ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ МОШИ «ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ»
статья по физкультуре на тему

Захар Елена Григорьевна

выступление на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta.docx76.26 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ МОШИ «ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ»

         Лицей в качестве приоритетной ставит задачу - усилить влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к новым условиям жизни, самоопределение в отношении будущей профессии, где основной акцент сделан на  укрепление и сохранение и пропаганду здорового и активного образа жизни.  

   Здоровье школьников является одним из показателей качества образования, а школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков. В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, коллектив лицея постоянно работает над обеспечением оптимальных условий, которые позволяют достичь положительных результатов, согласно комплексно-целевых программ «Здоровье» (8-11 классы) и «Школа здоровья» (1-7классы).  

Занятия ведутся по специальным образовательным программам, обсуждаемые  на методическом совете лицея и утвержденным директором, основанные на программах, утвержденных Министерством образования и науки РФ.  

Учитывая результаты ежегодного медицинского осмотра, была составлена диаграмма состояния здоровья лицеистов за 3 года

 Показатели состояния здоровья обучающихся за 3 года относительно стабильны. Повысились показатели (возможно из-за увеличения количества детей) практически по всем  заболеваниям. Количество обучающихся, имеющих хронические заболевания, составляет 69%, в основном, это - заболевания опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, органов зрения и дыхания. Замечена  хроническая утомляемость  детей из-за  компьютерной  зависимости.

В основной группе занимаются 476 обучающихся, в подготовительной - 150 чел., в специальной – 17 чел., временно освобождены - 3 человека.

Распределение по группам  здоровья обучающихся за 2 года относительно стабильно, но тревожит снижение  детей  первой группы здоровья.

По результатам обследования обучающихся была разработана система профилактических мер:

- соблюдение максимального объема предельно допустимой учебной

нагрузки;

        - использование форм занятий, способствующих здоровьесбережению;

- чередование видов деятельности на уроках;

- организация физической активности учащихся;

- дни здоровья;

- предупреждение нарушений, связанных с образовательным процессом (сколиоз, близорукость): физзарядка перед началом учебного дня, физкультурные минутки, зарядка для глаз;

            - использование в образовательном процессе здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий;

- профилактика вредных привычек и зависимостей обучающихся (курение, наркомания, игромания и др.);

- создание позитивного эмоционального поля в урочной и внеурочной
деятельности;

- расширение кругозора школьников в области физической культуры,
спорта, краеведения, туризма;

- привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях школы и
социума;

- работа с родителями обучающихся с целью формирования ценностного
отношения к здоровью собственных детей.

Ежегодно проводится  тестирование уровня физического развития обучающихся лицея.

Цель проведения:   определение  уровня физического развития учащихся  по окончании учебного года (по Вавилову), контроль над повышением уровня  физического развития за учебный год, анализ проведенных  мероприятий  в течение учебного года  и корректировка  перспективного планирования на следующий учебный год.

2010-2011 учебный год

2011-2012 учебный год

2012-2013

учебный год

2013-2014 учебный год

Протестировано

461

416

505

473

Средний балл по лицею

0,01(хорошо)

0,162 (хорошо),

0,1095 (хорошо)

0,1266

(хорошо)

«отлично»

116    (25% )

163  (39%)

181 (35%)

184(38%)

«хорошо»

261  (57%)

190 (46%)

244 (48%)

205 (43%)

«удовлетворительно»

109 (24%)

57  (14%)

69 (13%)

78 (16%)

«неудовлетворительно»

5 (1%)

6 (1,4%)

11 (2,1)

6 (1,2%)

 Начальные классы

класс

Средний балл класса

0.1695

0.2866

0.3513

0.3316

0.1723

0.464

0.3756

0.08

Оценка уровня подготовленности

хор

отл

отл

отл

хор

хор

отл

хор

Количество учащихся принявших участие в тестировании

17

15

21

21

23

20

25

23

5

4

3

2

12

2

3

-

7

7

1

-

10

10

1

-  

12

8

1

-

7

12

3

1

16

1

2

1

15

7

3

-

9

10

3

1

Среднее  звено

класс

Средний балл класса

0.168

0.215

0.138

0.1819

0.2503

-0.0055

0.06

0.185

0.035

-0.08

-0.074

-0.1713

-0.212

Оценка уровня подготовленности

хор

отл

хор

хор

отл

хор

хор

хор

хор

хор

хор

уд.

уд

Количество учащихся принявших участие в тестировании

23

22

18

22

13

9

22

17

22

17

23

19

21

5

4

3

2

8

12

3

-

6

10

6

-

5

11

2

9

12

1

-

10

2

1

-

3

1

5

-

9

7

6

-

5

11

1

-

6

11

5

-

6

7

4

-

3

13

6

1

2

7

9

1

4

14

3

-

         

   Старшие классы

класс

10А

10Б

11А

11Б

Всего

Средний балл класса

0.002

0.041

0.174

0.028

0.1266

Оценка уровня подготовленности

хор

хор

хор

хор

хор

Количество учащихся принявших участие в тестировании

15

14

12

19

473

5

4

3

2

4

8

2

1

7

6

1

-

4

6

2

-

5

10

4-

184

205

78

6

           На основании вышесказанного, целью нашей профессиональной деятельности считаем поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни. Это работа должна формировать  ребёнка как  личность, развитую всесторонне и гармонично. Основные направлениям   выбрали  следующие:

- привитие сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом;

-повышение общего среднего уровня физической подготовки учащихся;

-популяризация и агитация здорового образа жизни;

           Для того, чтобы  урок физической культуры сам по себе  являлся здоровьесберегающим используем следующие  принципы здоровьесберегающих технологий, без соблюдения которых урок не будет нести в себе положительное содержание. Поэтому, методику нашей работы выстраиваем по следующим принципам :

-учет возрастных индивидуальных особенностей;

-учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

-структурирование урока на 3 части;

-использование здоровьесберегающих технологий для сохранения работоспособности и         расширения функциональных возможностей организма учащихся.

      Здесь мы видим выполнение педагогических технологий. Но российское образование не стоит на месте. Благодаря новым образовательным стандартам ФГОСа активно  стали  применятся новые современные технологии:

-технологии проблемного, проектного и исследовательского обучения;

-развивающие технологии;

-коллективные способы обучения;

-технологии развития критического мышления;

-технология эвристического обучения;

-педагогические мастерские;

-ТРИЗ;

-игровые технологии

-кейс - метод (метод анализа ситуаций);

-тренинговые технологии;

-социальное проектирование.

   Для того, чтобы каждая современная технология имела право на жизнь, она должна быть неоднократно опробована заинтересованным, творческим педагогом.

   Мы живем в мире новейших информационных технологий, которые прочно вошли и в нашу жизнь. Основываясь на литературные источники, у нас сформировалась уверенность, что  для интеллектуальной активности учащихся играет большую роль применение технологии проблемного, проектного и исследовательского обучения.

     Многолетняя практика показывает, что проектная деятельность  подходит для обучающихся  всех звеньев  лицея, интересующихся научно-исследовательской деятельностью.  Эта технология подходит,  как для одаренных так и для учащихся, занимающихся в специальной медицинской группе.  Данная  технология на уроке физической культуры строится на личном интересе  ученика. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. Такая работа дает возможность осознать, что занятия физической культурой развивают не только физически, но и интеллектуально.

     При помощи проектной деятельности мы создаём проблемные ситуации, тем самым активизируем  познавательную деятельность учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез в формировании ЗОЖ. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время  

     Проекты на уроках физкультуры - это проекты по исследованию влияний физической культуры на организм человека, о создании прочного представления здорового образа жизни, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д.      Проекты охватывают содержание других учебных предметов.   Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания.    

    Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений.

    Учащиеся  нашего лицея  со своими  проектами достойно выступают на лицейском и муниципальном конкурсах проектов «Я - исследователь».( презентация)

         Здоровьесберегающие технологии на современном этапе  стало занимать  первое место в потребностях и ценностях  человека в нашем обществе. Мы учим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье.Мы надеемся, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"

Использование  здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....

Доклад Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Использование системного подхода в работе определило усиление личностной ориентированности воспитательных целе...

татья по физкультуре по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использоват...

Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

В данной работе я описываю свой небольшой опыт по применению элементов сдоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры....

Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.

По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих  в школу, уже имеют хронические заболевания. В статье описывается опыт испо...

"Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры"

Формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни....