Учебный проект по дисциплине Физика как способ повышения индивидуальных достижений обучающихся
статья по физике (10 класс)

Омарова Куралай Маратовна

Метод проектов применительно к физике – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность обучающихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального продукта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Омарова К.М.

«Учебный проект по дисциплине «Физика»
как способ повышения индивидуальных достижений обучающихся
по специальности 10.02.01 «Организация и технология защиты информации»»

Метод проектов применительно к физике – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность обучающихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального продукта.

Целью проектной деятельности является

- понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе);

- повышение мотивации обучающихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и обучающимся.

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (обучающийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).   

Проект даёт возможность развивать личностные УУД (универсальные учебные действия). Это такие качества, как самостоятельность в получении знаний и умений, заинтересованность, ответственность, целеустремлённость. В рамках разработки проекта каждый обучающийся может найти свою «нишу», добиться успеха, проявить себя.

Чтобы организовать проектную деятельность, необходимо всем участниками проекта пройти через ряд этапов. В разных источниках эти этапы называют по-разному. Но, в целом, они таковы:

1. Этап предварительной разработки проекта.

2. Этап реализации проекта (исполнительский этап).

3. Этап защиты проекта.

Первый этап крайне важен. Он – фундамент проекта. Здесь: поднимается проблема (значимая для студентов!), исходя из неё ставятся тема, цели и задачи. Затем выдвигаются гипотезы (одна или несколько), составляется план работы (предусмотреть риски!), формулируются критерии продукта: что в итоге хотим получить? Экономить время при работе над этим этапом нельзя. То, что не предусмотрели в плане, обязательно негативно отразится в исполнении проекта. Поэтому каждый участник проекта должен на выходе из этого этапа знать: что он делает, к какому сроку, каким образом, а также требования к его мини-продукту.

На этапе реализации студент работает, собираясь для консультаций по мере надобности. Но учитель держит руку на пульсе проекта: как и что готовится в настоящее время.

Этап защиты – наиболее трудный. Учителю необходимо подготовить студента к выступлению, заранее выслушать и выстроить стратегию защиты. Также необходимо договориться о критериях защиты и оценки выполнения проекта. Студент должен будет оценить свою работу. Организация проектной деятельности – непростая педагогическая задача. Но наградой будет горящие глаза студента: «У меня отличный проект»!

Что дает проектная деятельность? Этот метод обучения – проектная деятельность развивает мыслительную деятельность обучающихся, развивает наблюдательность, что приводит к способности различать и сравнивать. Развивается способность анализировать. Приводит к творческому и логическому мышлению. Приводит к поиску новых идей, т. е. к получению новых знаний самостоятельно. Поиск нужной информации в работе с электронными ресурсами и СМИ, работа с этой информацией ведет к развитию познавательной деятельности. Приводит к закреплению изученного материала. Повышает мотивацию к обучению. Все это вместе повышает эффективность и качество обучения, решает основную задачу физики – получение знаний и формирование у обучающихся материалистического мировоззрения и задачу современной системы образования, (в свете задач ФГОС) – формирование совокупности «универсальных учебных действий» обеспечивающих, компетенцию «научить учиться». При успешности обучения возникают положительные тенденции социализации подростков. Я заметила, что после выступлений подростков (даже малоуспешных), после оценки результатов их деятельности, они более уверены в себе. У них повышается мотивация к обучению, развиваются личностные положительные качества: уверенность, значимость, ответственность в делах и учебе, повышается культура общения, умение сотрудничать. Выслушивать мнение других. Вовлекаются в эту деятельность около 30% обучающихся, получают положительные оценки, и это ведет к повышению успеваемости, в целом и отдельно каждого участника. Проектная деятельность учащихся способствует формированию у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать действия.

Как же я применяю метод проектов   в практике на уроках физики?

В своей педагогической практике при обучении физике я использую такие виды проектов, как информационные и исследовательские.

Примеры проектов.                                                                                                                              

Мини – проект по теме «Плавание тел»2 курс, форма работы – индивидуальная. Студент задаётся вопросом: «Почему одни тела легко тонут, а другие плавают на поверхности?». В работе рассматриваются причины «выталкивания» тел и доказательства на опыте.

Выполнение проекта: изучение закона Архимеда, выяснение условий и особенностей плавание тел, и проверка их на опыте. Учитель консультирует, направляет действие ученика.

Оценка результатов: обсуждение оценки по критериям работы.

Представление результатов: защита работы.

Информационный проект по теме «Особенности зрения», 2 курс, форма работы – индивидуальная.

Учитель направляет в ходе обсуждения, помогает сформулировать цель.

Планирование способа реализации идеи проекта для достижения цели.

На первом этапе выбирается область исследования, осуществляются сбор информации.

Выполнение проекта: промежуточный отчет учащегося.

Учитель консультирует, направляет действие ученика. Помогает подобрать примеры животных с их особенностями зрения (змеи, коровы, лошади, рыбы, птицы и т. д.). Дает пакет рекомендаций для оформления текстовой работы.

Представление результатов: презентация готового продукта, обсуждение и оценка.

Учитель выставляет оценку.

Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои способности проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, практическая деятельность, направленная на решение интересной проблемы. В ходе выполнения проекта студенты активны, они проявляют творчество. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения физики и активизировать обучающихся для достижения практического результата. 

Метод проектов востребован в учебном процессе, применяется на занятиях, внеурочной деятельности, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала обучающихся. Внедрение метода проекта в учебный процесс – это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого обучающегося. Проектирование оказывает обучающимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Работа над проектами позволит обучающимся применить полученные знания на уроках физики и углублённо исследовать выбранную тему. Экспериментируя и углубляясь в аспекты исследования с помощью различных методов практического анализа, обучающиеся откроют для себя новые грани школьного курса физики.

О значимости проектной деятельности говорят отзывы моих учеников:

  • узнала много нового по физике и астрономии, чего нет в учебнике, и могу рассказать друзьям;
  • научился делать презентации, правильно оформлять текстовые документы и быстро находить информацию в Интернете;
  • стала смелее и не боюсь выступать перед публикой.

Литература

  1. Ступницкая М.А. «Что такое учебный проект?» М: Первое сентября, 2012
  2. Журнал «Физика в школе» № 5, 2005г., Н.В. Шиян, А.А. Шиян «Метод проектов в физическом образовании»
  3. Лымарева Н.А. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительный материал для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 5 класса НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» по предмету «Биология » в 2018-2019 учебном году

     Итоговая контрольная работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса биологии....

Информационные технологии на уроках физики - как способ повышения качества знаний обучающихся

В стремительно меняющемся мире, необходимо владеть современными информационными технологиями  для того, чтобы шагать в ногу со временем....