Открытый урок по физике по теме «Решение задач Плавление и кристаллизация тел»
презентация к уроку по физике (8 класс)

Агалец Светлана Генриховна

Открытый урок по физике по теме «Решение задач Плавление и кристаллизация тел»

 

Цель урока:

 

Образовательная:

- способствовать закреплению понятия явления плавления и отвердевания тел;

 

Развивающая:

- содействовать умению представлять графически процессы плавления и отвердевания твердых тел, анализировать и делать выводы;

 

Воспитательная:

- воспитывать любознательность, внимательность, усидчивость;

- ориентировать учащихся на использование теоретических знаний в жизни и практической деятельности.

 

Оборудование: доска, мел, тесты (раздаточный материал), проектор, компьютер, экран, опорные конспекты.

 

ХОД УРОКА

 

этап урока

время

Методы, приемы

I. Ознакомление учащихся с главной целью урока.

 

II.  Проверка домашнего задания

 

III. Разминка (блиц-опрос с взаимопроверкой)

 

IV. Решение задач

 

V. Физкультминутка

 

VI.

 

1-2 мин

 

 

7-10 мин

 

5 мин

 

 

 

1 мин

Сообщение учителя

 

 

Презентация учеников

 

Фронтальный опрос

 

 

Работа у доски

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок физики Решение задач по теме «Плавление и кристаллизация тел» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3. Урок в 8 а классе Подготовила учитель физики и математики первой квалификационной категории Светлана Генриховна Агалец Сургут. 2010г.

Слайд 2

Образовательная: - способствовать закреплению понятия явления плавления и отвердевания тел; Развивающая: - содействовать умению представлять графически процессы плавления и отвердевания твердых тел, анализировать и делать выводы; Воспитательная: - воспитывать любознательность, внимательность, усидчивость; - ориентировать учащихся на использование теоретических знаний в жизни и практической деятельности. Цель урока:

Слайд 3

Сегодня мы на уроке должны; закрепить понятие плавления, кристаллизации научиться читать и строить графики данных физических процессов Продолжать процесс решения задач Мотивация урока.

Слайд 4

Домашнее задание Анализ потребления топливно-энергетических ресурсов показал, что за последние 5 лет произошло существенное изменение структуры тепловых и электрических нагрузок. Наиболее значительный прирост потребления электроэнергии произошел в бытовом секторе – 18 % (в сравнении: в промышленности -11%,в нежилом фонде – 10,5%). Это привело к росту пиковых нагрузок и необходимости ограничения потребителей в электроэнергии при сильных похолоданиях. И тогда понятно, почему президент нашей страны выдвинул обращение к правительству и населению о том, что надо беречь тепло, а значит вырабатываемую электроэнергию. На отопление жилых домов тратится 25% годовых энергоресурсов. Ясно, что надо повышать эксплуатационные характеристики зданий. Просмотрим домашнее задание-презентацию « Дом моей мечты »

Слайд 5

Блиц-опрос (с взаимопроверкой) 1. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и тоже вещество? а) только в твердом б) только в жидком в) только в газообразном г) только в жидком и газообразном д) в жидком, твердом и газообразном. 2. В процессе плавления энергия расходуется на… а) увеличение температуры; б) разрушение кристаллической решетки; в) выделение количества теплоты нагреваемым телом; г) увеличение кинетической энергии тела. 3. Удельная теплота плавления обозначается буквой… а) Q; б) c; в) q; г) m ; д) λ . 4. В алюминиевом стакане (tпл= 660 °С) можно расплавить… а) цинк (tпл= 420 °С); б) медь (tпл= 1085 °С); в) олово (tпл= 232 °С); г) золото (tпл= 1064 °С); д) чугун (tпл= 1200 °С); е) железо (tпл= 1535 °С). 5. Какому процессу соответствует участок ВС? а) нагреванию твердого тел; б) нагреванию жидкости; в) плавлению твердого тела; г) кристаллизации; д) охлаждению твердого тела. 6. Зимой озеро замерзает. При замерзании воды … а) внутренняя энергия повышается; б) образуется кристаллическая решетка льда ; в) температура замерзающей воды понижается. 7. В теплое помещение внесли льдинку а) при таянии льдинка отдает тепло; б) при таянии нарушается порядок в расположении молекул; в) при таянии молекулы изменяются, превращаясь в молекулы воды.

Слайд 6

Проверка 1. д 2. б 3. д 4. а, в 5. в 6. б 7. б

Слайд 7

Оцените 0 ошибок - «5» 1- 2 ошибки – «4 » 3 ошибки – «3» Более 3 ошибок – «2»

Слайд 8

Работа у доски 1. Какое количество теплоты необходимо для превращения кусочка льда массой 100 г, взятого при температуре - 2 °С, в воду при температуре 0 °С? 2. Найдите массу парафиновой свечи, если при ее отвердевании выделяется 30 кДж энергии? 3. Для плавления медного слитка массой 2 кг потребовалось 420 кДж энергии. Определите по этим данным удельную теплоту плавления меди.

Слайд 9

Работа у доски 1. Какое количество теплоты необходимо для превращения кусочка льда массой 100 г, взятого при температуре - 2 °С, в воду при температуре 0 °С? 2. Найдите массу парафиновой свечи, если при ее отвердевании выделяется 30 кДж энергии? 3. Для плавления медного слитка массой 2 кг потребовалось 420 кДж энергии. Определите по этим данным удельную теплоту плавления меди. 34420 Дж 200 г 210000 Дж/кг

Слайд 10

Мини- тест Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить медь? В каком состоянии находится золото при температуре 1000 °С? Останется ли свинцовая проволока в твёрдом состоянии, если её опустить в расплавленный цинк? Как изменится температура воздуха вблизи реки во время ледохода? Как изменится температура воздуха во время снегопада ?

Слайд 11

Мини- тест Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить медь? В каком состоянии находится золото при температуре 1000 °С? Останется ли свинцовая проволока в твёрдом состоянии, если её опустить в расплавленный цинк? Как изменится температура воздуха вблизи реки во время ледохода? Как изменится температура воздуха во время снегопада? нет твёрдом нет похолодает, понизится потеплеет, повысится

Слайд 12

Вставь пропущенные слова в тексте. «Молекулы в кристаллах расположены …, они находятся …., удерживаясь в определенных местах силами молекулярного притяжения. При нагревании тел средняя скорость движения молекул …, а колебания молекул …, силы, их удерживающие, …, вещество переходит из твердого состояния в жидкое, этот процесс называется… ». плавлением в тепловом движении (колеблются) ослабевают возрастает становится сильнее в строгом порядке

Слайд 13

На графике отражены наблюдения за изменением температуры двух кристаллических веществ. Ответьте на вопросы: В какие моменты времени началось наблюдение за каждым веществом? Сколько времени оно длилось? Укажи температуру плавления каждого вещества. Назови вещества, графики нагревания и плавления которых изображены. Опиши, что происходило на каждом из этапов графика.

Слайд 14

К каждой из ниже перечисленных ситуаций подберите график, который наиболее верно отражает происходящие с веществом процессы: а) медь нагревают и плавят; б) плавящийся стеарин нагревают до 100 °С; в) олово нагревают от 100 до 232 °С;

Слайд 15

Домашнее задание Повторить §§12-15- основные определения, формулы, подобрать четверостишия в которых упоминаются вещества в твердом или жидком состоянии, природные явления, связанные с ними.

Слайд 16

спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Открытый урок по физике по теме «Решение задач Плавление и кристаллизация тел»

Цель урока:

Образовательная:

- способствовать закреплению понятия явления плавления и отвердевания тел;

Развивающая:

- содействовать умению представлять графически процессы плавления и отвердевания твердых тел, анализировать и делать выводы;

Воспитательная:

- воспитывать любознательность, внимательность, усидчивость;

- ориентировать учащихся на использование теоретических знаний в жизни и практической деятельности.

Оборудование: доска, мел, тесты (раздаточный материал), проектор, компьютер, экран, опорные конспекты.

ХОД УРОКА

этап урока

время

Методы, приемы

I. Ознакомление учащихся с главной целью урока.

II.  Проверка домашнего задания

III. Разминка (блиц-опрос с взаимопроверкой)

IV. Решение задач

V. Физкультминутка

VI.

1-2 мин

7-10 мин

5 мин

1 мин

Сообщение учителя

Презентация учеников

Фронтальный опрос

Работа у доски

I. Здравствуйте, уважаемые гости. Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

Сегодня мы с вами продолжаем изучать тему «Плавление и отвердевание кристаллических тел». Будем учиться решать задачи, читать и строить графики плавления и кристаллизации тел.

II. Но прежде о домашнем задании. Вспомните, на классном часе у нас шла беседа о том, зачем надо беречь ресурсы.

Анализ потребления топливно-энергетических ресурсов показал, что за последние 5 лет произошло существенное изменение структуры тепловых и электрических нагрузок. Наиболее значительный прирост потребления электроэнергии произошел в бытовом секторе – 18 % (в сравнении: в промышленности -11%, в нежилом фонде – 10,5%). Это привело к росту пиковых нагрузок и необходимости ограничения потребителей в электроэнергии при сильных похолоданиях. И тогда понятно, почему президент нашей страны выдвинул обращении к правительству и населению о том, что надо беречь тепло, а значит вырабатываемую электроэнергию. На отопление жилых домов тратится 25% годовых энергоресурсов. Ясно, что надо повышать эксплутационные характеристики зданий.

Просмотрим домашнее задание-презентацию «Дом моей мечты»

Вопросы

III.

1. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и тоже вещество?

а) только в твердом б) только в жидком   в) только в газообразном    г) только в жидком и газообразном    д) в жидком, твердом и газообразном.

2. В процессе плавления энергия расходуется на…

а) увеличение температуры; б) разрушение кристаллической решетки; в) выделение количества теплоты нагреваемым телом; г) увеличение кинетической энергии тела.

3. Удельная теплота плавления обозначается буквой…

а) Q;              б) c;           в)  q;               г)  m 5.

4. В алюминиевом стакане (tпл= 660 °С) можно расплавить…

а) цинк (tпл= 420 °С);  б)  медь (tпл= 1085 °С);   в)  олово (tпл= 232 °С);

г) золото (tпл= 1064 °С);  д)  чугун (tпл= 1200 °С);  е)  железо (tпл= 1535 °С).

5. Какому процессу соответствует участок ВС ?

а) нагреванию твердого тел; б) нагреванию жидкости; в) плавлению твердого тела;

г) кристаллизации; д) охлаждению твердого тела.

6. Зимой озеро замерзает. При замерзании воды …

а) внутренняя энергия повышается; б) образуется кристаллическая решетка льда;

в) температура замерзающей воды понижается.  

7. В теплое помещение внесли льдинку

а) при таянии льдинка отдает тепло; б) при таянии нарушается порядок в расположении молекул; в) при таянии молекулы изменяются, превращаясь в молекулы воды.

IV. (у доски работа – три ученика работают)

1. Какое количество теплоты необходимо для превращения кусочка льда массой 100 г, взятого при температуре - 2 °С, в воду при температуре 0 °С?

2. Найдите массу парафиновой свечи, если при ее отвердевании выделяется 30 кДж энергии?

3. Для плавления медного слитка массой 2 кг потребовалось 420 кДж энергии. Определите по этим данным удельную теплоту плавления меди.

Пока решают у доски задачи, остальные отвечают на вопросы мини-теста

Мини- тест

Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить медь?

В каком состоянии находится золото при температуре 1000 °С?

Останется ли свинцовая проволока в твёрдом состоянии, если её опустить в расплавленный цинк?

Как изменится температура воздуха вблизи реки во время ледохода?

Как изменится температура воздуха во время снегопада?

Работа с текстом

        Вставить пропущенные слова в тексте.

«Молекулы в кристаллах расположены …, они находятся …, удерживаясь в определенных местах силами молекулярного притяжения. При нагревании тел средняя скорость движения молекул …, а колебания молекул …, силы, их удерживающие, …, вещество переходит из твердого состояния в жидкое, этот процесс называется…».

Слова для справок

(ослабевают, в тепловом движении (колеблются), плавлением, в строгом порядке, возрастает, становится сильнее.)

        Физкультминутка

Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса, рук и туловища

На графике отражены наблюдения за изменением температуры двух кристаллических веществ. Ответьте на вопросы:

1.  В какие моменты времени началось наблюдение за каждым веществом? Сколько времени оно длилось?

2.  Какое вещество начало плавиться раньше? Какое вещество расплавилось раньше?

3.  Укажи температуру плавления каждого вещества. Назови вещества, графики нагревания и плавления которых изображены.

4. Опиши, что происходило на каждом из этапов графика:

К каждой из ниже перечисленных ситуаций подберите график, который наиболее верно отражает происходящие с веществом процессы: а) медь нагревают и плавят; б) цинк нагревают до 400 °С; в) плавящийся стеарин нагревают до 100 °С; д) олово нагревают от 100 до 232 °С; е) алюминий нагревают от 500 до 700 °С.

Домашнее задание

Повторить §§12-15- основные определения, формулы, подобрать четверостишия в которых упоминаются вещества в твердом или жидком состоянии, природные явления, связанные с ними.

Список используемой литературы

1.А.В.Перышкин, ФИЗИКА, 8 класс, Дрофа, Москва, 2002 г.

2.Тесты. Физика 7-9 классы. Учебно-методическое пособие О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов, Москва, Издательский дом «Дрофа», 1998г.

3.Дидактические материалы по физике, 8 класс, В.Г.Пайкес, Е.С.Ерюткин, С.Г.Ерюткина,АКРТИ, Москва, 2000 г.

4.Дидактический материал, Физика, 8 класс, издательство «Учитель», Волгоград,1999 г.

5. Контрольные и проверочные работы по физике 7-11 классы. Учебно-методическое пособие О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов, Москва, Издательский дом «Дрофа», 1998г.

1. Какое количество теплоты необходимо для превращения кусочка льда массой 100 г, взятого при температуре  - 2 °С, в воду при температуре 0 °С?

2. Найдите массу парафиновой свечи, если при ее отвердевании выделяется 30 кДж энергии?

3. Для плавления медного слитка массой 2 кг потребовалось 420 кДж энергии. Определите по этим данным удельную теплоту плавления меди.

Задачи 1 команде

v    Температура отвердевания ртути составляет -39 °С. В каком агрегатном состоянии будет находиться ртуть при температуре -410 С?-200 С?

v    Найдите массу парафиновой свечи, если при ее отвердевании выделяется 30 кДж энергии?

v    Какое количество теплоты необходимо для превращения кусочка льда массой 100 г, взятого при температуре  - 20С, в воду при температуре 00С?

 

Задачи 2 команде

v    Температура отвердевания свинца составляет 3270С. В каком состоянии будет находиться свинец при температуре 3200 С? 3280 С?

v    Для плавления медного слитка массой 2 кг потребовалось 420 кДж энергии. Определите по этим данным удельную теплоту плавления меди.

v    Какое количество теплоты необходимо для превращения кусочка льда массой 200 г, взятого при 00С, в воду при температуре 200С?

3. Конкурс “Литературный”.      Слайд 4

Каждая команда получает график изменения температуры. Необходимо за пять минут составить рассказ по предложенному графику. Командам предлагаются графики, состоящие из нескольких участков, а участники придумывают для графиков литературный сюжет.

Задание 1 команде                     Слайд 5

 

Задание 2 команде                     Слайд 6

        

        Физкультминутка

Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса, рук и туловища

Список используемой литературы

1.А.В.Перышкин, ФИЗИКА, 8 класс, Дрофа, Москва, 2002 г.

2.Тесты. Физика 7-9 классы. Учебно-методическое пособие О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов, Москва, Издательский дом «Дрофа», 1998г.

3.Дидактические материалы по физике, 8 класс, В.Г.Пайкес, Е.С.Ерюткин, С.Г.Ерюткина,АКРТИ, Москва, 2000 г.

4.Дидактический материал, Физика, 8 класс, издательство «Учитель», Волгоград,1999 г.

5. Контрольные и проверочные работы по физике 7-11 классы. Учебно-методическое пособие О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов, Москва, Издательский дом «Дрофа», 1998г.

Плавление и отвердевание.

 1.         При плавлении твердого тела его температура...

        не изменяется.

        увеличивается.

        уменьшается.

2.          Удельная теплота плавления льда равна 3,4 • 105 Дж/кг. Это означает, что...      

        для плавления 1 кг льда требуется 3,4 • 105  Дж теплоты

        для плавления 3,4 • 105  кг льда требуется 1 Дж теплоты.

        при плавлении 1 кг льда выделяется 3,4 • 105 Дж теплоты.

3.         Какой металл, находясь в расплавленном состоянии, может заморозить воду?

        Свинец.

        Олово.

        Ртуть.

4.         Что можно сказать о внутренней энергии расплавленного и нерасплавленного куска меди массой 1 кг при температуре 1085 °С?

        Их внутренние энергии одинаковы

        Внутренняя энергия у расплавленного куска меди больше.

        Внутренняя энергия у расплавленного куска меди меньше.

5.         Какой из металлов — алюминий, медь или сталь — расплавится при температуре плавления серебра?

        Алюминий.

        Медь.

        Сталь.

6.            Сравните внутренние энергии 1 кг воды и 1 кг льда при температуре О °С.

        Внутренние энергии одинаковы

        Вода имеет большую внутреннюю энергию

        Лед имеет большую внутреннюю энергию

7.         Какое количество теплоты выделяется при кристаллизации 1 кг олова, взятого при температуре 232 °С? Уд. теплота плавления олова - 0,6 • 105Дж/кг.

        0,4 • 105Дж

        0,6 • 105Дж

        105Дж

8.          При кристаллизации температура твердого тела...

        увеличивается.

        уменьшается.

        не изменяется.

9.         

 

 

 

На рисунке представлен график охлаждения и кристаллизации твердого тела. Какому процессу соответствует участок графика ВС?

        Охлаждение

        Плавление

        Кристаллизация

10.         

 

 

Для какого вещества представлен график плавления и на­гревания?

         Лед.

        Олово.  

        Цинк.

Решить задачу:

В сосуде находится лед при температуре – 10º С. Сосуд поставили на горелку, которая дает в равные промежутки времени одинаковое количество теплоты. Укажите, какой график (рис. 25) соответствует описанному случаю, и в чем ошибочны остальные графики?

Ответ: Средний. Верхний график соответствует телам, имеющим одинаковую удельную теплоемкость в твердом и жидком состояниях, нижний не для льда.

        31. На графике отражены наблюдения за изменением температуры двух кристаллических веществ. Ответьте на вопросы:

31а. В какие моменты времени началось наблюдение за каждым веществом? Сколько времени оно длилось?

31б. Какое вещество начало плавиться раньше? Какое вещество расплавилось раньше?

31в. Укажи температуру плавления каждого вещества. Назови вещества, графики нагревания и плавления которых изображены.

31г. Опиши, что происходило на каждом из этапов графика:

33. К каждой из ниже перечисленных ситуаций подберите график, который наиболее верно отражает происходящие с веществом процессы: а) медь нагревают и плавят; б) цинк нагревают до 400 °С; в) плавящийся стеарин нагревают до 100 °С; г) железо, взятое при 1539 °С, нагревают до 1600 °С; д) олово нагревают от 100 до 232 °С; е) алюминий нагревают от 500 до 700 °С.

Урок 14. Плавление и отвердевание кристаллических тел. «Краденое богатство исчезает, как лёд тает». Русская пословица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физике на тему: "Решение задач на движение по наклонной плоскости"

Урок по физике  на тему: "Решение задач на движение по наклонной плоскости"...

План конспект урока по физике 7 класс Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».

План конспект урока по  физике в 7 классе.Тема урока:  Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».Формы организации детей: индивидуальная и групповая ра...

Интегрированный урок (математика-физика) по теме "Решение практико-ориентированных задач"

Интегрированный урок по математике и физике используется для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по математике при решении задач В 12. Целью данного урока является формирование умения строить математи...

Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений.

Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений....

Открытый урок по геометрии 7 класс «Решение задач по теме «Параллельные прямые»

Данная разработка реализована на основе программы по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по математ...

Конспект открытого урока по математике на тему "Решение задач на составление уравнений".

Тема урока: Базовый учебник    АннотацияРешение задач на составление уравнений Учебно-методический комплект (УМК) «Математика» (авторы: Зубарева И.И., Мордкович А.Г. и др...

Конспект открытого урока по математике на тему "Решение задач на составление уравнений".

Презентация к уроку математики по теме: «Решение задач на составление уравнений»....