Методическая разработка урока физики в 10 классе по теме "Решение задач на законы сохранения при столкновениях с незакрепленными телами"
учебно-методический материал по физике (10 класс)

Данный урок предлагается для классов(подгрупп), изучающих курс физики углубленно. Урок предлагаетсяв компактном варианте, но может быть легко адаптирван к 2 часовому варианту. Для урока необходим для каждой пары учащихся(мини-группа) персональный компьютер с программой  Живая физика. Модуль Механика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок 62/4_10 в подгруппе физико-математического профиля 10 класса

 Тема: Решение задач на законы сохранения при  столкновениях с незакрепленными телами.

Цель урока: сформировать навыки использования  законов сохранения энергии и импульса для решения задач указанного типа на столкновение тел

Тип урока: конференция с элементами практической работы

Распределение времени

Вид работы

Время

Примечание

Вводная часть

3

Инструктаж по охране труда при работе на ПК

Изложение основного материала - конференция

22

Демонстрации. Презентации по теме урока

Моделирование задачи на столкновение  в программе Живая физика

10

Практическая работа на ПК

Обсуждение и формулирование выводов по результатам моделирования

7

Выступления учащихся с анализов результатов моделирования.

Заключительная часть – комментарий домашнего задания. Выставление оценок

3

Поведение итогов, выставление оценок

 

2 Изложение основного материала

Учащиеся излагают решения задач  повышенной сложности,  над которыми они работали дома. Изложение решений сопровождают презентациями с чертежами и иллюстрациями состояний системы тел, рассмотренных в решениях.

Задача 1. На гладком горизонтальном столе лежат две гладкие одинаковые горки массой , причем одна из них закреплена. С незакрепленной горки, с высоты  скатывается маленькая шайба массой . На какую максимальную высоту  заедет шайба на закрепленную горку?

Решение

У шайбы, находящейся вначале на высоте , есть потенциальная энергия. Съезжая, шайба толкнет горку. Таким образом, горка приобретет кинетическую энергию, а шайба поднимется на высоту  на закрепленную горку – то есть у нее в конце есть потенциальная энергия, обусловленная этой высотой. Запишем закон сохранения энергии и закон сохранения импульса. Пусть – скорость шайбы внизу горки,  – скорость горки.

Ox:                

Выражаем  из первого уравнения:

  

И подставим во второе

  

 

  

  

По закону сохранения энергии для шайбы вверху и у подножия горки

  

  

Поэтому

  

  

Ответ:

Задача 2. На гладком горизонтальном столе лежат две гладкие одинаковые горки массой , причем одна из них закреплена. С закрепленной горки, с высоты  скатывается маленькая шайба массой . На какую максимальную высоту  заедет шайба на незакрепленную горку?

Решение

Пусть – скорость шайбы между горками,  – скорость горки.

Ox:                                

 

Выражаем  из первого уравнения: 

 

и подставим во второе 

 

  

  

По закону сохранения энергии для шайбы вверху и у подножия горки(при съезде с неподвижной горки)

  

  

Поэтому

  

Ответ:

Задача 3. Шайба скользит по гладкой горизонтальной поверхности стола, наезжает на неподвижную незакрепленную горку, находящуюся на столе, движется по горке без трения и отрыва. Шайба, не перевалив горку съезжает с горки и движется по столу в обратном направлении со скоростью равной 4/5 от начальной скорости. Найти отношение масс горки и шайбы. Движение горки поступательное.

Решение

По закону сохранения импульса запишем:

Ox:      

где m - это масса шайбы,  М -  масса горки, V -  начальная скорость шайбы, V1 - скорость шайбы после взаимодействия с горкой и u - скорость поступательного движения горки после контакта с шайбой. Поскольку трения нет, можно утверждать, что V1 будет равна скорости движения шайбы в обратном направлении, т.е. V1=0.8V

По закону сохранения энергии имеем:

   

Делим (3) на  (2):

 Задача 4  На гладкой горизонтальной поверхности стола покоятся две гладкие незакрепленные горки, массы которых m1=80 г и m2=100 г. На вершине горки массой m1, высота которой h1=12 см, лежит монета массой m0=20 г. От незначительного толчка монетка соскальзывает с первой горки в направлении второй. Если монета движется не отрываясь от поверхностей обеих горок и стола, то максимальная высота Н ее подъема на вторую горку равна ... мм.

Решение:

 Монетка соскальзывает вправо, значит, 1-ая горка начинает двигаться влево. В самом низу, на столе, между горками, скорость монетки максимальная. Значит, применяем закон сохранения энергии:

где v01 - скорость монетки между горками, v1 - скорость горки, движущейся влево. Скорость v1 выражал через v01 из закона сохранения импульса. В первоначальном положении импульс системы равен нулю. По закону сохранения  импульса  запишем:

                                       m0v01 =  m1v1  (2)

Дальше монетка "наезжает" на вторую горку, при этом последняя начинает двигаться вправо и достигает скорости  в момент остановки  шайбы на высоте Н. Тут по закону сохранения энергии

А по закону сохранения импульса  m0v01=- (m2+ m0)v2 (9)Тогда 

3. Приступаем к моделированию столкновений в среде программы Живая физика (Interactive Physics). Создаем два объекта кубик и горку, располагая их на горизонтальной  закрепленной поверхности 1. Задаем для кубика и горки минимальные коэффициенты трения, например порядка 10-5.  Сообщаем кубику горизонтальную начальную скорость в несколько метров в секунду и наблюдаем взаимодействие кубика и горки. Измеряем горизонтальные составляющие скорости кубика и горки и координату Y кубика, чтобы определить максимальную высоту подъема кубика на горку. По горизонтальным участкам графиков определяем скорости тел после взаимодействия. Проверяем соответствие измеренных скоростей и высоты подъема кубика аналитическому решению задачи. Делаем  выводы.  

 

Контрольные  вопросы

  1. Какие допущения  были сделаны вами при моделировании по сравнению с идеальным случаем, рассмотренным в задаче?
  2. Какие выводы сделали вы при создании и при дальнейшем изменении формы горки?
  3. От чего в первую очередь  зависит скорость тел после столкновения?
  4. Как вы изменяли начальную скорость кубика, и какие изменения результатов заметили?
  5. Как вы думаете, может ли кубик переехать горку, не отрываясь от ее поверхности? Какие условия вы бы поставили в первую очередь?
  6. Может ли кубик оторваться от горки и далее перелететь через нее? Каковы условия такого варианта развития событий?
  7. Где встречаются реальные взаимодействия, подобные изучаемым сегодня?

4. Выводы (что мы узнали на уроке, ребята)

• Все рассмотренные задачи повышенной сложности с успехом решаются применением законов сохранения импульса и энергии для упругого столкновения тел.

• Особое значение имеет, как подчеркивали все докладчики, правильный выбор замкнутой системы и ее состояний  для записи законов сохранения

• Избежать ошибок позволяет учет  закона сохранения импульса в всех взаимодействиях и его запись в векторной форме.

• Въезд и съезд с горки  реальные сводятся в большинстве случаев к классическим задачам, рассмотренным на сегодняшней конференции.

 

5. Домашнее задание

1. УМК  учебник Г.Я.Мякишев, , А.З.Синяков. Углубленный уровень.10-11 М.:  Дрофа, 2018,  §24-28

2. Задача . По гладкой горизонтальной поверхности стола скользит со скоростью 0,6 м/с горка с шайбой на вершине. Масса горки в 3 раза больше массы шайбы. От незначительного толчка шайба съезжает с горки. В результате скорость горки, продолжающей скользить в прежнем направлении, уменьшилась в 2 раза. Найти скорость съехавшей на стол шайбы. Горка имеет плавный переход основания в горизонтальную поверхность. (Олимпиада «Физтех» 2019-2020 г. Задача 2)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение задач Повышенной с ложности на законы сохранения

Слайд 2

Задача 1 Незакрепленная горка движется, после начала подъема шайбы по ней v o

Слайд 3

Задача 2 Незакрепленная горка движется, после начала движения шайбы вниз v o

Слайд 4

Задача 3 Незакрепленная горка движется, после начала столкновения с шайбой v o

Слайд 5

Задача 4 Незакрепленная горка, с которой съезжает монетка , и вторая горка, обе движутся после начала движения монетки вниз v o


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 10.«Сборка электромагнита и испытание его действия»

Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы  ....

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (к учебнику А.В.Перышкина)

Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы ...

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

Методическая разработка содержит презентацию к уроку Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

Методическая разработка содержит: презентацию к уроку Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....