Рабочая программа дополнительного образования по курсу: оздоровительная гимнастика для 5-9 классов (количество часов в год - 68 часов)
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Ермилова Александра Юрьевна

Программа составлена с учетом психо-физиологических особенностей обучающихся 5-9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по курсу:

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

(количество часов  для 5-9 классов в год – 68 часов)

                                                                                                                    Составитель:

                                                     инструктор по физической культуре

                                                                                Ермилова А.Ю                      

 

Москва, 2015

  1. Пояснительная записка.

Нормативным основанием  для создания программы послужили:

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 г. №03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
  2. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ № 892 на 2014/2015-2016/2017уч.г;
  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Программа разработана с учетом методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности школьников (М., Просвещение, 2010 г.), на основе  методических рекомендаций по коррекция нарушений осанки у школьников. (Под ред. Г.А. Халемского. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000), реализации программы «Образование и здоровье»  - профилактика и коррекция нарушений и заболеваний опорно-двиагательного аппарата учащихся образовательных учреждений, (под ред. Л.Е. Курнешова, А.В. Ляхович, М.- 2007)

Необходимым условием для гармоничного развития личности является здоровье. Многочисленные  физиолого - гигиенические  психофизиологические исследования  убеждают педагогов и руководителей образования в необходимости принимать  специальные меры по сохранению и укреплению  здоровья школьников. Создание условий для развития и самореализации обучающихся,  формирование здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся одно из важнейших направлений деятельности ОУ.

Эти положения вошли в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413). Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и  здоровья обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"), в котором ОН – ВЫПУСКНИК, осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.

В соответствии с данным документом на ступени среднего (полного) общего образования, в том числе осуществляется: укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. А концепция модернизации российского образования на период  до 2010 года предусматривает создание условий для повышения качества образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

 Ученики средних классов находятся в одном из самых опасных периодов развития– пубертатном. Гормональные перестройки, неравномерность роста (скачкообразность) могут отрицательно повлиять на физической здоровье и морфо-функциональные особенности детей данного возрастного контингента. Поэтому следует продолжать сопровождать их образовательную деятельность физкультурно-оздоровительными (как профилактическими, так и коррекционными) мероприятиями.

Знаний в области самостоятельного контроля, профилактики и коррекции возможных нарушений  все еще не сформировано, нет чёткого понимания сущности здоровья. Необходимо, чтобы школьник осознавал себя как ценность и ценность здоровья для собственной жизни, для взаимодействия с другими людьми, знал и представлял различные методы оздоровительного воздействия на организм. В средней школе необходимо научить детей воспринимать себя как осознанно действующего и глубоко ценящего  свою жизнь и здоровье. Поэтому очень важно организовать обучение и воспитание таким образом, чтобы школа способствовала укреплению и сохранению психического и физиологического здоровья учащихся на ступени всего общего среднего образования.

Главным компонентом, определяющим здоровьесберегающий потенциал школы, является адекватность форм и методов обучения, их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, обязательные физкультурно – оздоровительные мероприятия. Важнейшим звеном здесь являются занятия оздоровительной гимнастикой. У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции. Слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормального функционирования других систем организма. На занятиях корригирующей гимнастикой идёт формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни.

Цель программы

  1. Сохранение и улучшение собственного физического и психического здоровья учащихся;
  2. Выработка умения отказываться от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
  3. Формирование сознательного отношения к здоровому стилю жизни.

Задачи:

  1. Сформировать систему знаний, умений, навыков по сохранению правильной осанки,  укреплению здоровья  и формирование гармонично развитой личности.
  2. Функциональные возможности организма, cодействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и нервной системе.
  3. Развивать чувство уверенности в себе.
  4. Воспитывать высокие волевые качества, силу, выносливость, позитивное отношение к движению
  5. Развивать потребность в систематических занятиях двигательной активностью.

II. Общая характеристика курса.

Особенность курса в подборе физических упражнений с учетом возрастных и психологических особенностей школьников средней и старшей школы. В пубертатный период и с учетом гормональных перестроек дети неравномерно растут, приобретают на этом фоне различные отклонения в состоянии здоровья. Поэтому курс оздоровительной гимнастики включает основные направления оздоровительной тренировки. Комплексы упражнений составлены, как с предметами, так и без них, а так же с применением тренажеров, свободных отягощений и другого спортивного инвентаря.

Комплексы строятся из набора различных физических упражнений:

  1. Упражнения, способствующие повышению уровня общей физической подготовки, формирование мышечного корсета.
  2. Упражнения на профилактику нарушений зрения, частых респираторных заболеваний,  а так же ортопедических нарушений ( нарушений осанки, кифоза, лордоза, воронкообразной грудной клетки, вальгусной установки стоп и др)

Насыщение комплекса упражнениями самостоятельно варьируется, усложняется и дополняется инструктором в течение каждого учебного периода, дифференцированно к возрасту, физическим способностям и психофизиологическим особенностям занимающихся. Упражнения используются в различном наборе с увеличением продолжительности и количества повторений на этапах тренировок учащихся и с включением специальных упражнений по показаниям. Нагрузка варьируется за счет включения в работу спортивного инвентаря, свободных отягощений, тренажеров и др., а также за счет увеличения количества повторов и длительности упражнений, использования дыхательных упражнения и элементов стретчинга, а так же различных исходных положений.

 

Результаты программы:

Личностные результаты программы:

  1. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к физическому и творческому труду, работе на результат,
  2. Проявление силы воли, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей,
  3. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей,
  4. Формирование понимания красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиции укрепления и сохранения здоровья,
  5. Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и выражение своих.

Метапредметные результаты программы- формирование универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД.-• определять и формировать цель деятельности самостоятельно; • эффективно составлять план и  алгоритм действий; • самоконтроль с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,
  2. Познавательные УУД: • самостоятельно осуществлять постановку и решение проблемы; •контролировать,  и оценивать процесс и результат деятельности; • рефлексия способов и условий действия
  3. Коммуникативные УУД.-• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения, ответственности при работе с партнером или группой целиком  • управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий; • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблем; •поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Форма занятий: групповая

Режим занятий: В средней и старшей школе занятия продолжительностью 45- 60 минут. Проводятся 2 раза неделю.

Ш.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Укрепление здоровья школьников;
  2. Профилактика и коррекция ортопедических нарушений;
  3. Совершенствование физического развития;
  4. Улучшение адаптации учащихся к физической и умственной нагрузке;
  5. Положительный настрой к разным видам двигательной деятельности;
  6. Уменьшение психологического напряжения и  мышечных зажимов, формирующихся на фоне функциональных нарушений.

обучающиеся должны уметь:

  1. Находить, анализировать  типичные и не типичные ошибки в технике выполнения упражнений и  уметь исправлять их;
  2. Объяснять в доступной форме технику выполнения упражнений входящих  в комплексы
  3. Самостоятельно организовывать и проводить занятия        
  4. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья; активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.

учащиеся должны знать/понимать:

  1. Влияние физической нагрузки на укрепление здоровья, профилактику опорно-двигательных нарушений и вредных привычек;
  2. Способы контроля и оценки физической подготовленности;
  3. Правила и способы планирования занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных особенностей своего организма;

ЛИТЕРАТУРА

  1. Коррекция нарушений осанки у школьников. Методические рекомендации /Под ред. Г.А. Халемского. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. - 44 с.
  2. Реализация программы «Образование и здоровье»  - профилактика и коррекция нарушений и заболеваний опорно-двиагательного аппарата учащихся образовательных учреждений, (под ред. Л.Е. Курнешова, А.В. Ляхович, М.- 2007)

3. Учебник инструктора по лечебной физкультуре./Под ред. В.Н. Правосудова. М., ФиС», 1980.

4. Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А. Сколиозы позвоночника. М., 1973 4. Чоговадзе А.В.. Круrлый М.М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. М.. 1977.



Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5- 7 класс

8-9 класс

№ п/п

Раздел программы

Упр-я без предметов

Упр-я с палками

Упр-я

с мячами

Упр-я без предметов и с палками

Упр-я с бинтом Мартенса

Упр- я

с гантелями

Теоретическая подготовка и техника безопасности на занятиях

1

1

1

1

1

1

Упражнения  общей физической подготовки

2

2

2

-

3

3

Упражнения для укрепления мышц голени и стоп

3

3

3

1

1

-

Упражнения в вытяжении (стретчинг)

1

1

1

2

2

2

Упражнение на формирование навыка правильной осанки

2

2

2

2

2

2

Упражнения в равновесии

2

2

2

-

1

1

Упражнения для развития силовой выносливости мышц спины

5

5

5

4

5

5

Упражнения для развития мышц брюшного пресса

4

4

4

2

6

6

Упражнение для боковых мышц туловища

1

1

1

5

1

1

Упражнение для развития мышц плечевого пояса

1

2

2

3

3

ИТОГО

68 часов

68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по курсу "Этикет"

Данная программа рассчитана на воспитанников 5-9 классов кадетского корпуса.  Изучение этикета заложено в традициях кадетских корпусов России практически с самого их основания. Стать гармоничной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Спортивные игры» для обучающихся 5-6 классов количество часов 34 (1 час в неделю)

Данная программа предназначена для учителей физической культуры и преподавателей дополнительного образования. Программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" разработана на основе раб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по курсу «Духовное воспитание на уроках английского языка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования по курсу «Духовное воспитаниена уроках английского языка»...

Рабочая программа дополнительного образования (Краткосрочный курс) "МХК", 10 класс."

Краткосрочный курс направлен на освоение программы МХК в дополнительном образовании, так как этот предмет из обязательного урочного плана был исключен....

Рабочая программа дополнительного образования (Краткосрочный курс) "Графика".

Краткосрочный курс в дополнительном образовании "Графика " является подспорьем в изучении изобразительного искусства в школе....

Рабочая программа дополнительного образования (Краткосрочный курс) "Военная песня".

Краткосрочный курс дополнительного образования "Военная песня" направлен для подготовки вокальных номеров на концерт, приуроченный празднику  "День Победы"....