Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 7Б класса на 2016/2017 учебный год
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Глазунова Лидия Ивановна

 Рабочая программа по физике  для 7класса, учебник ПёрышкинА. В.,2014г, 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_7b_glazunova_l._i.docx53.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Верхнее Чесночное

Воловского муниципального района

Липецкой области

РАССМОТРЕНА                                                                       УТВЕРЖДЕНА

на заседании                                                      приказом по МБОУ СОШ д.Верхнее Чесночное

Педагогического совета                                                      от 31.08.2016г №67

Протокол от31.08.2016г.          №1                                  Директор школы__________ /О.П. Сомова/

Рабочая программа

по учебному предмету «Физика»

                           для    7Б    класса

на 2016/2017 учебный год

                                                                                Учитель

                                                   Глазунова  Лидия Ивановна

                                                   2016

                               Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7Б класса  является приложением к основной общеобразовательной программе основного общего образования.

    Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

   Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

Изучение физики на ступени основного общего образования

направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основные задачи:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

      Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных и экспериментальных  работ и решении задач.

                       Определение  места и роли учебного курса

                                    физики 7 класса

     В основной  школе физика относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в   основной  школе.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных  и  внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

     Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 8 классе отводится 70  часов из расчёта 2 часа в неделю, из них11 лабораторных работ  и  5 контрольных работ.  

           

     Информация о количестве учебных часов

           Планирование учебного материала по  физике  в 7 классе рассчитано на   67  часов из расчёта 2 часа в неделю,  из них11 лабораторных работ, 3 экспериментальных задания  и  5 контрольных работ.  

            Информация об  учебнике

При реализации рабочей программы используется:  Физика 7 кл:   уч. для общеобр. учр./А. В. Пёрышкин.-М.: Дрофа, 2014.-224с./, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.

          Содержание программы учебного предмета

Физика и физические методы изучения природы

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЯВЛЕНИЙ И ОБЪЕКТОВ ПРИРОДЫ. Измерение физических величин. ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира

Первоначальные сведения о строении вещества  

Строение вещества. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

Взаимодействие тел  

Механическое движение. Траектория. Путь. Скорость. Прямолинейное равномерное и неравномерное  движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.  Инерция. Взаимодействие тел.  Масса тела. Измерение массы тела  на  весах. Плотность. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы.  Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Невесомость. Центр тяжести тела.

Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлические машины.

 Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Работа и мощность. Энергия

        Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.

Простые механизмы.   Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. УСЛОВИЯ РАВНОВЕСИЯ ТЕЛ.Виды равновесия. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел, передачи давления жидкостями и газами, плавания тел,законов Паскаля и Архимеда.

Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, плотности вещества, силы, давления, работы, мощности,

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении, силы упругости от удлинения пружины,  силы трения от силы нормального давления, условий равновесия рычага.

Практическое применение физических знаний для использования простых механизмов в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: весов, динамометра, барометра, ПРОСТЫХ МЕХАНИЗМОВ.

Наблюдение и описание диффузии.

Измерение физических величин: температуры.

Практическое применение физических знаний повседневной жизни.

Итоговое повторение  

                 Лабораторные  работы:

Лабораторная   работа №1 «Определение     цены деления шкалы измерительного прибора»

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

Лабораторная работа №3«Измерение массы тела на рычажных весах».

Лабораторная работа №4 «Измерение объёма тела».

Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твёрдого тела».

Лабораторная работа №6 «Градуирование  пружины и измерение сил динамометром».

Лабораторная работа №7«Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы».

Лабораторная работа №8 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Лабораторная работа №10«Выяснение условия равновесия рычага».

 Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

                   Экспериментальные задания:

«Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном движении. Измерение скорости»

«Исследование зависимости силы упругости  от удлинения. Измерение жёсткости пружины».

«Определение центра тяжести плоской пластины»  

              Учебно- тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Лабораторные

работы, ч

Контрольная работа, ч

1

Введение                

4

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества        

6

1

3

Взаимодействие тел

22

5

2

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

2

2

5

Работа и мощность. Энергия        

13

2

1

Итоговое повторение

4

Итого

70

11

5

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЩИХСЯ

В результате изучения физики 7 класса обучающийся должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знанийо механических;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

                          Литература и средства обучения

Литература:

1.Физика 7 кл:   уч. для общеобр. учр./А. В. Пёрышкин.-М.: Дрофа, 2012.-221с./

2.      Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7 класс.  

Универсальное издание.— М.: Издательство «Просвещение», 2007. — 304 с.

3.  Рабочие программы по физике.7-11 классы..  / Авт.-сост. В.А. Попова. – 3-е изд., исправ.-М.:  Планета,2013.-216с.-(образовательный стандарт)

4.  Гутник Е.М. Физика. 7 кл.: Тематическое и поурочное планирование к

учебнику А.В.Перышкина «Физика. 7 класс» - 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

5.   Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие.

М.:  Дрофа, 2000. – 96 с.

6 .Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл.

 сред.шк.

Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2. Видеопроектор.

Информационно-коммуникативные средства:

  1. Тематические презентации
  2. www. edu - "Российское образование"Федеральный портал.
  3. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
  4. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных    ресурсов .

Приложение №1

                                                                                                     к рабочей программе  по

                                                                                                    физике в 7Б классе

   СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по  УВР                                   Е. С. Ходорова

         Календарно- тематический  план  по физике   в  7Б  классе

 на 2016-2017 учебный год  

№ урока

 Тема урока.

Кол-во часов

Дата

Плани-руемая

Факти-ческая

Физика и физические методы изучения природы  4 часа

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЯВЛЕНИЙ И ОБЪЕКТОВ ПРИРОДЫ.

1

5. 09.

2

 Измерение физических величин. ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ. Международная система единиц.

1

8. 09.

3

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительных приборов»

1

12. 09.

4

Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.

1

15. 09.

Первоначальные сведения о строении вещества  6 часов

5

Строение вещества. Молекулы.

1

19. 09.

6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

1

22. 09.

7

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

26. 09.

8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

29.09.

9

 Агрегатные  состояния вещества.

1

3. 10.

10

Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел

1

6. 10.

Взаимодействие тел       22 час

11

Механическое движение.  Равномерное и неравномерное движения.

1

10. 10.

12

Скорость. Расчет пути и времени движения.

1

13. 10.

13

Инструктаж по ТБ. Экспериментальное задание: «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном движении. Измерение скорости»

1

17. 10.

14

Инерция.

1

20. 10.

15

Взаимодействие тел. Масса тел.

1

24. 10.

16

Измерение массы тела на весах.

1

27. 10.

17

Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение».

1

31.10.

18

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

3.11.

19

Плотность.

1

14.11.

20

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

17. 11.

21

Инструктаж по ТБ.  Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела».

1

21. 11.

22

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела».

1

24. 11.

23

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

28. 11.

24

Сила упругости. Закон Гука.

1

1. 12.

25

Инструктаж по ТБ.Экспериментальное задание: «Исследование зависимости силы упругости  от удлинения. Измерение жёсткости пружины».

1

5. 12.

26

Вес тела.  Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет.

1

8. 12.

27

Динамометр. Инструктаж по ТБ. Лабораторная  работа №6

 « Градуирование  пружины и измерение сил динамометром»

1

12. 12.

28

Сложение двух сил. Равнодействующая сила.

1

15.12.

29

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.  Подшипники.

1

19. 12.

30

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы».

1

22. 12.

31

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел. Силы».

1

26. 12.

32

Решение задач по теме:

«Взаимодействие тел»

1

29. 12.

Давление твердых тел, жидкостей и газов   21 час

33

Давление.   Единицы давления.

1

12.01

34

Способы увеличения и уменьшения давления.

16. 01.

35

Инструктаж по ТБ. Экспериментальное задание «Измерение давления твердого тела на опору»

1

19. 01.

36

Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

23. 01.

37

Давление в жидкости и в газе.

1

26. 01.

38

Расчет давления на дно и стенки сосуда.

1

30. 01.

39

Сообщающиеся сосуды.  Решение задач по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

1

2.02.

40

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

6. 02.

41

Контрольная работа №3 по теме «Давление»

1

9. 02.

42

Методы измерения давления. Опыт Торричелли.

1

13. 02.

43

Барометр-анероид.  Изменение атмосферного давления с высотой.

1

16. 02.

44

Манометры.

1

20. 02.

45

Гидравлические машины.

1

27. 02.

46

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

2.03.

47

Закон Архимеда.

1

6.03.

48

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №  8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

9. 03.

49

Плавание тел. Условие плавания тел.

1

13. 03.

50

Плавание судов.

Воздухоплавание.

1

16. 03.

51

Контрольная работа  №4 по теме «Архимедова сила».

1

20. 03.

52

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 9  «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1

3.04.

53

Решение задач по теме «Архимедова сила, плавание тел»

1

6. 04.

Работа,  мощность, энергия.    13 часов

54

Работа.

1

10. 04.

55

Мощность.

1

13. 04.

56

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Момент силы.

1

17. 04.

57

Виды равновесия. Рычаги в природе, технике, быту.

1

20. 04.

58

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 10  «Выяснение условий равновесия рычага».

1

24. 04.

59

Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики.

1

27. 04.

60

Центр тяжести тела. УСЛОВИЯ РАВНОВЕСИЯ ТЕЛ.

1

4.05.

61

Инструктаж по ТБ.   Экспериментальное задание «Определение центра тяжести плоской пластины»  

1

8.05.

62

Коэффициент полезного действия.

1

11.05.

63

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

15. 05.

64

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел.Энергия рек и ветра.

1

18. 05.

65

Закон сохранения механической энергии.

1

22. 05.

66

Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия»

1

25. 05

Итоговое повторение    1ч

67

Обобщающий урок.

1

29. 05.

 Расхождение между общим количеством часов в  учебно -тематическом    и календарно-тематическом  плане обусловлено исключением из состава учебного времени праздничных дней.

                                  Лист  корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию с УУД для 2016-2017 учебного года

Рабочая программа для 6 класса по обществознанию с УУД на 2016-2017 учебный год...

Изменения в учебных планах и программах в 2016-2017 учебном году (русский язык в школах с узбекским язывом обучения.)

Изменения в учебных планах и программах по русскому языку в классах с узбекским языком обучения. Докдад и презентация....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

2016-2017 Программа учебного предмета "Технология" (обучение, в условиях ФГОС), 5,7,8 классов

Программа  позволяет всем участникам образовательного поцесса  получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития  учащихся средствами данного у...

Рабочая программа по предмету профильный труд 11класс 2016-2017 учебный год

рабочая программа по предмету профильный труд 11класс...

Рабочая программа по предметам учебного плана 4 б класса, 2016-2017 учебный год

Программа разработана для детей обучающихсяя по 2 варианту учебного плана....

Анализ работы МО учителей, преподающих предметы гуманитарного цикла за 2016-2017 учебный год

        Деятельность МО в 2016-2017 учебном году строилась в соответствии с планом работы МО, общешкольной методической темой: «Повышение профессиональной компетенции ...