МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ЗАНЯТИЯХ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ
методическая разработка по физкультуре

Обучение тактике волейбола в общеобразовательной школе имеет ряд особенностей по сравнению со спортивной школой, которые надо обязательно учитывать при выборе соответствующей Методики. Эти особенности таковы: обучение проводится в условиях сильно ограниченного времени, отведённого на изучение данного раздела учебной программы; надо обучать волейболу фрагментарно, в соответствии с программой и возрастом занимающихся; одинаково обучать всех, независимо от их способностей и желания. На начальном этапе обучения тактике (индивидуальной, групповой, командной) обращают внимание учащихся на расположение игроков на площадке в тот или иной момент игры; на то, кому или куда (в какое место площадки), по какой траектории посылать мяч; какой игровой приём применить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx238.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЧИНКОВСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ЗАНЯТИЯХ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ

 Выполнил:  А.В. Степашин

тренер-преподаватель

МБОУ ДО Починковской ДЮСШ

 

Починки

2018

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…... 4

I.Обучение техники игры……………………………………………………......11

1.1.Обучение стойкам и перемещениям………………………………………..11

1.2.Обучение передаче мяча двумя руками сверху……………………………13

1.3.Обучение подачам мяча……………………………………………………..15

1.4.Обучение атакующим ударом………………………………………………17

1.5.Обучение приему мяча снизу двумя руками……………………………....20

1.6 Обучение приему мяча снизу и сверху с падением……………………….22

1.7 Обучение блокированию…………………………………………………....24

Список литературы………………………………………………………………29

Введение


        Учебная программа позволяет вносить изменения, и при желании всегда можно увеличить время, предназначенное для занятий волейболом, за счёт других разделов программы. Можно и вовсе заменить один из разделов программы, если нет условий для соответствующего обучения.

Школьные соревнования по волейболу во внеурочное время, проводимые параллельно с изучением раздела «Волейбол» на уроках, позволяют значительно расширить количество часов, отводимых на данный вид спорта. Кроме того, такие соревнования стимулируют обучение и повышают интерес к урокам. Учитывая вышесказанное, учитель всегда может набрать необходимое количество часов на изучение волейбола. Однако не надо забывать о том, что научить школьника играть в волейбол требуется к окончанию школы, а не ранее того. Распределение учебного материала по классам, со II по ХI, на 10 лет обучения, которое осуществляется поэтапно. Из года в год добавляется новый материал, что позволяет не распыляться, а сконцентрировать внимание на отдельных элементах, тем самым повышая качество обучения. Успешность обучения будет зависеть от того, насколько рационально использовать урочное время в свете оптимизации обучения.

Организация занятий должна быть такой, чтобы каждый школьник мог выполнять упражнения в течение всего урока и как можно меньше ждал своей очереди. Высокой моторной плотности занятия нельзя достичь при наличии одной волейбольной сетки и одного-пяти мячей. Такое возможно только при количестве учащихся до 16 человек. Занятия должны быть организованы так, чтобы в них принимали участие все школьники. К этому должна привести и смена игроков, причём время, проведённое тем или иным занимающимся на площадке, должно быть одинаковым - для всех.
Например, если при выполнении упражнения, проведении учебной игры или школьных соревнований учащихся больше 6, то смена производится круговым способом. При переходе игрок уходит из зоны второго номера и садится на скамейку, а очередной игрок со скамейки встаёт и направляется в зону первого номера. Аналогичным образом осуществляется замена и при любом другом количестве игроков на площадке.
Тактику разучивают параллельно с техникой. Если техника «говорит» о том, как надо правильно выполнять тот или иной приём (элемент), то тактика какой из приёмов в данный момент целесообразнее выполнить (выбрать), куда направить мяч и по какой траектории, где располагаться на площадке в той или иной игровой ситуации и т.д.
Правильное (наиболее рациональное в данных условиях) выполнение приёма позволяет выполнять тактические задачи. Поэтому техника и тактика, по моему мнению, должны разучиваться параллельно. На начальном этапе обучения тактика является одним из критериев правильности техники. Если игрок не может выполнить тактическую задачу, значит, его техника неверна. Например, если игрок, принимая мяч с подачи, не может точно адресовать его связующему игроку, значит, он выполняет данный приём неправильно.

Однако в методической литературе широко распространён другой подход. Приведу одну цитату, которая характерна для многих подобных книг: «К изучению разнообразных тактических вариантов приёмов игры следует приступать только после прочного овладения основами её техники». для обучения волейболу на уроках физической культуры в общеобразовательной школе это непозволительная роскошь: у учителя здесь нет такого количества времени, как у коллеги, работающего в спортивной школе или в секции. Кроме того, в школе дети разучивают приёмы игры постепенно, от года к году добавляя новые. Поэтому на уроках целесообразно играть в волейбол, используя только разученные приёмы игры, и приучать занимающихся к тактическим комбинациям, которые будут использоваться в дальнейшем. Обучение тактике в школе надо проводить параллельно с обучением технике. Как только учащиеся освоили начальные упражнения техники, которые выполняли индивидуально, они переходят к работе в парах, значит, пришло время для обучения тактике.

Такой подход гораздо эффективнее и требует меньше времени для обучения как технике, так и тактике, потому что здесь одно помогает другому. Дело в том, что дети не всегда понимают, почему надо так, а не иначе выполнять технические приёмы. Поэтому выполняют их так, как считают нужным в данных условиях, а условия эти сильно отличаются от игровых. Во-первых, стоят школьники на любом свободном месте, независимо от разметки площадки. Во-вторых, обучение проводится без сетки (в игре сетка будет сильно мешать начинающим). В-третьих, в игровой ситуации требуется гораздо чаще точно выполнять передачи своим игрокам, чем просто посылать мяч на сторону соперника.

В то же время разметку площадки и сетку можно и нужно использовать для обучения приёмам игры. Например, чтобы было понятно, почему не надо посылать мяч за голову партнёру, игрок должен располагаться около сетки спиной к ней. В этом случае мяч следует направлять по более высокой и крутой траектории, чтобы он падал у сетки, если его «никто не сыграет». Значит, при выполнении передачи надо активнее работать ногами и не допускать лишних движений кистями.

Кроме того, игрок, расположенный у сетки, учится играть так, чтобы не касаться её, а следовательно, уже привыкает к игровым условиям. В этом случае при переходе к игре сетка не будет для него лишним раздражителем. Второй пример дети нередко при выполнении передач расходятся далеко друг от друга. В связи с этим нарушается техника выполнения передач, так как не хватает сил, чтобы «докинуть» мяч до партнёра. В данном случае расположение одного игрока у сетки, а другого у трёхметровой линии позволяет фиксировать расстояние между игроками. К тому же они будут выполнять передачи в условиях, максимально приближённых к игровым как при первой, так и при второй передаче.

Кроме того, дети с трудом переключаются с одних условий работы на другие, да и для привыкания к новому месту требуется время. Именно поэтому тренировочное место на площадке должно быть таким же, как и в игре.

Обучение тактике волейбола в общеобразовательной школе имеет ряд особенностей по сравнению со спортивной школой, которые надо обязательно учитывать при выборе соответствующей Методики. Эти особенности таковы: обучение проводится в условиях сильно ограниченного времени, отведённого на изучение данного раздела учебной программы; надо обучать волейболу фрагментарно, в соответствии с программой и возрастом занимающихся; одинаково обучать всех, независимо от их способностей и желания. На начальном этапе обучения тактике (индивидуальной, групповой, командной) обращают внимание учащихся на расположение игроков на площадке в тот или иной момент игры; на то, кому или куда (в какое место площадки), по какой траектории посылать мяч; какой игровой приём применить.

Все вышеперечисленные методические рекомендации способствуют более быстрому обучению тактике волейбола и игре в целом. А это в свою очередь приводит к тому, что дети начинают проявлять больший интерес к волейболу и с удовольствием в него играют. Однако учителю не стоит огорчаться, если школьники слабо усвоят тактику игры на первом году обучения. Систематическая работа из года в год обязательно даст свои плоды и приведёт к хорошим результатам по окончании обучения ребят в школе.
Мячи и работа в парах. Мячи должны быть хорошего качества. В данном случае речь идёт об их шарообразности и жёсткости.

Невозможно выполнять тактические задачи (например, точно посылать мяч), если он не имеет шарообразной формы. Мяч тогда при подаче или передаче полетит «куда ему вздумается», и школьникам будет трудно оценить правильность своих действий.

Жёсткие мячи (низкого качества) сильно отбивают руки при выполнении нижних передач и подач, особенно девочкам. Отбивая руки, они тем самым отбивают желание выполнять упражнения и заниматься волейболом. В таких условиях никакая методика не поможет, а любые, даже самые хорошие упражнения будут бесполезны.

Для полноценного обучения тактике волейбола количество мячей должно быть таким, чтобы учащиеся могли заниматься в парах. Это одно из основных положений в методике обучения школьников тактике волейбола.

Учитывая то, что в игре в волейбол разрешены лишь три касания мяча на одной стороне площадки, а два раза подряд касаться мяча одному игроку запрещено, то на начальном этапе вся игра сводится к взаимодействию двух-трёх игроков. Остальные три-четыре игрока лишь должны быть готовы к такому взаимодействию, а значит, должны уметь выполнять те же игровые упражнения, приёмы, что и игроки, которым посчастливилось соприкоснуться с мячом. Поэтому основной акцент при обучении тактике игры на начальном этапе должен быть сделан на взаимодействии двух игроков.
Только после усвоения парных тактических упражнений можно переходить к упражнениям в тройках и в составе команды.

Упражнения в парах позволяют игрокам постоянно работать с мячом, а не находиться в состоянии ожидания его прилёта. Данное состояние психики не свойственно начинающим. Поэтому в командной игре они быстро «отключаются» и расслабляются, утрачивают возможность предвидеть развитие игровой ситуации, а следовательно, не способны продолжать игру, когда мяч вдруг (именно вдруг) попадёт к ним.

В данном аспекте упражнения в парах позволяют учащимся наработать некоторый тактический опыт, который потом помогает легче войти в командную игру. В таком случае каждый ученик уже знает, что нужно делать с мячом, находясь в том или ином месте площадки.

Волейбольные сетки и площадки. В стандартных школьных спортивных залах размерами 12 х 24 м можно проводить занятия с использованием трёх сеток, одной основной и двух дополнительных. Дополнительные сетки вешают параллельно основной на одинаковом расстоянии от средней линии и «лицевой» стены спортивного зала, причём дополнительные сетки можно подвешивать только за верхний край, не используя тросы. Это позволяет их быстро снимать и вешать в случае необходимости. Использование трёх сеток даёт возможность разделить спортивный зал на две равные игровые площадки (между ними - основная сетка). Каждая такая площадка ограничена боковыми линиями волейбольной площадки (продолженными до лицевой стены зала ограничительными линиями зоны подачи), средней линией спортивного зала и его лицевой стеной. В данном случае занятия проводятся не на стандартной, а на уменьшенных в два раза площадках. Это позволяет вдвое увеличить количество занимающихся.

Игровое поле

hello_html_21a205de.png

Рис.1.

С 1- первый судья; С2 - второй судья; С - секретарь; Л - судья на линии; П - подавальщик мяча; 1 - вытиральщик пола; Т - тренер; СИ - судья-информатор; ОТ - оператор табло.

Кроме того, ряд упражнений и игр можно проводить на ещё более уменьшенных площадках (1/4 и 1/8 площади спортивного зала), что позволяет значительно увеличить плотность занятий, а значит, их эффективность.

При игре на площадке в 1/4 зала один мяч будет приходиться на б игроков, а не на 12, то есть будет чаще контактировать с каждым из них. В данном варианте команды играют 3 х 3, остальные школьники находятся за пределами площадки и сменяют участников игры по кругу при переходе.

При игре на 1/8 спортивного зала играют пара на пар, что позволяет одновременно заниматься 32 учащимся (крестиками и ноликами обозначены игроки, занимающиеся на разных половинах зала). В этом случае один мяч приходится на четверых учеников, что очень эффективно на начальном этапе обучения. для обозначения площадок в данном случае удобно использовать бадминтонную разметку спортивного зала. Подобным же образом располагаются учащиеся при выполнении упражнений по изучению тактики в парах. один игрок находится у сетки, а второй - примерно в 3 м от неё.
Использование двух дополнительных сеток выгодно ещё и тем, что позволяет полноценно заниматься учащимся Х-ХI классов, так как при этом юноши и девушки занимаются одновременно, но с разными учителями, на разных половинах спортивного зала. Три сетки удобно использовать для обучения тактике и некоторым приёмам техники. Для этого учащиеся располагаются в парах с разных сторон всех трёх сеток.
В некоторых спортивных залах сетки вешают не поперёк, а вдоль зала, объединяя две из них в одну большую.

Три касания мяча на каждой стороне. Большинство игр и игровых упражнений должно проводиться с тремя касаниями мяча на каждой стороне площадки. Это обязательное условие заставляет школьников учиться управлять мячом, что является необходимой подготовкой к игре с нападающими ударами. В этом случае ученики вынуждены осуществлять групповые взаимодействия (тактические), из которых и складывается игра в волейбол.

Кроме того, обязательная игра в три касания на каждой стороне вовлекает в игровой процесс большее число учащихся. При этом отсутствует бессмысленная «перестрелка» двух-трёх игроков, находящихся по разным сторонам сетки.

Если при игре на счёт разрешены от одного касания мяча до трёх, то начинающие игроки, понимая, что лишнее касание - это возможная ошибка, первым же касанием посылают мяч на сторону соперников - дескать, пусть они там с ним «разбираются». Соперники, ребята тоже не промах, поступают аналогичным образом. В общем, начинается всем известная «перестрелка». Прекратить её у начинающих можно только одним способом - введением правила трёх обязательных касаний мяча на каждой стороне.

1. Обучение технике игры

1.1 Обучение стойкам и перемещениям

С изучения стоек и перемещений начинается освоение игры в волейбол, им постоянно надо уделять внимание в подготовительной части тренировочных занятий и в процессе совершенствования навыков технических приемов и тактических действий. Надо постоянно сочетать развитие физических качеств, Особенно быстроты, с изучением способов перемещений, а изученные перемещения с техническими приемами.


1.1.1. Подводящие упражнения

1. Выполнение перемещений медленно, по частям, с применением зрительных ориентиров и звуковых сигналов.

2. Броски и ловля набивного мяча: во время перемещения; после остановки различными способами; после остановки и поворота; последующим падением. Скорость перемещения постепенно увеличивают до максимальной. Броски выполняют, стоя лицом и спиной по направлению. Расстояние вначале 1-2м, затем 3-б м.

З. Упражнения в парах: один игрок бросает мяч вверх-вперед другой бежит, останавливается шагом (скачком), ловит мяч на уроне головы в положении приема мяча сверху двумя руками; разгибая ноги, плавным движением кистей бросает мяч партнеру и возвращается на место.

4. Упражнения в тройке: один игрок бросает мяч другому, тог после перемещения делает двойной шаг вперед, ловит мяч над головой и бросает его третьему, стоя к нему спиной.

5. Упражнения с падениями и перекатами после перемещения делают вначале на мягкой опоре, со страховкой, на небольшой скорости.

6. Очень осторожно надо подходить к обучению перемещениям спиной вперед, особенно с последующими падениями. В эти упражнения рекомендуется вводить имитацию приемов с падением, затем ловлю и броски набивного мяча.

1.1.2.Упражнения по технике

В упражнениях по технике совершенствуют навыки основных способов перемещения: отдельно каждого способа, сочетаний способов между собой, в сочетании с выполнением приемов с мячом.

1. Перемещение в колонне вдоль определенных границ площадки приставными шагами по 4 шага: лицом, правым боком, спиной, левым боком вперед. Чем ниже «посадка» и больше скорость, тем интенсивнее нагрузка.

2. Перемещёние заданным способом, на определенном участке - ускорение, остановка и имитация технических приемов.

3. Передача сверху (снизу) двумя руками над собой и перемещение различными способами, остановки.

4. Передачи сверху (снизу) во время перемещения с изменением направления после остановки: передача вперед-вверх, перемещение лицом вперед (бег, приставные шаги), передача над собой, передача назад за голову и перемещение спиной вперед, снова передача над собой и т. д. Более сложное задание - передачи только вперед и назад. То же, но перемещение вправо, влево.

5. Эстафеты с перемещениями различными способами, с выполнением различных заданий. Соревнование на скорость перемещения и точность попадания мячом (например, при передачах, приеме и т. п.).


1.2. Обучение передаче мяча двумя руками сверху

Данный прием является основным при организации нападающих действий. С него начинается овладение действиями с мячом. На протяжении всего периода обучения этот прием находится в центре внимания, а для связующих игроков совершенствование навыков верхней передачи составляет основу всех тренировочных занятий.

При передаче важны, во-первых, тонкий расчет движений в соответствии с направлением и скоростью полета мяча для своевременного принятия исходного положения, во-вторых, правильное воздействие руками на мяч. Это и следует учитывать в процессе обучения данному техническому приему.


1.2.1. Подводящие упражнения

1. Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения. Внимание акцентируется на следующих основных моментах техники: «мяч приближается» - выпрямиться и поднять руки вверх; «погасить скорость полета мяча» - незначительно согнуть руки в локтях и ноги в коленях; «передать мяч» - потянуться вперед-вверх, выпрямляя ноги и руки; принять исходное положение.

2. Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче, мяч на полу. Кисти рук располагаются таким образом, чтобы большие пальцы были направлены друг к другу, указательные под углом друг к другу, а все остальные обхватывают мяч сбоку-сверху. Мяч поднимается с пола в исходное положение над лицом (несколько повторений). Затем в исходном положении для передачи занимающемуся вкладывают волейбольный мяч (несколько раз), проверяя положение пальцев и степень их напряжения.
З. Передача сверху двумя руками волейбольного мяча, подвешенного на шнуре: на месте вперед-вверх, над собой, назад; после перемещения и остановки лицом к мячу и боком с последующим поворотом к мячу.

4. В парах: один занимающийся набрасывает мяч партнеру, тот верхней передачей возвращает ему мяч. Вначале броски выполняются точно по определенной траектории, затем траектория и направление изменяются.


1.2.2. Упражнения по технике

Упражнения по технике ставят занимающихся в различные, постепенно усложняющиеся условия.

1. Передачи над собой на месте, с изменением высоты и исходного положения (от высокой стойки до положения сидя и лежа), во время перемещений и после перемещения и остановки.

2. Упражнения у тренировочной стенки (гладкой): изменять высоту передачи, увеличивать и уменьшать расстояние от стены, чередовать передачи в мишень с передачами над собой, выполнять передачу в стену после того, как мяч отскочит от пола.
3. Сочетание передач: в стену; над собой и поворот кругом; в стену, стоя спиной к ней; снова поворот кругом и передача в стену и т.д.

4. Передачи в парах на месте; стоя лицом и спиной к партнеру расстояние варьируют - от 0,5 м до максимального, на которое способны (варьируют и высоту передачи).

5. То же, но один игрок на месте, другой перемещается, точно возвращая мяч передачей партнеру.

6. Передачи в опорном положении и в прыжке на точность в обручи (кольца) на сетке, на стойке; мишени на тренировочной стенке, на площадке.
7. Игры, способствующие совершенствованию навыков передачи: «Эстафеты у стены», «Мяч в воздухе», побеждает команда, до пустившая меньше падений мяча.

1.3. Обучение подачам мяча

Подача в волейболе занимает особое место, с нее начинается игра, подача сразу приносит очко. Если ошибается соперник при приеме, то очко присуждается подающей команде, если ошибка при подаче - команде соперника; подача может серьезно затруднить игрокам команды соперника прием и осуществление их тактических замыслов.
При обучении любому способу подачи подбор и последовательность подводящих упражнений и упражнений по технике примерно одинаковы.


1.3.1. Подводящие упражнения

1. Изучение исходного положения и подбрасывания мяча.
2. Подача мяча, установленного в держателе (рис 2). При обучении нижней прямой подаче применяют пружинный держатель; для изучения верхних подач больше приемлем держатель замковый. Подачу выполняют из-за лицевой линии через сетку (высота соответственно возрасту).

3. Подача в стену, расстояние 6-9 м, высота отметки на стене
2 м 20 см -3 м 50 см. Мяч должен коснуться стены выше отметки. То же через сетку.

4. Ударное движение верхних подач по мячу на резиновых амортизаторах.

hello_html_m312f3e1f.png

Рис.2 Подача по мячу в держателе

1.3.2.Упражнения по технике

1. Подача мяча на точность: в пределы площадки; в правую и левую, дальнюю и ближнюю ее половины; в три продольные части (4-5, 6-3, 1-2 зоны); в каждую из 6 зон; к боковым линиям (2,0-0,5 м); к лицевой линии; на партнера, располагающегося в различных точках площадки; двое партнеров стоят рядом, расстояние от 2,0 до 0,5 м - мяч направляют между ними. Применяют технические устройства: мишени, ограничители над сеткой, рамы и т. п.

2. Чередование способов подач по мере их изучения: нижней прямой и верхней прямой, верхней прямой и верхней боковой и т.д.

3. Подачи после выполнения интенсивных упражнений: прыжков, ускорений, кувырков и т.п. При этом условия выполнения упражнений надо приближать к игровым: занимающийся несколько раз блокирует, осуществляет серию нападающих ударов, прием мяча с падением, затем подачу на силу или на точность.

4. Выполнение большого количества подач подряд (в зависимости от уровня подготовленности).
5.Соревнования: на большее количество подач подряд без ошибок (в заданный участок), на заданное число попыток (учет ошибок). Подачам надо уделять внимание на каждом занятии. Если это не входит в задачу занятия, то в конце его занимающиеся выполняют 10-20 подач.

В процессе многолетней подготовки требования постепенно повышаются: от нижней подачи до сложных на силу, планирующих
в прыжке. Нельзя форсировать события - сразу изучать верхнюю прямую
подачу, но и нельзя сводить всю работу к изучению и совершенствованию
одного способа - той же верхней прямой подачи.

Если занимающиеся в совершенстве владеют подачами мяча
основными способами и уверенно действуют на приеме подачи это
надежная гарантия успешного выступления на соревнованиях.


1.4.Обучение атакующим ударам

Освоение атакующих ударов во многом зависит от развития скоростно-силовых качеств (прыгучести и динамической силы) и координационных способностей (пространственно-временной и мышечной координации) волейболиста. При разучивании атакующего удара применяют расчлененный метод: изучаются заключительное движение (финальное усилие) - замах и удар по мячу в опорном положении; прыжок вверх толчком двумя ногами с места и разбегу; удар в безопорном положении (в прыжке с места и после передвижения в один, два и три шага; удар с раз личных по высоте и расстоянию передач; удар при сопротивлении блокирующих. Упражнения и их методическая последовательность одинаковы по своему характеру для всех способов, атакующих ударов.

1.4.1. Подводящие упражнения

1. Прыжок толчком двумя ногами с места, взлет вертикальный; то же после перемещений и остановки; т же с поворотом на 90, 180 и 360°; прыжок вверх толчком двум ногами с разбегу в один, два, три шага. На последнем шаге впереди правая нога, левую приставляют к ней.

2. Овладение ритмом разбега: шаги по разметке, с помощью звуковых ориентиров (воспроизведение ритма шагов).

3. Освоение удара кистью по мячу: удар по волейбольному мячу кистью, стоя на коленях на гимнастическом мате. Замах небольшой, в момент удара рука выпрямлена; удар по мячу, закрепленному на резиновых амортизаторах; серия ударов по мячу у тренировочной стенки.

4. Бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега.
5.
 Нападающий удар по мячу, закрепленному на резиновых амортизаторах в прыжке: с места и с разбегу.

6. Нападающий удар через сетку по мячу, установленному в держателе (рис.3).

hello_html_mcbbb415.png

Рис.3 Прямой нападающий удар по мячу

7. Освоение удара по летящему мячу. Подбрасывание мяча на различную высоту и удар над головой: стоя на месте и в прыжке. То же в парах с передачи партнера.

8. Нападающий удар через сетку по мячу, направленному с помощью мячемета, позволяющего посылать мяч по строго установленной траектории. Если такого устройства нет, мяч подбрасывает тренер или партнер.

9. Нападающий удар с передачи.

1.4.2. Упражнения по технике

1. Атакующие удары из зон 4, 2, 3 - направление полета мяча совпадает с направлением разбега игрока: из зоны 4 в зону 5, из зоны 2 в зону 1 («по диагонали»). Передачи вначале из соседних зон и средние по высоте, затем высокие, низкие, удаленные от сетки, стоя спиной к нападающему, длинные (через зону), из глубины площадки.

2. Нападающие удары «по линии» - из зоны 4 в зону 1, из зоны 2 в зону 5. Характер передач и последовательность их усложнения такие же, как и при ударах «по диагонали».

3. Нападающие удары на точность. Применяют мишени, обозначают определенные участки на площадке. Удары вначале несильные, а площадь попадания большая. Затем силу (скорость) ударов увеличивают, а площадь попадания уменьшают.

4. Нападение при противодействии блокирующих. Смысл упражнений в том, что блоком («блок-щитки», имитатор блока, блокирующий игрок на подставке) закрыто какое-либо направление - ударом надо послать мяч в другом направлении. При этом все заранее обусловлено: закрыта линия удар по ходу или с переводом вправо (в зоне 4); закрыт «ход» - удар с переводом влево. И так во всех зонах и во всех направлениях. Вначале «блок» ставят заранее, затем он появляется в последний момент.

5. Нападающие удары: прямой, с переводом, боковой из зоны 4 с передачи из глубины площадки (зоны 6, 1), из зоны 2 с передачи из зон 6, 5.
6. Чередование способов нападающих ударов по мере их изучения из зоны 4, 3, 2 с передач из зоны З и 2 и из глубины площадки.
7. Имитация нападающего удара и «обман» (двумя или одной рукой в прыжке). Организация упражнений та же, что и при изучении нападающих ударов.
8. Имитация нападающего удара и передача в прыжке («откидка»). Нападающий удар с откидки. Откидку вначале выполняют вперед, затем назад, за голову. Передачу на удар осуществляют после подбрасывания над собой, затем с «первой передачи».

9. Нападающий удар по блоку «в аут». Блокирующие, стоя на подставке, располагаются у края сетки в зонах 2 и 4. Нападающий удар с переводом от блока под острым углом к сетке. Поочередное выполнение ударов по блоку и обманных ударов, обманных ударов и откидок.

10. Атакующие удары с задней линии из зон 2, 3, 4.

11. Выполнение нападающих ударов в системе нападения: со второй передачи игроком передней линии; с первой передачи - удар или откидка и удар с откидки через выходящего игрока задней линии из зон 1, 6, 5.

12. То же, но при противодействии блокирующих. Заранее все обусловлено: какая зона закрыта, какой удар надо сделать и в каком направлении.

1.5.Обучение приему мяча снизу двумя руками

1.5.1. Подводящие упражнения

1. Изучается положение рук, кисте рук (имитация). Затем отбивание волейбольного мяча, подвешенного на шнуре. Движение рук главным образом за счет разгибания ног, в плечевых суставах оно незначительное, в локтевых отсутствует. Основная задача - почувствовать положение рук в момент приема мяча, для этого можно держать в руках деревянный щит прижав к нему предплечья. Вначале на месте, затем после перемещения вперед, вправо, влево и остановки.

2. Прием мяча, наброшенного партнером. Расстояние 2-3 м, затем постепенно увеличивается до 10-15 м.

3. У стены: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение рук незначительно и производится преимущественно за счет разгибания ног. Чередование: передача сверху, прием снизу, то же сочетая с перемещениями.
4. Прием снизу, мяч посылать в стену ударом одной рукой.
5. Прием мяча в зоне 6, мяч через сетку набрасывает партнер.
Систематическое применение подготовительных (для развития специальных качеств) и освоение подводящих упражнений создает прочную основу для овладения навыками приема подачи в совершенстве.

1.5.2. Упражнения по технике

На начальном этапе обучения приему подачи обязательно использовать подачу нижнюю прямую, навык ее приема формируется при этом гораздо успешнее. Рекомендуется при приеме подачи мяч посылать в цель (обручи, участок площадки и т. п.).

1. Прием подачи в зоне 6 (5, 1) у линии нападения и первая передача в зону 3. Подача выполняется с расстояния 4-6 м от сетки из зоны 6, затем из-за лицевой линии, прием в 7-8 м от сетки. То же, первая передача в зону 2 и 4.
После того как занимающиеся уверенно овладели навыком верхней подачи и освоились с приемом нижней подачи, надо приступать к формированию навыка приема верхней прямой (боковой) подачи и подачи в прыжке. Для этого выполняют последовательно все упражнения, которые приведены применительно к нижней подаче. Однако в игре применение верхней подачи в опорном положении и в прыжке вводится только тогда, когда навык приема подачи учащиеся освоят достаточно прочно.
2. В парах: подача верхняя прямая (боковая, в прыжке) и прием, расстояние между волейболистами 8-10 м. То же, подача через сетку с расстояния 4-6 м и прием подачи в глубине площадки.

3. Занимающиеся располагаются в зонах 1, 6, 5 и 2, 3, 4. Остальные располагаются за лицевой линией на другой стороне. Первая серия - прием подачи и первая передача в зону 3, вторая серия - в зону 2, третья - в зону 4. Стоящие здесь игроки выполняют передачу над собой, ловят и возвращают мяч. После каждой серии приемов (4-6 попыток) игроки меняются местами: из зоны 1 в зону 5, из зоны 5 в зону 6, из зоны 6 в зону 1. После этого с приема подачи игроки идут к сетке, с передачи - на прием подачи. Потом подгруппы меняются ролями.

4. То же, что упражнение 3, но подачи чередуются: одна подача нижняя, вторая - верхняя; каждый занимающийся принимает две разных подачи подряд.
5. Прием подачи поочередно: в глубине площадки (ближе к лицевой линии) и в зоне нападения. Подачи на заднюю линию выполняются верхние (прямые, боковые), в прыжке, ближе к сетке Нижней прямой. Принимающий подачу располагается поочередно коридорах зон 6-3, 5-4, 1-2.

1. 6. Обучение приему мяча снизу и сверху с падением

Обучению приему мяча с падением предшествуют акробатические упражнения - перекаты и кувырки, упражнения с набивным мячом.
После этого приступают к упражнениям с волейбольным мячом.

1.6.1. Подводящие упражнения

1. Ловля набивного мяча в низкой стойке перекат назад на спину. То же, с выпадом правой ногой вперед-вправо (левой вперед-влево) и перекатом в сторону на бедро и спину.

2. С набивным мячом в руках - выпад правой ногой вперед-впрво, в момент падения вытолкнуть мяч вперед-вверх и выполнит перекат на бедро и спину.
3. Прием сверху двумя руками подвешенного мяча с падение и перекатом назад, то же снизу одной и двумя руками.

4. Прием сверху (снизу) подвешенного мяча с падением и перекатом в сторону на бедро (вправо и влево).

5. Прием мяча сверху и снизу с падением, мяч набрасывает или посылает передачей партнер.

6. Прием снизу одной рукой в падении вперед на руки перекатом на грудь-живот или со скольжением.

1.6.2.Упражнения по технике

1.В парах: партнер создает различные условия для приема снизу и сверху с падением, посылая мяч пере дачей, ударом одной рукой, в опорном положении или в прыжке то же, но партнеров разделяет сетка.
2. В тройках: один игрок из глубины площадки посылает мя через сетку в зону нападения и другие участки; второй, принимает мяч сверху с падением, стремится послать его партнеру к сетке для нападающего удара.

3. Прием подачи и нападающих ударов в различных зонах раз личными способами в опорном положении и в падении.

4. Прием мяча, отскочившего от сетки, - на месте и после перемещения (мяч бросают в разные участки сетки).

По мере овладения способами приема мяча вводят упражнения
с чередованием приемов, создавая для этого необходимые условия (мяч направляют передачей, ударом, ударом через сетку, подачей) Игра «Защита зоны»: занимающиеся посылают мяч через сетку атакующими ударами в определенную зону 10-20 раз подряд. Побеждает защитник, больше всех отразивший мячей.

1.7. Обучение блокированию

Еще бытует среди специалистов точка зрения, что блокированию можно (и нужно) учить только после того, как учащиеся освоили навык атакующего удара. Следуя этой логике, блокированию учат в лучшем случае в 13-14 лет, а то и в 15-16. Обучать же блокированию можно (и нужно!) с первых шагов обучения волейболу.

Суть блокирования заключается в том, чтобы своевременно
поставить руки на пути мяча, направленного со стороны соперника атакующим ударом. А это во многом зависит от определенных качеств и способностей, которые развивают с помощью специальных подготовительных упражнений.

1.7.1. Подводящие упражнения

Нельзя опускать сетку, чтобы облегчать условия для блокирования, искажаются пространственно временные игровые характеристики как для атакующего удара так и для блокирования (использовать подставку).

Методическая последовательность освоения упражнений такая:
вначале удары выполняют из одной зоны и в известном направлении, затем из двух соседних (4-3, 2-3), из трех (4,3,2,3,4 и т. д.), двух дальних
(4,2,4,2), также в известном для блокирующего направлении из
каждой зоны.

1.Задерживание мячей (резиновых, из поролона) над сеткой имитатором
блока, мячи бросают через сетку в прыжке «нападающие», блокирование
«блок-щитками», стоя на подставке (рис.4). Броски выполняют
вначале в одном, затем в различных направлениях и из разных зон.

hello_html_m2633855.png

Рис.4. Подводящие упражнения в блокировании


2. Блокирование, стоя на подставке, нападающих ударов, выполняемых по мячу, установленному в держателе. То же, стоя на площадке, задерживание мячей имитатором блока; от удара по мячу в держателе.
3. Блокирующий стоит у сетки в исходном положении. На другой стороне партнер подбрасывает мяч над сеткой и на расстоянии
10-30 см от нее. Блокирующий в прыжке отбивает ладонями мяч
в высшей точке взлета (предварительно отбивают подвешенный
мяч). То же, с обманными действиями подбрасывающего.
4. Блокирующий - на подставке, нападающий удар выполняют
с передачи: зона одна, направление ударов известно блокирующему (рис.5).

hello_html_m5e67d389.png

Рис.5. Блокирование, стоя на подставке

5. Нападающие удары выполняют из двух соседних зон (4-3, 2-3),
дальних (2-4); блокирующий знает, из
 какой зоны будет выполнен удар
и
 в каком направлении (сигнал дается с опережением передачи на удар).
6. Обучение групповому блокированию происходит в такой же
последовательности, как и обучение одиночному. Основное внимание уделяется согласованности действий блокирующих: своевременность прыжка и выноса рук над сеткой, «плотность» блока.

1.7.2. Упражнения по технике

Условия выполнения блокирования постепенно усложняются. Если зона, откуда будут производиться нападающие удары, известна, то варьируют передачи (средние, высокие, низкие, из глубины площадки, стоя лицом и спиной к нападающему), способы ударов (прямой, боковой, с переводом вправо, влево), направления («диагональ», «линия») и т. п. Если зона неизвестна, то удары чередуют от боковых линий и в глубине площадки - вначале это соседние зоны, затем дальние, с задней линии. Причем передачи вначале высокие, затем средние и низкие.

Взяв за основу эти указания и упражнения, представленные в раз деле передач и нападающих ударов, можно составить упражнения для совершенствования навыков блокирования. Здесь внимание должно быть сосредоточено на совершенном овладении навыкам индивидуального (одиночного) блокирования. Это важно для успешного построения индивидуальной защиты над сеткой и во взаимодействии на блоке двух (трех) игроков.

1. Блокирующий на подставке, атакующие удары выполняются из зон 4 или З с передачи из зоны 2. Из какой зоны будет выполнен удар, блокирующий не знает, но ему известно направление удар из каждой зоны. То же, но блокирующий стоит на площадке, блокирование в прыжке.

2. Блокирующий на подставке, удары выполняются из зоны 6 или 2 с передачи из зоны 3, стоя лицом и спиной к нападающему: зона удара неизвестна, направления ударов известны. То же, но блокирующий на площадке, блокирование в прыжке.

3. Блокирующий на подставке, удары выполняются поочередно из зон 4, 3, 2, 4 и т.д. с передачи из зоны 3. Направление удар и зона неизвестны. То же, но блокирующий стоит на площадке, блокирование в прыжке.

4.Блокирующий на подставке, на противоположной стороне
выполняют групповые тактические действия в нападении, в них участвуют игроки зон 4, 3 и 2 с передачи связующего игрока. Зона и направления удара неизвестны блокирующему. То же, но блокирующий стоит на площадке.

5. Блокирующих на подставке трое, нападающие удары выполняются поочередно из зон 4, 3, 2 с собственного подбрасывания блокирование вдвоем ударов из зон 4 и 2, втроем удара из зоны Направление ударов вначале известно, затем нет. То же, но блокирующие стоят на площадке.

6. То же, что 5, но удары выполняются с передачи связующего на границе зон 3 и 2. Мяч связующему направляют из глубины площадки, кому будет вторая передача блокирующие не знают. То же, но с приемом подачи.
7. Блокирующие на подставке, противодействие тактическим комбинациям, действия атакующих блокирующим известны, направление удара неизвестно. То же, но блокирующие стоят на площадке, блокирование в прыжке.
В упражнениях по технике все внимание уделяется «технической стороне» блокирования; в разделах тактической, физической и интегральной подготовки вопросы блокирования также отражены.

Список литературы

1.Беляева А.В. Волейбол. – М., 2000.

2. Железняк Ю.Д. Спортивные игры: учебное пособие. –М.: Академия 2004.

3.Железняк Ю.Д., и Войлов А.А. Волейбол: учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М.: Физкультура и спорт, 1978.

5. Железняк Ю.Д. Основы обучения волейболу детей 11-14 лет: методическое пособие. - М., 1961.

6.Железняк Ю.Д. Оборудование для занятий волейболом. // “Физкультура в школе”. -М., 1961.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баскетбол: Рабочая программа занятий спортивной секции для учащихся 5- 9 классов общеобразовательной школы.

Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержани...

из опыта «Повышение уровня физической и технической подготовки студентов на занятиях спортивными играми»

В  связи с изменяющимися условиями учебы, требования, предъявляемые к занятиям физической культурой и спортом, повышаются, как и требования к личности студента, и к уровню его достижений в учебе....

Конспект занятия спортивной секции

Раздел: основы знанийТема занятия: Значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья. Тестовые задания для определения уровня физической подготовки на начало учебного г...

Конспект занятия спортивной секции

Раздел: легкая атлетикаТема занятия: Вводный инструктаж по ТБ. Разновидности ходьбы. Подвижная игра «Черные и белые»....