Рабочая программа для 8 класса ( 2 часа в неделю)
рабочая программа по физике (8 класс)

Хабиров Равил Ахатович

      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 8 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:

•  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);

• приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 25»

РАБОЧАЯ        ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Робототехника» 7-8 классы

на 2020 – 2021 учебный год

Составитель: Хабиров Р.А.

г. НИЖНЕВАРТОВСК 2020

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Робототехника» для обучающихся 7-8 классов

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Робототехника» разработана на основе требований обновленного федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ

№287 от 31.05.2021 и имеет научно-техническую направленность, расширяет и углубляет содержание образовательной программы по информатике и ИКТ для обучающихся 7-8 классов. Программа направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств. Данная программа предполагает обучение решению задач конструкторского характера, а также обучение программированию, моделированию при использовании конструктора LEGO EV3 и программного обеспечения LEGO MINDSTORMS EV3 EDU.

Основные цели программы внеурочной деятельности «Робототехника» согласуются с инициативами развития образования ХМАО - Югры и направленны на выполнение ключевых показателей по достижению доступности, эффективности, качества образования, предусматривают:

  • использование современных образовательных технологий: информационно- коммуникационная, проблемное обучение, развитие критического мышления, системно- деятельностный подход, проектная и исследовательская деятельность;
  • использование современных оценочных средств: совокупность контрольно- оценочных материалов (контрольных работ, тестов, заданий, практических работ в т.ч. электронных и интерактивных); методические материалы, определяющие процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, критерии оценки уровней учебных достижений школьников.

Программа способствует развитию образовательной среды школы. В школе оборудован специальный компьютерный класс, приобретены наборы конструкторов по робототехнике LEGO MINDSTORMS Education EV3.

Программа реализуется во взаимодействии с социальными партнёрами: МБОУ

«Средняя школа № 14» на базе, которой проводится городской конкурс по робототехнике

«РОБОСТРАНСВИЕ», Всероссийский робототехнический фестиваль «РОБОФЕСТ». При подготовке школьников к городскому конкурсу по робототехнике «РОБОСТРАНСВИЕ» организую взаимодействие с педагогами МБОУ «Средняя школа № 14».

Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Постановление государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  4. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства от 24 декабря 2013 г. № 2506-р)
  5. Концепция информационной безопасности детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р).
  6. Концепция        развития        дополнительного        образования        (утв.        распоряжением Правительства от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  7. Основная образовательная программа МБОУ        «СШ № 25» основного общего образования на 2021-2022 учебный год;
  8. Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-- методического объединения по общему образованию (протокол от 02 06 2020 № 2/20);
  9. Программа МБОУ «СШ № 25» по развитию УУД на 2022-2023 годы; 10.Программа воспитания МБОУ «СШ № 25» на 2022-2023 годы;
  1. Положение МБОУ «СШ № 25» о рабочей программе внеурочной деятельности.

Целью программы является обучение обучающихся основам робототехники, программирования, развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  • стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка, научить конструировать роботов на базе микропроцессора EV3;
  • способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям;
  • способствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков;
  • способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей;
  • развивать умение выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным результатом;
  • развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
  • развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
  • развивать умение применять знания из различных областей;
  • развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы
  • развивать представление об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимать роль информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
  • развивать алгоритмическое мышление, способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата;
  • формировать и развить компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • воспитывать стремление к продолжению образования в области информационных технологий.

Формы и методы организации процесса внеурочной деятельности

Основной формой занятий является «инженерный проект». Работа на занятиях строится следующим образом:

  1. Составление/получение «плана-заказа» на исполнение задачи.
  2. Выбор оптимальных способов выполнения задания (индивидуальный, групповой).
  3. Обсуждение возможностей и перспектив будущего проекта.
  4. Составление эскиза конструкции.
  5. Написание алгоритма управления роботом (псевдокод).
  6. Реализация алгоритма на языке программирования.
  7. Тестирование и отладка программы.
  8. Контрольное испытание конструкции и алгоритма.

Выбор тем для «план-заказа» определяется тематикой Всероссийского робототехнического фестиваля «РОБОФЕСТ».

Для мотивации дальнейшего обучения и выявления наиболее способных учеников регулярно проводятся состязания роботов. Учащимся предоставляется возможность принять участие в состязаниях самых разных уровней.

Кроме этого используются следующие виды занятий по программе:

  • лабораторные работы,
  • мастер-классы,
  • мастерские,
  • тренинги,
  • выставки,
  • творческие отчеты,
  • соревнования

Программа предусматривает использование следующих методов обучения:

  1. Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов).
  2. Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей).
  3. Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.).
  4. Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).
  5. Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Актуальность программы определяется развитием в России таких направлений науки как нанотехнология, электроника, механика и программирование. Формируются хорошие условия для развития компьютерных технологий и робототехники. Успехи страны в будущем будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий. Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения и позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализовываться в социуме.

В процессе конструирования и программирования обучающиеся получают дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.

Использование конструктора LEGO EV3 позволяет создать уникальную образовательную среду, которая способствует развитию инженерного, конструкторского мышления. В процессе работы с LEGO EV3 ученики приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных. Кроме того, работа в команде способствует формированию умения взаимодействовать с соучениками, формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи. При дальнейшем освоении LEGO EV3 становиться возможным выполнение серьезных проектов, развитие самостоятельного технического творчества.

Возрастная категория

Возрастная категория обучающихся: 13-14 лет

Сроки реализации

Программа рассчитана на один год обучения, количество часов – 34.

Форма и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 учебному часу, при этом у каждого ученика может быть индивидуальный график и маршрут, удобный для него, в рамках работы творческой лаборатории.

  1. Планируемые        результаты        освоения        программы        внеурочной        деятельности

«Робототехника»:

Личностные результаты:

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
  3. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  4. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Предметные результаты:

  • умение использовать термины области «Робототехника»;
  • умение конструировать механизмы для преобразования движения;
  • умение конструировать модели, использующие механические передачи;
  • умение конструировать мобильных роботов, используя различные системы передвижения;
  • умение программировать контролер и сенсорные системы;
  • умение составлять и отлаживать программы;
  • умение работать по предложенным инструкциям;
  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания роботов и робототехнических систем.

Механизм отслеживания результатов

  • портфолио;
  • фестивали;
  • соревнования;
  • учебно-исследовательские конференции.
  • презентация и защита проектов.

Контрольно-измерительные материалы

На занятиях внеурочной деятельности используется критериальное оценивание. Для анализа выполнения практической работы составляются карты пооперационного контроля по выполнению практической работы (приложение 1). Используется регламент проведения соревнований фестиваля РОБОФЕСТ, а также регламент подготовки судей этих соревнований.

Требования к уровню подготовки обучающихся Ученик должен знать:

  • правила безопасной работы;
  • основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; основные приемы конструирования роботов;
  • конструктивные особенности различных роботов;
  • как передавать программы в EV3;
  • как использовать созданные программы;

Уметь:

  • работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
  • создавать действующие модели роботов на основе конструктора ЛЕГО;
  • передавать (загружать) программы в EV3;
  • корректировать программы при необходимости;
  • демонстрировать технические возможности роботов.

Содержание курса внеурочной деятельности:

  1. Введение

Обучающимся предлагается познакомиться с основной деятельностью в рамках образовательной программы, интерактивным конструктором Mindstorms EV3, средой программирования Mindstorms EV3. Проводится инструктаж по ТБ, правилам поведения обучающихся. С обучающимися проводится беседа на выявление уровня подготовленности в контексте тематики образовательной программы.

  1. Программные структуры.

Обучающиеся знакомятся с понятием цикл, цикл с постусловием. Знакомят со структурой «Переключатель», сохранять программы на компьютере и загружать в робота.

  1. Работа с датчиками.

Обучающиеся на практике учатся использовать датчики касания, цвета, гироскоп, ультразвука, инфракрасный, определения угла и количества оборотов и мощности для управления роботом, сбора данных.

  1. Основные виды соревнований и элементы заданий.

Подготовка к соревнованиям «Собирание шайб»: ознакомление с правилами соревнований и требованиями к роботам. Участие в школьном этапе соревнований

  1. Работа с подсветкой, экраном и звуком.

Обучающиеся знакомятся с роботами-симуляторами их видами и сферой применения, алгоритмом и свойствами алгоритмов, системой команд исполнителя. Повторяют приемы автоматического управления роботом, программирование действий в зависимости от времени, уровня освещенности.

  1. Основные виды соревнований и элементы заданий.

Подготовка к соревнованиям «Движение по линии»: ознакомление с правилами соревнований и требованиями к роботам. Участие в школьном этапе соревнований

  1. Работа с данными.

Обучающиеся знакомятся с типами данных. Проводники. Переменные и константы. Математические операции с данными. Другие работы с данными. Логические операции с данными.

  1. Создание подпрограмм.

Обучающиеся повторяют приемы оптимизации при составлении программ. Закрепляют навыки по использованию программной среды. Проводится установление связи, датчики - органы чувств робота.

  1. Программирование движения по линии.

Обучающимся предлагается научится калибровать датчики. Составляется алгоритм движения по линии «Зигзаг» (дискретная система управления), алгоритм «Волна». Поиск и подсчет перекрестков. Проезд инверсии.

  1. Основные виды соревнований и элементы заданий.

Подготовка к соревнованиям «Эстафета»: ознакомление с правилами соревнований и требованиями к роботам. Участие в школьном этапе соревнований

  1. Проектная деятельность в группах

Выполнение задания на выбор обучающихся.

  1. Заключительный урок

Обучающимся предлагается поделиться общими впечатлениями о совместно- проделанной работе в виде презентации от каждой группы. Дать рекомендации, предложения по улучшению проведения занятий.

Учебно-тематический план

раздела

Название раздела

Часов в разделе

1.

Введение

1

2.

Программные структуры.

2

3.

Работа с датчиками.

4

4.

Основные виды соревнований и элементы заданий.

8

5.

Работа с подсветкой, экраном и звуком.

2

7.

Работа с данными.

4

8.

Создание подпрограмм.

1

9.

Программирование движения по линии.

5

11.

Проектная деятельность в группах

7

Всего часов по программе

34

Тематическое планирование

Тема

Практическая часть

Введение (1 час)

1.

Создание первого проекта.

Программирование движений по различным траекториям.

Тестовые упражнения

Программные структуры (2 часа)

2.

Цикл

Практическая работа на

управление моторами

3.

Структура «Переключатель»

Управление движением при

условии

Работа с датчиками (4 часа)

4.

Тактильный датчик

Проект «Движение вдоль

стены»

5.

Датчик определения угла\количества

оборотов и мощности мотора

Проект «Измеритель»

6.

Датчик звука и света

Проект «Движение вдоль

стены»

7.

Датчик цвета

Проект «Земля Франца-

Иосифа»

Основные виды соревнований и элементы заданий (2 часа)

8.

Подготовка к соревнованиям «Собирание

шайб»

Проект «Эстафета»

9.

Школьный этап соревнований «Собирание

шайб»

Проект «Эстафета»

Работа с подсветкой, экраном и звуком (2 часа)

10.

Работа с экраном и звуком

Проект «Пропуск»

11.

Работа с экраном и звуком

Проект «Шифровальщик»

Основные виды соревнований и элементы заданий (3 часа)

12.

Подготовка к соревнованиям «Движение по

линии».

Проект «Эстафета»

13.

Подготовка к соревнованиям «Движение по

линии».

Разработка программы,

отладка и тестирование

14.

Школьный этап соревнований «Движение по

линии»

Работа с данными (4 часа)

15.

Типы данных. Переменные и константы.

Проект «Счетчик»

16.

Математические операции с данными.

Проект «Прибор»

17.

Работа с данными

Проект «Вероятность»

18.

Логические операции

Проект «Выбор»

Создание подпрограмм (1 час)

19.

Создание подпрограмм

Проект «»

Программирование движения по линии (5 часов)

20.

Алгоритм движения по линии «Зигзаг»

(дискретная система управления).

Проект «Молния»

21.

Алгоритм «Волна».

Проект «Плавное движение

по линии»

22.

Движение прямо

Проект «Движемся прямо»

23.

Поиск и подсчет перекрестков.

Проект «Два глаза»

24.

Движение вдоль стены.

Проект «Коридор»

Основные виды соревнований и элементы заданий (3 часа)

25.

Подготовка к соревнованиям «Эстафета»

Проект «Судейство»

26.

Подготовка к соревнованиям «Эстафета»

Разработка программы ,

отладка, тестирование

27.

Школьный этап соревнований

«Траектория»»

Проектная деятельность в группах (7 часов)

28.

Выработка и утверждение тем проектов

Проект «Инженеринг»

29.

Конструирование модели

30.

Конструирование модели

31.

Конструирование модели

32.

Программирование созданной модели

33.

Презентация моделей

34.

Соревновательные сборы

Учебно-методическое обеспечение

  1. Бородин М. Н. Информатика. УМК для основной школы: 7-9 классы. Методическое пособие для учителя/Эл. изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 108 с.
  2. Программное обеспечение Lego Mindstorms EV3.
  3. Книга для учителя (в электронном виде CD).
  4. Цифровой фотоаппарат, веб-камера, планшет.
  5. Поля для проведения соревнований.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Персональные компьютеры (10 шт.).
  2. Интерактивная доска Smart.
  3. Конструктор Lego Mindstorms EV3 базовый набор (4 шт.).
  4. Конструктор Lego Mindstorms EV3 ресурсный набор (4 шт.).

Список литературы

  1. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.
  2. Л. Ю. Овсянцкая Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3-Челябинск: ИП Мякотин И.В. , 2014-204 с.
  3. Книга «Первый шаг в робототехнику», Д.Г. Копосов.
  4. Рабочая тетрадь по робототехнике, Д.Г. Копосов
  5. Руководство «ПервоРобот NXT. Введение в робототехнику»
  6. Интернет-ресурс: http://www.russianrobotics.ru
  7. Интернет-ресурс: http://kpolyakov.spb.ru/school/robotics/robotics.htm
  8. Интернет-ресурс: www.legoeducation.ru
  9. Интернет – ресурс http://www.prorobot.ru .

Приложение 1

«Движение роботов с перемещением объекта»

Задание: запрограммировать автономного робота, который последовательно:

  1. Начинает движение со стартовой позиции;
  2. Проходит перекрёсток В с поворотом направо;
  3. Проходит перекрёстки G и F с поворотом налево;
  4. Объезжает объект 3;
  5. Проходит зону слалома E - D - C;
  6. Доставляет объект 4 на стартовую площадку.

Карта пооперационного контроля «Движение роботов с перемещением объекта»

№ п/п

Критерии оценки

Баллы

1.

Робот полностью покинул зону старт-финиш

5

2.

Робот прошёл перекрёсток В повернув направо

(прямо)

4 (2)

3.

Робот прошёл перекрёсток G повернув налево

(прямо)

4 (2)

4.

Робот прошёл перекрёсток F повернув налево (прямо)

4 (2)

5.

Робот обнаружил объект 3 и начал его объезд

6

6.

При объезде робот сдвигает объект, но не выталкивает его из зоны, ограниченной жёлтой

окружностью (При объезде робот уронил объект или полностью вытолкнул его из зоны, ограниченной

жёлтой окружностью)

-2 (-5)

7.

Робот закончил объезд объекта 3 и вернулся на линию

6

8.

Робот прошёл зону слалома E - D, не сдвинув объект

2 (сдвинув объект с места)

4 (2)

9.

Робот прошёл зону слалома D - C, не сдвинув объект

1 (сдвинув объект с места)

4 (2)

10.

Робот доставил объект 4 на стартовую площадку

8

11.

Робот остановился, находясь полностью в зоне старт-

финиш

5

Максимальный балл

50

Попытка

Результат

Подпись

1

2

Примечание:

Размер робота на старте не должен превышать 250 x 250 x 250 мм.

Общее количество датчиков в роботе может быть не более четырех. Из них не более двух датчиков освещённости (цвета) или не более одной матрицы из нескольких датчиков освещенности.

Общее количество моторов в роботе может быть не более трёх. Траектория - чёрная линия шириной 30 мм на белом фоне.

Траектория состоит только из отрезков прямых и гладких кривых с минимальным радиусом кривизны 250 мм.

Объектом является цилиндрическая жестяная банка объёмом 330 мл.

«Движение по линии»

Задание: запрограммировать автономного робота, который последовательно:

  1. Начинает движение со стартовой позиции;
  2. Движется по линии, выбирая произвольный маршрут;
  3. Возвращается в зону старт-финиш.

Карта пооперационного контроля «Движение по линии»

№ п/п

Критерии оценки

Баллы

1.

Робот полностью покинул зону старт-финиш

6

2.

Робот прошёл перекрёсток В прямо

2

3.

Робот прошёл зону слалома С - D, не сдвинув объект 1

(сдвинув объект с места)

6 (3)

4.

Робот прошёл зону слалома D - E, не сдвинув объект 2

(сдвинув объект с места)

6 (3)

5.

Робот прошёл перекрёсток F повернув направо (прямо)

6 (2)

6.

Робот прошёл перекрёсток G повернув направо

(прямо)

6 (2)

7.

Робот прошёл перекрёсток В повернув налево (прямо)

6 (2)

8.

Робот полностью заехал в зону старт-финиш

6

9.

Робот остановился, находясь полностью в зоне старт-

финиш

6

Максимальный балл

50

Попытка

Результат

Подпись

1

2

Примечание:

Размер робота на старте не должен превышать 250 x 250 x 250 мм.

Общее количество датчиков в роботе может быть не более четырех. Из них не более двух датчиков освещённости (цвета) или не более одной матрицы из нескольких датчиков освещенности.

Общее количество моторов в роботе может быть не более трёх. Траектория - чёрная линия шириной 30 мм на белом фоне.

Траектория состоит только из отрезков прямых и гладких кривых с минимальным радиусом кривизны 250 мм.

Объектом является цилиндрическая жестяная банка объёмом 330 мл.

«Движение по линии»

Задание: запрограммировать автономного робота, который последовательно:

  1. Начинает движение со стартовой позиции;
  2. На перекрёстке B поворачивает направо;
  3. На перекрёстке G разворачивается;
  4. Возвращается на перекрёсток B и поворачивает направо;
  5. Проходит зону слалома, C - D - E;
  6. Перекрёстки F и G проходит с поворотом направо;
  7. Проходит перекрёсток B с поворотом налево;
  8. Возвращается в зону старт-финиш.

Карта пооперационного контроля по выполнению практической работы

«Движение по линии»

№ п/п

Критерии оценки

Баллы

1.

Робот полностью покинул зону старт-финиш

5

2.

Робот прошёл перекрёсток В повернув направо

(прямо)

4 (2)

3.

Робот развернулся на перекрёстке G

5

4.

Робот прошёл перекрёсток B повернув направо

(прямо)

4 (2)

5.

Робот прошёл зону слалома C - D, не сдвинув объект 1

(сдвинув объект с места)

5 (3)

6.

Робот прошёл зону слалома D - E, не сдвинув объект 2

(сдвинув объект с места)

5 (3)

7.

Робот прошёл перекрёсток F повернув направо

(прямо)

4 (2)

8.

Робот прошёл перекрёсток G повернув направо

(прямо)

4 (2)

9.

Робот прошёл перекрёсток B повернув налево (прямо)

4 (2)

10.

Робот полностью заехал в зону старт-финиш

5

11.

Робот остановился, находясь полностью в зоне старт-

финиш

5

Максимальный балл

50

Попытка

Результат

Подпись

1

2

Примечание:

Размер робота на старте не должен превышать 250 x 250 x 250 мм.

Общее количество датчиков в роботе может быть не более четырех. Из них не более двух датчиков освещённости (цвета) или не более одной матрицы из нескольких датчиков освещенности. Общее количество моторов в роботе может быть не более трёх.

Траектория - чёрная линия шириной 30 мм на белом фоне.

Траектория состоит только из отрезков прямых и гладких кривых с минимальным радиусом кривизны 250 мм.

Объектом является цилиндрическая жестяная банка объёмом 330 мл.

«Объезд объектов»

Задание: запрограммировать автономного робота, который последовательно:

  1. Начинает движение со стартовой позиции;
  2. Проходит перекрёсток B прямо;
  3. Проходит зону слалома С - D - Е;
  4. Объезжает объект 3 с любой стороны, возвращается на линию и продолжает движение;
  5. Проходит перекрёстки F и G с поворотом направо;
  6. Проходит перекрёсток B с поворотом налево;
  7. Возвращается на стартовую площадку.

Карта пооперационного контроля «Объезд объектов»

№ п/п

Критерии оценки

Баллы

1.

Робот полностью покинул зону старт-финиш

5

2.

Робот прошёл перекрёсток B прямо

2

3.

Робот прошёл зону слалома C - D, не сдвинув объект 1

(сдвинув объект с места)

5 (3)

4.

Робот прошёл зону слалома D - E, не сдвинув объект 2

(сдвинув объект с места)

5 (3)

5.

Робот обнаружил объект 3 и начал его объезд

6

6.

При объезде робот сдвигает объект, но не выталкивает его из зоны, ограниченной жёлтой окружностью (При объезде робот уронил объект или полностью вытолкнул его из зоны, ограниченной жёлтой

окружностью)

- 2 (- 5)

7.

Робот закончил объезд объекта 3 и вернулся на линию

6

8.

Робот прошёл перекрёсток F с поворотом направо

(прямо)

4 (2)

9.

Робот прошёл перекрёсток G повернув направо

(прямо)

4 (2)

10.

Робот прошёл перекрёсток B повернув налево (прямо)

4 (2)

11.

Робот полностью заехал в зону старт-финиш

5

12.

Робот остановился, находясь полностью в зоне старт-

финиш

4

Максимальный балл

50

Попытка

Результат

Подпись

1

2

Примечание:

Размер робота на старте не должен превышать 250 x 250 x 250 мм.

Общее количество датчиков в роботе может быть не более четырех. Из них не более двух датчиков освещённости (цвета) или не более одной матрицы из нескольких датчиков освещенности.

Общее количество моторов в роботе может быть не более трёх. Траектория - чёрная линия шириной 30 мм на белом фоне.

Траектория состоит только из отрезков прямых и гладких кривых с минимальным радиусом кривизны 250 мм.

Объектом является цилиндрическая жестяная банка объёмом 330 мл.

18



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №25»

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол № 1 от 31.08.2022 г.

Руководитель МО ______

А.Л. Киреева

Согласовано

на заседании методического совета

Протокол № 1 от 31.08.2022 г.

Руководитель МС ______

Галкина Л.А.

Утверждено

Директор МБОУ    «СШ№25»

________         Н.Ф.Белавина

 Приказ №      от 31.08.2022 г

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Физика

8 А, Б, В класс

 

на 2022 -2023 учебный год

г. Нижневартовск, 2022

Пояснительная записка

      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 8 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:

•  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);

• приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 (действуют с 1 января 2021 года);

• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 (действуют с 1 марта 2021 года);

• концепции преподавания физики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 03.12.2019 года

• с требованиями основной образовательной программы ООО МБОУ «СШ №25»;

Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.

- Литература для учителя  (основная):

1.Учебник. Физика 8 класс. А.В, Перышкин., М.: «Дрофа», 2019

2.Примерная рабочая программа основного общего образования. Физика. Базовый уровень

(для 7–9 классов образовательных организаций), Москва, 2021

3. Сборник задач по физике для 7-9 классов», В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, М., Просвещение, 2011 г.

4. Поурочные разработки. 8 класс. М.: Дрофа, 2019

Литература для учителя (дополнительная)

5. Контрольно-измерительные материалы. Физика 8 класс. (соответствует ФГОС).-М.: ВАКО, 2015.

6. Занимательные внеурочные мероприятия по физике. Л.А. Горлова.7-11 классы.-М.: ВАКО, 2017.

- Литература для учащихся (основная)

1. Учебник. Физика 8 класс. А.В, Перышкин., М.: «Дрофа», 2019

    Рабочая программа предназначена для освоения основного стандарта по физике для 8 класса, в том числе для обучающихся с ОВЗ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

      Курс физики — системообразующий для естественно­научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией. Физика — это предмет, который не только вносит основной вклад в естественно­научную картину мира, но и предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, т.е. способа получения достоверных знаний о мире. Наконец, физика — это предмет, который наряду с другими естественно­научными предметами должен дать школьникам представление об увлекательности научного исследования и радости самостоятельного открытия нового знания.

Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании естественно­научной грамотности и интереса к науке у основной массы обучающихся, которые в дальнейшем будут заняты в самых разно­ образных сферах деятельности. Но не менее важной задачей является выявление и подготовка талантливых молодых людей для продолжения образования и дальнейшей профессиональной деятельности в области естественно­научных исследований и создании новых технологий. Согласно принятому в международном сообществе определению, «Естественно­научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно­научными идеями        Научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

—научно объяснять явления,

—оценивать и понимать особенности научного исследования,

—интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Изучение физики способно внести решающий вклад в формирование естественно­научной грамотности обучающихся.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 3 декабря 2019 г №ПК­4

Цели изучения физики:

—приобретение интереса и стремления, обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;

—развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;

—формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

—формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;

—развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении Достижение этих целей на уровне основного общего образования обеспечивается решением следующих задач:

—приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических, магнитных и квантовых явлениях;

—приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний;

—освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практико­ориентированных задач;

—развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;

—освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики; анализ и критическое оценивание информации;

—знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

   В соответствии с ФГОС ООО физика является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в объёме 238  ч за  три года обучения по 2  ч в неделю в 7 и 8 классах и по 3 ч в неделю в 9 классе. В тематическом планировании для 7 и 8 классов предполагается резерв времени, который учитель может использовать по своему усмотрению, а в 9 классе — повторительно-обобщающий модуль.

Содержание учебного предмета «Физика»

8 класс

Раздел 6. Тепловые явления

Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Масса и размеры атомов и молекул. Опыты, подтверждающие основные положения молекулярно-кинетической теории.

Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества. Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений молекулярно-кинетической теории. Смачивание и капиллярные явления. Тепловое расширение и сжатие.

Температура. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц.

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.

Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение теплового баланса.

Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Удельная теплота плавления. Парообразование и конденсация. Испарение (МС). Кипение. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от атмосферного давления.

Влажность воздуха.

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Тепловые двигатели и защита окружающей среды (МС).

Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах (МС).

Демонстрации

1. Наблюдение броуновского движения.

2. Наблюдение диффузии.

3. Наблюдение явлений смачивания и капиллярных явлений.

4. Наблюдение теплового расширения тел.

5. Изменение давления газа при изменении объёма и нагревании или охлаждении.

6. Правила измерения температуры.

7. Виды теплопередачи.

8. Охлаждение при совершении работы.

9. Нагревание при совершении работы внешними силами.

10. Сравнение теплоёмкостей различных веществ.

11. Наблюдение кипения.

12. Наблюдение постоянства температуры при плавлении.

13. Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы и опыты

1. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.

2. Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли или сахара.

3. Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жидкостей и твёрдых тел.

4. Определение давления воздуха в баллоне шприца.

5. Опыты, демонстрирующие зависимость давления воздуха от его объёма и нагревания или охлаждения.

6. Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости в термометрической трубке от температуры.

7. Наблюдение изменения внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.

8. Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.

9. Определение количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым металлическим цилиндром.

10. Определение удельной теплоёмкости вещества.

11. Исследование процесса испарения.

12. Определение относительной влажности воздуха.

13. Определение удельной теплоты плавления льда.

Раздел 7. Электрические и магнитные явления.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона (зависимость силы взаимодействия заряженных тел от величины зарядов и расстояния между телами).

Электрическое поле. Напряжённость электрического поля.

Принцип суперпозиции электрических полей (на качественном уровне).

Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд. Строение атома. Проводники и диэлектрики. Закон сохранения электрического заряда.

Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники постоянного тока. Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное). Электрический ток в жидкостях и газах.

Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение.

Сопротивление проводника. Удельное сопротивление вещества.

Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Электрические цепи и потребители электрической энергии в быту. Короткое замыкание.

Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его значение для жизни на Земле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока. Применение электромагнитов в технике. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока. Использование электродвигателей в технических устройствах и на транспорте.

Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электрогенератор. Способы получения электрической энергии. Электростанции на возобновляемых источниках энергии.

Демонстрации

1. Электризация тел.

2. Два рода электрических зарядов и взаимодействие заряженных тел.

3. Устройство и действие электроскопа.

4. Электростатическая индукция.

5. Закон сохранения электрических зарядов.

6. Проводники и диэлектрики.

7. Моделирование силовых линий электрического поля.

8. Источники постоянного тока.

9. Действия электрического тока.

10. Электрический ток в жидкости.

11. Газовый разряд.

12. Измерение силы тока амперметром.

13. Измерение электрического напряжения вольтметром.

14. Реостат и магазин сопротивлений.

15. Взаимодействие постоянных магнитов.

16. Моделирование невозможности разделения полюсов магнита.

17. Моделирование магнитных полей постоянных магнитов.

18. Опыт Эрстеда.

19. Магнитное поле тока. Электромагнит.

20. Действие магнитного поля на проводник с током.

21. Электродвигатель постоянного тока.

22. Исследование явления электромагнитной индукции.

23. Опыты Фарадея.

24. Зависимость направления индукционного тока от условий его возникновения.

25. Электрогенератор постоянного тока.

Лабораторные работы и опыты

1. Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и при соприкосновении.

2. Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики.

3. Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока.

4. Измерение и регулирование силы тока.

5. Измерение и регулирование напряжения.

6. Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения на резисторе.

7. Опыты, демонстрирующие зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.

8. Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов.

9. Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов.

10. Определение работы электрического тока, идущего через резистор.

11. Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе.

12. Исследование зависимости силы тока, идущего через лампочку, от напряжения на ней.

13. Определение КПД нагревателя.

14. Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов.

15. Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и разделении.

16. Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.

17. Опыты, демонстрирующие зависимость силы взаимодействия катушки с током и магнита от силы тока и направления тока в катушке.

18. Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

19. Конструирование и изучение работы электродвигателя.

20. Измерение КПД электродвигательной установки.

21. Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование изменений значения и направления индукционного тока.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение учебного предмета «Физика» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:

—проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;

—ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

—готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;

—осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

Эстетическое воспитание:

—восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности.

Ценности научного познания:

—осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;

—развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

—осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;

—сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.

Трудовое воспитание:

—активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих, в том числе и физических знаний;

—интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.

Экологическое воспитание:

—ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

—осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

—потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;

—повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;

—потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;

—осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;

—планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;

—стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;

—оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

—выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

—устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;

—выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;

—выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать

гипотезы о взаимосвязях физических величин;

—самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

—использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

—проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;

—оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;

—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

—прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;

—анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

—в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

—сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

—публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта).

Совместная деятельность (сотрудничество):

—понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;

—принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;

—выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;

—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

—выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;

—ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

—самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

—делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

—давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

—объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

—вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

—оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

—ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.

Принятие себя и других:

—признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:

—использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и молекул, агрегатные состояния вещества, кристаллические и аморфные тела, насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха; температура, внутренняя энергия, тепловой двигатель; элементарный электрический заряд, электрическое поле, проводники и диэлектрики, постоянный электрический ток, магнитное поле;

—различать явления (тепловое расширение/сжатие, теплопередача, тепловое равновесие, смачивание, капиллярные явления, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация (отвердевание), кипение, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение); электризация тел, взаимодействие зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;

—распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание водоёмов, морские бризы, образование росы, тумана, инея, снега; электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов; магнитное поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное сияние; при этом переводить практическую задачу в учебную,

выделять существенные свойства/признаки физических явлений;

—описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия тепловой машины, относительная влажность воздуха, электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление проводника, удельное сопротивление вещества, работа и мощность электрического тока); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;

—характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества, принцип суперпозиции полей (на качественном уровне), закон сохранения заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон сохранения энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;

—объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений, физических законов или закономерностей;

—решать расчётные задачи в 2—3 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостаток данных для решения задачи, выбирать законы и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и сравнивать полученное значение физической величины с известными данными;

—распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы;

—проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объёма, температуры; скорости процесса остывания/нагревания при излучении от цвета излучающей/поглощающей поверхности; скорость испарения воды от температуры жидкости и площади её поверхности;

электризация тел и взаимодействие электрических зарядов; взаимодействие постоянных магнитов, визуализация магнитных полей постоянных магнитов; действия магнитного

поля на проводник с  током, свойства электромагнита, свойства электродвигателя постоянного тока): формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы;

—выполнять прямые измерения температуры, относительной

влажности воздуха, силы тока, напряжения с использованием аналоговых приборов и датчиков физических величин; сравнивать результаты измерений с учётом заданной абсолютной погрешности;

—проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с  использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества проводника; силы тока, идущего через проводник, от напряжения на проводнике; исследование последовательного и параллельного соединений проводников): планировать исследование, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

—проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость вещества, сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока): планировать измерения, собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и вычислять значение величины;

—соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;

—характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: система отопления домов, гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр, счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы (примеры), электрические предохранители; электромагнит, электродвигатель постоянного тока), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;

—распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр, двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат); составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;

—приводить примеры/находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

—осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, на основе имеющихся знаний и путём сравнения дополнительных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;

—использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;

—создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая информацию из нескольких источников физического содержания, в том числе публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;

—при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликт.

Продолжительность и последовательность изучения тем и разделов

Разделы

кол-во часов

контрольные работы

сроки

Тепловые явления

23

Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления»

октябрь

Электрические

явления

29

Контрольная работа № 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

ноябрь

Электромагнитные

явления

6

Контрольная работа №3 по теме «Закон Ома для участка цепи»

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления»

Январь

март

Световые явления

10

Контрольная работа № 5 за год

май

Повторение

2

май

Всего

68

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

прохождение материала

18

14

20

16

68

контрольные работы

1

1

1

2

5

Лабораторные работы

3

1

4

3

11

Виды контроля

Формы контроля

1.Текущий контроль

1) Фронтальный опрос

2) Физический диктант

3) Тестовые задания

4) Самостоятельная работа

2.Итоговый контроль

  1. Письменная контрольная работа
  2. Тестовые задания
  3. Устный зачет по теме

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с     учебником, выполнение лабораторных работ.

Календарно-тематическое планирование по физике для 8 класса

на 2022-2023 учебный год

(68 часов, 2ч. в неделю)

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды  и формы учебной деятельности

Дата проведения

ЭОР

План

Факт

1.Тепловые явления (23 ч)

1

Вводный инструктаж по ТБ. Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия.

1

Обоснование правил измерения температуры. Сравнение различных способов измерения и шкал температуры. Объяснение броуновского движения, явления диффузии и различий между ними на основе положений молекулярно-кинетической теории строения вещества.

2

Способы изменения внутренней энергии.

1

Наблюдение и объяснение опытов, демонстрирующих изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.

3

Виды теплопередачи. Теплопроводность.

1

Наблюдение и объяснение опытов, обсуждение практических ситуаций, демонстрирующих различные виды тепло­ передачи: теплопроводность, конвекцию, излучение Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.

4

Конвекция. Излучение. Вводная контрольная работа.

1

Объясняет виды теплопередачи,        приводит примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях.

5

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

1

Определение (измерение) количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым металлическим цилиндром.

6

Удельная теплоемкость.

1

Определение (измерение) удельной теплоёмкости вещества. Решение задач, связанных с вычислением количества тепло­ ты и теплоёмкости при теплообмене.

7

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

1

Решение задач на расчёт количества вещества. Расчеты и оценивание  реальности полученного значения физической величины.

8

Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1

Проводит экспериментальную проверку выдвинутых гипотез, объясняет результаты опытов, опираясь на физические процессы, вычисляет значение искомой физической величины;

9

Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1

Использует экспериментальный метод исследования при изучении тепловых явлений. Объясняет результаты опытов, опираясь на физические процессы.

10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

Вычисление количества теплоты, выделяющегося при сгорании различных видов топлива и КПД двигателя.

Различает границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

11

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

Решает задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления)

12

Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления»

1

Решение задач с использованием основных формул тепловых явлений.

13

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание.

1

Наблюдение процесса плавления кристаллического вещества, например льда. Сравнение процессов плавления кристаллических тел и размягчения при нагревании аморфных тел.

14

График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления.

1

 Объясняет на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания э явлений: плавление, кристаллизация. Читает графики этих процессов.

15

Решение задач по теме «Нагревание тел. Плавление и кристаллизация». Кратковременная контрольная работа.

1

Решает задачи с использованием графиков  плавления и кристаллизация.

16

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

1

Наблюдение явления испарения .Исследование процесса испарения различных жидкостей. Объяснение явлений испарения и конденсации на основе атомно- молекулярного учения.

17

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

Наблюдение и объяснение процесса кипения, в том числе зависимости температуры кипения от давления

18

Решение задач на расчет удельной теплоты парообразования, количества теплоты, отданного (полученного) телом при конденсации (парообразовании).

1

Решение задач, связанных с вычислением количества тепло­ ты и теплоёмкости при теплообмене.

19

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха».

1

Определение (измерение) относительной влажности воздуха.

20

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

1

Обсуждение экологических последствий использования двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций (МС — экология, химия)

21

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1

Вычисление КПД двигателя.

22

Контрольная работа № 2 по теме «Агрегатные состояния вещества».

1

23

Обобщение   темы «Тепловые явления».

1

2.Электрические явления (29 ч)

24

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.

1

Распознает электрические явления и объясняет их на основе имеющихся знаний основные свойства или условия

протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов. Наблюдение и проведение опытов по электризации тел при соприкосновении и индукцией. Наблюдение и объяснение взаимодействия одноимённо и разноимённо заряженных тел. Распознавание и объяснение явлений электризации в повседневной жизни.

25

Электроскоп. Электрическое поле.

1

Объяснение принципа действия электроскопа Объяснение явлений электризации при соприкосновении тел и индукцией с использованием знаний о носителях электрических зарядов в веществе.

26

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома.

1

Наблюдение и объяснение опытов, иллюстрирующих закон сохранения электрического заряда. Наблюдение опытов по моделированию силовых линий электрического поля

27

Объяснение электрических явлений.

1

Объясняет взаимодействие зарядов.

28

Проводники, полупроводники и непроводники электричества.

1

Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики.

29

Электрический ток. Источники электрического тока.

1

Наблюдение различных видов действия электрического тока и обнаружение этих видов действия в повседневной жизни.

Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов. Решение задач с использованием закона Ома и формул расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников.

30

Электрическая цепь и ее составные части. Промежуточная контрольная работа.

1

Составляет схемы электрических цепей, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).

31

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока.

1

Исследование зависимости силы тока, протекающего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения

на резисторе.

32

Сила тока. Единицы силы тока.

1

Объясняет  электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), действие электрического поля на заряженную частицу.

33

Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

1

Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока. Измерение силы тока амперметром.

34

Электрическое напряжение. Единицы напряжения.

1

Измерение электрического напряжения вольтметром.

35

Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.

1

Измерение электрического напряжения вольтметром.

36

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

1

Проведение и объяснение опытов, демонстрирующих зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала

37

Закон Ома для участка цепи.

1

Понимает всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи)

38

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

1

Анализ ситуаций последовательного и параллельного соединения проводников в домашних электрических сетях

39

Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения.

1

Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов.

40

Реостаты. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом».

1

Объясняет  электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), действие электрического поля на заряженную частицу.

41

Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

1

42

Последовательное соединение проводников.

1

Составляет схемы электрических цепей с последовательным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).

43

Параллельное соединение проводников.

1

Составляет схемы электрических цепей с   параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).

44

Решение задач. Соединение проводников. Закон Ома для участка цепи.

1

Решает задачи, используя физические законы.  На основе анализа условия задачи записывает краткое условие, выделяет физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

45

Контрольная работа № 3 по темам «Электрический ток. Напряжение», «Сопротивление. Соединение проводников».

1

46

Работа и мощность электрического тока

1

Определение работы электрического тока, протекающего через резистор. Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе. Исследование преобразования энергии при подъёме груза электродвигателем. Использует знания об электрических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде.

47

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

1

Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения на ней. Определение КПД нагревателя.

48

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца.

1

Анализирует свойства тел, явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Джоуля-Ленца; при этом различает словесную формулировку закона и его математическое выражение.

49

Конденсатор.

1

Приводит примеры практического использования физических знаний о электрических явлениях.

50

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание, предохранители.

1

 Объяснение устройства и принципа действия домашних электронагревательных приборов. Объяснение причин короткого замыкания и принципа действия плавких предохранителей.

51

Контрольная работа № 4 по темам «Работа и мощность электрического тока», «Закон Джоуля—Ленца», «Конденсатор».

1

Решает задачи, используя физические законы.  На основе анализа условия задачи записывает краткое условие, выделяет физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

52

Зачет по теме «Электрические явления».

1

3.ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (5 ч)

53

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

1

Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов. Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и разделении. Проведение опытов по визуализации поля постоянных магнитов

54

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

1

Изучение явления намагничивания вещества Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку

55

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1

Проведение опытов, демонстрирующих зависимость силы взаимодействия катушки с током и магнита от силы и на­ правления тока в катушке. Анализ ситуаций практического применения электромагнитов (в бытовых технических устройствах, промышленности, медицине). Распознавание и анализ различных применений электродвигателей (транспорт, бытовые устройства и др.)

56

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

1

Изучение действия магнитного поля на проводник с током Изучение действия электродвигателя. Измерение КПД электродвигательной установки.

57

Контрольная работа № 5 по теме «Электромагнитные явления».

1

4.СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (11 ч)

58

Источники света. Распространение света.

1

Наблюдение опытов, демонстрирующих явление прямолинейного распространения света (возникновение тени и полутени), и их интерпретация с использованием понятия светового луча. Изучение свойств изображения в плоском зеркале Наблюдение и объяснение опытов по получению изображений в вогнутом и выпуклом зеркалах

59

Видимое движение светил.

1

Объяснение и моделирование солнечного и лунного затмений.

60

Отражение света. Закон отражения света.

1

Исследование зависимости угла отражения светового луча от угла падения.

61

Плоское зеркало.

1

Решение задач с использованием законов отражения и преломления света.

62

Преломление света. Закон преломления света.

1

Наблюдение и объяснение опытов по преломлению света на границе различных сред, в том числе опытов с полным внутренним отражением. Анализ и объяснение явления оптического миража.

63

Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.

1

Получение изображений с помощью собирающей и рассеивающей линз. Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы.

64

Лабораторная работа № 11«Получение изображения при помощи линзы».

1

Анализ устройства и принципа действия некоторых оптических приборов: фотоаппарата, микроскопа, телескопа

(МС — биология, астрономия).

65

Глаз и зрение.

1

Анализ явлений близорукости и дальнозоркости, принципа действия очков (МС — биология)

66

Решение задач. Построение изображений, полученных с помощью линз.

1

Решение задач с использованием законов отражения и преломления света.

67

Годовая контрольная работа.

1

68

Итоговое занятие.

1

ПРИЛОЖЕНИЯ

Оценка ответов учащихся

Количественные отметки за уровень освоения курса, предмета выставляются в соответствии с закреплённой в МБОУ СШ № 25 г.  бальной системой оценивания: «2» - неудовлетворительно, «3» - удовлетворительно, «4» - хорошо и «5» - отлично.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более  одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.

Оценка тестовых работ учащихся

«5» - 85% - 100%

«4» - 65% - 84%

«3» - 41% - 64%

«2» - 21% - 40%

«1» - 0% - 20%

Перечень ошибок:

Грубые ошибки

  • Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
  • Неумение выделять в ответе главное.
  • Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  • Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
  • Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  • Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  • Неумение определить показания измерительного прибора.
  • Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  • Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  • Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  • Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  • Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  • Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  • Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  • Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  • Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  • Орфографические и пунктуационные ошибки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе в 7 классе по программе Коровиной ( 2 часа в неделю)

Программа содержит Пояснительную записку, список литературы, тематическое планирование....

Рабочая программа 5 класс (учебник Rainbow English) 34 часа в год (1 час в неделю)

        Данная рабочая программа по английскому языку составлена на основе следующих компонентов:1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основ...

Рабочая программа 5 класс И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова,35 часов (1 час в неделю)

Рабочая программа по линии Пономоревой  ( И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова) для использования в 5 классе ,35 часов в год (1 час в неделю)...

Рабочая программы 7 класс (2 часа в неделю)

Рабочая программа 7 класс для образовательных учереждений ФГОС...

Рабочая программа 6 класс( 2 часа в неделю)

Рабочая программа 6 класс для образовательных учереждений ФГОС...

Рабочая программа 2 класс физкультура 2 часа в неделю

Рабочая програма на 2 часа в неделю по физической культуре для 2 классов...

Рабочая програма на 2 часа в неделю по физической культуре для 3 классов

Рабочая програма на 2 часа в неделю по физической культуре для 3 классов...