Подборка экспериментальных задач для учащихся 7 класса
опыты и эксперименты по физике (7 класс) по теме

Заремская Наталья Витальевна

Выполнение  экспериментальных задач позволяет учащимся расширить "круга общения" учащихся с физическими приборами, сделать процесс формирования экспериментальных навыков более эффективным, повысить интерес к изучению предмета.

Решение экспериментальных задач позволяет учащимся применить полученные теоретические знания как на производстве, так и в быту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnye_zadachi_po_fizike_7_klass.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Домашние экспериментальные задания

Тема: «Физика – наука о природе».

  1. Подойдите к окну и понаблюдайте, а затем опишите следующие физические явления: свет, звук, движение и взаимодействие тел, передачу теплоты, изменение агрегатного состояния воды.
  2. Возьмите два одинаковых тонкостенных стакана и налейте в них до краев только что вскипевшую воду. Один стакан закройте блюдцем. Вначале понаблюдайте за поведением пара, а затем сравните объемы воды в стаканах после их охлаждения. Опишите наблюдаемые явления.
  3. Уходя в школу, зафиксируйте с помощью вешки (камня) во дворе своего дома тень ствола дерева или столба. Возвращаясь из школы, снова отметьте место нахождения этой тени. Почему тень поворачивается? Можно ли используя это явление, построить солнечные часы?
  4. Откройте на короткое время флакон с духами. Что вы почувствовали? Объясните распространение запаха духов и других пахучих веществ с точки зрения молекулярного строения вещества.
  5. Рассмотрите устройство медицинского термометра. Определите и запишите цену деления шкалы термометра, верхний и нижний пределы шкалы термометра. Назовите физическое явление, на котором основано действие термометра.
  6. Определите и запишите пределы измерения и цену деления мерных кружек, медицинского шприца, детских бутылочек для молока. Определите объем той посуды, которой вы пользуетесь.
  7. Предложите метод определения диаметра ниток и тонкой проволоки, пользуясь миллиметровой линейкой и круглым карандашом. Пользуясь этим методом, определите диаметр иголки или гвоздя.
  8. В цилиндрический или плоский прозрачный флакон из-под одеколона (клея) налейте слабый раствор крахмала или смеси воды с графитом (от карандаша). Поместите этот флакон между светящейся электрической лампочкой и глазом. Между лампочкой и флаконом поместите кусок картона или черной бумаги с небольшим отверстием. Понаблюдайте за движением одной, двух частиц и опишите их движение.
  9. Воспользовавшись клетчатой бумагой, определите площадь своей ладони.
  10. Измерьте толщину листа бумаги в учебнике при помощи линейки.  

Тема: «Строение вещества».

  1. Налейте в один стакан холодной воды, а в другой – теплой. Опустите в каждый из них несколько кристалликов марганцовки. Объясните наблюдаемое явление.
  2. Смочите два листочка бумаги: один - водой, другой  - растительным маслом. Слипнутся ли они? Ответ обоснуйте.
  3. Налейте в пластмассовую бутылочку воды и закройте крышкой. Попытайтесь сжать в ней воду. Затем вылейте воду, снова закройте бутылочку. Теперь попробуйте сжать воздух. Объясните результаты опыта.

 Тема: «Движение».

  1. Обратите внимание на сооружения детской дворовой площадки (горка, качели и др.). Понаблюдайте за движениями детей на этих сооружениях и опишите виды их движений.
  2. Проследите за движением качелей. В каких точках траектории скорость наибольшая; наименьшая; положительная; отрицательная.
  3. С помощью сантиметровой ленты измерьте длину своего шага. По пути в школу подсчитайте число шагов и определите перемещение. На листе клетчатой бумаги изобразите траекторию своего движения и перемещения.
  4. Измерьте поверхностную скорость воды у берега реки, пользуясь поплавками, часами с секундной стрелкой, рулеткой или метром.
  5. Определите поверхностную скорость воды у берега реки, пользуясь поплавками, часами с секундной стрелкой и наблюдая за столбами. Расстояние между столбами равно 50 метров.
  6. Рассмотрите спидометры мотоцикла, автомобиля. Для какой цели они устанавливаются? О чем говорят колебания стрелок спидометров при движении?
  7. Определите среднюю скорость, с которой вы пробегаете 100 м.

Тема: « Масса и сила».

  1. Рассмотрите устройство бытовых пружинных весов. Определите цену деления шкалы  прибора, верхний и нижний пределы шкалы. Полученные значения выразите в ньютонах.
  2. С помощью бытовых пружинных весов определите силу, развиваемую большим и указательным пальцами вашей руки. Запишите показания прибора в ньютонах.
  3. Сконструируйте рычажные весы. В качестве рычага возьмите миллиметровую линейку, два спичечных коробка – в качестве чашек, в качестве опоры – лезвие безопасной бритвы, воткните в брусок пластилина или ластика. В качестве гирь используйте монеты (до 1990г) достоинством: 1к. – 1г, 2 к. – 2 г, 3 к. – 3 г, 5 к. – 5 г. Миллиграммовые разновесы можно изготовить из тетрадной бумаги в клетку. Кусочек такой бумаги размером 3*3 см имеет массу 1 г.
  4. С помощью весов, сконструированных вами, измерьте массу чайной ложки соли, сахарного песка, и других сыпучих тел.
  5. Пользуясь миллиметровой линейкой и резиновым жгутиком, сконструируйте динамометр. Градуировку самодельного динамометра проведите с помощью школьного лабораторного динамометра. Определите и запишите с помощью вашего динамометра вес различных тел.  
  6. С помощью бытовых пружинных весов определите вес и массу куриного яйца; с помощью мерной кружки – его объем. Определите среднюю плотность куриного яйца.
  7. Определите среднюю плотность собственного тела. Массу измерьте с помощью напольных весов, а объем тела – путем погружения в ванну.
  8. В непригодном теннисном или резиновом мяче проделайте небольшое отверстие. Наполните мяч водой и подбросьте его (не вращая) вертикально вверх. Понаблюдайте, будет ли выливаться вода во время полета мяча. Объясните наблюдаемое явление.
  9. Наполните чайник (кастрюлю, ведро) до краев водой, держа в руке. Затем поставьте его на твердую опору стола. Объясните, почему вода начинает выливаться.
  10. Экспериментально изучите зависимость силы трения от веса тела. В качестве тела возьмите кастрюлю, в которую последовательно доливайте определенное количество воды с помощью мерной кружки. Равномерное движение кастрюли по поверхности кухонного стола обеспечивайте с помощью бытовых пружинных весов. Составьте таблицу зависимости силы трения скольжения от веса тела.

 Тема: «Давление».

  1. Определите давление собственного тела на пол. Площадь подошвы ботинка (туфли) измерьте с помощью миллиметровой или клетчатой бумаги.
  2. Определите давление табурета (стула) на пол. Массу табурета измерьте с помощью бытовых весов.
  3. На боковой стороне высокой банки из-под кофе пробейте гвоздем отверстия на высотах 3 см; 6 см; 9 см. Поместите банку в раковину под водопроводный кран, открытый так, чтобы объем поступающей воды в банку и вытекающей из нее был одинаков. Проследите за струйками воды, вытекающими из отверстий банки. Сделайте рисунок и объясните наблюдаемые явления.
  4. С помощью трубочки из-под отработанного стержня шариковой ручки и мыльного раствора получите мыльный пузырь. Объясните, почему мыльный пузырь, отделенный от раствора имеет шарообразную форму.
  5. Определите  и запишите пределы измерения и цену деления шкалы автомобильного манометра. Измерьте давление воздуха в шинах автомобиля (мотоцикла, велосипеда).
  6. Из полиэтиленового сосуда выкачайте воздух и понаблюдайте за изменением его формы. Объясните, почему сосуд сплющивается. Велосипедный насос будет работать в качестве разрежающего, если кожаную манжету на поршне развернуть в обратную сторону.
  7. Зажженную свечку подержите внутри стакана, перевернутого вверх дном. Затем быстро поставьте стакан также вверх дном на поверхность надутого воздушного детского шарика. Опишите наблюдаемые явления.
  8. С помощью банки с полиэтиленовой крышкой и ведра с водой изучите, когда банка тонет, плавает и всплывает.
  9. С помощью мерной кружки с водой определите выталкивающую силу, действующую на картофелину при полном ее погружении в воду.
  10. Сконструируйте картезианского водолаза, пользуясь литровой банкой с пластмассовой крышкой. Банку наполните водой почти до горлышка. Поплавок изготовьте из прозрачного пузырька из-под лекарства, заполнив его водой более чем на 1/3 объема. В пробке пузырька сделайте шилом отверстие и в него плотно вставьте трубочку длиной 10 – 15 мм от стержня шариковой ручки. Опустите поплавок в банку с водой. При нажатии на крышку банки поплавок опускается. Объясните. Почему «водолаз» тонет и всплывает.

Тема: «Энергия».

  1. Рассчитайте работу, совершаемую вами при ходьбе из дома в школу и обратно, если при каждом шаге совершается в среднем работа 20 Дж.
  2. Определите работу, совершаемую вами при подъеме по лестнице между соседними этажами. Расстояние между этажами определите с помощью отвеса с метровыми метками, а массу собственного тела с помощью напольных весов.
  3. Определите работу и мощность, развиваемую вами при подъеме по вертикальному шесту или канату, при подтягивании на перекладине.
  4. Измерьте с помощью миллиметровой линейки плечи рычагов (ножниц, гаечного ключа, ключа дверного замка, водопроводного крана и т.д.). Определите выигрыш в силе данных простых механизмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предметных знаний у учащихся 8 класса посредством системы нерасчетных и количественно-экспериментальных задач по разделу «Кислоты»

ХИМИЧЕСКАЯ УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА — это модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительных и практических действий на основе знания законов, теорий и методов химии, направленная на з...

Программа элективного курса по физике для учащихся 9 классов "Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач"

В  ГБОУ НАО «СШ п. Искателей» наряду с универсальным обучением  введено профильное. В профильных классах реализуются профили: «гуманитарный», «физико-математический». Для отбора в профильные...

Программа элективных курсов для учащихся 9 классов "Физика в экспериментальных задачах и домашних опытах"

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она направлена на формирование у учащихся научной картины мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировозз...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Методическая разработка проектной деятельности учащихся 9-х классов "Достопримечательности города Горячий Ключ в экспериментальных задачах по физике"

Методическая разработка проектной деятельности учащихся 9-х классов "Достопримечательности города Горячий Ключ в экспериментальных задачах по физике" .Презентация, документ, буклет....

Практическая работа "Решение экспериментальных задач" для 9 класса в дистанционном формате.

Данная практическая работа по химии может быть использована во время проведения дистанционных уроков в 9 классе после изучения  раздела "Неметаллы"....

Программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии»

Курс направлен на отработку навыков решения задач, обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, дает возможность углубить и...