Рабочая программа по физкультуре 5 класс
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему

Пластинин Вячеслав Вячеславович

Рабочая программа для 5 класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Физическая культура»;   на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ,  комплексной программы физического воспитания основного общего образования по физической культуре (Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2011г. )

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizkulture_5_klass.doc349.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  Рабочая программа для 5 класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Физическая культура»;   на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ,  комплексной программы физического воспитания основного общего образования по физической культуре (Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2011г. )

Характеристика учебного предмета

Общей целью образования в области физической культуры является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим программа своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:

- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;

- приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни

- содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.     

    Задачи:

  • содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
  • обучение основам базовых видов двигательных действий;
  • дальнейшее развитие координационных  и кондиционных способностей.
  • формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
  • выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
  • представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
  • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
  • содействие развитию психических процессов.

     В процессе обучения    применяются  методы физического воспитания:

  • словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);
  • наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия,  и т.д.);
  • метод разучивания нового материала (в целом и по частям);
  • методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой и т.д.).

  Используются  современные образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
  • личностно-ориентированное и дифференцированное обучение -  применение  тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.
  • информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры;

    Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание обучающихся. Оценивание обучающихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. В начале и конце учебного года обучающиеся сдают шесть зачетных упражнений (тесты) для определения  уровня физического развития и физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов  по плану на уроках легкой атлетики. Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти принимаются контрольные упражнения  по пройденным разделам программы.     

   Место  в базисном  и учебном плане школы

      В соответствии с  федеральным базисным планом и  учебным планом  МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Льгова» учебный предмет «Физическая культура»  является обязательным в основной школе и на его преподавание в 5 классе отводится 102 часа в год при трехразовых занятиях в неделю.

   Содержание программного материала  

         Содержание программного материала  имеет две основных части: базовую часть  и вариативную (дифференцированную) часть. Для освоения базовых основ физической культуры в 5 классе отведено  75   часов, на вариативную часть   27   часов.  Программа состоит из двух разделов: теоретической части по теме «Основы знаний о физической культуре» и практической части «Двигательные умения, навыки и способности». Содержание теоретического раздела «Основы знаний о физической культуре»  отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека. Программный материал по этому разделу  — осваивается в каждой четверти в процессе  урока 8-10 минут.  Содержание раздела практической части ориентировано на гармоничное физическое развитие,  всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья обучающихся.  

Рабочая  программа включает основные базовые виды программного материала – «Основы знаний о физической культуре», «Спортивные игры»,  «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика»,  «Лыжная подготовка».

В рабочей программе внесены изменения, согласующиеся с примерной программой:

1. В связи с тем, что в школе отсутствует лыжный инвентарь,  учебный материал по лыжной подготовке сокращен с 18 часов до 5 часов и осваивается  обучающимися теоретически в процессе уроков. Освободившиеся учебные часы направлены на расширенное освоение спортивных игр на основе базовых видов спорта (волейбол, баскетбол), легкоатлетических упражнений, гимнастики.

Основная форма организации системы физического воспитания – урок физической культуры.

По своим задачам и направленности учебного материала планируются как комплексные, так и целевые уроки.

Для прохождения программы по физическому воспитанию в учебном процессе в 5 классе используется следующий учебник: Виленский М.Я. Физическая культура: учебник для учащихся 5 – 7 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2009г.

Распределение учебного времени на различные виды программного материала

 (сетка часов) при трехразовых занятиях в неделю

Вид программного материала

Количество часов

Примерная программа

Количество часов

Рабочая программа

1

Базовая часть

75

75

1.1

Основы знаний о физической культуре.

В процессе  урока

В процессе  урока

1.2

Спортивные игры

18

18

1.3

Гимнастика с элементами акробатики.

18

18

1.4

Легкая атлетика

21

21

1.5

Лыжная подготовка

18

5

2

Вариативная часть

30

30

2.1

Легкая атлетика

6

2.2

Спортивные игры

33

2.3

Гимнастика с элементами акробатики.

2

2.4

Резерв

2

Всего часов

105

105

Годовой план-график

распределения учебного времени на виды программного материала по четвертям

п/п

Разделы программы

Учебные часы

1 четверть

2 четверть

3

четверть

4 четверть

1

Основы знаний о физической культуре.

В процессе уроков

2

     

Спортивные игры

51

14

4

25

8

3

Гимнастика с элементами акробатики.

20

20

4

Легкая атлетика

27

10

17

5

Лыжная подготовка

5

5

6

Резерв

2

Итого

105

24

24

30

27

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Основы знаний о физической культуре

Программный материал по данному разделу  в 5 классах изучается в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития физических качеств.

Раздел «Основы знаний о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.

•        Основы знаний о физической культуре, умения и навыки:

- Естественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной  

  функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.

- Социально-психологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.

- Культурно-исторические основы. Основы истории возникновения и развития физической

культуры, олимпийского движения и отечественного спорта.

•        Приёмы закаливания:

- Воздушные ванны.

- Солнечные ванны.

- Водные процедуры.

•        Способы самоконтроля:

-  Ведение дневника самоконтроля с определением самочувствия, работоспособности, сна,

    аппетита, антропометрических и физиологических показателей.

-  Приёмы самоконтроля физических нагрузок.

-  Самоконтроль над уровнем физической подготовленности.

•   Базовые понятия физической культуры. Техника движений и ее основные показатели, общие представления о пространственных, временных и динамических характеристиках движений. Двигательный навык и двигательное умение как качественные характеристики освоенности движений. Особенности освоения двигательных действий (этапность, повторность, вариативность). Основные правила освоения движений: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному. Самостоятельные занятия по освоению движений, характеристика подводящих и подготовительных упражнений.

Физическая культура человека. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение занятий физической культурой. Организация досуга средствами физической культуры. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий по самостоятельному освоению двигательных действий (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки). Подбор подводящих и подготовительных упражнений при освоении новых двигательных действий (физических упражнений). Составление плана занятий по самостоятельному освоению двигательных действий (совместно с учителем).

Последовательное выполнение частей занятия по освоению двигательных действий с соответствующим содержанием (согласно плану занятий). Наблюдение за выполнением движений с использованием эталонного образца, нахождение ошибок и их исправление.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития и полового созревания. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для регулирования массы тела и коррекции фигуры с учетом индивидуальных особенностей физического развития.

Спортивные игры

С 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям  спортивных игр. В качестве базовой выбраны баскетбол и волейбол. Обучение сложной технике игр основывается на приобретённых в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребёнка.

Уже с 5 класса необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия в нападении и защите, начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений (форм).

Баскетбол. 

Бросок мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке.

Игра в баскетбол по упрощенным правилам.

Ловля катящегося мяча на месте и в движении.

Технико-тактические действия (индивидуальные и командные): передвижение защитника при индивидуальных защитных действиях; вырывание и выбивание мяча; защитные действия при опеке игрока с мячом и без мяча; перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину; взаимодействие в нападении (быстрое нападение); взаимодействие при вбрасывании мяча судьей и с лицевой линии с игроком команды и соперником.

Упражнения общей физической подготовки.

Волейбол. 

Прямая верхняя подача мяча через сетку.

Передача мяча из зоны в зону после перемещения.

Нападающие удары.

Блокирование нападающего удара.  

Тактические действия игроков передней линии в нападении.

Игра в волейбол по правилам.

Упражнения общей физической подготовки.

Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми.

Гимнастика с элементами акробатики

Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в 1-4 классах, расширяется и углубляется. Начиная с 5 класса применяется дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов и упражнений.

С учётом большой доступности, возможности индивидуальных тренировок гимнастические упражнения являются хорошим средством для организации и проведения самостоятельных занятий.

Строевые упражнения. Организующие команды и приемы: передвижение в колонне с изменением длины шага по команде: «Короче ШАГ!», «Полный ШАГ!», «ПолШАГА!»; выполнение команд на месте: «Полповорота напра-ВО!», «Полповорота нале-ВО!».

Кувырок вперед.

Кувырок назад.

Стойка на лопатках.

Акробатические комбинации  

Вольные упражнени: комбинации, включающие в себя элементы хореографии и ритмической гимнастики (основные позиции рук и ног, основные движения ногами, передвижения основными шагами); стилизованный бег и прыжки, основные танцевальные шаги.

Упражнения в равновесии.

Упражнения общей физической подготовки.

Лёгкая атлетика

После освоения основ лёгкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину с места, метаниям на дальность. Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию, прежде всего кондиционных и координационных способностей.

Эстафетный бег.

Кроссовый бег (бег по пересеченной местности).

Равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или обучающимися).

Бег с препятствиями.

Спринтерский бег.

Бег на тренировочные дистанции (60 м; 100 м; 1500 м — мальчики-, 800 м — девочки).

Прыжки в длину с места.

Метание малого мяча на дальность.

Упражнения общей физической подготовки.

Правильное применение материала по лёгкой атлетике способствует воспитанию у обучающихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует закаливанию и укреплению здоровья.

Точная количественная оценка результатов лёгкоатлетических упражнений создаёт благоприятные возможности, позволяющие обучить школьников проведению самоконтроля и оценки своей физической подготовленности.

Учитывая большую доступность и естественность лёгкоатлетических упражнений, особое значение следует уделять формированию умений обучающихся самостоятельно использовать эти упражнения во время проведения занятий в конкретных условиях проживания.

Лыжная подготовка

Программный материал по данной теме изучается теоретически по темам:

-Инструктаж по технике безопасности на уроках по лыжной подготовке.

-Попеременный двухшажный ход.

- Спуск в высокой стойке. Подъем «лесенкой».

- Спуск в высокой стойке. Торможение плугом.

-Одновременный двухшажный ход. Передвижение с чередованием одновременного одношажного и двухшажного хода с попеременным двухшажным ходом.

 Упражнения общей физической подготовки.

Успешное  освоение  техники  передвижения  на  лыжах  во  многом зависит не  только  от  качества  уроков физической культуры, но и от самостоятельных занятий обучающихся и выполнения домашних заданий. Задача учителя – ознакомить обучающихся с правилами самостоятельной работы для того, чтобы эти занятия не имели отрицательного эффекта.

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

При выборе материала вариативной части предпочтение отдаётся оздоровительным видам физических упражнений, спортивным играм, лёгкой атлетике.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧАСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс ( 3 часа в неделю, всего – 103 часа)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата проведения

I ЧЕТВЕРТЬ

24

план

факт

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

10

1

Техника безопасности во время занятий физической культурой. Старт с опорой на одну руку. Высокий старт 10-15м.

1

Комплекс утренней гимнастики

02.09.

2

Закрепить старт с опорой на одну руку и совершенствовать высокий старт. Бег 30 м.

1

Комплекс утренней гимнастики

03.09.

3

Совершенствовать технику старта с опорой на одну руку. Прыжок в длину с места.

1

Равномерный  бег

06.09.

4

Учить метанию мяча с 2-3 шагов разбега. Техника старта с опорой на одну руку. Прыжок в длину.

1

Прыжки со скакалкой

09.09.

5

Бег 60 м. Совершенствовать прыжок в длину с места и метание мяча. Бег в медленном темпе до 9 мин.

1

Равномерный  бег

10.09.

6

Совершенствовать метание мяча. Прыжок в длину с места.

1

Прыжки со скакалкой

13.09.

7

Полоса препятствий. Метание мяча с разбега на дальность. Эстафеты.

1

Прыжки со скакалкой

16.09

8

Повторить старты. Преодоление полосы препятствий. Бег в медленном темпе до 10 мин.

1

Броски легких предметов на дальность  цель

17.09.

9

Повторить технику метания мяча и прыжка в длину с места. Бег до 11 мин.

1

Прыжки на одной, двух ногах, выпрыгивания, многоскоки

20.09.

10

Тактика бега на длинные дистанции. Бег 500м, 1000м.

1

Равномерный  бег

23.09.

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

14

11

Учить передвижениям и остановке прыжком в баскетболе. Комплекс УГГ. Эстафеты.

1

Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия

24.09.

12

Закрепить технику передвижения и остановки прыжком. Эстафеты с баскетбольными мячами.

1

Комплекс упражнений на профилактику зрения

27.09.

13

Учить передачам мяча в парах и тройках со сменой мест. Совершенствовать передвижение и остановку.

1

Упражнения на снятие усталости

30.09.

14

Закрепить передачи мяча со сменой мест. Эстафета с ведением мяча.

1

Упражнения на развитие ловкости

01.10.

15

Учить технике броска по кольцу одной рукой. Совершенствовать передачи мяча.

1

Специальные дыхательные упражнения

04.10.

16

Обучение техники броска по кольцу одной рукой. Совершенствование передачи

1

Специальные дыхательные упражнения

07.09.

17

Закрепить технику броска по кольцу одной рукой. Передача мяча.

1

Комплекс упражнений на коррекцию осанки.

08.10.

18

Ведения мяча правой и левой рукой в шаге. Совершенствование техники изученных элементов

1

Упражнения на развитие реакции

11.10.

19

Техника ведения мяча правой и левой рукой в шаге. Бросок по кольцу одной рукой

1

Упражнения на развитие быстроты

14.10.

20

Тренировка в подтягивании. Баскетбол по упрощённым правилам.

1

Упражнения на развитие ловкости

15.10.

21

Нижняя прямая подача

1

Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия

18.10.

22

Нижняя прямая подача.

1

Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия

21.10.

23

Верхняя и нижняя передачи  мяча через сетку в парах.

1

Комплекс упражнений на профилактику зрения

22.10.

24

Передача мяча сверху на месте и после перемещения вперед.

1

Упражнения на снятие усталости

25.10.

II ЧЕТВЕРТЬ

24

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

4

25

Подвижные игры. Передача мяча сверху на месте и после перемещения вперед

1

Упражнения на снятие усталости

05.11.

26

Игра по упрощенным правилам. Игра «Передал-садись»

1

Прыжки со скакалкой

08.11.

27

Подтягивание. Игра «Мяч капитану»

1

Приёмы саморегуляции

11.11.

28

Игровые задания с ограниченным числом игроков

1

Приемы саморегуляции

12.11.

ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ

20

29

Техника безопасности на уроках гимнастики. Повторение акробатических элементов

1

Комплекс упражнений на развитие гибкости

12.11.

30

Кувырок в группировке. Совершенствование  кувырка вперёд.  

1

Комплекс упражнений на развитие координации

15.11.

31

Перестроение из одной шеренги в две-три. Закрепление кувырка назад

1

Комплекс упражнений на развитие координации

18.11.

32

Совершенствование кувырков вперёд и назад. Стойка на лопатках перекатом назад.

1

Приседания на одной ноге

19.11.

33

Совершенствование техники кувырка назад, стойки на лопатках.

1

Приседания на одной ноге

22.11.

34

Акробатические соединения.

1

Комплекс упражнений на развитие брюшного пресса

25.11.

35

Акробатические соединения. Учёт техники кувырка назад.

1

Комплекс упражнений на развитие брюшного пресса

26.11.

36

Передвижение по рейке гимнастической скамейки приставными шагами.

1

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

29.11.

37

Стойка на лопатках перекатом назад. Игра – эстафета с мячом.

1

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

02.12.

38

Акробатические соединения.

1

Танцевальные шаги

03.12.

39

Эстафеты со скакалками, мячами.

1

Танцевальные шаги

06.12.

40

Упражнения в равновесии. Перестроения в две  шеренги. Эстафеты с мячом.

1

Акробатические упражнения

09.12.

41

Строевые упражнения. Упражнения в равновесии. Эстафеты с мячом.

1

Прыжки со скакалкой

10.12.

42

Игры с мячами.

1

Прыжки со скакалкой

13.12.

43

Упражнения в равновесии. Перестроения в две  шеренги. Эстафеты.

1

Упражнения на развитие реакции

16.12.

44

Упражнения в равновесии.

1

Упражнения на развитие ловкости

17.12.

45

Гимнастическая полоса препятствий.

1

Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия

20.12.

46

Техника выполнения упражнений в равновесии. Полоса препятствий.

1

Комплекс упражнений на профилактику зрения

23.12.

47

Строевые упражнения. Акробатические соединения. Эстафеты.

1

Упражнения на снятие усталости

24.12.

48

Гимнастическая полоса препятствий.

1

Прыжки со скакалкой

27.12.

III  ЧЕТВЕРТЬ

30

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

5

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

25

49

Инструктаж по технике безопасности на уроках по лыжной подготовке.

Комплексы упражнений для формирования правильной осанки

1

Упражнения на развитие реакции

14.01.

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

ВОЛЕЙБОЛ

50

Инструктаж по технике безопасности на занятиях по волейболу. Стойка игрока.

1

Прыжки со скакалкой

15.01.

51

Передача мяча сверху двумя руками на месте. Подъем «лесенкой»

1

Прыжки со скакалкой

17.01.

52

Попеременный двухшажный ход. Эстафеты с предметами.

1

Упражнения на развитие реакции

21.01.

53

Передача мяча. Спецупражнения с мячом. Подвижные игры.

1

Комплекс ОРУ

22.01.

54

Сочетания стоек, перемещения, прием мяча в парах.

1

Комплекс упражнений на коррекцию осанки

24.01.

Спуск в высокой стойке. Торможение «плугом». Полоса препятствий.

1

Прыжки со скакалкой

28.01.

Подача мяча, прием мяча. Игра по упрощенным правилам.

1

Специальные дыхательные упражнения

29.01.

Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, прием). 

1

Специальные дыхательные упражнения

31.01.

58

Одновременный двухшажный ход.

Игра по упрощенным правилам.

1

Способы самоконтроля

04.02.

59

Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, прием). 

1

Прыжки со скакалкой

05.02.

60

Игровые упражнения. Игра «Мяч над сеткой». 

1

Прыжки со скакалкой

07.02.

61

Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, прием). 

1

Упражнения на снятие усталости

11.02.

62

Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, прием). 

1

Упражнения на снятие усталости

12.02.

63

Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, прием). 

1

Комплекс упражнений на профилактику зрения

14.02.

64

Броски мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Тб по баскетболу

1

Прыжки со скакалкой

18.02.

65

Передача двумя руками от груди в движении в парах.

1

Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия

19.02.

66

Передачи мяча в тройках с перемещением

Комплекс упражнений на коррекцию осанки

21.02.

Броски после ведения. Игра «Борьба за мяч»

Компленс упражнений на развитие силы

25.02.

Игра в баскетбол по упрощенным правилам.

Прыжки со скакалкой

26.02.

Игра в баскетбол по упрощенным правилам.

1

Прыжки со скакалкой

28.02.

Упражнения с мячом в парах, тройках. Игровые упражнения

1

Ведение мяча на месте

04.03.

Упражнения с мячом в парах, тройках. Игровые упражнения

1

Ведение мяча на месте

05.03.

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча. Комбинация из освоенных элементов.

1

Ловля и передача мяча на месте

07.03.

73

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча. Комбинация из освоенных элементов.

Комплекс упражнений на коррекцию осанки

11.03.

74

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча. Комбинация из освоенных элементов.

Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия

12.03.

75

 Игровые задания. Учебная игра.

Комплекс упражнений на профилактику зрения

14.03.

76

 Игровые задания. Учебная игра.

Упражнения на развитие быстроты

18.03.

77

 Игровые задания. Учебная игра.

Упражнения на развитие ловкости

19.03.

ЛЕГКАЯ   АТЛЕТИКА

17

Правила безопасности на уроках легкой атлетики. Бег в равномерном темпе.

1

Приседания

21.03.

IV ЧЕТВЕРТЬ

25

79

Прыжковые упражнения. Прыжки в длину с места .

1

Приёмы саморегуляции

01.04.

80

Челночный бег 3´10. Бег в равномерном темпе.

1

Специальные дыхательные упражнения

02.04.

81

Челночный бег 3´10. Бег в равномерном темпе.

1

Способы самоконтроля

04.04.

82

Комплекс скоростно-силовых упражнений. Варианты челночного бега.

1

Прыжки на одной, двух ногах, выпрыгивания, многоскоки

08.04.

83

Перестроение дроблением и сведением. Медленный бег до 2мин.

1

Прыжки через вертикальные и горизонтальные  препятствия

09.04.

84

Прыжки через скакалку за 1мин.

Игра «Перестрелка».

1

Прыжки со скакалкой

11.04.

85

Бег 60м .

Игра «Перестрелка».

1

Прыжки через препятствия

15.04.

86

Высокий старт, ускорения.

Эстафеты.

1

Метания в горизонтальную цель

16.04.

87

Бег 60 м.

Эстафеты с этапом до 30 м.

1

Броски легких предметов на дальность и цель

18.04.

88

Метание мяча на дальность с 4-5 шагов. Игра «Перестрелка»

1

Равномерный  бег

22.04.

89

Прыжки в длину сместа. Эстафета с палочкой с этапом до 50м.

1

Равномерный  бег

23.04.

90

Медленный бег до 10 мин

1

Специальные дыхательные упражнения

25.04.

91

Бег 1000 м.

Эстафеты с предметами.

1

Приёмы саморегуляции

29.04.

92

Комплексы физкультминуток.

Бег в медленном темпе.

1

Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия

30.04

93

Равномерный бег на 800 м, ОРУ на развитие выносливости.

1

Равномерный  бег

06.05.

94

Равномерный бег на 800 м, ОРУ на развитие выносливости.

1

Равномерный  бег

07.05.

95

Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток

1

Комплекс упражнений на профилактику зрения

13.05.

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

96

Приемы передачи мяча у сетки. Игра по упрощенным правилам

1

Прыжки со скакалкой

14.05.

97

Приемы передачи мяча у сетки. Игра по упрощенным правилам

1

Прыжки со скакалкой

16.05.

98

Приемы передачи мяча у сетки. Игра по упрощенным правилам

1

Прыжки со скакалкой

20.05.

99

Приемы передачи мяча у сетки. Игра по упрощенным правилам

1

Прыжки со скакалкой

21.05.

1

0

0

Ловля и передача на месте и в движении. Игра по упрощенным правилам

1

Комплекс упражнений на коррекцию осанки

23.05.

1

0

1

Ловля и передача на месте и в движении. Игра по упрощенным правилам

1

Комплекс упражнений на коррекцию осанки

27.05.

1

0

2

Ловля и передача на месте и в движении. Игра по упрощенным правилам

1

Комплекс упражнений на коррекцию осанки

28.05.

1

0

3

Ловля и передача на месте и в движении. Игра по упрощенным правилам

1

Комплекс упражнений на коррекцию осанки

30.05.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

            В результате освоения программного материала учебного предмета «физическая культура» обучающиеся по окончанию  5 класса   должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать:

  • правила безопасного поведения на занятиях по физическому воспитанию;
  • основные этапы развития физической культуры в России;
  • упражнения и простейшие комплексы упражнений для самостоятельного развития физических качеств;
  • правила регулирования нагрузки при самостоятельных занятиях. Способы самоконтроля;
  • основы обучения самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти, мышления;
  • понятия темп, скорость, объем легкоатлетических упражнений
  • значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей и правильной осанки;
  • приемы закаливания во все времена года;
  • правила одной из спортивных игр.

Уметь

 

  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
  • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
  • контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
  • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой

Демонстрировать:

 Двигательные умения, навыки и способности

В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 100 м из положения низкого  старта; в равномерном темпе бегать до 10 мин (мальчики), 5 мин (девочки);  выполнять прыжок с места на дальность.

В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч с 4-5 шагов разбега; метать малый  в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 12-14 м д), до 16 м (м).

Уровень физической подготовленности учащихся 11–12 лет  (5 класс)

11 лет

Мальчики

девочки

Физическое упражнение

Низ

кий

уро

вень

ниже сред

него

cред

ний

уро

вень

выше сред

него

Высо

кий

уро

вень

Низ

кий

уро

вень

ниже сред

него

средний

уро

вень

выше сред

него

Высо

кий

уро

вень

Бег 30 м.

(сек.)

6,3

и

больше

6,2

6,1-5,5

5,4-5,1

5,0

и

меньше

6,4

и

больше

-

6,3-5,7

5,6-5,2

5,1

и

меньше

Прыжок в длину с места (см.)

140

и

меньше

141-159

160-180

181-194

195

и

больше

130

и

меньше

131-149

150-175

176-184

185

и

больше

Наклон вперед из положения стоя (см.)

+2

и

меньше

+3-+5

+6-+8

+9

+10

и

больше

+4

меньше

+5-+7

+8 - +10

+11-+14

+15

и

больше

Подтягивание

(раз)

1

2-3

4-5

-

6

и

больше

4

и

меньше

5-9

10-14

15-18

19

и

больше

Бег 1000 м.

(мин. сек.)

7,46

и

больше

7,45-6,46

6,45-5,46

5,45-4,47

4,46

и

меньше

8,21

и

больше

8,20-7,21

7,20-6,21

6,20-5,21

5,20

и

меньше

12 лет

Мальчики

девочки

Физическое упражнение

Низ

кий

уро

вень

ниже сред

него

средний

уро

вень

выше сред

него

Высо

кий уро

вень

Низ

кий

уро

вень

ниже сред

него

средний

уро

вень

выше сред

него

Высо

кий

уро

вень

Бег 30 м.

(сек.)

6,0

и

больше

5,9

5,8-5,4

5,3-5,0

4,9

и

меньше

6,2

и

больше

6,1

6,0-5,4

5,3-5,1

5,0

и

меньше

Прыжок в длину с места (см.)

145

и

меньше

146-164

165-180

181-199

200

и

больше

135

и

меньше

136-154

155-175

176-189

190

и

больше

Наклон вперед из положения стоя  (см.)

+2

и

меньше

+3-+5

+6 - +8

+9

+10

и

больше

+5

и

меньше

+6-+8

+9-+11

+12-+15

+16

и

больше

Подтягивание

(раз)

1

2-3

4-6

-

7

и

больше

4

и

меньше

5-10

11-15

16-19

20

и

больше

Бег 1000 м.

(мин. сек.)

7,31

и

больше

7,30-6,31

6,30-5,31

5,30-4,31

4,30

и

меньше

8,11

и

больше

8,10-7,11

7,10-6,11

6,10-5,11

5,10

И

меньше

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Д – демонстрационный экземпляр ( 1 экземпляр);

К – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 2-3 человека)
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1

Основная литература для  учителя

1.1

Стандарт   общего образования по физической культуре

Д

1.2

Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2011.

Д

1.3

М.Я Виленский, И.М. Туревский, и др. Физическая культура 5-6-7 класс. Под. Ред. М.Я. Виленского –М. Просвещение, 2009. Учебник допущенный Министерством образования Российской Федерации.

П

1.4

Рабочая программа по физической культуре

Д

2

Дополнительная литература для учителя

2.1

Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»

П

2.2

Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт,  2007.

Д

2.3

Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя Издательство Москва 1998.

Д

2.4

Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре  5-9 класс Москва «Вако» 2009

Д

3

Дополнительная литература для обучающихся

3.1

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.

Д

4

Технические средства обучения

 

4.1

Музыкальный центр

Д

4.2

Аудиозаписи

Д

5

Учебно-практическое оборудование

 

5.1

Канат для лазанья

П

5.2

Перекладина гимнастическая (пристеночная)

П

5.3

Стенка гимнастическая

П

5.4

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной  2 м)

П

5.5

Мячи:  баскетбольные, волейбольные, футбольные

К

5.6

Палка гимнастическая

К

5.7

Скакалка детская

К

5.8

Мат гимнастический

П

5.9

Гимнастический подкидной мостик

Д

5.10

Кегли

Д

5.11

Обруч  детский

К

5.12

Рулетка измерительная

Д

5.13

Щит баскетбольный тренировочный

Д

5.14

Сетка волейбольная

Д

5.15

Аптечка

Д

НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ  ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

Выставление оценок в классный журнал (по 5- балльной системе) – практический курс осуществляется следующим образом:

«5» - упражнение выполнено правильно, легко, уверенно, в нужном ритме;

«4» -  упражнение выполнено правильно, свободно, но при этом допущено две незначительных ошибки, например, небольшое нарушение ритма движения, смелости;

«3» - упражнение выполнено, в основном правильно, но с одной значительной или с тремя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения – скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения;

«2» - упражнение выполнено не правильно, с нарушением схемы движения, с двумя-тремя значительными ошибками, с пропуском отдельных элементов.

Кроме оценок за физическую подготовленность учитель ставит оценки за освоение знании и двигательных умений (их объем определен образовательным стандартом). Критерии оценки может определять сам педагог, не вступая в противоречие с образовательным стандартом.

Итоговые оценки

Оценка за четверть и полугодие выводится на основании текущих.

Основные критерии выставления оценок по теоретическому курсу

«5» - ставится если:

- полно, осознано и правильно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее приобретенные знания (как на уроках ОБЖ, так и на уроках по другим предметам), а так же знания из личного опыта и опыта других людей;

- рассказ построении логически последовательно грамотно с использованием обще научных приемов  (анализа, сравнения, обобщение и выводов);

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.

«4» -  выставлена тогда когда:

- раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно и грамотно в речевом отношении;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- определение понятий не полное, допускаются не значительные нарушения последовательность, искажение, 1-2 не точности в ответе при использовании научных терминов.

«3» - ставится если:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

- определения понятий не достаточно четкие;

- не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или допускаются ошибки при их изложении, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя;

- допускаются ошибки и нет точности в использовании научной терминологии и определении понятий

«2» - получает тот кто:

- не раскрыл основное содержание учебного материала;

- не дал ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- при проверке выполнения Д.З. не ответил ни на один из вопросов;

- допускаются грубые ошибки в определении понятий и использовании терминологии.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.

Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.

Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.

В начале и в конце учебного года обучающиеся сдают шесть контрольных упражнений (тестов) для определения развития уровня физической подготовленности и физических способностей в отдельности от возраста и пола –предварительный учет (см. таблицу). Тесты принимаются в виде зачетов на уроках.

Уровень физической подготовленности обучающихся

Физические способности

Контрольное упражнение (тест)

Возраст, лет

Уровень

юноши

девушки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1.

Скоростные

Бег 30 м, с

11

12

13

6,3 и выше

6,0

5,9

6,1-5,5

5,8-5,4

5,6-5,2

5,0 и ниже

4,9

4,8

6,4 и выше

6,2

6,3

6,3-5,7

6,0-5,4

6,2-5,5

5,1 и ниже

5,0

5,0

2.

Координационные

Челночный бег, 3 *10 м, с

11

12

13

9,7 и выше

9,3

9,3

9,3-8,8

9,0-8,6

9,0-8,6

8,5 и ниже

8,3

8,3

10,1 и выше

10,0

10,0

9,7-9,3

9,6-9,1

9,5-9,0

8,9 и ниже

8,8

8,7

3.

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

11

12

13

140 и ниже

145

150

160-180

165-180

170-190

195 и выше

200

205

130 и ниже

135

140

150-175

155-175

160-180

185 и выше

190

200

4.

Выносливость

6-минутный бег, м

11

12

13

900 и ниже

950

1000

1000-1100

1100-1200

1150-1250

1300 и выше

1350

1400

700 и ниже

750

800

850-1000

900-1059

950-1100

1100 и выше

1150

1200

5.

Гибкость

Наклоны вперед, из положения стоя, см

11

12

13

2 и ниже

2

2

6-8

6-8

5-7

10 и выше

10

9

4 и ниже

5

6

8-10

9-11

10-12

15 и выше

16

18

6.

Силовые

Подтягивание туловища на высокой перекладине из виса (ю), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лежа (д), кол-во раз

11

12

13

1 и ниже

1

1

4-5

4-6

5-6

6 и выше

7

8

4 и ниже

4

5

10-14

11-15

12-15

19 и выше

20

19

 

 

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к  подготовительной медицинской группе, занимаются на уроках совместно со школьниками основной группы по общей программе, но в учебной работе к ним осуществлять индивидуальный подход, предусматривать постепенность в выборе упражнений, количестве их повторений, обращать особое внимание на определение объема физической нагрузки. Оценка успеваемости таких учащихся проводиться на общих основаниях, за исключением тех игр и физических упражнений, которые им противопоказаны по заключению врача.

Текущий учет является основным видом проверки успеваемости обучающихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. Оценка за успеваемость выставляется в баллах. Обучающиеся проходят промежуточную аттестацию по окончании 1-ой, 2-ой, 3-ей, 4-ой четвертей. Оценки за четверть выставляются по результатам текущей успеваемости, как за технику владения двигательными действиями, так и за результаты физической подготовленности. Последнее является решающим фактором в выведении оценки за четверть и особенно за год. Итоговая  аттестация  производится на основании четвертных оценок.

При выведении итоговой оценки за освоение законченных тем программы принимается во внимание знание теоретических сведений, связанных с выполнением двигательных действий, входящих в данную тему.

Без сдачи учебного норматива оценка выставляется за освоение следующих тем: из раздела гимнастики- строевые упражнения, основные движения руками, ногами, туловищем, танцевальные, акробатические элементы, равновесия, опорные прыжки, преодоление препятствий; из раздела лыжной подготовки – способы передвижения на лыжах, подъемы и спуски с гор, повороты; из раздела спортивных игр – перемещения и стойки, передачи, подачи, ведение мяча, ловля и броски мяча, тактические действия.

С учетом сдачи учебного норматива оценивается освоение таких разделов: прыжки в длину, метание мяча, бег.

Учет успеваемости проводят в разных формах: устный опрос по теоретическим знаниям, практическую демонстрацию разученного двигательного действия, контрольные тесты с целью выявления уровня развития физических качеств и способностей.

Обучающиеся, временно освобожденные от занятий, обязаны присутствовать на уроках и выполнять посильные задания учителя в роли помощников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре 6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  6  классХарактеристика учебного предмета    Содержание программного материала  Распределение учебного времени на виды программного матер...

рабочая программа по физкультуре 5 - 9 классы

Программа предмета состоит из следующих разделов: «Гимнастика и акробатика», «Лёгкая атлетика»,  «Лыжная подготовка», «Подвижные  и спортивные игры», и является продолжением программы 1 — 4 ...

Рабочие программы по физкультуре и ОБЖ для 5-9 классов

Рабочие программы  по физкультуре составлены на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (Матвеев А.П- М.: Просвещение, 2005) и являетс...

Рабочая программа по физкультуре 5 класс

Рабочая программа  по физкультуре  для 5 классов , рассчитана 102 часа в год, 3 урока в неделю ....

Рабочие программы по физкультуре для начальных классов и для 5-9 кл.

Распределение программного материала по часам на год....

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа по физкультуре 1 класс, 3 класс.

Рабочая программа 1,3классса по физкультуре...