник.

3

1

2

  1. Электромагнитные явления
  1. Закон Ома для участка цепи. Законы последовательного и параллельного соединения.
  2.  Работа и мощность электрического тока.

5

1

1

2,5

0,5

  1. Заключение
  1. Итоговый урок

1

Всего: 34 ч

Зачётные занятия: 1

  1. Экспериментальная задача №1
  2. Экспериментальная задача №2
  3. Экспериментальная задача №3
  4. Экспериментальная задача №4
  5. Экспериментальная задача №5
  6. Экспериментальная задача №6
  7. Экспериментальная задача №7
  8. Экспериментальная задача №8
  9. Экспериментальная задача №9
  10. Экспериментальная задача №10
  11. Экспериментальная задача №11
  12. Экспериментальная задача №12
  13. Экспериментальная задача №13
  14. Экспериментальная задача №14
  15. Экспериментальная задача №15
  16. Экспериментальная задача №16
  17. Экспериментальная задача №17
  18. Экспериментальная задача №18
  19. Экспериментальная задача №19
  20. Экспериментальная задача №20
  21. Экспериментальная задача №21
  22. Своя экспериментальная задача. Итоговый урок

1

1

1

0,5

0,5

1

1

1

0,5

0,5

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

1

1

1

Ожидаемые результаты:

1) осознание практической значимости предмета физики;

2) расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся;

3) приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента;

4) совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. п., т. е. умения «вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач».

Литература для учащихся

  1. Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение,1984.
  2. Гальперштейн Л.Я. Здравствуй, физика, - М.: Детская литература,1973.
  3. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение,1988.
  4. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2000.
  5. Перельман Я.И. Занимательная физика: В 2-х т. - М.: Просвещение,1972.
  6. Пёрышкин А.В., Е.М. Гутник. Физика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.

Литература для учителя

  1. Демкович В.П. Измерения в курсе физики средней школы. - М.: Просвещение,1970.
  2. Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике / О.Ф. Кабардин. - М.: Просвещение,1988.
  3. Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно-научного профиля / А.И. Семке. – Ярославль: Академия развития, 2007.
  4. Физика в школе: Сб. нормат. Документов / Сост. Н.А. Ермолаева, В.А. Орлов. - М.: Просвещение,1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по физике «Экспериментальные задачи по физике»

Программа курса по выбору: «Экспериментальные задачи по физике» предназначена для учащихся 9 класса независимо от профиля, а также интересующихся предметом учащихся и направлена на повышение познавате...

Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Рабочая программа элективного курса «Физика в задачах» для 11 класса

Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе авторской программы курса по выбору «Методы решения задач по физике» (авторы: В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сау...

Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 7 класса

Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 7 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. ...

рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 8 класса

Рабочая программа работы кружка по физике для учащихся 8 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. Ковтунович. Направле...

Рабочая программа факультатива по физике «Экспериментальные задачи в физике», 8 класс

Факультативный курс для 8 класса "Экспериментальные задачи в физике" направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике. Курс рассчитан на ...

Программа учебного курса «Решение экспериментальных задач по физике» (8 класс)

В системе школьного обучения физике особое место занимают экспериментальные задачи. К которым относятся такие физические задачи, постановка и решение которых органически связаны с экспериментом: с раз...