Аттестация
презентация к уроку по физкультуре на тему

Самигуллина Залифа Минулловна

карта, презентация, проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon карта399 КБ
Office presentation icon презентация1.68 МБ
Office presentation icon samigullina_z.m._prezentatsiya_.ppt1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №43»  

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Использование специальных учебных модулей

из раздела «баскетбол» на уроках физической культуры

 для повышения физической

подготовленности обучающихся

Автор - разработчик:

                                                                              Самигуллина Залифа Минулловна,

                                                                       учитель  физической культуры

                                                         первой квалификационной категории.

                                                                           

 Нижневартовск, 2014


1. Формальные параметры:

1.

Наименование педагогического опыта.

Использование специальных учебных модулей из раздела «баскетбол» на уроках физической культуры для повышения физической подготовленности обучающихся

2.

Автор – разработчик педагогического опыта.

Самигуллина Залифа Минулловна,                                                                 учитель физической культуры  первой квалифицированной категории                                                                          

3.

Тип и вид представляемого образовательного учреждения.

Ханты-Мансийский автономный округ, город Нижневартовск, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 43»,

4

Период формирования и функционирования педагогического опыта.

 2010 – 2014 учебные годы

5.

Адрес педагогического опыта.

г. Нижневартовск, проезд заозерный 8Б

 

2. Содержательные параметры:

1.

Актуальность педагогического опыта. Признаки актуальности  

 Повышение эффективности физического воспитания детей и подростков – важнейшая задача современной школы. Формирование личности обучающегося требует постоянного совершенствования системы школьного образования. В настоящее время всё сильнее наблюдается недостаточная двигательная активность, отмечается прогрессирующая гиподинамия у молодёжи. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на многие функции растущего организма и является фактором в возникновении и развитии ряд заболеваний. В результате среди школьников велик процент с неудовлетворительным состоянием здоровья, избыточной массой тела, предрасположенность к частым заболеваниям, нарушении осанки, дефектам зрения и нервно-психическим отклонениям.  Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют игра баскетбол, где необходимы  развитие таких физических качеств, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Это выражается, прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, в стремлении интенсивно бороться за мяч или место на каждом участке площадки. Современный баскетбол - это скоростная игра и требования, предъявляемые к баскетболистам, самые высокие.

Общее повышение физической подготовленности и поддержание её на достаточно высоком уровне возможно только при правильной организации физических нагрузок. Анализ методической литературы показывает наличие большого числа рекомендаций о путях повышения каждого физического качества занимающихся баскетболом в отдельности. На практике же традиционная методика развития физических качеств, в основном ориентирована на комплексное применение упражнений по развитию того или иного качества и эффект от их применения невысок, так как не в полной мере способствует существенному приросту физических возможностей учащихся. В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей совершенствования учебного процесса, предусматривающих применение режимов нагрузок, с учетом физического совершенствования обучающихся и особенностями их развития, учитывающих готовность и естественную предрасположенность к предлагаемой направленности и интенсивности нагрузки. Всё вышеуказанное составляет проблемную сущность представленного инновационного опыта. Разработка и внедрение в образовательный процесс модели развития физических качеств обучающихся на уроках баскетбола в общеобразовательных учреждениях   является актуальной и существенно обогащает существующую теорию и методику преподавания предмета.

Игра в баскетбол является  одной из важнейших составляющих  образовательного процесса на уроках  физической культурой (примерно30% учебного времени). При этом, к физическим качествам баскетболистов предъявляются особые требования. Например, баскетболист, у которого недостаточно развита прыгучесть, не может овладеть техникой броска в прыжке и участвовать в борьбе за мяч у щита. Команда,  игроки которой медлительны, не может эффективно применять быстрый прорыв, прессинг и т.д. Таким образом, баскетбол сегодняшнего дня предъявляет исключительно высокие требования к уровню развития быстроты, ловкости и скоростно-силовых способностей спортсменов. Это подтверждает востребованность представленной в проекте модели развития двигательных качеств обучающихся посредством игры в баскетбол в сегодняшней педагогической практике.

Представленный проект направлен на повышение эффективности организации и осуществления учебного процесса на уроках баскетбола и распространение имеющегося опыта в профессиональной среде.

2.

Содержательная форма представления педагогического опыта

Опыт представлен в форме описания нового методического подхода к развитию физических качеств у   школьников 13-17 лет на основе использования учебных модулей  в процессе учебных занятий, посредством игры баскетбол, позволяющих повысить уровень развития физических качеств, способствуя всесторонней физической подготовке, позволяющей эффективно достигать целей и задач, предусмотренных комплексной  программой физического воспитания.

Внедряя модель развития физических качеств школьников предусматривающую использование в процессе обучения учебных модулей мы не только способствуем повышению уровня развиваемых физических качеств, но и способствуем их гармоничному развитию, расширению функциональных возможностей, укреплению здоровья, воспитанию личностных свойств, повышению мотивации к занятиям баскетболом. Это является главной педагогической целью.  В проекте определены цель, задачи, особенности использования средств и методов целенаправленного развития физических качеств школьников 13-17 лет.

На уроках  баскетбола акцент делается на развитие специфических для данного вида спорта качеств – быстроты, ловкости, скоростно-силовых способностей, а также базовой адаптации к нагрузкам, типичным для баскетбола.

Общепедагогическими требованиями к развитию этих качеств являются следующие положения. При развитии быстроты лучшим является метод повторного упражнения – повторное, возможно более быстрое реагирование на внезапно появляющийся сигнал или изменение окружающей ситуации. Упражнения на развитие быстроты даются в начале основной части занятия, иначе их эффективность будет не полной из-за утомления. Действие упражнений кратковременное, но очень интенсивные. Интервалы отдыха достаточные для восстановления перед следующим повторением. Также применяются игровой и соревновательный методы.

Упражнения для развития ловкости включают элементы новизны, предполагают мгновенное реагирование на внезапно меняющуюся обстановку, имеют периоды быстрого чередования напряжения и расслабления мышц, предъявляют повышенные требования к точности движений и сохранению равновесия.

При развитии скоростно-силовых способностей обязательным является выполнение упражнений с максимальной скоростью и частотой движений. Прежде чем выполнять упражнение с максимальными скоростными и темповыми характеристиками, это упражнение должно быть хорошо изучено. Дозировка упражнений не должна допускать снижений скорости и частоты движений к концу выполнения. Время отдыха между выполнением упражнений должно быть таким, чтобы к следующему повторению должно быть достигнуто достаточно полное восстановление. В учебно-тренировочном процессе с баскетболистами используются повторный, игровой, соревновательный методы.

Все эти положения, нашли свое отражение в педагогическом опыте по развитию физических качеств у  школьников, на основе использования учебных модулей  в процессе  занятий, что способствует не только повышению уровня тренируемых качеств, но и гармоничному развитию занимающихся, расширению их функциональных возможностей, укреплению здоровья, повышению мотивации к занятиям спортом, а также достижению высоких результатов на различных соревнованиях.

3.

Инновационная направленность педагогического опыта

Новизна опыта в теоретическом плане представлена новыми положениями о повышении уровня развития быстроты, скоростно-силовых способностей и ловкости  у школьников  на уроках баскетбола. Модель развития физических качеств обучающихся включает специально подобранные средства и методы для эффективного развития конкретных физических качеств и представлена соответствующими учебными модулями, состоящими из специальных упражнений со строго регламентированным количеством повторений, интервалами отдыха, организацией, контролем над динамикой их развития.

Прикладное значение педагогического опыта заключается в реализации нового методического подхода к развитию физических качеств, у  юных баскетболистов на основе использования учебно-тренировочных модулей  в процессе тренировочных занятий, позволяющих повысить уровень развития физических качеств, способствуя всесторонней физической и технико-тактической подготовке, развитию морально-волевых качеств. Внедрение модели развития физических качеств обучающихся  в процессе учебных занятий на уроках баскетбола, рассматривается как инновационный подход к организации образовательного процесса школьников и является актуальным не только на занятиях баскетболом,  но и в других игровых видах школьной программы.  

4.

Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы) положенные в основу проектирования опыта.

Педагогический опыт строится на учете общих педагогических и специальных принципах учебных занятий, а именно:

 - систематичность, постепенность и последовательность;

-  сознательность и активность;

- принцип всестороннего развития личности;

- связь воспитания с жизнью;

- регулярность педагогических воздействий;

- единство общей и специальной подготовки;

- непрерывность и цикличность образовательного  процесса; - волнообразность и вариативность динамики нагрузки.

Наряду с этим  используются принципы индивидуальности, доступности, преемственности, используются методы показа и рассказа, методы стандартно-регламентированного упражнения, повторный, игровой, соревновательный, метод круговой тренировки и др.

Используется дифференцированный подход к физической нагрузке обучающихся с учетом возраста, пола  и уровня подготовленности.

Учебный модуль – совокупность специально подобранных комплексов упражнений, направленных на развитие физических качеств человека, проводимых в определенной последовательности.

Метод – это такой способ воздействия, при котором можно решить широкий круг задач в самых различных условиях с различным контингентом занимающихся.

Модель – это форма, оболочка, внутри которой развивается единый педагогический процесс, имеющий свое содержание, методы и технологии обучения, воспитания, образования и развития.

Физическая подготовленность – результат физической подготовки, отражающий достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности.

Быстрота - это способность выполнять свои действия в кратчайшие промежутки времени.

Ловкость – способность быстро, точно решать сложные и, часто впервые встречающиеся двигательные задачи.

 Скоростно-силовые способности – способность проявлять большие величины силы в наименьшее время.

Cенситивные периоды - периоды в долгосрочной подготовке молодого спортсмена, когда он более способен к развитию определённых двигательных качеств, чем в другие периоды. Тренировочные эффекты – изменения в состоянии организма, происходящие во время выполнения упражнения.

Физические качества – это врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

Методологической базой педагогического опыта явились основные положения теории физической культуры, её исторические, потребностно-деятельностные аспекты (Б.А. Ашмарин, Ю.Д. Железняк, Ю.Ф. Курамшин и др.); исследования в области образовательных, и инновационных технологий (А.П. Тряпицына, И.А. Колесникова и др.); результаты исследований, посвященных проблемам теории и методики физического воспитания школьников: Ашмарина Б. А., Бальсевича В. К., Железняка Ю. Д., Лесгафта П. Ф., Ляха В. И., Мотылянской Р. Е., Пономарева В. В., Сироткиной Е. А., Фарфеля В. С., Чернышенко Ю. К.,Шагалиевой Ю.Н.

Теоретико-методической основой применения специализированных учебных модулей стали разработки научных школ В.В. Петровского и В.К. Бальсевича, констатирующие о целесообразности применения коротких тренировочных программ, включающих специально подобранные средства и методы для эффективного развития конкретных физических качеств.

В работе основывались на законодательные и нормативные акты Российской Федерации в сфере физической культуры, спорта, здравоохранения и образования: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании»,  Закон ХМАО-Югры «Об образовании в ХМАО-Югре».

5.

Педагогическая целесообразность педагогического опыта. Характеристика ключевых элементов, определяющих смысловую направленность педагогического опыта.

Объектом исследования: учебный процесс, направленный  на формирование физических качеств.

Предмет исследования:  организация условий применения учебных модулей, направленных на формирование физических качеств.

Цель: разработка учебно-тренировочных модулей как средство для достижения высокого уровня физической подготовленности, быстроты, скоростно-силовых качеств и ловкости школьников на занятиях физической культуры 

Задачи:

  • 1. Изучить и проанализировать различные  информационные источники по теме проекта
  • 2. Разработать и апробировать методическое пособие     для учителя «Система уроков  с  применением специальных учебных модулей  в  разделе «Баскетбол»
  • 3. Разработать практические рекомендации и  создать методическое пособие для учащихся и учителей: «Памятки приемов учебных модулей»
  • 4. Создать контрольно-измерительные материалы к системе уроков с применением учебных модулей.
  • 5. Распространить информацию о накопленном педагогическом опыте.
  •  Методы исследования: анализ и обзор научно-методической литературы, анализ документальных источников, педагогическое тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование.

К физическим качествам баскетболистов предъявляются особые требования. Баскетбол  сегодняшнего дня предъявляет исключительно высокие требования к уровню развития быстроты, ловкости и скоростно-силовых способностей спортсменов. Невысокий уровень физической подготовленности баскетболистов лимитирует его способности при овладении технико-тактическим арсеналом и совершенствовании его.

Основным направлением физической  подготовки школьников является дальнейшее развитие специфических для вида спорта баскетбол технических навыков и двигательных способностей. Акцент делается на развитие специфических для данного вида спорта качеств – быстроты, ловкости, скоростно-силовых способностей. Вместе с этим, осуществляется содействие формированию осознанного и ответственного отношения к рутинному учебному процессу; повышению мотивации занимающихся к занятиям, приобретению ими уверенности в себе и развитию волевых качеств.

Для повышения эффективности образовательного процесса школьников была внедрена модель акцентированного развития физических качеств. Основой целенаправленных воздействий модели являются учебные модули, представляющие собой совокупность средств и методов  подготовки, направленных на развитие того или иного физического качества.

При длительном повторении стандартных нагрузок наблюдается более высокий уровень развития тренируемых физических качеств, сопровождающейся при этом высокой степенью адаптации организма. Эффект от таких занятий выше, чем при нагрузках сочетающих в себе разнонаправленные воздействия на развитие быстроты, гибкости, ловкости, силы. В течение учебного года модули чередуются. По мере совершенствования тех или иных двигательных действий, выполняемых обучающимися, упражнения, входящие в модуль, усложняются или заменяются на новые.

  • Исходя из целесообразности применения программ, включающих, специально подобранные средства и методы для эффективного развития конкретных физических качеств в работе придерживалась, следующих правил. Продолжительность целенаправленных воздействий не более 15 минут, в рамках одного модуля должны быть использованы одни и те же средства с одной и той же дозировкой нагрузок, но количество их должно быть ограничено. Для предупреждения стабилизации в развитии тренируемого качества следует управлять дозировкой нагрузок в рамках одного модуля, и вовремя изменять характер нагрузок, т.е. переходить к следующему.

Физическое воспитание детей и подростков в общеобразовательных школах включает сдачу норм, характеризуется разнообразием организационных форм, активным вовлечением во внеклассные и внешкольные спортивно-массовые мероприятия, широким использованием физических упражнений в повседневной жизни школьников.

Организационные формы физического воспитания школьников включают уроки физкультуры; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школьников; внеклассную и внешкольную спортивно-массовую работу; самостоятельные занятия физическими упражнениями в семье, на пришкольном участке  и  дворовых  площадках,   стадионах,   парках.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе включает организацию занятий в спортивных секциях, а также проведение дней здоровья и спорта, реализацию социального проекта «Час спорта со звездой», который  служит отправной точкой для формирования новой системы пропаганды здорового образа жизни. 

Для целенаправленного повышения уровня развития физических качеств школьников использовались в процессе  занятий учебные модули.  Учебный модуль занимает около 15 минут учебного процесса.

Модуль, направленный на  развитие быстроты использовался в начале основной части занятия. Комплексы упражнений, направленных на развитие быстроты применяют в начале основной части после разминки, когда степень возбуждения центральной нервной системы оптимальна и способствует усвоению двигательных навыков, наиболее трудных по координации.

Комплекс представлен 4-5 упражнениями. Продолжительность выполнения каждого упражнения – 10-15 сек; интервал отдыха – 2-3 мин. Количество повторений – 3-4. Основной метод – повторный, применяется и соревновательный. Важное значение, имеет создание представления школьников о правильности выполнения упражнений, объяснения им умения контролировать собственную скорость выполнения, ответственности и добросовестности выполнения задания. Упражнения, входящие в развивающий модуль: стартовые ускорения, бег на короткие дистанции с ведением или жонглированием мяча и др.

Учебный модуль на развитие ловкости применяется в основной части занятия и включает 5-7 упражнений, интервал отдыха составляет 1 минуту, количество повторений 3-4. Между повторениями, в течение отдыха выполняются упражнения на расслабление. Упражнения, входящие в развивающий модуль – прыжки на месте с поворотами, броски по кольцу после быстрого ведения с поворотом, рывки с ведением мяча от центра поля к линии штрафного броска, кувырком вперед с мячом в руках и последующим броском по кольцу и т.п.

Учебный модуль на развитие скоростно-силовых способностей применяется в основной части занятия и включает 5-6 упражнений, количество повторений от 10 до 20, в зависимости от сложности, интервал отдыха составляет 25-30 секунд, количество серий 3-4. лучше использовать метод круговой тренировки, обеспечивающий комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в себя новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Упражнения, входящие в развивающий модуль – запрыгивания на возвышенность толчком двумя и одной ногами, выпрыгивания из положения полуприседа с доставанием предмета толчком двух ног, прыжки с разбега до баскетбольного щита, сетки и т.п.

Используемая модель является педагогическим инструментарием педагога, позволяющим эффективно управлять развитием физических качеств.

  • В образовательном процессе уделяется особое внимание формированию личностных качеств обучающихся. В процессе занятий учитель формирует у обучающихся, прежде всего патриотизм, нравственные качеств (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие), без которых невозможно добиться достаточных  результатов как в баскетболе в целом, так и в развитии физических качеств. Воспитательными средствами являются личный пример и педагогическое мастерство учителя, высокая организация учебного процесса, атмосфера трудолюбия и взаимопомощи.

6.

Психологическая целесообразность педагогического опыта. Основные субъекты, вовлеченные в осуществление педагогического опыта и для которых данный опыт предназначен.

При проведении занятий педагог учитывает сенситивные периоды развития быстроты (возраст от 7 до 16 лет. Наибольшие темпы прироста отмечаются в 16-17 лет).  Ловкость (наиболее интенсивно развивается  с 5 до 10 лет, но существенное улучшение этой способности происходит к 15-16 годам). Скоростно-силовые качества (развиваются с 9 до 18 лет, наибольшие темпы прироста отмечаются в 14 -16 лет).

При подборе величины тренировочных воздействий учитываются возрастные и половые  особенности. Основная направленность обучения – повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности, укрепление здоровья, повышение уровня функционального состояния, приобретение начального соревновательного опыта, формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Для большей эффективности учебного процесса к взаимодействию привлекаются родители учащихся: проводятся родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, в процессе которых даются пояснения о методике преподавания предмета, требованиях к режиму дня и режиму питания, находятся пути эффективного взаимодействия на обучающихся. Это позволяет содействовать приобщению их к здоровому образу жизни.

Помимо этого педагогический опыт предполагает взаимодействие учителей и педагогов дополнительного образования по баскетболу. Одним из главных условий его применения является наличие у педагогов физкультурно-педагогического образования и опыта деятельности в этом виде спорта.

7.

Социальная направленность педагогического опыта. Направленность педагогического опыта на обеспечение приоритета образования и здоровья обучающихся

Целью педагогического опыта является достижение высокого уровня физической подготовленности  школьников на основе развития быстроты, скоростно-силовых качеств и ловкости, что будет способствовать расширению функциональных возможностей организма, повышению работоспособности, формированию стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Разработка и  внедрение модели развития физических качеств, школьников на основе использования в процессе занятий учебных модулей, направленных на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых способностей обучающихся позволит повысить качество  работы педагогов. Способствует расширению представления  педагогов о путях повышения уровня развития быстроты, ловкости, скоростно-силовых способностей у школьников используя в учебном процессе   развивающих программ. В процессе реализации представленного опыта обогащается и приумножается личный опыт в разработке и создании инновационных технологий. Повышается компетентность педагогов в вопросах развития быстроты, ловкости, скоростно-силовых способностей у обучающихся используя учебные модули.

8.

Воспроизводимость педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами

Формы распространения опыта: участие в семинарах, конференциях, педагогических мастерских, участие в работе ГМО, методические публикации, представление опыта во время публичных выступлений:

Опыт распространяется на муниципальном уровне, ГМО рекомендовано для распространения на региональном уровне.

Пропагандирую важность занятий  физической культурой и спортом среди школьников,   воздействуя личным примером:

- принимаю активное участие в Спартакиаде города среди предприятий,

- являюсь организатором  городской Спартакиады работников общеобразовательных и дошкольных учреждений,

- являюсь  главным  судьёй по плаванию среди общеобразовательных и дошкольных учреждений,

-  являюсь членом клуба молодежного центра г. Нижневартовска,

- являюсь активным участником долгосрочного городского проекта  «Час спорта со звездой».

 Методика специальных учебных модулей в разделе «Баскетбол» рассчитана на использование в 7-11 классах, в условиях общеобразовательного учреждения, реализующего примерные программы среднего (полного) общего образования по физической культуре. И в рамках данного инновационного проекта легко воспроизводима как на уровне образовательного учреждения, так и на любом другом уровне образовательной системы (в частности спортивных школах).  

Опыт  своей профессиональной деятельности предоставила на методическом совете школы по следующим темам:

«О роли физической культуры и формирование здорового образа жизни» (2011 г.);

«Повышения результативности педагогического труда по развитию двигательных умений и навыков учащихся» (2010);

Эффективность спортивно-массовых мероприятий в развитии скоростно-силовых и волевых качеств (2013).  

9.

Ресурсное обеспечение педагогического опыта

Информационные: для обобщения опыта необходима информация представленная в учебниках по теории и методике физической культуры и спорта, теории и методике преподавания баскетбола, учебниках и учебных пособиях по баскетболу, материалах научно-практических конференциях, научно-методических журналах, программно-нормативных материалах, видеоматериалы.

Кадровые: для реализации проекта необходимо участие учителей физической культуры, методиста.

Организационные: комплектование пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих работу учителя по реализации модели развития физических качеств школьников, предусматривающей использование в процессе занятий учебных модулей, направленных на развитие быстроты, ловкости и скоростно-силовых способностей..

Материально-технические: для реализации этого проекта необходимы инвентарь и оборудование, характерные для вида спорта (мячи, баскетбольные щиты с корзинами), а также гимнастические скамейки, подкидной мостик, скакалки и др.

Учебно-методическое обеспечение представлено дидактическим материалом: учебными пособиями, учебно-методическими рекомендациями по развитию физических качеств школьников

Рабочие и учебные программы образовательной области «Физическая культура» на основе государственных образовательных стандартов нового поколения.

Финансовые: для реализации проекта не требуется значительных материальных затрат, ни для обучающихся, ни для педагога. Требуются материальные вложения для приобретения оборудования и инвентаря, в соответствии с требованиями СанПиН к местам занятий.

3. Результативные параметры:

1.

Эффективность педагогического опыта

Проведенное исследование доказало эффективность разработанной модели развития физических качеств школьников, предусматривающей использование в процессе занятий учебных модулей, направленных на развитие быстроты, ловкости и скоростно-силовых способностей. Содержание учебных модулей, состоящих из специальных упражнений со строго регламентированным количеством повторений, интервалами отдыха, организацией и контролем над динамикой развития, направлено на  стимуляцию развития того или иного физического качества.

Эффективность используемого подхода к развитию быстроты, ловкости, скоростно-силовых способностей у школьников проявилась в улучшении уровня их физической подготовленности, оцененной по результатам контрольных тестов по итогам учебного года. На диаграмме представлены результаты контрольных тестов за четыре года, где ярко прослеживается положительная динамика.  

Динамика уровня физической подготовленности учащихся

(результаты контрольных тестов)

 Еще одним подтверждением эффективности используемого подхода является  стабильно высокая результативность учащихся школы   на соревнованиях городского и окружного уровня. На протяжении трех лет команды обучающихся занимают призовые места в «Президентских спортивных играх»: в 2012 году победители муниципального и призеры (3 место) окружного этапов, в 2013 году победители и призеры (2 место) муниципального и призеры (3 место) окружного этапов, в 2014 году призеры (2 место) муниципального этапа соревнований. Члены спортивной  секции «Баскетбол» успешно выступают в муниципальных и  в окружных соревнованиях школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ».

В 2013-2014 учебном году ученица 6 класса Гостенко Екатерина  в личном первенстве по лыжном гонкам на Кубок мэра «Лыжня для всех» заняла 1 место и награждена кубком и дипломом 1-ой степени. Сборная команда девушек школы является призером  (3-е место) в городских соревнованиях по лыжным гонкам.

2.

Распространение педагогического опыта

Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта: 

Опыт моей работы представлен на  персональном сайте http://nsportal.ru/samigullina-zalifa-minullovna  и портале «Школлеги» (сетевое сообщество педагогов Югры «Школлеги»).

 На сайте опубликованы программы, разработки уроков, рекомендации для школьников, педагогические проекты, статьи.

В 2013 году принимала участие во IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием по теме «Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма».

 Ежегодно принимаю участие в организации и проведении городских соревнований: Президентские состязания, Президентские спортивные игры, Лыжные гонки и Олимпиада школьников по физической культуре.

С 2011 года являюсь главным судьей городских соревнований по плаванию, главным секретарем городских соревнований «Президентские спортивные игры».

Принимаю активное участие в спортивной деятельности учреждения и города, являюсь членом школьной команды работников образовательных учреждений, команды департамента образования г. Нижневартовска и команды ветеранов спорта г. Нижневартовска.

Пропагандирую важность занятий  физической культурой и спортом среди школьников,   воздействуя личным примером:

- принимаю активное участие в Спартакиаде города среди предприятий,

- являюсь организатором  городской Спартакиады работников общеобразовательных и дошкольных учреждений,

- являюсь  главным  судьёй по плаванию среди общеобразовательных и дошкольных учреждений,

-  являюсь членом клуба молодежного центра г. Нижневартовска,

- являюсь активным участником долгосрочного городского проекта  «Час спорта со звездой».

3.

Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта

Динамика общей и качественной успеваемости по  физической культуре за  2010 – 2014 уч.г.

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Качество

89%

91%

94%

97%

успеваемость

100%

100%

100%

100%

Высокий уровень физического развития обучающихся составил в 2010-2011 учебном году – 41%, в 2011-2012 учебном году – 54%, в 2012-2013 учебном году – 61%.

4.

Репрезентативность внедрения педагогического опыта

Ценность инновационного опыта заключается в том, чтобы его могут применять на практике другие педагоги. Это возможно, так как в его основу положены общепедагогические требования,  и данный опыт приводит к положительной динамике показателей.

Инновационный педагогический опыт представлен на теоретико-практических семинарах для преподавателей физической культуры.

Директор МБОУ «СОШ» №43                                             О.В. Волобуева


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра муниципальное образование город Нижневартовск Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 43» Использование специальных учебных модулей из раздела «Баскетбол» на уроках физической культуры для повышения физической подготовленности обучающихся г. Нижневартовск, 2014 Автор проекта: Самигуллина З.М. , учитель первой квалификационной категории

Слайд 2

Актуальность педагогического проекта Востребованность у сегодняшних школьников развитие физических качеств - одного из важнейших задач человека, которая, в самом общем смысле, представляет собой способность эффективно противостоять неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды и сохранять работоспособность. Проект направлен на воспитание физических способностей, которое имеет огромное значение для здоровья, физического развития, учебной деятельности и успешной воинской службы обучающихся. Востребованность временем . Физическое совершенство, как основа психической гармонии и здоровья, профессионального развития человека, достижений в учебной и трудовой деятельности, остается сегодня главным фактором успешной социализации и самореализации личности.

Слайд 3

Цель педагогического проекта повышение высокого уровня физической подготовленности школьников на уроках физкультуры через использование учебных модулей в разделе «Баскетбол»

Слайд 4

Задачи педагогического проекта Изучить и проанализировать различные информационные источники по теме проекта Разработать и апробировать методическое пособие для учителя «Система уроков с применением специальных учебных модулей в разделе «Баскетбол» Разработать практические рекомендации и создать методическое пособие для учащихся и учителей: «Памятки приемов учебных модулей» Создать контрольно-измерительные материалы к системе уроков с применением учебных модулей . Распространить информацию о накопленном педагогическом опыте

Слайд 5

Объект и предмет педагогического проекта Объект исследования: Предмет исследования: учебный процесс, направленный на формирование физических качеств организация условий применения учебных модулей, направленных на формирование физических качеств

Слайд 6

Гипотеза педагогического проекта оптимальное сочетание специальных учебных модулей, используемых в разделе «Баскетбол», способствует повышению уровня физической подготовленности, технико-тактической подготовки обучающихся

Слайд 7

В основе технологии лежит : Специфические учебные модули организация, контроль над динамикой развития специальные упражнения со строго регламентированным количеством повторений Модель развития физических качеств интервалы отдыха

Слайд 8

Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта Быстрота Скоростно-силовая выносливость Ловкость Модель Сенситивный период Тренировочная эффективность Учебная модель Физическая подготовка Физические качества

Слайд 9

Развитие быстроты Модуль применяют в начале основной части Комплекс представлен 4-5 упражнениями. Продолжительность выполнения каждого упражнения – 10-15 сек; интервал отдыха – 2-3 мин. Количество повторений – 3-4. Основной метод – повторный, применяется и соревновательный. Важное значение имеет создание представления школьников о правильности выполнения упражнений, объяснения им умения контролировать собственную скорость выполнения, ответственности и добросовестности выполнения задания. Старты лицом или спиной вперед на дистанцию 5-10 м. Мяч находится на расстоянии 3 м от старта. Игрок должен взять мяч и вести его вперед. Бег на дистанцию 30-40 м с высоким подниманием бедра, переходящий в ускорение на такую же дистанцию с ведением одного или двух мячей. Бег с захлестом голени на 30-40 м с переходом в ускорение на ту же дистанцию с ведением одного или двух мячей. Рывок на 15-40 м с вращением мяча вокруг корпуса, шеи. Быстрый бег с высокого старта с передачей мяча с руки на руку. Дистанция – до 40 м

Слайд 10

Развитие ловкости модуль на развитие ловкости применяется в основной части занятия и включает 5-7 упражнений, интервал отдыха составляет 1 минуту, количество повторений 3-4. Между повторениями, в течение отдыха выполняются упражнения на расслабление. прыжки на месте с поворотами на 90 и 130° с ведением одного или двух мячей. Рывок с ведением одного или двух мячей на 5- 6 м, кувырок вперед с мячом в руках и вновь рывок. Рывок с ведением мяча от центра поля к линии штрафного броска, кувырок вперед с мячом в руках и бросок по кольцу. Прыжки через гимнастические скамейки с ведением мяча. Прыжки выполняются на одной или двух ногах, боком или спиной. Броски по кольцу после быстрого ведения с поворотом на 90 или 180°. Бросок по кольцу сверху после прыжка с двух ног с максимально дальнего от кольца расстояния. Обучающийся выполняет два шага после быстрого ведения и делает два оборота мячом вокруг корпуса.

Слайд 11

Развитие скоростно-силовых способностей модуль на развитие скоростно-силовых способностей применяется в основной части занятия и включает 5-6 упражнений, количество повторений от 10 до 20, в зависимости от сложности, интервал отдыха составляет 25-30 секунд, количество серий 3-4. лучше использовать метод круговой тренировки, обеспечивающий комплексное воздействие на различные группы мышц. запрыгивание на возвышенность толчком двумя (20-25 раз) и одной (16-18 раз) ногами. Выпрыгивание из положения полуприседа с доставанием предмета толчком двух ног. Прыжок в длину с места без остановки по прямой по 6-8 прыжков. Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек, толчком двух и одной ногами. Прыжки с разбега до баскетбольного щита, сетки (толчком одной или двумя ногами). Прыжок вверх толчком двух ног, коснуться коленями груди .

Слайд 12

Методы и средства реализации педагогического проекта педагогическое тестирование анализ научно-методической литературы статистическая обработка данных педагогический эксперимент

Слайд 13

Условия реализации проекта Временные Организацион- ные Интеллектуаль- ные Научно- методические Нормативно- правовые Информацион- ные Материально- технические Ресурсы

Слайд 14

Мониторинг результативности внедрения педагогического проекта Качество по предмету Динамика прироста уровня физической подготовленности Количество выпускников, играющих в студенческих командах Результативность участия в олимпиадах, соревнованиях различного уровня Результаты эксперимента

Слайд 15

Результаты эксперимента : Контрольный класс (11А) Экспериментальный класс (11Б ) Тестирование Оценка уровня физической подготовленности обучающихся в начале и в конце эксперимента

Слайд 16

Прыжок в длину э к 206 196 190 188 170 180 190 200 210 метры Результаты прыжках в длину с места школьников ( мальчики )2011-2012г. до эксперимента после эксперимента э к 172 165 160 158 150 155 160 165 170 175 метры Результаты школьников в прыжках в длину с места ( девочек ) 2011 - 2012 г. до эксперимента после эксперимента

Слайд 17

Динамика показателей физической подготовленности школьников 13-17 лет

Слайд 18

Прыжок в длину через два года э к 243 230 218 205 180 190 200 210 220 230 240 250 метры Изменение результатов школьников через два года ( мальчики ) 2013 - 2014 до эксперимента после эксперимента э к 205 187 185 164 0 50 100 150 200 250 метры Изменение результатов школьников в прыжках в длину ( девочки ) через два года 2013 - 2014 г . до эксперимента после эксперимента

Слайд 19

Уровень физической подготовленности учащихся по годам

Слайд 20

Динамика общей и качественной успеваемости по физической культуре за 2010 – 2014 уч.г.

Слайд 21

Эффективность и успешность внедрения педагогического проекта повышение уровня физической подготовленности школьников по физической культуре; организация индивидуальной работы обучающихся; формирование предметных, метапредметных и личностных качеств обучающихся; повышение общей и качественной успеваемости по предмету; стабильная (ежегодная) результативность в олимпиадах, соревнованиях различного уровня.

Слайд 22

Эффективность работы выразилась в следующих результатах 2012-2014г.г. «Президентские спортивные игры»: 2012 год - победители муниципального и призеры (3 место) окружного этапов, 2013 год - победители и призеры (2 место) муниципального и призеры (3 место) окружного этапов, 2014 год - призеры (2 место) муниципального этапа. В 2013-2014 учебном году ученица 6 класса Гостенко Екатерина в личном первенстве по лыжном гонкам на Кубок мэра «Лыжня для всех» заняла 1 место и награждена кубком и дипломом 1-ой степени. Сборная команда девушек школы является призером (3-е место) в городских соревнованиях по лыжным

Слайд 23

Мои достижения

Слайд 24

Выводы Проведенное исследование доказало эффективность разработанной модели развития физических качеств школьников, предусматривающей использование в процессе учебных занятий модулей, направленных на развитие быстроты, ловкости и скоростно-силовых способностей. Содержание учебных модулей, состоящих из специальных упражнений со строго регламентированным количеством повторений, интервалами отдыха, организацией и контролем над динамикой развития, направлено на стимуляцию развития того или иного физического качества. Эффективность используемого подхода к развитию быстроты, ловкости, скоростно-силовых способностей у обучающихся проявилась в улучшении динамики показателей развития тренируемых способностей, уровня их физической подготовленности, оцененной по результатам тестов.

Слайд 25

План реализации проекта I . Подготовительный этап: Выявление актуальности целенаправленного развития физических качеств обучающихся в процессе учебных занятий; II . Организационный этап : Подбор теоретической, методической литературы; Изучение имеющегося опыта по развитию быстроты, ловкости, скоростно-силовых способностей в различных видах спорта, в том числе в баскетболе; Изучение передового опыта по использованию краткосрочных тренировочных программ, направленных на развитие физических качеств; Систематизация имеющегося опыта, в том числе личного, по развитию быстроты, ловкости, скоростно-силовых способностей у школьников 13-14 лет; III . Основной этап : Внедрение модели развития физических качеств баскетболистов на основе использования в процессе учебных занятий модулей, направленных на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых способностей ; Разработка методических рекомендаций . IV . Заключительный этап: Подведение итогов реализации проекта.

Слайд 26

Перспективы дальнейшего развития проекта Использовать проект в дальнейшем, так как имеется положительная динамика результатов достижений обучающихся. Распространить педагогический опыт на уровне городского методического объединения учителей физической культуры. Участвовать в городских, региональных, всероссийских соревнованиях, научно-практических конференциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новая аттестация учителей: "Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений"

"Маршрут" педагога при прохождении аттестации. Презентация подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования....

Аттестация (предыдущая аттестация в данной должности)

Аттестация (предыдущая аттестация в данной должности)...

Семинар «Новый порядок аттестации и поэтапная подготовка учителя физической культуры и ОБЖ к процедуре аттестации»

  Рассмотренные вопросы: Аттестация на соответствие занимаемой должности (выступающий: Кабилов Б.Г.).Аттестация учителя на I квалификационную категорию: заполнение карты результативности (...

Положение О порядке экспертизы, утверждения и хранения экзаменационного материала при организации промежуточной (5-8 классы) аттестации и государственной ( итоговой) аттестации в 9 классах в традиционной форме

Положение О порядке  экспертизы,   утверждения и хранения  экзаменационного материала при организации промежуточной (5-8 классы) аттестации  и государственной ( итоговой)...

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения.

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения....