Рабочая программа для 7 класса ( 2 часа в неделю )
рабочая программа по физике (7 класс)

Хабиров Равил Ахатович

             Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 7 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:

•  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);

• приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 25»

РАБОЧАЯ        ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Робототехника» 7-8 классы

на 2020 – 2021 учебный год

Составитель: Хабиров Р.А.

г. НИЖНЕВАРТОВСК

                                                                                2020год

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Робототехника» для обучающихся 7-8 классов

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Робототехника» разработана на основе требований обновленного федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ

№287 от 31.05.2021 и имеет научно-техническую направленность, расширяет и углубляет содержание образовательной программы по информатике и ИКТ для обучающихся 7-8 классов. Программа направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств. Данная программа предполагает обучение решению задач конструкторского характера, а также обучение программированию, моделированию при использовании конструктора LEGO EV3 и программного обеспечения LEGO MINDSTORMS EV3 EDU.

Основные цели программы внеурочной деятельности «Робототехника» согласуются с инициативами развития образования ХМАО - Югры и направленны на выполнение ключевых показателей по достижению доступности, эффективности, качества образования, предусматривают:

  • использование современных образовательных технологий: информационно- коммуникационная, проблемное обучение, развитие критического мышления, системно- деятельностный подход, проектная и исследовательская деятельность;
  • использование современных оценочных средств: совокупность контрольно- оценочных материалов (контрольных работ, тестов, заданий, практических работ в т.ч. электронных и интерактивных); методические материалы, определяющие процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, критерии оценки уровней учебных достижений школьников.

Программа способствует развитию образовательной среды школы. В школе оборудован специальный компьютерный класс, приобретены наборы конструкторов по робототехнике LEGO MINDSTORMS Education EV3.

Программа реализуется во взаимодействии с социальными партнёрами: МБОУ

«Средняя школа № 14» на базе, которой проводится городской конкурс по робототехнике

«РОБОСТРАНСВИЕ», Всероссийский робототехнический фестиваль «РОБОФЕСТ». При подготовке школьников к городскому конкурсу по робототехнике «РОБОСТРАНСВИЕ» организую взаимодействие с педагогами МБОУ «Средняя школа № 14».

Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Постановление государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  4. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства от 24 декабря 2013 г. № 2506-р)
  5. Концепция информационной безопасности детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р).
  6. Концепция        развития        дополнительного        образования        (утв.        распоряжением Правительства от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  7. Основная образовательная программа МБОУ        «СШ № 25» основного общего образования на 2021-2022 учебный год;
  8. Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-- методического объединения по общему образованию (протокол от 02 06 2020 № 2/20);
  9. Программа МБОУ «СШ № 25» по развитию УУД на 2022-2023 годы; 10.Программа воспитания МБОУ «СШ № 25» на 2022-2023 годы;
  1. Положение МБОУ «СШ № 25» о рабочей программе внеурочной деятельности.

Целью программы является обучение обучающихся основам робототехники, программирования, развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  • стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка, научить конструировать роботов на базе микропроцессора EV3;
  • способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям;
  • способствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков;
  • способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей;
  • развивать умение выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным результатом;
  • развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
  • развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
  • развивать умение применять знания из различных областей;
  • развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы
  • развивать представление об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимать роль информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
  • развивать алгоритмическое мышление, способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата;
  • формировать и развить компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • воспитывать стремление к продолжению образования в области информационных технологий.

Формы и методы организации процесса внеурочной деятельности

Основной формой занятий является «инженерный проект». Работа на занятиях строится следующим образом:

  1. Составление/получение «плана-заказа» на исполнение задачи.
  2. Выбор оптимальных способов выполнения задания (индивидуальный, групповой).
  3. Обсуждение возможностей и перспектив будущего проекта.
  4. Составление эскиза конструкции.
  5. Написание алгоритма управления роботом (псевдокод).
  6. Реализация алгоритма на языке программирования.
  7. Тестирование и отладка программы.
  8. Контрольное испытание конструкции и алгоритма.

Выбор тем для «план-заказа» определяется тематикой Всероссийского робототехнического фестиваля «РОБОФЕСТ».

Для мотивации дальнейшего обучения и выявления наиболее способных учеников регулярно проводятся состязания роботов. Учащимся предоставляется возможность принять участие в состязаниях самых разных уровней.

Кроме этого используются следующие виды занятий по программе:

  • лабораторные работы,
  • мастер-классы,
  • мастерские,
  • тренинги,
  • выставки,
  • творческие отчеты,
  • соревнования

Программа предусматривает использование следующих методов обучения:

  1. Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов).
  2. Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей).
  3. Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.).
  4. Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).
  5. Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Актуальность программы определяется развитием в России таких направлений науки как нанотехнология, электроника, механика и программирование. Формируются хорошие условия для развития компьютерных технологий и робототехники. Успехи страны в будущем будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий. Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения и позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализовываться в социуме.

В процессе конструирования и программирования обучающиеся получают дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.

Использование конструктора LEGO EV3 позволяет создать уникальную образовательную среду, которая способствует развитию инженерного, конструкторского мышления. В процессе работы с LEGO EV3 ученики приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных. Кроме того, работа в команде способствует формированию умения взаимодействовать с соучениками, формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи. При дальнейшем освоении LEGO EV3 становиться возможным выполнение серьезных проектов, развитие самостоятельного технического творчества.

Возрастная категория

Возрастная категория обучающихся: 13-14 лет

Сроки реализации

Программа рассчитана на один год обучения, количество часов – 34.

Форма и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 учебному часу, при этом у каждого ученика может быть индивидуальный график и маршрут, удобный для него, в рамках работы творческой лаборатории.

  1. Планируемые        результаты        освоения        программы        внеурочной        деятельности

«Робототехника»:

Личностные результаты:

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
  3. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  4. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Предметные результаты:

  • умение использовать термины области «Робототехника»;
  • умение конструировать механизмы для преобразования движения;
  • умение конструировать модели, использующие механические передачи;
  • умение конструировать мобильных роботов, используя различные системы передвижения;
  • умение программировать контролер и сенсорные системы;
  • умение составлять и отлаживать программы;
  • умение работать по предложенным инструкциям;
  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания роботов и робототехнических систем.

Механизм отслеживания результатов

  • портфолио;
  • фестивали;
  • соревнования;
  • учебно-исследовательские конференции.
  • презентация и защита проектов.

Контрольно-измерительные материалы

На занятиях внеурочной деятельности используется критериальное оценивание. Для анализа выполнения практической работы составляются карты пооперационного контроля по выполнению практической работы (приложение 1). Используется регламент проведения соревнований фестиваля РОБОФЕСТ, а также регламент подготовки судей этих соревнований.

Требования к уровню подготовки обучающихся Ученик должен знать:

  • правила безопасной работы;
  • основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; основные приемы конструирования роботов;
  • конструктивные особенности различных роботов;
  • как передавать программы в EV3;
  • как использовать созданные программы;

Уметь:

  • работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
  • создавать действующие модели роботов на основе конструктора ЛЕГО;
  • передавать (загружать) программы в EV3;
  • корректировать программы при необходимости;
  • демонстрировать технические возможности роботов.

Содержание курса внеурочной деятельности:

  1. Введение

Обучающимся предлагается познакомиться с основной деятельностью в рамках образовательной программы, интерактивным конструктором Mindstorms EV3, средой программирования Mindstorms EV3. Проводится инструктаж по ТБ, правилам поведения обучающихся. С обучающимися проводится беседа на выявление уровня подготовленности в контексте тематики образовательной программы.

  1. Программные структуры.

Обучающиеся знакомятся с понятием цикл, цикл с постусловием. Знакомят со структурой «Переключатель», сохранять программы на компьютере и загружать в робота.

  1. Работа с датчиками.

Обучающиеся на практике учатся использовать датчики касания, цвета, гироскоп, ультразвука, инфракрасный, определения угла и количества оборотов и мощности для управления роботом, сбора данных.

  1. Основные виды соревнований и элементы заданий.

Подготовка к соревнованиям «Собирание шайб»: ознакомление с правилами соревнований и требованиями к роботам. Участие в школьном этапе соревнований

  1. Работа с подсветкой, экраном и звуком.

Обучающиеся знакомятся с роботами-симуляторами их видами и сферой применения, алгоритмом и свойствами алгоритмов, системой команд исполнителя. Повторяют приемы автоматического управления роботом, программирование действий в зависимости от времени, уровня освещенности.

  1. Основные виды соревнований и элементы заданий.

Подготовка к соревнованиям «Движение по линии»: ознакомление с правилами соревнований и требованиями к роботам. Участие в школьном этапе соревнований

  1. Работа с данными.

Обучающиеся знакомятся с типами данных. Проводники. Переменные и константы. Математические операции с данными. Другие работы с данными. Логические операции с данными.

  1. Создание подпрограмм.

Обучающиеся повторяют приемы оптимизации при составлении программ. Закрепляют навыки по использованию программной среды. Проводится установление связи, датчики - органы чувств робота.

  1. Программирование движения по линии.

Обучающимся предлагается научится калибровать датчики. Составляется алгоритм движения по линии «Зигзаг» (дискретная система управления), алгоритм «Волна». Поиск и подсчет перекрестков. Проезд инверсии.

  1. Основные виды соревнований и элементы заданий.

Подготовка к соревнованиям «Эстафета»: ознакомление с правилами соревнований и требованиями к роботам. Участие в школьном этапе соревнований

  1. Проектная деятельность в группах

Выполнение задания на выбор обучающихся.

  1. Заключительный урок

Обучающимся предлагается поделиться общими впечатлениями о совместно- проделанной работе в виде презентации от каждой группы. Дать рекомендации, предложения по улучшению проведения занятий.

Учебно-тематический план

раздела

Название раздела

Часов в разделе

1.

Введение

1

2.

Программные структуры.

2

3.

Работа с датчиками.

4

4.

Основные виды соревнований и элементы заданий.

8

5.

Работа с подсветкой, экраном и звуком.

2

7.

Работа с данными.

4

8.

Создание подпрограмм.

1

9.

Программирование движения по линии.

5

11.

Проектная деятельность в группах

7

Всего часов по программе

34

Тематическое планирование

Тема

Практическая часть

Введение (1 час)

1.

Создание первого проекта.

Программирование движений по различным траекториям.

Тестовые упражнения

Программные структуры (2 часа)

2.

Цикл

Практическая работа на

управление моторами

3.

Структура «Переключатель»

Управление движением при

условии

Работа с датчиками (4 часа)

4.

Тактильный датчик

Проект «Движение вдоль

стены»

5.

Датчик определения угла\количества

оборотов и мощности мотора

Проект «Измеритель»

6.

Датчик звука и света

Проект «Движение вдоль

стены»

7.

Датчик цвета

Проект «Земля Франца-

Иосифа»

Основные виды соревнований и элементы заданий (2 часа)

8.

Подготовка к соревнованиям «Собирание

шайб»

Проект «Эстафета»

9.

Школьный этап соревнований «Собирание

шайб»

Проект «Эстафета»

Работа с подсветкой, экраном и звуком (2 часа)

10.

Работа с экраном и звуком

Проект «Пропуск»

11.

Работа с экраном и звуком

Проект «Шифровальщик»

Основные виды соревнований и элементы заданий (3 часа)

12.

Подготовка к соревнованиям «Движение по

линии».

Проект «Эстафета»

13.

Подготовка к соревнованиям «Движение по

линии».

Разработка программы,

отладка и тестирование

14.

Школьный этап соревнований «Движение по

линии»

Работа с данными (4 часа)

15.

Типы данных. Переменные и константы.

Проект «Счетчик»

16.

Математические операции с данными.

Проект «Прибор»

17.

Работа с данными

Проект «Вероятность»

18.

Логические операции

Проект «Выбор»

Создание подпрограмм (1 час)

19.

Создание подпрограмм

Проект «»

Программирование движения по линии (5 часов)

20.

Алгоритм движения по линии «Зигзаг»

(дискретная система управления).

Проект «Молния»

21.

Алгоритм «Волна».

Проект «Плавное движение

по линии»

22.

Движение прямо

Проект «Движемся прямо»

23.

Поиск и подсчет перекрестков.

Проект «Два глаза»

24.

Движение вдоль стены.

Проект «Коридор»

Основные виды соревнований и элементы заданий (3 часа)

25.

Подготовка к соревнованиям «Эстафета»

Проект «Судейство»

26.

Подготовка к соревнованиям «Эстафета»

Разработка программы ,

отладка, тестирование

27.

Школьный этап соревнований

«Траектория»»

Проектная деятельность в группах (7 часов)

28.

Выработка и утверждение тем проектов

Проект «Инженеринг»

29.

Конструирование модели

30.

Конструирование модели

31.

Конструирование модели

32.

Программирование созданной модели

33.

Презентация моделей

34.

Соревновательные сборы

Учебно-методическое обеспечение

  1. Бородин М. Н. Информатика. УМК для основной школы: 7-9 классы. Методическое пособие для учителя/Эл. изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 108 с.
  2. Программное обеспечение Lego Mindstorms EV3.
  3. Книга для учителя (в электронном виде CD).
  4. Цифровой фотоаппарат, веб-камера, планшет.
  5. Поля для проведения соревнований.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Персональные компьютеры (10 шт.).
  2. Интерактивная доска Smart.
  3. Конструктор Lego Mindstorms EV3 базовый набор (4 шт.).
  4. Конструктор Lego Mindstorms EV3 ресурсный набор (4 шт.).

Список литературы

  1. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.
  2. Л. Ю. Овсянцкая Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3-Челябинск: ИП Мякотин И.В. , 2014-204 с.
  3. Книга «Первый шаг в робототехнику», Д.Г. Копосов.
  4. Рабочая тетрадь по робототехнике, Д.Г. Копосов
  5. Руководство «ПервоРобот NXT. Введение в робототехнику»
  6. Интернет-ресурс: http://www.russianrobotics.ru
  7. Интернет-ресурс: http://kpolyakov.spb.ru/school/robotics/robotics.htm
  8. Интернет-ресурс: www.legoeducation.ru
  9. Интернет – ресурс http://www.prorobot.ru .

Приложение 1

«Движение роботов с перемещением объекта»

Задание: запрограммировать автономного робота, который последовательно:

  1. Начинает движение со стартовой позиции;
  2. Проходит перекрёсток В с поворотом направо;
  3. Проходит перекрёстки G и F с поворотом налево;
  4. Объезжает объект 3;
  5. Проходит зону слалома E - D - C;
  6. Доставляет объект 4 на стартовую площадку.

Карта пооперационного контроля «Движение роботов с перемещением объекта»

№ п/п

Критерии оценки

Баллы

1.

Робот полностью покинул зону старт-финиш

5

2.

Робот прошёл перекрёсток В повернув направо

(прямо)

4 (2)

3.

Робот прошёл перекрёсток G повернув налево

(прямо)

4 (2)

4.

Робот прошёл перекрёсток F повернув налево (прямо)

4 (2)

5.

Робот обнаружил объект 3 и начал его объезд

6

6.

При объезде робот сдвигает объект, но не выталкивает его из зоны, ограниченной жёлтой

окружностью (При объезде робот уронил объект или полностью вытолкнул его из зоны, ограниченной

жёлтой окружностью)

-2 (-5)

7.

Робот закончил объезд объекта 3 и вернулся на линию

6

8.

Робот прошёл зону слалома E - D, не сдвинув объект

2 (сдвинув объект с места)

4 (2)

9.

Робот прошёл зону слалома D - C, не сдвинув объект

1 (сдвинув объект с места)

4 (2)

10.

Робот доставил объект 4 на стартовую площадку

8

11.

Робот остановился, находясь полностью в зоне старт-

финиш

5

Максимальный балл

50

Попытка

Результат

Подпись

1

2

Примечание:

Размер робота на старте не должен превышать 250 x 250 x 250 мм.

Общее количество датчиков в роботе может быть не более четырех. Из них не более двух датчиков освещённости (цвета) или не более одной матрицы из нескольких датчиков освещенности.

Общее количество моторов в роботе может быть не более трёх. Траектория - чёрная линия шириной 30 мм на белом фоне.

Траектория состоит только из отрезков прямых и гладких кривых с минимальным радиусом кривизны 250 мм.

Объектом является цилиндрическая жестяная банка объёмом 330 мл.

«Движение по линии»

Задание: запрограммировать автономного робота, который последовательно:

  1. Начинает движение со стартовой позиции;
  2. Движется по линии, выбирая произвольный маршрут;
  3. Возвращается в зону старт-финиш.

Карта пооперационного контроля «Движение по линии»

№ п/п

Критерии оценки

Баллы

1.

Робот полностью покинул зону старт-финиш

6

2.

Робот прошёл перекрёсток В прямо

2

3.

Робот прошёл зону слалома С - D, не сдвинув объект 1

(сдвинув объект с места)

6 (3)

4.

Робот прошёл зону слалома D - E, не сдвинув объект 2

(сдвинув объект с места)

6 (3)

5.

Робот прошёл перекрёсток F повернув направо (прямо)

6 (2)

6.

Робот прошёл перекрёсток G повернув направо

(прямо)

6 (2)

7.

Робот прошёл перекрёсток В повернув налево (прямо)

6 (2)

8.

Робот полностью заехал в зону старт-финиш

6

9.

Робот остановился, находясь полностью в зоне старт-

финиш

6

Максимальный балл

50

Попытка

Результат

Подпись

1

2

Примечание:

Размер робота на старте не должен превышать 250 x 250 x 250 мм.

Общее количество датчиков в роботе может быть не более четырех. Из них не более двух датчиков освещённости (цвета) или не более одной матрицы из нескольких датчиков освещенности.

Общее количество моторов в роботе может быть не более трёх. Траектория - чёрная линия шириной 30 мм на белом фоне.

Траектория состоит только из отрезков прямых и гладких кривых с минимальным радиусом кривизны 250 мм.

Объектом является цилиндрическая жестяная банка объёмом 330 мл.

«Движение по линии»

Задание: запрограммировать автономного робота, который последовательно:

  1. Начинает движение со стартовой позиции;
  2. На перекрёстке B поворачивает направо;
  3. На перекрёстке G разворачивается;
  4. Возвращается на перекрёсток B и поворачивает направо;
  5. Проходит зону слалома, C - D - E;
  6. Перекрёстки F и G проходит с поворотом направо;
  7. Проходит перекрёсток B с поворотом налево;
  8. Возвращается в зону старт-финиш.

Карта пооперационного контроля по выполнению практической работы

«Движение по линии»

№ п/п

Критерии оценки

Баллы

1.

Робот полностью покинул зону старт-финиш

5

2.

Робот прошёл перекрёсток В повернув направо

(прямо)

4 (2)

3.

Робот развернулся на перекрёстке G

5

4.

Робот прошёл перекрёсток B повернув направо

(прямо)

4 (2)

5.

Робот прошёл зону слалома C - D, не сдвинув объект 1

(сдвинув объект с места)

5 (3)

6.

Робот прошёл зону слалома D - E, не сдвинув объект 2

(сдвинув объект с места)

5 (3)

7.

Робот прошёл перекрёсток F повернув направо

(прямо)

4 (2)

8.

Робот прошёл перекрёсток G повернув направо

(прямо)

4 (2)

9.

Робот прошёл перекрёсток B повернув налево (прямо)

4 (2)

10.

Робот полностью заехал в зону старт-финиш

5

11.

Робот остановился, находясь полностью в зоне старт-

финиш

5

Максимальный балл

50

Попытка

Результат

Подпись

1

2

Примечание:

Размер робота на старте не должен превышать 250 x 250 x 250 мм.

Общее количество датчиков в роботе может быть не более четырех. Из них не более двух датчиков освещённости (цвета) или не более одной матрицы из нескольких датчиков освещенности. Общее количество моторов в роботе может быть не более трёх.

Траектория - чёрная линия шириной 30 мм на белом фоне.

Траектория состоит только из отрезков прямых и гладких кривых с минимальным радиусом кривизны 250 мм.

Объектом является цилиндрическая жестяная банка объёмом 330 мл.

«Объезд объектов»

Задание: запрограммировать автономного робота, который последовательно:

  1. Начинает движение со стартовой позиции;
  2. Проходит перекрёсток B прямо;
  3. Проходит зону слалома С - D - Е;
  4. Объезжает объект 3 с любой стороны, возвращается на линию и продолжает движение;
  5. Проходит перекрёстки F и G с поворотом направо;
  6. Проходит перекрёсток B с поворотом налево;
  7. Возвращается на стартовую площадку.

Карта пооперационного контроля «Объезд объектов»

№ п/п

Критерии оценки

Баллы

1.

Робот полностью покинул зону старт-финиш

5

2.

Робот прошёл перекрёсток B прямо

2

3.

Робот прошёл зону слалома C - D, не сдвинув объект 1

(сдвинув объект с места)

5 (3)

4.

Робот прошёл зону слалома D - E, не сдвинув объект 2

(сдвинув объект с места)

5 (3)

5.

Робот обнаружил объект 3 и начал его объезд

6

6.

При объезде робот сдвигает объект, но не выталкивает его из зоны, ограниченной жёлтой окружностью (При объезде робот уронил объект или полностью вытолкнул его из зоны, ограниченной жёлтой

окружностью)

- 2 (- 5)

7.

Робот закончил объезд объекта 3 и вернулся на линию

6

8.

Робот прошёл перекрёсток F с поворотом направо

(прямо)

4 (2)

9.

Робот прошёл перекрёсток G повернув направо

(прямо)

4 (2)

10.

Робот прошёл перекрёсток B повернув налево (прямо)

4 (2)

11.

Робот полностью заехал в зону старт-финиш

5

12.

Робот остановился, находясь полностью в зоне старт-

финиш

4

Максимальный балл

50

Попытка

Результат

Подпись

1

2

Примечание:

Размер робота на старте не должен превышать 250 x 250 x 250 мм.

Общее количество датчиков в роботе может быть не более четырех. Из них не более двух датчиков освещённости (цвета) или не более одной матрицы из нескольких датчиков освещенности.

Общее количество моторов в роботе может быть не более трёх. Траектория - чёрная линия шириной 30 мм на белом фоне.

Траектория состоит только из отрезков прямых и гладких кривых с минимальным радиусом кривизны 250 мм.

Объектом является цилиндрическая жестяная банка объёмом 330 мл.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №25»

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол № 1 от 31.08.2022 г.

Руководитель МО ______

А.Л. Киреева

Согласовано

на заседании методического совета

Протокол № 1 от 31.08.2022 г.

Руководитель МС ______

Галкина Л.А.

Утверждено

Директор МБОУ    «СШ№25»

________         Н.Ф.Белавина

 Приказ №      от 31.08.2022 г

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Физика

7 А, Б, В класс

 

на 2022 -2023 учебный год

г. Нижневартовск, 2022

Пояснительная записка

      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 7 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:

•  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);

• приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 (действуют с 1 января 2021 года);

• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 (действуют с 1 марта 2021 года);

• концепции преподавания физики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 03.12.2019 года

• с требованиями основной образовательной программы ООО МБОУ «СШ №25»;

Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.

- Литература для учителя  (основная):

1.Учебник. Физика 7 класс. А.В, Перышкин., М.: «Дрофа», 2019

2.Примерная рабочая программа основного общего образования. Физика. Базовый уровень

(для 7–9 классов образовательных организаций), Москва, 2021

3. Сборник задач по физике 7-9, М.: «Экзмен», 2019

4. Сборник задач по физике для 7-9 классов», В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, М., Просвещение, 2011 г.

5. Тесты к учебнику А.В. Перышкин. 7 класс. Н.К. Хананов, Т.А. Хананова. М.: Дрофа, 2019

6. Методическое пособие к учебнику А.В. Перышкина. 7 класс Н.В. Филонович. М.: Дрофа, 2018

7. Диагностические работы к учебнику Перышкина А.В. 7 класс. В.В. Шахматова, О.Р. Шефер. М.: Дрофа, 2019

8. Поурочные разработки. 7 класс. М.: Дрофа, 2019

Литература для учителя (дополнительная)

9. Занимательные материалы к урокам. Физика. 7 класс.А.И. Сёмке.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2015

10. Контрольно-измерительные материалы. Физика 7 класс. (соответствует ФГОС).-М.: ВАКО, 2015.

11. Контрольно- измерительные материалы. Физика 7 класс. Диагностика предметной обученности. В.С. Лебединская.- Волгоград: Учитель, 2009.

12. Занимательные внеурочные мероприятия по физике. Л.А. Горлова.7-11 классы.-М.: ВАКО, 2017.

-Литература для учащихся (основная)

1. Учебник. Физика 7 класс. А.В, Перышкин., М.: «Дрофа», 2019

    Рабочая программа предназначена для освоения основного стандарта по физике для  7 класса, в том числе для обучающихся с ОВЗ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

      Курс физики — системообразующий для естественно­научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией. Физика — это предмет, который не только вносит основной вклад в естественно­научную картину мира, но и предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, т.е. способа получения достоверных знаний о мире. Наконец, физика — это предмет, который наряду с другими естественно­научными предметами должен дать школьникам представление об увлекательности научного исследования и радости самостоятельного открытия нового знания

Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании естественно­научной грамотности и интереса к науке у основной массы обучающихся, которые в дальнейшем будут заняты в самых разно­ образных сферах деятельности. Но не менее важной задачей является выявление и подготовка талантливых молодых людей для продолжения образования и дальнейшей профессиональной деятельности в области естественно­научных исследований и создании новых технологий. Согласно принятому в международном сообществе определению, «Естественно­научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно­научными идеями        Научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

—научно объяснять явления,

—оценивать и понимать особенности научного исследования,

—интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Изучение физики способно внести решающий вклад в формирование естественно­научной грамотности обучающихся.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 3 декабря 2019 г №ПК­4

Цели изучения физики:

—приобретение интереса и стремления, обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;

—развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;

—формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

—формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;

—развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.

 Достижение этих целей на уровне основного общего образования обеспечивается решением следующих задач:

—приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических, магнитных и квантовых явлениях;

—приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний;

—освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практико­ориентированных задач;

—развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;

—освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики; анализ и критическое оценивание информации;

—знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с ФГОС ООО физика является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в объёме 238  ч за  три года обучения по 2  ч в неделю в 7 и 8 классах и по 3 ч в неделю в 9 классе. В тематическом планировании для 7 и 8 классов предполагается резерв времени, который учитель может использовать по своему усмотрению, а в 9 классе — повторительно-обобщающий модуль.

Содержание учебного предмета «Физика»

7 класс

Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира.

 Физика — наука о природе. Явления природы. Физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые, звуковые. Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Погрешность измерений. Международная система единиц. Как физика и другие естественные науки изучают природу. Естественно-научный метод познания: наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по проверке гипотез, объяснение наблюдаемого явления. Описание физических явлений с помощью моделей.

 Демонстрации 

1. Механические, тепловые, электрические, магнитные, световые явления.

2. Физические приборы и процедура прямых измерений аналоговым и цифровым прибором.

Лабораторные работы и опыты

1.Определение цены деления измерительного прибора.

2. Измерение расстояний.

3. Измерение объёма жидкости и твёрдого тела.

4. Определение размеров малых тел.

5. Измерение температуры при помощи жидкостного термометра и датчика температуры.

6. Проведение исследования по проверке гипотезы: дальность полёта шарика, пущенного горизонтально, тем больше, чем больше высота пуска.

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества.

Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры. Опыты, доказывающие дискретное строение вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц

с температурой. Броуновское движение, диффузия. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание. Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей

и твёрдых (кристаллических) тел. Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомно-молекулярным строением. Особенности агрегатных состояний воды.

Демонстрации

1. Наблюдение броуновского движения.

2. Наблюдение диффузии.

3.Наблюдение явлений, объясняющихся притяжением или отталкиванием частиц вещества.

Лабораторные работы и опыты

1. Оценка диаметра атома методом рядов (с использованием фотографий).

2. Опыты по наблюдению теплового расширения газов.

3. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.

Раздел 3. Движение и взаимодействие тел.

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость при неравномерном движении. Расчёт пути и времени движения. Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как причина изменения скорости движения тел. Масса как мера инертности тела. Плотность вещества. Связь плотности с количеством молекул в единице объёма вещества.

Сила как характеристика взаимодействия тел. Сила упругости и закон Гука. Измерение силы с помощью динамометра. Явление тяготения и сила тяжести. Сила тяжести на других планетах (МС). Вес тела. Невесомость. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение скольжения и трение покоя. Трение в природе и технике (МС).

Демонстрации

1. Наблюдение механического движения тела.

2. Измерение скорости прямолинейного движения.

3. Наблюдение явления инерции.

4. Наблюдение изменения скорости при взаимодействии тел.

5. Сравнение масс по взаимодействию тел.

6. Сложение сил, направленных по одной прямой.

Лабораторные работы и опыты

1. Определение скорости равномерного движения (шарика в жидкости, модели  электрического автомобиля и т. п.).

2. Определение средней скорости скольжения бруска или шарика по наклонной плоскости.

3. Определение плотности твёрдого тела.

4. Опыты, демонстрирующие зависимость растяжения (деформации) пружины от приложенной силы.

5. Опыты, демонстрирующие зависимость силы трения скольжения от веса тела и характера соприкасающихся поверхностей.

Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Зависимость давления газа от объёма, температуры. Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами. Закон Паскаля. Пневматические машины. Зависимость давления жидкости от глубины. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические механизмы.

Атмосфера Земли и атмосферное давление. Причины существования воздушной оболочки Земли. Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления. Зависимость атмосферного

давления от высоты над уровнем моря. Приборы для измерения атмосферного давления.

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Выталкивающая (архимедова) сила. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации

1. Зависимость давления газа от температуры.

2. Передача давления жидкостью и газом.

3. Сообщающиеся сосуды.

4. Гидравлический пресс.

5. Проявление действия атмосферного давления.

6. Зависимость выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и плотности жидкости.

7. Равенство выталкивающей силы весу вытесненной жидкости.

8. Условие плавания тел: плавание или погружение тел в зависимости от соотношения плотностей тела и жидкости.

Лабораторные работы и опыты

1. Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погружённой в жидкость части тела.

2. Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость.

3. Проверка независимости выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от массы тела.

4. Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от объёма погружённой в жидкость части тела и от плотности жидкости.

5. Конструирование ареометра или конструирование лодки и определение её грузоподъёмности.

Раздел 5. Работа и мощность. Энергия.

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость.

Правило равновесия рычага. Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. КПД простых механизмов. Простые механизмы в быту и технике.

Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии в механике.

Демонстрации

1. Примеры простых механизмов.

Лабораторные работы и опыты

1. Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности.

2. Исследование условий равновесия рычага.

3. Измерение КПД наклонной плоскости.

4. Изучение закона сохранения механической энергии.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение учебного предмета «Физика» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:

—проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;

—ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

—готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;

—осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

Эстетическое воспитание:

—восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности.

Ценности научного познания:

—осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;

—развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

—осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;

—сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.

Трудовое воспитание:

—активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих, в том числе и физических знаний;

—интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.

Экологическое воспитание:

—ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

—осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

—потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;

—повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;

—потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;

—осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;

—планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;

—стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;

—оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

—выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

—устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;

—выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;

—выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;

—самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

—использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

—проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;

—оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;

—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

—прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;

—анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

—в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

—сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

—публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта).

Совместная деятельность (сотрудничество):

—понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;

—принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;

—выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;

—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

—выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;

—ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

—самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

—делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

—давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

—объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

—вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

—оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

—ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.

Принятие себя и других:

—признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:

—использовать понятия: физические и химические явления; наблюдение, эксперимент, модель, гипотеза; единицы физических величин; атом, молекула, агрегатные состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное); механическое движение (равномерное, неравномерное, прямолинейное), траектория, равнодействующая сил, деформация (упругая, пластическая), невесомость, сообщающиеся сосуды;

—различать явления (диффузия; тепловое движение частиц вещества; равномерное движение; неравномерное движение; инерция; взаимодействие тел; равновесие твёрдых тел с закреплённой осью вращения; передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами; атмосферное давление; плавание тел; превращения механической энергии) по  описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;

—распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе: примеры движения с различными скоростями в живой и неживой природе; действие силы трения в природе и технике; влияние атмосферного давления на живой организм; плавание рыб; рычаги в теле человека; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;

—описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (масса, объём, плотность вещества, время, путь, скорость, средняя скорость, сила упругости, сила тяжести, вес тела, сила трения, давление (твёрдого тела, жидкости, газа), выталкивающая сила, механическая работа, мощность, плечо силы, момент силы, коэффициент полезного действия механизмов, кинетическая и потенциальная энергия); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;

—характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя правила сложения сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, правило равновесия рычага (блока), «золотое правило» механики, закон сохранения механической энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;

—объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи,

строить объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности;

—решать расчётные задачи в 1—2 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и проводить расчёты, находить справочные данные, необходимые для решения задач, оценивать реалистичность полученной физической величины;

—распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; в описании исследования выделять проверяемое предположение (гипотезу), различать и интерпретировать полученный результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам;

—проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел: формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования, записывать ход опыта и формулировать выводы;

—выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объёма, силы и температуры с использованием аналоговых и цифровых приборов; записывать показания приборов с учётом заданной абсолютной погрешности измерений;

—проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с  использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно движущегося тела от времени движения тела; силы трения скольжения от веса тела, качества обработки поверхностей тел и независимости силы трения от площади соприкосновения тел; силы упругости от удлинения пружины; выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и от плотности жидкости, её независимости от  плотности тела, от глубины, на которую погружено тело; условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков);

участвовать в планировании учебного исследования, соби­рать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде предложенных таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

—проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества жидкости и твёрдого тела; сила трения скольжения; давление воздуха; выталкивающая сила, действующая на погружённое в жидкость тело; коэффициент полезного действия простых механизмов), следуя предложенной инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку и вычислять значение искомой величины;

—соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;

—указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы, термометр, динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и неподвижный блок, наклонная плоскость;

—характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: подшипники, устройство водопровода, гидравлический пресс, манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические законы и закономерности;

—приводить примеры / находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

—осуществлять отбор источников информации в сети Интернет в  соответствии с заданным поисковым запросом, на основе имеющихся знаний и путём сравнения различных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;

—использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;

—создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2—3 источников информации физического содержания, в том числе публично делать краткие сообщения о результатах проектов или учебных исследований; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;

—при выполнении учебных проектов и исследований распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение окружающих.

Продолжительность и последовательность изучения тем и разделов

Разделы

кол-во часов

контрольные работы

сроки

1.Введение

4

сентябрь

2.Первоначальные сведения о строении вещества

5

октябрь

3.Взаимодействие тел.

22

Контрольная работа №1 по теме: «Механическое движение.  Плотность вещества»

Контрольная работа № 2

за I полугодие

ноябрь-декабрь

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов.

21

Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

январь

февраль

5.Работа и мощность.   Энергия.

13

Годовая контрольная работа № 4

март-апрель

Повторение

3

май

Всего

68

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

прохождение материала

18

14

20

16

68

контрольные работы

1

1

1

1

4

лабораторные

работы

5

2

2

2

11

Виды и формы контроля:

Виды контроля

Формы контроля

1.Текущий контроль

1) Фронтальный опрос

2) Физический диктант

3) Тестовые задания

4) Самостоятельная работа

2.Итоговый контроль

  1. Письменная контрольная работа
  2. Тестовые задания
  3. Устный зачет по теме

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с     учебником, выполнение лабораторных работ.

Календарно-тематическое планирование по физике для 7 класса

на 2022-2023 учебный год

(68 часов, 2ч. в неделю)

№п/п

Тема урока

Количество часов

Основные виды  и формы учебной деятельности

Дата проведения

ЭОР

План

Факт

1. Введение (4 часа)

1

Вводный инструктаж по ТБ. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

1

Выявление различий между физическими и химическими превращениями (МС — химия) Распознавание и классификация физических явлений: механических, тепловых, электрических, магнитных и световых. Наблюдение и описание физических явлений.

Портал «Российская электронная школа«: https://resh.edu.ru/

2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

1

Измерение линейных размеров тел и промежутков времени с учётом погрешностей. Выполнение творческих заданий по поиску способов измерения некоторых физических характеристик, например размеров малых объектов (волос, проволока), удалённых объектов, больших расстояний, малых промежутков времени. Обсуждение предлагаемых способов.

3

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

1

Измерение объёма жидкости и твёрдого тела.

4

Физика и техника.

1

Выявление практической направленности физической науки, приводить примеры практического использования физических знаний в технике.

2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)

5

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.

1

Наблюдение и интерпретация опытов, свидетельствующих об атомно-молекулярном строении вещества: опыты с растворением различных веществ в воде.

Портал «Российская электронная школа«: https://resh.edu.ru/

6

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел».

1

Оценка размеров атомов и молекул с использованием фотографий, полученных на атомном силовом микроскопе (АСМ). Определение размеров малых тел.

7

Движение молекул.

1

Наблюдение и объяснение броуновского движения и явления диффузии. Проведение и объяснение опытов по наблюдению теплового расширения газов.

8

Взаимодействие молекул.

1

Проведение и объяснение опытов по обнаружению сил молекулярного притяжения и отталкивания.

9

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

1

Описание (с использованием простых моделей) основных различий в строении газов, жидкостей и твёрдых тел

Объяснение сохранения формы твёрдых тел и текучести жидкости. Установление взаимосвязи между особенностями агрегатных состояний воды и существованием водных организмов (МС — биология, география)

3. Взаимодействие тел (22 часа)

10

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

Исследование равномерного движения и определение его признаков. Наблюдение неравномерного движения и определение его отличий от равномерного движения.

11

Скорость. Единицы скорости.

1

Решение задач на определение пути, скорости и времени равномерного движения.

12

Расчет пути и времени движения.

1

Анализ графиков зависимости пути и скорости от времени.

13

Инерция.

1

Объяснение и прогнозирование явлений, обусловленных инерцией, например: что происходит при торможении или резком маневре автомобиля, почему невозможно мгновенно прекратить движение на велосипеде или самокате и т д.

14

Взаимодействие тел.

1

Проведение и анализ опытов, демонстрирующих изменение скорости движения тела в результате действия на него других тел.

15

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

1

Решение задач на определение массы тела, его объёма.

16

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

Измерение массы тела.

17

Плотность вещества.

1

Решение задач на определение плотности вещества.

18

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

1

Измерение объёма  и определение плотности  тела.

19

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

Решение задач на определение массы тела, его объёма.

20

Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

1

Решение задач.

21

Контрольная работа № 1 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества».

1

Решение задач.

22

Сила.

1

Изучение взаимодействия как причины изменения скорости тела или его деформации.

23

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.

1

Анализ ситуаций, связанных с явлением тяготения. Объяснение орбитального движения планет с использованием явления тяготения и закона инерции (МС — астрономия)

Портал «Российская электронная школа«: https://resh.edu.ru/

24

Сила упругости. Закон Гука.

1

Изучение силы упругости Исследование зависимости силы упругости от удлинения резинового шнура или пружины (с построением графика).

25

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

Измерение веса тела с помощью динамометра. Обоснование этого способа измерения.

26

Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины».

1

Измерение силы динамометром.

27

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

1

Анализ и моделирование явления невесомости. Экспериментальное получение правила сложения сил, направленных вдоль одной прямой Определение величины равнодействующей сил.

28

Сила трения. Трение покоя.

1

Изучение силы трения скольжения и силы трения покоя.  

29

Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра».

1

Исследование зависимости силы трения от веса тела

и свойств трущихся поверхностей

30

Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил».

1

Решение задач с использованием формул для расчёта силы тяжести, силы упругости, силы трения

31

Контрольная работа № 2 (промежуточная) по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил».

1

Решение задач с использованием формул для расчёта силы тяжести, силы упругости, силы трения

Портал «Российская электронная школа«: https://resh.edu.ru/

 

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

32

Давление. Единицы давления.

1

Анализ и объяснение опытов и практических ситуаций, в которых проявляется сила давления .Изучение особенностей передачи давления твёрдыми телами, жидкостями и газами Решение задач на расчёт давления твёрдого тела.

Портал «Российская электронная школа«: https://resh.edu.ru/

33

Способы уменьшения и увеличения давления

1

Обоснование способов уменьшения и увеличения давления.

34

Давление газа

1

Изучение зависимости давления газа от объёма и температуры.

35

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

1

Обоснование результатов опытов особенностями строения вещества в твёрдом, жидком и газообразном состояниях. Экспериментальное доказательство закона Паскаля.

36

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

1

Исследование зависимости давления жидкости от глубины погружения и плотности жидкости.

Наблюдение и объяснение гидростатического парадокса на основе закона Паскаля.

37

Решение задач. Самостоятельная работа (или кратковременная контрольная работа) по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля».

1

Решение задач

38

Сообщающиеся сосуды.

1

Изучение сообщающихся сосудов. Решение задач на расчёт давления жидкости.

39

Вес воздуха. Атмосферное давление

1

Экспериментальное обнаружение атмосферного давления. Объяснение существования атмосферы на Земле и некоторых планетах или её отсутствия на других планетах и Луне (МС — география, астрономия)

Портал «Российская электронная школа«: https://resh.edu.ru/

40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

Анализ и объяснение опытов и практических ситуаций, связанных с действием атмосферного давления.

41

Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой.

1

Объяснение изменения плотности атмосферы с высотой и зависимости атмосферного давления от высоты Решение задач на расчёт атмосферного давления. Изучение устройства барометра-анероида.

42

Манометры.

1

Анализ и объяснение практических ситуаций, демонстрирующих проявление давления жидкости и закона Паскаля, например процессов в организме при глубоководном нырянии (МС — биология)

43

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

Объяснение принципа действия гидравлического пресса.

44

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

Экспериментальное обнаружение действия жидкости и газа на погружённое в них тело. Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погружённой в жидкость части тела.

45

Архимедова сила.

1

Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость.

46

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

Проведение и обсуждение опытов, демонстрирующих зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от объёма погружённой в жидкость части тела и от плотности жидкости.

47

Плавание тел.

1

Конструирование ареометра или конструирование лодки и определение её грузоподъёмности.

48

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел»

1

Решение задач на применение закона Архимеда и условия плавания тел.

Портал «Российская электронная школа«: https://resh.edu.ru/

49

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1

50

Плавание судов. Воздухоплавание.

1

Изучение условия плавания судов.

51

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание».

1

Решение задач на применение закона Архимеда и условия плавания тел.

52

Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

5.Работа и мощность. Энергия (13 ч)

53

Механическая работа. Единицы работы.

1

Экспериментальное определение механической работы силы тяжести при падении тела и силы трения при равномерном перемещении тела по горизонтальной поверхности.

Портал «Российская электронная школа«: https://resh.edu.ru/

54

Мощность. Единицы мощности.

1

Расчёт мощности, развиваемой при подъёме по лестнице. Решение задач на расчёт механической работы и мощности.

55

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

Определение выигрыша в силе простых механизмов на примере рычага, подвижного и неподвижного блоков, наклонной плоскости. Исследование условия равновесия рычага.

56

Момент силы.

1

Решение задач.

57

Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа №10 «Выяснение условия равновесия рычага».

1

Обнаружение свойств простых механизмов в различных инструментах и приспособлениях, используемых в быту

и технике, а также в живых организмах (МС — биология).

58

Блоки. «Золотое правило» механики.

1

Изучение блоков.

59

Решение задач по теме «Условия равновесия рычага».

1

Решение задач на применение правила равновесия рычага и на расчёт КПД.

60

Центр тяжести тела

1

Определение центра тяжести тела.

61

Условия равновесия тел.

1

Экспериментальное доказательство равенства работ при применении простых механизмов.

62

Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

1

Определение КПД наклонной плоскости.

63

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1

Экспериментальное определение изменения кинетической и потенциальной энергии тела при его скатывании по наклонной плоскости.

64

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

Формулирование на основе исследования закона сохранения механической энергии. Обсуждение границ применимости закона сохранения энергии.

65

Итоговая контрольная работа.

1

Решение задач с использованием закона сохранения

энергии.

6.Повторение пройденного материала (3 ч)

66

Анализ контрольной работы.

1

Анализ контрольной работы. Решение задач.

67

Повторение основных тем курса физики 7 класса.

1

Решение задач.

68

Подведение итогов.

1

ПРИЛОЖЕНИЯ

Оценка ответов учащихся

Количественные отметки за уровень освоения курса, предмета выставляются в соответствии с закреплённой в МБОУ СШ № 25 г.  бальной системой оценивания: «2» - неудовлетворительно, «3» - удовлетворительно, «4» - хорошо и «5» - отлично.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более  одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.

Оценка тестовых работ учащихся

«5» - 85% - 100%

«4» - 65% - 84%

«3» - 41% - 64%

«2» - 21% - 40%

«1» - 0% - 20%

Перечень ошибок:

Грубые ошибки

  • Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
  • Неумение выделять в ответе главное.
  • Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  • Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
  • Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  • Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  • Неумение определить показания измерительного прибора.
  • Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  • Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  • Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  • Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  • Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  • Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  • Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  • Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  • Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  • Орфографические и пунктуационные ошибки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе в 7 классе по программе Коровиной ( 2 часа в неделю)

Программа содержит Пояснительную записку, список литературы, тематическое планирование....

Рабочая программа 5 класс (учебник Rainbow English) 34 часа в год (1 час в неделю)

        Данная рабочая программа по английскому языку составлена на основе следующих компонентов:1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основ...

Рабочая программа 5 класс И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова,35 часов (1 час в неделю)

Рабочая программа по линии Пономоревой  ( И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова) для использования в 5 классе ,35 часов в год (1 час в неделю)...

Рабочая программы 7 класс (2 часа в неделю)

Рабочая программа 7 класс для образовательных учереждений ФГОС...

Рабочая программа 6 класс( 2 часа в неделю)

Рабочая программа 6 класс для образовательных учереждений ФГОС...

Рабочая программа 2 класс физкультура 2 часа в неделю

Рабочая програма на 2 часа в неделю по физической культуре для 2 классов...

Рабочая програма на 2 часа в неделю по физической культуре для 3 классов

Рабочая програма на 2 часа в неделю по физической культуре для 3 классов...