Воспитательная программа "Здоровье"
методическая разработка (физкультура и спорт) по теме

Михайлова Нина Алексеевна

Данная программа содержит материал по здоровьесбережению в урочной и внеклассной работе с обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorove.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная программа "Здоровье"

МБОУ «Шлинская основная общеобразовательная школа»

Пояснительная записка.

Развитие полноценной личности немыслимо без сохранения и поддержания здоровья. Отсутствие здоровья часто лежит в основе отчуждения, ограниченной коммуникации, недостаточного самоуважения. Сохранение здоровья каждого - залог здоровья нации.

Статистические данные за последние годы показывают высокую заболеваемость детского населения. Анализ показывает, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижение уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни. Это сделало необходимым введение в воспитательную программу школы модуля «Здоровье», призванного обеспечить сохранение и улучшение физического, психического и социального здоровья.

Для успешной реализации идеи модуля воспитательной программы "Здоровье"  в школе введён элективный курс «Здоровый образ жизни», работает кружок «Юный медик», которые непосредственно участвуют в работе этого модуля. Это позволяет систематически вести просветительскую работу, целенаправленно воспитывать установку на здоровый образ жизни, формировать понятие о здоровье, как о жизненной ценности, вести профилактику девиантного поведения, формировать социальную активность, воздействовать на сохранение и укрепление здоровья ребенка. Данная программа призвана показать  достижения физического и духовного совершенства, сделать так, чтобы спорт, здоровье, гармония и красота стали несовместимой с хамством, сквернословием, вымогательством.

 В школе первой ступени работает направление - «Азбука здоровья», второй ступени - «Золотые правила здоровья», «Быть здоровым и красивым».

Цели программы:

  1. Сохранение здоровья детей.
  2. Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
  3. Создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Задачи:

  1. сформировать правильное отношение к своему здоровью, восприятие здоровья как жизненной ценности;
  2. сформировать способность к самодиагностике состояния здоровья и устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни;
  3. обучить  учащихся самостоятельно снимать с себя психическое напряжение, подготовить к встрече со стрессами, опасностями  и трудностями;
  4. формирование у педагогов, родителей и учащихся здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты:

  1. Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
  2. Формирование здорового образа жизни в семье.
  3. Улучшение организации питания учащихся.

Перечень направлений  работы:

  1. Материально- техническое  обеспечение образовательного учреждения;
  2. Мониторинг и коррекция  развития учащихся;
  3. Организация рационального питания;
  4. Формирование валеологических знаний у учителей, учащихся и их  родителей (беседы врачей - специалистов);
  5. Профилактика заболеваний детей и подростков;
  6. Предупреждение зависимого поведения (курения, алкоголизации, употребления психоактивных веществ);
  7. Воспитание культуры потребления медицинских услуг;
  8. Соблюдение валеологических требований на занятиях и во внеурочной деятельности;
  9. Профилактика травматизма и основы личной безопасности;
  10. Совершенствование системы спортивно - оздоровительной работы;
  11. Мониторинг и совершенствование гигиены помещения, школьной территории, спортивных сооружений;
  12. Контроль над выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся.

Содержание работы

1-4 классы

«Азбука здоровья»

5-9 классы

«Золотые правила здоровья»,

 «Быть здоровым и красивым».

Первая четверть

I .Диагностика

Состояние здоровья на начало учебного года

Состояние здоровья на начало учебного года (5-9кл.)

Мониторинг соматического здоровья

Мониторинг соматического здоровья

ЦРБ, ОВОП – педиатр

II.Режим учебного процесса

Составление расписания занятий с учетом с учетом санитарных норм – зам. директора по Увр

Формирование банка данных на учащихся группы риска и больных  детей - кл. рук.

Мониторинг на  классных часах с целью выявления психологического климата в классе, детей, нуждающихся в индивидуальном подходе

Страхование учащихся – родители учащихся

III.Уроки и здоровье

Уроки Мойдодыра (1кл.)

Уроки Айболита (2кл.)

Уроки Знайки (3-4 кл)

Твое психическое здоровье

Умей контролировать эмоции

Проведение специальной гимнастики на осанку

Проведение бесед о здоровом образе жизни

Организация специальных физкультурных групп – учитель ФК на основании мед. справок

IV .Методическая работа с педагогическим коллективом

Выступление  на педагогических советах с анализом результатов  проведенных диагностик

Проведение обучающих семинаров

  1. Охрана зрения ребенка – педиатр

V.Работа с родителями

Выступление на родительском собрании с результатами диагностик

Проведение родительского лектория

  1. Как любить ребенка
  1. Особенности возраста
  1. На пороге юности

Индивидуальные консультации

VI .Оздоровительная работа

День здоровья – совет КФК, учитель ФК

Викторина «Юный пешеход»

Викторина «Спорт»

Тематическая дискотека «Начало трагедии»

Викторина «Красный, желтый, зеленый»

Самооценка физического и познавательного потенциала

Олимпиада «Здоровый образ жизни»

Суд над наркоманией (ролевая игра) вожатая

Вторая четверть

I .Диагностика

Диагностика общей утомляемости.

Состояние зрительного утомления (мониторинг позы)

Диагностика функционального состояния (9)

II.Режим учебного процесса

Проверка режима проветривания школьных помещений

Отслеживание чистоты и безопасности пешеходных дорожек в зимний период - завхоз

Смотр экологичности школьных помещений – учитель биологии

III .Уроки и здоровье

Уроки Мойдодыра (1кл): - Уход за руками и ногами

Как не заболеть (профилактика инфекционных заболеваний)

Уроки Айболита (2кл.):

- прививки от болезней;

-безопасность при любой погоде

Профилактические беседы с медицинскими работниками


педиатр

Всемирный день борьбы со СПИДом


вожатая

Уроки Знайки (3-4 кл):

 - надо уметь сдерживать себя

Интегрированные уроки по истории, биологии, математике и ОБЖ по материалам серии книг «Здоровье», составитель проф. Касаткин В.Н.

IV. Методическая работа с педагогическим коллективом

Проведение обучающих семинаров

  1. Утомление и переутомление школьника – Лапина С.А.

МО кл. руководителей: Формы работы с классом для преодоления вредных привычек учащихся.

Встреча со специалистами центров профилактики здоровья.

V .Работа с родителями

Проведение родительского лектория

  1. Как помочь ребенку сделать домашнее задание
  1. Типы нарушений семейного воспитания
  1. Проблемы возраста

Индивидуальные консультации

Встречи родителей со специалистами, врачами по теме «Здоровье детей в наших руках!»

VI. Оздоровительная работа

Неделя физической культуры.

Большие психологические игры (5 кл)

«Зимние забавы»

Занятие «Ребенок в мире вредных привычек»

«Бесконфликтность»(7кл)

«Курение: дань моде, привычка, болезнь»


Третья четверть

I .Диагностика

Диагностика школьных  трудностей

Склонности к девиантному поведению (курение, алкоголь)

Склонности к девиантному поведению (наркотики и психотропные вещества)

II.Режим учебного процесса

Контроль освещенности в классах и коридорах - завхоз

III. Уроки и здоровье

Зимние забавы

Беседы «О вреде курения, алкоголя, наркотиков»

Деловая игра «Умей сказать НЕТ!»

Уроки Мойдодыра

Деловая игра «Три товарища»

Лекция «Болен-лечись, а здоров - берегись»

Уроки Айболита

Работа волонтерских групп

Мини-сочинение по профилактике зависимого поведения

Интегрированные уроки по истории, биологии, математике и ОБЖ по материалам серии книг «Здоровье», составитель проф. Касаткин В.Н.

IV.Методическая работа с педагогическим коллективом

Проведение обучающих семинаров

  1. профилактика сезонного обострения заболеваемости

Итоги диагностики склонности к девиантному поведению.

МО класс. руководителей: Деловые игры по профилактике девиантного поведения и ЗОЖ.

V.Работа с родителями

Проведение родительского лектория

  1. Что надо знать о своем ребенке
  1. Семейная профилактика появления негативных привычек
  1. Как помочь в самоопределении

Индивидуальные консультации

Работа «Маминой школы»

VI .Оздоровительная работа

Игра на свежем воздухе «Снеговик - года»

Прогулки в лес

Соревнования по баскетболу, волейболу, зимнему ориентированию, лапте.

Конкурс агитбригад. Конкурс плакатов "Нет наркотику, сигарете".

Четвертая четверть

I.Диагностика

Состояние здоровья на конец учебного года

II.Режим учебного процесса

Организация динамических пауз на свежем воздухе

Экологический субботник – вожатая

III.Уроки и здоровье

Уроки Мойдодыра:

-как правильно вести себя на воде

Интегрированные уроки по истории, биологии, математике и ОБЖ по материалам серии книг «Здоровье», составитель проф. Касаткин В.Н.

Уроки Айболита:

-первая помощь при травмах

Уроки-практикумы «Умей сказать нет»

Как готовиться к экзаменам

Уроки Знайки:

-нехорошие слова, недобрые шутки

День защиты детей

Неделя ОБЖ и ПДД

IV.Методическая работа с педагогическим коллективом

Проведение обучающих семинаров

  1. методы релаксации для взрослых и детей

V .Работа с родителями

Проведение родительского лектория

  1. «Лето-кузница здоровья»
  1. Как помочь ребенку во время экзаменов

VI. Оздоровительная работа

Игры на смекалку

Однодневные походы

Многодневные походы

Общешкольный турслёт

Нас вызывает Спортландия

Легкоатлетический турнир

Соревнования по спортивному ориентированию.

Систематически в течение года осуществляется:

  1. работа спортивных секций
  2. работа тренажерного и хореографического залов
  3. специализированных медицинских групп
  4. контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм
  5. динамические паузы во время занятий
  6. физминутки во время уроков
  7. игры на свежем воздухе и динамический час в ГПД
  8. ведутся занятия элективного курса «Основы здорового образа         жизни»
  9. цикл классных часов по планам классных руководителей
  10. разработка материалов  по здоровьесберегающим технологиям и просветительской деятельности
  11. агитационная работа через информационный стенд «Уголок здоровья» и сменные выставки плакатов и бюллетеней
  12. профилактические мероприятия в начальной школе (согласно отдельному плану)
  13. мероприятия ежегодной диспансеризации
  14. валеологическая паспортизация кабинетов
  15. мониторинг заболеваемости
  16. отслеживание качества и организации горячего питания
  17. инструктирование по ТБ учителей и школьников
  18. регулярная дезинфекция помещений
  19. совершенствование материально-технической базы

Взаимодействие:

В ходе реализации программы складывается сотрудничество с ОВОП посёлка Куженкино, ЦРБ г. Бологое, спортивным комплексом в/ч 68586, Дворцом спорта для детей и молодёжи г. Бологое, Куженкинской СОШ, МОУ «Спенховская СОШ».

Мониторинг состояния здоровья обучающихся

 Приложение № 1

Состояние здоровья обучающихся в классах в конце учебного года

Класс

Количество обучающихся

Количество обучающихся с отклонениями в физическом развитии

Количество обучающихся с нарушением осанки

Количество обучающихся  с нарушением зрения

Количество обучающихся с хроническими заболеваниями

Частота острых заболева-ний

Дефицит массы

тела

Избыток массы

тела

На начало года

На конец года

На

начало года

На

конец года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

итого

Приложение 2

Структура заболеваемости обучающихся в классах

Класс

Количество обучающихся

Заболевания желудочно-кишечного тракта

Болезни почек

Функциональные изменения сердечно-сосудистой системы

Заболева-ния щитовид-ной железы

Лор-пато-логия

Аллерги-ческие заболева-ния

1

2

3

4

5

6

7

8

9

итого

Приложение 3

Распределение обучающихся по группам здоровья

Класс

Количество обучающихся

Количество обучающихся с первой группой здоровья

Количество обучающихся со второй группой здоровья

Количество обучающихся с третьей группой здоровья

Количество обучающихся с четвёртой группой здоровья

1

2

3

4

5

6

7

8

9

итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...

Эссе «Воспитательно – математические этюды, или как мой любимый предмет помогает мне в личной жизни и в воспитательной работе с классом»

Я не претендую на новизну  приёмов, которые представлю сегодня. Многие из них хорошо известны, так как эти приёмы – моё творчество и ваше - моих заочно уважаемых коллег, учителей разного возраста...

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)

1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...