Рабочая программа факультатива по физике «Экспериментальные задачи в физике», 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) на тему

Петропавловская Ирина Витальевна

Факультативный курс для 8 класса "Экспериментальные задачи в физике" направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике. Курс рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Повседневно человеку приходится на основе уже полученных знаний и опыта анализировать и решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях. Решение задач по физике - это поле познавательной деятельности, которое ориентирует человека на анализ явлений природы, техники, жизненных проблем. Важное место занимают задачи на моделирование физических процессов. Простейшие исследования, опыты и наблюдения не являются самоцелью, они дают возможность глубже проанализировать физические закономерности, понять сущность физических явлений и процессов.

Рабочая программа факультативного курса составлена на основе авторской программы учителя физики Петропавловской Ирины Витальевны – Программа факультатива по физике для 8 класса «Экспериментальные задачи в физике».

Факультативный курс «Экспериментальные задачи в физике» направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике.

Рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю).

Цель: дать возможность учащимся, интересующимся физикой, познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерения, погрешности измерения, экспериментальное исследование;
  • обучить учащихся четкому использованию измерительных приборов;
  • дать представление о методах физического экспериментального исследования как важнейшей части методологии физики и ряда других наук, развить интерес к исследовательской деятельности;
  • научить учащихся, анализируя результаты экспериментального исследования, делать вывод в соответствии со сформулированной задачей;
  • повысить интерес учащихся к изучению физики и проведению физического эксперимента.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Теплопередача и работа (6 ч.)

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Способы теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Уравнение теплового баланса.

Экспериментальные задачи

  1. Опыт «Несгораемая бумага». Почему бумага не горит на гвозде и загорается на карандаше?
  2. Можно ли вскипятить воду в бумажной кастрюле?
  3. Измерение теплоёмкости твёрдого тела.
  4. Рассчитать и проверить на опыте, сколько нужно влить кипятка в холодную воду массой 200 г, взятой при комнатной температуре, чтобы получить смесь  температурой 60 º С.

2. Изменение агрегатных состояний вещества (5 ч.)

Плавление и отвердевание кристаллических тел. Парообразование и конденсация. Влажность воздуха. Тепловые двигатели.

Экспериментальные задачи

  1. Измерение удельной теплоты плавления льда.
  2. Как вызвать кипение воды при температуре ниже 100º С?
  3. Измерение влажности воздуха при помощи термометра и психрометрической таблицы.
  4. Измерение точки росы и влажности воздуха при помощи гигрометра и психрометра.

3. Электричество (2 ч).

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Электрическое поле. Электризация через влияние. Потенциал.

Экспериментальные задачи

  1. Определите знак заряда пластмассовой линейки, потёртой о бумагу, если в вашем распоряжении гильза на нити, эбонитовая палочка и кусок меха.
  2. Поставьте электрометр на пластинку изолятора. Зарядите его шар до небольшой разности потенциалов и дайте стрелке успокоиться. Коснитесь рукой корпуса электрометра. Почему угол отклонения стрелки увеличивается?
  3. Зарядите шар электрометра положительным зарядом и поднесите сверху к шару отрицательно заряженную эбонитовую палочку. Угол отклонения стрелки уменьшается. Подносите отрицательно заряженную палочку снизу к корпусу. Угол отклонения увеличивается. Почему? Можно найти такую траекторию движения отрицательно заряженной палочки к электрометру, когда угол отклонения стрелки не будет изменяться.

4. Сила тока, напряжение, сопротивление (9 ч.)

Электрический ток, гальванические элементы и аккумуляторы. Сила тока, амперметр. Напряжение, вольтметр. Сопротивление, измерение сопротивления. Соединения проводников – последовательное, параллельное, смешанное. Расчёт сложных цепей.

Экспериментальные задачи

  1. К клеммам гальванометра присоедините медные провода. К концу одного из них прикрепите гвоздь. Воткните медный провод и гвоздь в картофелину – стрелка гальванометра отклоняется. Почему?
  2. Измерить максимальное и минимальное сопротивление реостата с помощью амперметра и вольтметра.
  3. Решение задач на различные соединения проводников.
  4. Решение задач на расчёт сопротивления сложных цепей.

5. Работа и мощность тока. Электромагнитные явления (6 ч.)

Работа и мощность тока. Магнитное поле тока. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

Экспериментальные задачи

  1. Решение задач на расчёт мощности и работы тока.
  2. Измерение мощности и работы тока в лампочке за определённое время.
  3. Изучение принципа работы различных электромагнитных реле.
  4. Предложить свой проект быстрого и простого способа очистки строительного материала от железных или стальных предметов (обрезков жести, железных опилок, гвоздиков и т.п.)
  5. Изучение спектров постоянных магнитов. Занимательные опыты с магнитами.

6. Световые явления (7 ч).

Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Закон преломления света. Призма. Линза. Измерение фокусного расстояния собирающей и рассеивающей линзы.

Экспериментальные задачи

  1. Между настольной лампой и стеной при отключенном верхнем свете поместите несколько различных предметов и получите от каждого на стене тень и полутень. Объясните с помощью чертежей их образование.
  2. Изучение отражение света от плоского, выпуклого и вогнутого зеркала.
  3. Исследование зависимости угла преломления от угла падения.
  4. Опыты с призмой и линзой.
  5. Измерение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы и рассеивающей.

7. Заключение. (1 ч)

Подведение итогов работы за год; КВН.

Экспериментальные задачи

Самостоятельно придумать или подобрать, решить и защитить экспериментальную задачу по курсу 8 класса.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование

Максимальная нагрузка

Количество часов

Практические занятия

Практикумы решения экспериментальных задач

Зачётные занятия

разделов

тем

  1. Теплопередача и работа
  1. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.
  2. Способы теплопередачи.
  3. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость.
  4. Уравнение теплового баланса.

6

1

0,5

1

1

0,5

1

1

  1. Изменение агрегатных состояний вещества
  1. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
  2. Парообразование и конденсация.
  3. Влажность воздуха.
  4. Тепловые двигатели.

5

1

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

  1. Электричество
  1. Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов.
  2. Электрическое поле. Электризация через влияние. Потенциал.

2

0,5

0,5

0,5

0,5

  1. Сила тока, напряжение, сопротивление
  1. Электрический ток, гальванические элементы и аккумуляторы.
  2. Сила тока, амперметр.
  3. Напряжение, вольтметр.
  4. Сопротивление, измерение сопротивления.
  5. Соединения проводников – последовательное, параллельное, смешанное.
  6. Расчёт сложных цепей

9

0,5

1

1

0,5

1

1

0,5

0,5

2

1

  1. Работа и мощность тока. Электромагнитные явления
  1. Работа и мощность тока.
  2. Магнитное поле тока.
  3. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли

6

1

1

0,5

2

1

0,5

  1. Световые явления
  1. Прямолинейное распространение света.
  2. Закон отражения света.
  3. Закон преломления света.
  4. Призма. Линза.
  5. Измерение фокусного расстояния собирающей и рассеивающей линзы

7

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

1

  1. Заключение
  1. Итоговый урок

1

1

Всего: 34 ч

Зачётные занятия: 1

Практические занятия

  1. Экспериментальная задача №1
  2. Экспериментальная задача №2
  3. Экспериментальная задача №3
  4. Экспериментальная задача №4
  5. Экспериментальная задача №5
  6. Экспериментальная задача №6
  7. Экспериментальная задача №7
  8. Экспериментальная задача №8
  9. Экспериментальная задача №9
  10. Экспериментальная задача №10
  11. Экспериментальная задача №11
  12. Экспериментальная задача №12
  13. Экспериментальная задача №13
  14. Экспериментальная задача №14
  15. Экспериментальная задача №15
  16. Экспериментальная задача №16
  17. Экспериментальная задача №17
  18. Экспериментальная задача №18
  19. Экспериментальная задача №19
  20. Экспериментальная задача №20
  21. Экспериментальная задача №21
  22. Экспериментальная задача №22
  23. Экспериментальная задача №23
  24. Экспериментальная задача №24
  25. Экспериментальная задача №25
  26. Своя экспериментальная задача. Итоговый урок

0,25

0,25

1

1

1

0,5

0,25

0,25

0,5

0,25

0,25

0,5

0,5

2

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

Ожидаемые результаты:

1) осознание практической значимости предмета физики;

2) расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся;

3) приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента;

4) совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. п., т. е. умения «вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач».

Литература для учащихся

  1. Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение,1984.
  2. Гальперштейн Л.Я. Здравствуй, физика, - М.: Детская литература,1973.
  3. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение,1988.
  4. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6-7 классы. - М.: Просвещение,1986.
  5. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2000.
  6. Перельман Я.И. Занимательная физика: В 2-х т. - М.: Просвещение,1972.
  7. Пёрышкин А.В. физика. 7 Кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001.

Литература для учителя

  1. Буров и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах. - М.: Просвещение,1981.
  2. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Демкович В.П. Измерения в курсе физики средней школы. - М.: Просвещение,1970.
  4. Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике / О.Ф. Кабардин. - М.: Просвещение,1988.
  5. Кирик Л.А. Физика-7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2006.
  6. Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно-научного профиля / А.И. Семке. – Ярославль: Академия развития, 2007.
  7. Физика в школе: Сб. нормат. Документов / Сост. Н.А. Ермолаева, В.А. Орлов. - М.: Просвещение,1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по физике «Экспериментальные задачи по физике»

Программа курса по выбору: «Экспериментальные задачи по физике» предназначена для учащихся 9 класса независимо от профиля, а также интересующихся предметом учащихся и направлена на повышение познавате...

Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Рабочая программа элективного курса «Физика в задачах» для 11 класса

Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе авторской программы курса по выбору «Методы решения задач по физике» (авторы: В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сау...

Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 7 класса

Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 7 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. ...

рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 8 класса

Рабочая программа работы кружка по физике для учащихся 8 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. Ковтунович. Направле...

Рабочая программа факультатива по физике «Экспериментальные задачи в физике», 9 класс

Факультативный курс по физике для 9-го класса "Экспериментальные задачи в физике" направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике, подго...

Программа учебного курса «Решение экспериментальных задач по физике» (8 класс)

В системе школьного обучения физике особое место занимают экспериментальные задачи. К которым относятся такие физические задачи, постановка и решение которых органически связаны с экспериментом: с раз...