Урок физики в 8 классе «Электризация тел. Два рода зарядов»
план-конспект урока по физике (8 класс)

Балабанова Валентина Васильевна

Данный урок позволяет решать следующие задачи:

Понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;cтавить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы. Понимать роль эксперимента в получении научной информации;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fiziki_v_8_klasse_po_teme_elektrizatsiya_tel.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 8 классе «Электризация тел. Два рода зарядов»

(урок, построенный на активности учащихся)

Цели урока:

1) Усвоить понятия «электризация», «два рода зарядов»; установить взаимодействие зарядов.

2) Обучение самостоятельности в получении знаний.

3) Воспитание навыков культурного труда и стимулирование мотивации к знаниям.

Оборудование урока:

  1. Эбонитовая палочка;
  2. Кусочек шерсти;
  3. Мелкие листочки бумаги;
  4. Штатив (1 на пару);
  5. Полоски газеты (2 на пару);
  6. Полиэтиленовые полоски с ниткой (2 на пару).

Этапы урока:

Этап урока

Время, отведённое на этап

Задача учителя

Номер

Начальный этап

I

Начальный

2 мин

Создать мотив к познанию

II

Основной

22 мин

Организовать деятельность учащихся

III

Итоговый

5 мин

Свести воедино новые знания и умения

IV

Заключительный

11 мин

Найти способ применения новых знаний и умений

План урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат совместной деятельности

Название

Цель

Н

А

Ч

А

Л

Ь

Н

Ы

Й

Заинтересовать учащихся

Делает сообщение: Дочь Фалеса Милетского пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Уронив однажды веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что оно всё ещё влажно, она принялась вытирать его ещё сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу.

Фалес понял, что дело в веществе, из которого сделано веретено. Ф. обратился к финикийским купцам, которые вновь подошли к пристани Милета. Он накупил очень много различных изделий из янтаря и убедился, что все они, будучи натёрты шерстью, притягивают лёгкие предметы.

Внимательно слушают; пытаются понять ситуацию; Выдвигают гипотезу («виновато трение»)

Мотивация: возникновение интереса

Необходимо найти причину, изучить явление, породившее факт

О

С

Н

О

В

Н

О

Й

2)Подготовка к усвоению нового материала

Предлагает учащимся повторить опыт дочери Фалеса Милетского: Пластмассовую ручку или линейку потереть о газету и поднести к мелким листочкам

Выполняют предложенные учителем действия

Убедиться в том, что тело, потёртое о газету действительно способно притягивать мелкие тела.

3)Изложение новых знаний

Сообщает, что наблюдаемое физическое явление носит название электризации

Повторяет опыт (эбонитовая палочка, потёртая о шерсть)

Записывают в тетради

Электризация – способность тел после натирания притягивать другие тела.

Наэлектризовать -сообщить электрический заряд

Электрон – янтарь

Получить первичные знания об электризации.

4)Закрепление первичных знаний и получение новых.

Предлагает выполнить лабораторную работу по описанию в тетрадях. Проводит небольшой инструктаж по ТБ.

Руководит работой учащихся

Действуют согласно плану:

1. Маленькую полиэтиленовую плёнку подвесьте на нити к лапке штатива и потрите осторожно (чтобы не оторвалась нить) кусочком бумаги.

2. Наэлектризуйте   бумажную и полиэтиленовую  полоски.  Для этого на бумажную полоску положите   полиэтиленовую   пленку   и разгладьте рукой. Поднимите полоски за  концы,  разведите их и медленно поднесите друг к другу. Как они  взаимодействуют?

3.   Поднесите поочередно бумажную  и   полиэтиленовую   полоски к пленке, висящей на нити, и   наблюдайте их взаимодействие.

4.  Ответьте на вопросы:

1)  Как взаимодействует каждая полоска с пленкой?

полиэтиленовая?

бумажная?

2)  Как можно  объяснить  различные взаимодействия?

3) Какие два рода зарядов существуют в природе?

4)  Как взаимодействуют одноименно заряженные тела?

5)  Как взаимодействуют разноименно заряженные тела?

5.  Поднесите к заряженной полиэтиленовой пленке, висящей на нити, пластмассовую ручку, натертую вначале о бумагу, а затем о полиэтилен. Одинаковые ли по знаку заряды возникали на пластмассовой ручке в обоих случаях?  

При трении электризуются оба тела

Полоски взаимодействуют друг с другом

Полоски либо притягиваются, либо отталкиваются

И

Т

О

Г

О

В

Ы

Й

Свести воедино полученные знания

Предлагает сообщить, что узнали на уроке

Просит записать в тетради:

Как наэлектризовать тело?

Сколько тел участвует в электризации?

Какие заряды существуют в природе?

Как взаимодействуют?

Проговаривают что увидели на уроке

Записывают в тетради:

Соприкосновением,

после соприкосновения тела разделить

Два, оба электризуются

Два рода зарядов: положительные и отрицательные.

Разноимённые  притягиваются; одноимённые отталкиваются

Зарисовать взаимодействие.

Подводится итог изучения нового материала

Записываются основные идеи урока

З

А

К

Р

Е

П

Л

Е

Н

И

Е

Применение полученных знаний

Предлагает ответить на вопросы:

Если прижать газету к стене и потереть ёё щёткой, то газета прилипнет к стене. Почему?

Предлагает устно решить задачи из сборника задач

В. И. Лукашик № 943, 945, 946, 947

Объясняют

Высказывают предложения - ответы

Учатся применению знаний в различных ситуациях

Домашнее задание

Углубление и осознание знаний

§§ 25, 26

Попытаться вспомнить из жизненного опыта явление электризации тел, объяснить их

Работают с учебником

Углубляют и осмысливают знания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 8 кл. Электризация тел. Два рода зарядов.

Учебный предмет: физика,Класс: 8 классТема в программе: Электричсекие явления.Тема урока: Электризация тел. Два рода зарядов. Электроскоп.Оборудование: набор по электростатике, материал для трения: бу...

План-конспект открытого урока по физике в 8 классе. Электризация тел. Два рода зарядов

План-конспект открытого урока по физике в 8 классе.Электризация тел. Два рода зарядов...

Урок по физике 8 класс "Электризация. Два рода заряда"

Урок изучения нового материала с использованием опорных схем....

Урок по физике 8 класс "Электризация. Два рода заряда"

Урок составлен с учётом требований к аттестации педагогических работников...

Урок физики 8 класс «Электризация тел»

Урок физики 8 класс «Электризация тел»...

Методическая разработка урока по физике по теме: "Электризация тел. Два рода зарядов". 8 класс.

Содержание материала дает возможность опираться на жизненный опыт учащихся и одновременно закладывает фундаментальные знания, которые необходимы для изучения не только Электродинамики, но и других раз...