Метапредметные связи: физика- история
презентация к уроку по физике

Степанова Ирина Валентиновна
Метапредметный подход в образовании, и соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов. В  основе метапредметного подхода — понимание того, что главное, чему надо учить, — это творческое мышление.  
Метапредметный подход предполагает, что учащийся не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью  сможет сам добывать информацию о мире. Одна из задач метапредметного подхода - осознание себя в этом мире и развитие единой системы «человек – общество – природа». Эта система хорошо видна, если рассматривать как развитие физики повлияло на ход истории.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_-fizika-metapredmetnye_svyazi_o.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ФИЗИКА-ИСТОРИЯ МАОУ СОШ N 1 пгт Серышево Степанова И.В . из опыта работы

Слайд 2

Проблема разобщённости научного знания. Метапредметный подход в образовании, и соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости , оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов .

Слайд 4

Основные идеи метапредметного подхода: В основе метапредметного подхода — понимание того, что главное, чему надо учить, — это творческое мышление. Метапредметный подход предполагает, что учащийся не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире .

Слайд 5

Задачи метапредметного подхода: как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении; как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ подростка при организации его учебной деятельности; - каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА

Слайд 7

Одна из задач метапредметного подхода - осознание себя в этом мире и развитие единой системы «человек – общество – природа». Эта система хорошо видна, если рассматривать как развитие физики повлияло на ход истории.

Слайд 8

В истории человечества не было научного события, более выдающегося по своим последствиям, чем открытие деления ядер урана и овладения ядерной энергией. Человек получил в свое распоряжение огромную, ни с чем не сравнимую силу, новый могучий источник энергии, заложенный в ядрах атомов

Слайд 9

Целая плеяда выдающихся ученых из разных стран мира создала стройное учение об атоме. В се важнейшие открытия и работы, приведшие к расщеплению ядра атома , лучше изучать в хронологическом порядке

Слайд 10

Исторические события 1895-1902 Россия Европа 1895 - Сооружение первой промышленной гидроэлектростанции в России. Изобретение радио Поповым 1896 - Московский договор с Китаем о союзе против Японии и о концессии на сооружение КВЖД 1897 - Высадка русских войск в китайских портах. Стремление России обеспечить свое влияние в Китае после захвата Германией Циндао. 1898 - Провозглашение создания Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). 1899 - Продление русско-французского военного союза 1900 - Открытие месторождений золота на Чукотке. Ввод русских войск в Манчжурию для "защиты" КВЖД 1900-1903 Промышленный кризис в России 1901 - Создание боевой организации эсэров . Русско-иранское таможенное соглашение. 1899 - Гаагская мирная конференция. Принятие Конвенции о мирном разрешении международных споров, о законах и обычаях сухопутной войны 1901 - "Заключительный протокол" держав (в т.ч . России) - участников интервенции в Китае

Слайд 11

Научные открытия 1895-1902 1895 – открытие Рентгеном Х-лучей 1896 - открытие радиоактивности Беккерелем 1898 М. Складовская -Кюри и П. Кюри открыли радий и полоний, ввели термин радиоактивность 1899 Резерфорд определил состав радиоактивного излучения

Слайд 12

Исторические события 1903-1912 Россия Европа 1903 - Обострение социально-политической ситуации. Разделение делегатов II съезда РСДРП на большевиков и меньшевиков . 1904 - Разрыв Японией отношений с Россией. Начало русско-японской войны. 1905 - "Кровавое воскресенье" , Образование в Санкт-Петербурге первых профсоюзов в России. Разгром русской эскадры японцами в Цусимском проливе. Захват Сахалина Японией. Вооруженные восстания в Москве, Сибири, Прибалтике, Закавказье. Массовые забастовки. Создание первого Совета рабочих депутатов. 1906 - Назначение П.Столыпина министром внутренних дел. Во внешней политике обеспечения передышки, курс на сближение с Англией и Японией без разрыва с Германией. Договор России с Францией о займе. 1910- Правительства России и Японии отвергли требование правительства США о передаче железных дорог Маньчжурии международному синдикату. Соглашение с Японией: Россия признала захват Японией Кореи, Япония признала Внешнюю Монголию сферой интересов России. 1911- Начало коммерческого судоходства из Владивостока на Колыму. Убийство П.Столыпина 1912 - Формирование первых авиационных частей в русской армии. 1904-1907 - оформление Антанты - союза Великобритании, Франции и России 1908-1909 Боснийский кризис ,вызванный аннексией Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией

Слайд 13

Научные открытия 1903-1912 1903 Томсон открытие электрона, модель строения атома 1903 Резерфорд и Содди обнаружили, что радий превращается в радон 1908 изобретение счетчика Гейгера 1911 опыт Резерфорда по исследованию состава и строения атома В 1911 г. Э. Резерфорд предложил планетарную модель атома. Он доказал, что почти вся масса атома сосредоточена в его ядре. 1912 изобретение камеры Вильсона

Слайд 14

Исторические события 1913-1922 Россия Европа 1913- Открытие Русско-балтийского авиационного завода в Санкт-Петербурге. Поход к Северному полюсу Г.Седова . Принятие "Большой военной программы России" по реорганизации и перевооружению армии к 1917 году. 1914- Нападение турецкого флота на Севастополь и Одессу. 1915- Создание флотилии Сев. Ледовитого океана с целью обеспечения военных перевозок из Англии в Архангельск. 1916- Кризис железнодорожного транспорта, начало топливного и продовольственного кризиса. 1917- Февральская революция . Отказ командов ания русской армии в поддержке императору Николаю II и его отречение от престола (2 марта). Октябрьская революция (24-25 октября). 1918- расстрел царской семьи 1917–1922 Гражданская война, создание Красной Армии,нэп 1914- Убийство в г.Сараево наследника престола Австро-Венгрии - начало международного кризиса, перешедшего в мировую войну. Австро-Венгрия объявила войну Сербии, Германия — России, Франции,Великобритания — Германии. 1917- Признание Временного правительства правительствами США, Англии и Франции. Провозглашение Финляндией независимости. 1918-окончание 1 мировой войны на унизительных условиях для Германии

Слайд 15

Научные открытия 1913-1922 В 1913 г. Н. Бор создал модель атома водорода и теорию строения атома. С этого времени началось быстрое развитие квантовой теории фактическое рождение атомной физики. 1913 Резерфорд выдвинул гипотезу о том, что одной из частиц , входящих в состав ядер является ядро водорода 1919 Резерфорд опыт по исследованию взаимодействия альфа-частиц с ядрами атома азота (открытие протона) 1920 гипотеза Резерфорда о существовании нейтральной частицы с массой равной массе протона

Слайд 16

Исторические события 1922-1940 Россия Европа 1922- Образование СССР 1924 принятие первой Конституции, смерть Ленина 1928–1933 Первая пятилетка, индустриализация 1933–1937 Вторая пятилетка, коллективизация 1933-Произведен запуск первой советской ракеты с жидкостно-реактивным двигателем 1934 СССР принят в Лигу Наций 1937–1938 Масштабные политические репрессии 1938 Вооруженный конфликт с японскими милитаристами 1939 -1940 Советско-финская война 1939 пакт о ненападении с Германией 1932-в Германии победа на выборах национал-социалистов 1933-в Германии запрещены все партии кроме нацистской 1934- все военные присягают на верность Адольфу Гитлеру как фюреру (вождю) германского народа. 1935-Италия, Франция, Великобритания заявляют протест по поводу наращивания вооружений в Германии 1936-37 Германия и Япония, Италия заключили Антикоминтерновский пакт, против Советского Союза. 1938- Мюнхенский сговор -Германия, Франция, Британия, Италия 1936-1939 гражданская война в Испании 1939.09.01 Германия вторглась в Польшу-начало 2 мировой войны 1939.12.14 Советский Союз исключен из Лиги Наций в связи с нападением на Финляндию. 1940-военный союз: Германия, Италия , Япония, Венгрия, Румыния, Словакия, Болгария. Принят план «Барбаросса»

Слайд 17

Период с 1932 по 1940 г. был очень плодотворным для советских физиков. До 1940 г. все работы по ядерной физике широко публиковались, ученые разных стран обменивались результатами своих исследований на страницах многих научных журналов и на конференциях. С началом второй мировой войны вся информация и обмен новыми данными были прекращены

Слайд 18

Научные открытия 1922-1940 В 1932 г. Дж. Чедвик обнаружил не имеющую электрического заряда нейтральную ядерную частицу - нейтрон, сыгравший впоследствии роль ключа к большой ядерной энергетике В 1932 г. Д. Д. Иваненко и Гейзенберг предложил игипотезу строения атомного ядра из протонов и нейтронов. В 1933 г. И. и Ф. Жолио - Кюри открыли новый вид радиоактивности - искусственную радиоактивность. Это сыграло исключительную роль в создании новых радиоактивных элементов.

Слайд 19

Научные открытия 1922-1940 В 1934 г. Э. Ферми обнаружил, что при бомбардировке урана нейтронами образуются радиоактивные элементы. Итальянские исследователи приняли их за элементы более тяжелые, чем уран, и назвали трансурановыми. В 1934 г. С. И. Вавилов и П. А. Черенков открыли одно из фундаментальных физических явлений — свечение жидкости при движении в ней электронов со скоростью, превышающей фазовую. В 1935 г. И. В. Курчатов с группой сотрудников открыли явление ядерной изомерии искусственных радиоактивных атомных ядер и разработали теорию этого явления

Слайд 20

Научные открытия 1922-1940 В 1936 г. Я. И. Френкель предложил капельную модель ядра и ввел термодинамические понятия в ядерную физику, выдвинул первую теорию ядерного деления. В 1938 г. О. Ган и Ф. Штрассман , повторяя опыты Ферми, обнаружили, что в облученном нейтронами уране появляются элементы, стоящие в середине периодической системы элементов Менделеева и что при попадании нейтрона в ядро урана ядро разваливается, делится на два меньших ядра. 1939 Ю. Б. Харитон и Я. Б. Зельдович теоретически показали возможность осуществления цепной реакции деления ядер урана-235 1940г. Г. Н. Флеров и К. А. Петржак открыли спонтанное деление ядер урана, т. е. доказали, что ядра урана могут самопроизвольно распадаться.

Слайд 21

В 1938 году 17 декабря при попытке получить трансурановые элементы бомбардировкой урана нейтронами Отто Ган и Фриц Штрассман увидели расщепления ядра урана . Путь к атомной электростанции и атомной бомбе был открыт . Публикация результатов эксперимента состоялась 6 января 1939 года. Этот год считается годом рождения ядерной физики

Слайд 22

Исторические события 1941-1945 Россия Европа 1941.06.22 Немецкие войска вторглись в пределы СССР . Венгрия объявила войну СССР. 1941.09.08 Началась блокада Ленинграда 1941.09.30 Началась битва за Москву. 1941.11.07 Парад на красной площади. Сталин обращается к народу с речью 1942.07.17 Начались бои за Сталинград 1943.01.18 Прорвана блокада Ленинграда 1943.02.02 Закончилась битва под Сталинградом 1943.08.23 Битва на Курской дуге закончилась разгромом немецких войск 1944.01.27 Блокада Ленинграда полностью ликвидирована 1944.03.26 Советские войска вышли на границу СССР. Началось освобождение Европы 1945.05.02 Советские войска занимают Берлин. 1945.08.09 -09.2 Маньчжурская наступательная операция против Японии 1941.09.24 Атлантическая хартия - СССР выступает совместно с Англией и США СССР выступает совместно с Англией и США 1941.11.29 Гитлер заявил, что "война в целом выиграна". 1941.12.08 США и Великобритания объявили войну Японии 1943.11.28 Тегеранская конференция глав СССР, США, Англии. 1944. 06.06 Открыт второй фронт. 1945.02.04 Ял тинская конференция 1945.05.08Подписание в Карлсхорсте Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии 1945.07.17 Потсдамская конференция конференция глав СССР, США, Англии. 1945.08.06 США сбросили атомную бомбу на Хиросиму 1945.08.09 США сбросили атомную бомбу на Нагасаки 1945.09.02На борту линкора "Миссури" подписан акт о капитуляции Японии - 2 мировая война окончилась 1945.10.24 Образована ООН 1945.11.20 Нюрнбергский процесс

Слайд 23

Хроника атомной эры Первые шаги по формированию государственных атомных проектов были сделаны в Великобритании, Франции и Германии в конце 1930-х годов. В 1939 году была открыта цепная реакция деления ядер урана-235, сопровождающаяся выделением колоссальной энергии. Вскоре после этого со страниц научных журналов начали исчезать статьи по ядерной физике. Это могло свидетельствовать о реальной перспективе создания атомного взрывчатого вещества и оружия на его основе. В мае 1940 года работы французских исследователей были свернуты. Разработки немецких физиков, продолжавшиеся почти до конца войны, но так и не успели привели к практическим результатам. Что же касается английских ученых, то уже к весне 1941 года они достигли значительного прогресса. В середине 1942 года Великобритания приняла предложение США делать атомное оружие совместно. Основная производственная база создавалась за океаном. Англичане же должны были передавать американцам результаты своих секретных разработок. Следует отметить, что американская сторона, получив информацию, в дальнейшем не допустила британских партнеров к продолжению исследований. Внимание президента США Ф. Рузвельта на проблему ядерного оружия обратили физики. Это произошло осенью 1939 года. Письмо президенту подписал А. Эйнштейн.

Слайд 24

Письмо Эйнштейна Рузвельту Сэр! Некоторые недавние работы Ферми и Силарда , которые были сообщены мне в рукописи, заставляют меня ожидать, что уран может быть в ближайшем будущем превращен в новый и важный источник энергии. Некоторые аспекты возникшей ситуации, по-видимому, требуют бдительности и при необходимости быстрых действий со стороны правительства. Я считаю своим долгом обратить Ваше внимание на следующие факты и рекомендации. В течение последних четырёх месяцев благодаря работам Жолио во Франции, а также Ферми и Силарда в Америке стала вероятной возможность ядерной реакции в крупной массе урана, вследствие чего может быть освобождена значительная энергия и получены большие количества радиоактивных элементов. Можно считать почти достоверным, что это будет достигнуто в ближайшем будущем, Это новое явление способно привести также к созданию бомб, и возможно — хотя и менее достоверно — исключительно мощных бомб нового типа. Одна бомба этого типа, доставленная на корабле и взорванная в порту, полностью разрушит весь порт с прилегающей территорией. Хотя такие бомбы могут оказаться слишком тяжёлыми для воздушной перевозки. Соединенные Штаты обладают лишь незначительным количеством урана. Ценные месторождения его находятся в Канаде и Чехословакии. Серьёзные источники — в Бельгийском Конго. Ввиду этого не сочтёте ли Вы желательным установление постоянного контакта между правительством и группой физиков, исследующих в Америке проблемы цепной реакции. Для такого контакта Вы могли бы уполномочить лицо, пользующееся Вашим доверием, неофициально выполнять следующие обязанности: а) поддерживать связь с правительственными учреждениями, информировать их об исследованиях и давать им необходимые рекомендации, в особенности в части обеспечения Соединенных Штатов ураном; б) содействовать ускорению экспериментальных работ, ведущихся сейчас за счет внутренних средств университетских лабораторий, путём привлечения частных лиц и промышленных лабораторий, обладающих нужным оборудованием. Мне известно, что Германия в настоящее время прекратила продажу урана из захваченных чехословацких рудников. Такие шаги, быть может, станут понятными, если учесть, что сын заместителя германского министра иностранных дел фон Вайцзеккер прикомандирован к Институту кайзера Вильгельма в Берлине, где в настоящее время повторяются американские работы по урану. Искренне Ваш, Альберт Эйнштейн

Слайд 25

Позже Эйнштейн сожалел о последствиях этого письма : Моё участие в создании ядерной бомбы состояло в одном-единственном поступке. Я подписал письмо президенту Рузвельту, в котором подчёркивал необходимость проведения в крупных масштабах экспериментов по изучению возможности создания ядерной бомбы. Я полностью отдавал себе отчёт в том, какую опасность для человечества означает успех этого мероприятия. Однако вероятность того, что над той же самой проблемой с надеждой на успех могла работать и нацистская Германия, заставила меня решиться на этот шаг. Я не имел другого выбора, хотя я всегда был убеждённым пацифистом.

Слайд 26

Хроника атомной эры СССР США 28.09.1942 после получения разведданных об интенсивном развертывании американцами работ по «Манхэттенскому проекту» появилось распоряжение Государственного Комитета Обороны, согласно которому возобновились исследования по использованию атомной энергии. 27.11.1942 Государственный Комитет Обороны (ГКО) поручил Наркомцветмету приступить к производству урана из отечественной руды. 11.02.1943 И. В. Курчатов назначен научным руководителем работ по атомной проблеме. 12.04.1943 создана Лаборатория N 2 АН СССР ( будущий Курчатовский институт). 25.12.1946 запущен первый в Европе и Азии исследовательский ядерный реактор Ф-1. 29.08.1949 в семь часов утра подан сигнал на подрыв изделия РДС-1 1953 и спытание1 в мире термоядерной бомбы 1951-1954 строительство 1 в мире атомной электростанции в Обнинске В середине 1942 года Великобритания приняла предложение США делать атомное оружие совместно. 13 августа 1942 года проект Манхэттен 16 июля 1945 года на полигоне "Тринити" у города Аламогордо было произведено первое в мире испытание ядерного оружия. 6 августа 1945 года США произвели атомную бомбардировку Хиросимы. 9 августа 1945 года это повторилось в Нагасаки. 19 декабря 1949 Комитет начальников штабов вооруженных сил США утвердил план « Дропшот »: количество ядерных бомб, которые планировалось сбросить на советские населенные пункты , могло бы уничтожить большую часть населения и 85% индустриального потенциала страны. 1958 1 атомная электростанция в США

Слайд 27

Но очень важно было символическое значе­ние атомного оружия. По крайней мере, в 1945 году главной проблемой для Совет­ского Союза было то, что амери­канцы будут использовать свою монополию на атомную бомбу в дипломати­ческих целях. Наличие атомного оружия у Америки довольно сильно повлияло на невозможность перего­воров после окончания Второй мировой и в этом смысле способствовало быстрому переходу к состоянию холодной войны

Слайд 28

Итоговое домашнее задание год Открытие изобретение Исторические события в нашей стране Исторические события в мире


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление метапредметных связей на уроках физики как средство повышения мотивации обучающихся в условиях перехода на ФГОС ООО

Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-8-го класса. Чем старше ребенок, тем ниже мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смы...

Методическая статья «Метапредметные связи математики, истории и культуры СПб, МХК в свете реализации ФГОС»

    Метапредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить ...

Биография и очерк как источники локальной истории и метапредметных связей

Презентация методики работы с источниками локальной, региональной и отечественной истории...

Профориентационное направление при реализации системно-деятельностного подхода через метапредметные связи физики и информатики и ИКТ

В  статье рассматривается  метапредметное  взаимодействие как важнейший фактор при  организации системно-деятельностного подхода к обучению, возможнсть включения  профориентац...

Исследовательская работа «Методические особенности реализации метапредметных связей на примере физики и биологии»

Исследовательская работа «Методические особенности реализации метапредметных связей на примере физики и биологии»...

Выступление на республиканском семинаре учителей истории и обществознания «Интеллект – карты как средство формирования метапредметных связей у учащихся в условиях перехода на ФГОС ООО»

Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. ...

Метапредметные связи и исследовательский метод обучения на уроках истории в рамках ФГОС второго поколения

Статья описывает использование образовательной технологии фокус-групп...