доклад "Социальная адаптация детей через спорт"
методическая разработка по физкультуре на тему

Гармаш Ирина Евгеньевна

На современном этапе школьного образования физическое воспитание должно выступать, как основной фактор повышения двигательной активности учащихся с ОВЗ, в подготовки их к жизни и, в последующем к физическому труду. И по этому, перед учителями физкультуры поставлены  следующие задачи: (Слайд)

1. Коррекция и компенсация физических нарушений.

Развитие двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garmash.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат станицы Старолеушковской  

Учитель Гармаш И.Е.

На современном этапе школьного образования физическое воспитание должно выступать, как основной фактор повышения двигательной активности учащихся с ОВЗ, в подготовки их к жизни и, в последующем к физическому труду. И по этому, перед учителями физкультуры поставлены  следующие задачи: (Слайд)

  1. Коррекция и компенсация физических нарушений.
  2. Развитие двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты) (Слайд 3-6)

Но уроки физкультуры необходимо использовать и как дополнительное средство успешной социализации детей, для воспитания таких качеств как: уверенность в себе, самостоятельность, инициативность, активность, лидерские качества. (Слайд) Понятно, что основная форма воздействия на двигательную активность и социализацию учащихся остается за уроками физкультуры. (Слайд)Уроки проводятся в соответствии содержанию учебного материала и требованиям программы, которая ориентирует детей на обучение детей элементарным, жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам. (Слайд)Процесс физической подготовки в нашей школе начинается с обследования состояния здоровья, физического развития и двигательной сферы. Учащиеся проходят медосмотр и на основании  медицинских показаний их распределяют на группы, которые фиксируются в  классных журналах. (Слайд)

У школьников, отнесенных к основной  медицинской группе, не должно быть отклонения в состоянии здоровья или незначительные.  Такой группы детей у нас в школе нет. (Слайд) Подготовительную группу составляют учащиеся с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Эти учащиеся посещают спортивные секции, участвуют в школьных соревнованиях и соревнованиях различного уровня по видам спорта, занимаются в секциях по легкой атлетики и настольному теннису. Учащиеся специальной медицинской группы(Слайд)  имеют отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера (Слайд) Занимаются они со всеми детьми, но под строгим контролем учителя, с минимальной нагрузкой и контролируемой дозировкой.  

Раздел программы по физическому воспитанию включает в себя: (Слайд)

I. Сведения, теоретического характера. На уроках постоянно  воспитываем такие качества, как забота о собственном здоровье, ведению здорового образа жизни, развиваем культурно-гигиенические навыки (беседы о чистоте и культуре). (Слайд 11-15)

II. Практический раздел - это техника основных видов спорта. На уроках легкой атлетики используем различные средства и методы, для развития двигательных качеств, таких как выносливость, (Слайд) быстрота, (Слайд)координация движений и пространственная ориентировка. (Слайд)

- эти упражнения улучшают работоспособность организма в течении длительного времени, (Слайд) а занятия на свежем воздухе способствуют укреплению здоровья и закаливанию организма. 

С наступлением холодов уроки физкультуры  (Слайд 16-21)переходят в спортзал, и  мы приступаем к III разделу учебной программы – оздоровительная и корригирующая гимнастика. В планы уроков по физкультуре включены такие виды деятельности построение, перестроение, (слайд) упражнения для рук , ног туловища ( с предметами и без), упражнения на равновесия акробатические упражнения, (слайд)упражнения прикладного характера: переноска груза, передача предметов  Выполняя эти упражнения учащиеся овладевают основными  жизненно необходимыми умениями и навыками, учатся применять их в различной обстановке и в быту. А(слайд) выполнение упражнений с гимнастическими палками, обручами, мячами различной величины корригируют  координацию,  (Слайд )хватательную функцию кистей приучают к культуре движений, и совершенствуют пространственную ориентировку.

 IV раздел - это  спортивные и подвижные игры. (Слайд) Уроки по этой теме проводятся на свежем воздухе, что не только замечательно закаливает организм школьника (слайд), но и активно способствует коррекции различных двигательных нарушений. (Слайд)В игре встречаются все основные виды движений - ходьба, бег, прыжки, метания, преодоление препятствий, переноска грузов и т.д. (Слайд) Они способствуют развитию внимания, сообразительности, воспитанию дружбы, товарищества, развитию ловкости, быстроты, выносливости. (Слайд) В игре всегда проявляется личные качества: лидерство, активность, инициатива, стремление к победе, к наилучшим результатам.

Чтобы добиться значительного, положительного эффекта в развитии двигательной активности учащихся, активизировать физическое и морально - волевое развитие личности учителями физкультуры ведется большая внеклассная работа(Слайд-2) по подготовке и проведению физкультурно-массовых и спортивных  мероприятий. В начале учебного года администрацией школы утверждается план спортивной работы на год. (так называемая спартакиада по видам спорта). (слайд)В ней принимают участие все желающие дети. Сущность этой работы заключается в том, чтобы каждый, даже самый слабый, почувствовал себя непосредственным  участником события, и соревнуясь с равным по доступной программе вынес уверенность в себя, получил удовлетворение.

Одним из популярных видов спортивной деятельности нашей школы является ближний туризм (Слайд 30-34) и туристические(слайд 35-42 ) слеты. Такой вид деятельности по своей эмоциональности, исключительному разнообразию природы, по физиологическому действию на организм учащихся не имеет себе равных среди других видов активного отдыха. (слайд 43-47) В походе нет мелочей, все важно .  Ребята  получают возможность применить свои умения и навыки прикладного характера: как правильно разбить лагерь, установить палатку, чтобы не было травматизма, развести костер приготовить еду. В таких мероприятиях проявляется характер человека, личностные качества. (слайд 48-58)

Большой опыт в социальной адаптации учащихся нашей школы получают, участвуя в соревнованиях краевого и федерального уровня. Это спорт Л.И.Н., спорт высших достижений. Вот где проявляются личные качества спортсмена. Здесь нет нянек, мам, бабушек. Одно слово команда! На таких состязания тренера не допускают в сектора по видам спорта и по этому им  самим приходиться готовиться к бегу, прыжкам и метаниям. (слайд 59-63) Они самостоятельно делают разминку, помогают друг другу  устанавливать колодки, делают предварительные старты, подбирают разбег для прыжка. После забегов или прыжков ребята с интересом смотрят вывешенные протоколы  и ищут там свои результаты. И вот  накопленный  ребятами опыт соревнований придаёт уверенность в себя, заставляет преодолеть трудности, способствует побороть страх, увеличивает стремление к победе. (слайд 64 - 68) Самостоятельность проявляется и в пути дальнего следования. Они быстро приспосабливаются к трудным условиям  в поездах, умеют читать маршрут следования,  где и сколько стоим,  пользуются электроприборами, самостоятельно заваривают лапшу и чай, заправляют  выданную постель себе и тренеру  В гостиницах ребята живут без взрослых. Они без напоминания соблюдают правила гигиены, узнают у администратора где можно взять микроволновую печь, чтобы приготовить бутерброды ( Таня Черник и Саша Морозов отвечают за приготовление завтрака или ужина.) спросят у дежурной по этажу где постирать вещи. На кануне соревнований понимая всю ответственность и поставленные перед ними задачи, они собраны, не нарушают режим и соблюдают дисциплину.

(слайд 69 - 76)

И вся наша совместная, кропотливая работа Тренер - спортсмен приносят не плохие результаты.  Дети неоднократные призеры,  краевых соревнований и первенства России. Занятия различными видами спорта, участия в различных соревнованиях оказывают положительное влияние на психоэмоциональную сферу подростков.

Таким образом приведённые в нашем докладе данные показали, что физическое воспитание имеет все возможности решать задачу социализации личности т.к. именно занятия физической культурой и спортом в наибольшей степени  развивает и формирует личностные качества детей с  О.В.З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта

Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....

Доклад "Социальная адаптация детей-сирот через сюжетно-ролевую игру"

Первым и важным институтом социализации ребенка является семья. А как быть детям-сиротам, которые лишены возможности расти и воспитываться в семье? За социализацию таких детей ответственность несут пе...

«Социальная адаптация детей-инвалидов по слуху в обществе» через модернизацию физкультурного образования учреждений (специализация «футбол»)»

Данная методика представляет несомненную ценность для практиков и теоретиков, работающих в сфере решения  данных проблем....

Представление опыта по теме "Адаптация детей и подростков в социуме через развитие системы социального партнёрства"

Для адаптации человеку в обществе требуются определенные знания, способы деятельности и общения. Поэтому большое значение в социализации детей и подростков играет система дополнительного образования, ...

Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат обще...

Социальный проект Спортивная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья «Спорт-цель жизни»

Физкультурно-оздоровительная адаптация детей с ОВЗ с помощью спортивной и внеурочной деятельности в школе-интернате...